Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2015 в 02:03, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является исследование учета и анализ фонда оплаты труда.
Для достижения поставленной цели в ходе работы необходимо решить следующие задачи:
изучить теоретические основы организации учета и анализа фонда оплаты труда;
рассмотреть методику анализа фонда оплаты труда;
ознакомиться с организационно – экономической характеристикой учреждения;
внести предложения по усовершенствованию учета фонда оплаты труда.
Из таблицы видно, что общий фонд оплаты труда в 2014 г. уменьшился на 2193490 руб., а именно у административного персонала в 2014 г. уменьшился на 239996 руб. и у педагогического персонала на 1324332 руб. Это произошло за счет уменьшения заработной платы. Фонд оплаты административного персонала в 2014 г. уменьшился на 239996 руб.; руководителей структурных подразделений персонала уменьшился в 2014 г. на 34376 руб. Значительное сокращение ФОТ произошло у руководителей структурных подразделений на 34376 руб.
Наглядно увидеть изменения фонда оплаты труда по категориям работников за 2013 и 2014 гг. можно на рисунке 1 и 2.
Рисунок 1 - Фонд оплаты труда по категориям работников ГАПОУ «Медногорский индустриальный колледж» за 2013 год.
Рисунок 2 – Фонд оплаты труда по категориям работников ГАПОУ «Медногорский индустриальный колледж» за 2014 год.
2.4 Анализ использования фонда оплаты труда
Образование относится к сфере продуктивных вложений. Во многих странах мира основным источником финансирования расходов на образование являются средства бюджета.
Рыночные преобразования в России существенно расширили возможности образовательных учреждений по привлечению денежных средств по финансированию своей основной деятельности. Образовательные учреждения имеют право привлекать финансовые ресурсы, в том числе валютные, за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных услуг, предусмотренных уставом, а также добровольных пожертвований и целевых взносов юридических и физических лиц. Привлечение образовательным учреждением дополнительных средств не влечет за собой снижения нормативов и абсолютных размеров его финансирования из бюджетной системы.
Оплата труда в учреждении осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 4.02.1999 г. №22-ФЗ «Об упорядочении оплаты труда работников организаций бюджетной сферы». Названный Закон устанавливает, что оплата труда работников бюджетных учреждений осуществляется в соответствии с Единой тарифной сеткой по оплате труда работников организаций бюджетной сферы. На учреждении лежит обязанность уплачивать единый социальный налог (взнос). Порядок и условия его уплаты установлены главой 24 Налогового кодекса РФ.
Размеры и условия оплаты труда работников не снижены и не ухудшены по сравнению с размерами и условиями оплаты труда, предусмотренными Трудовым кодексом Российской Федерации. Обеспечена зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации. Обеспечена работодателем равная оплата за труд равной ценности при установлении размеров окладов (должностных окладов), выплат компенсационного и стимулирующего характера, а также недопущение какой бы то ни было дискриминации - различий, исключений и предпочтений, не связанных с деловыми качествами работников.
Установлены размеры выплат компенсационного характера не ниже размеров, установленных трудовым законодательством. Коллективным договором установлены размеры и определены условия осуществления выплат стимулирующего характера. Установление размеров должностных окладов руководителя учреждения осуществляется в кратном отношении к средней заработной плате работников основного персонала, а его заместителей и главного бухгалтера - в размере на 10-30 процентов ниже должностного оклада руководителя учреждения.
Районный коэффициент не учитывается в расчетах ФОТ и начисляется на заработную плату работников учреждения.
Выплата заработной платы и социальных выплат в учреждении в течение анализируемого времени производилась своевременно и в полном объеме.
В процессе анализа формирования фонда оплаты труда выявляется изменение структурных выплат по каждому направлению его расходования, определяется средняя заработная плата и средний доход одного среднесписочного работника и по категориям персонала выявляются причины, под воздействием которых произошли изменения в средней заработной плате и доходе, проводится проверка отклонений в расходовании этого фонда от плана в целом по организации, по отдельным подразделениям, категориям и группам работающих, выявляются основные причины абсолютных и относительных отклонений, определяются значимости каждого фактора, вызвавшего положительные или отрицательные отклонения в расходовании фонда оплаты труда и подготовка мероприятий по использованию положительных и устранению отрицательных влияний на общий расход фонда оплаты труда, разрабатываются мероприятия по совершенствованию системы оплаты труда и их экономическое обоснование.
Проведение анализа предполагает использование определенной базы. Это – статистическая и бухгалтерская документация, утвержденные нормативы расходования средств, другие плановые и отчетные документы. В процессе анализа следует использовать следующие документы: штатные расписания, положения об оплате труда и коллективный договор данной организация; положение о премировании; расчетные ведомости по премированию, оказанию материальной помощи, разовым вознаграждениям, другие документы.
Анализ направлен на оценку использования фонда оплаты труда и других расходов работодателя на содержание рабочей силы по отдельным элементам затрат или необоснованного снижения (повышения) заработной платы по сравнению с рыночной ценой труда. Он должен проводиться периодически, чтобы убедиться в соответствии фактических данных запланированным показателям. Объективная оценка складывающейся ситуации с расходованием средств на оплату труда требует комплексного подхода, предполагающего анализ всей системы взаимосвязанных показателей.
Выбор объекта и периодичности анализа зависит от решаемых задач в области планирования и расходования средств на оплату труда, а также от степени охвата и глубины намеченного изучения.
Полученная после проведения анализа информация призвана служить основанием для выработки управленческих решений, обеспечивающих более рациональное расходование фонда оплаты труда и в целом затрат работодателя на рабочую силу. Анализ расходов на рабочую силу необходим всегда, чтобы поддерживать высокую конкурентоспособность и рентабельность организации, создавать благоприятные условия для развития персонала.
Таблица – Анализ использования заработной платы по видам выплат ГАПОУ «МИК»
Показатели |
Сумма фонда заработной платы |
Выполнение плана, % | |||
По смете |
Фактически | ||||
Сумма, тыс. руб. |
Удельный вес, % |
Сумма, тыс. руб. |
Удельный вес, % | ||
Основная заработная плата штатного персонала |
11752,5 |
71,8 |
11752,5 |
71,8 |
100 |
Дополнительная заработная плата |
2466,8 |
15 |
2466,8 |
15 |
100 |
Прочие выплаты: -праздничные -премии -индексация -различные надбавки -иные выплаты |
2154,6 |
13,2 |
2154,6 |
13,2 |
100 |
94,5 |
0,6 |
94,5 |
0,6 |
100 | |
1500,00 |
9,2 |
1500,00 |
9,2 |
100 | |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
100 | |
325,6 |
2 |
325,6 |
2 |
100 | |
234,5 |
1,4 |
234,5 |
1,4 |
100 | |
Итого |
16373,9 |
100 |
16373,9 |
100 |
100 |
В соответствии с планом учреждения на 2013год фонд оплаты труда составляет 16373,9 тыс. руб. Исполнено плановых назначений 16373,9 руб., что составляет 100% от фактически поступивших выплат.
Расходы на выплату заработной платы выполнены в полном объеме.
Основная заработная плата составляет 11752,5 руб., а дополнительная – 2466,8 руб.
Наибольший удельный вес в заработной плате составляет основная - 71,8 %, дополнительная – 15 %,а прочие выплаты составляют 13,2 %.
Отследим динамику изменений заработной платы по категориям работников ГАПОУ "Медногорский индустриальный колледж". Проведем анализ соотношений темпов роста средней заработной платы по категориям сотрудников (таблица )
Таблица – Соотношения темпов роста средней заработной платы по категориям работников ГАПОУ «МИК»
Показатели |
2013 год |
2014 год |
Абсолютное отклонение |
Темп роста, % |
Месячный ФОТ (руб.) |
1547282,5 |
1364492,00 |
– 182790,5 |
88 |
В том числе: |
1547282,5 |
1364492,00 |
– 182790,5 |
88 |
- административный персонал |
289233,00 |
269233,00 |
20000 |
93 |
- руководители структурных подразделений |
59873,00 |
57008,00 |
2865 |
95 |
- педагогический персонал |
674678,00 |
564317,00 |
110361 |
83 |
- учебно – вспомогательный персонал |
24576,00 |
23567,00 |
1009 |
96 |
- обслуживающий персонал |
498922,5 |
450367,00 |
48555,5 |
90 |
Штатная численность (шт. ед.) |
125,0 |
114,0 |
11 |
91 |
В том числе: |
125,0 |
114,0 |
11 |
91 |
- административный персонал |
8,0 |
7,0 |
1 |
87 |
- руководители структурных подразделений |
3,0 |
3,0 |
– |
100 |
- педагогический персонал |
60,0 |
54,0 |
6 |
90 |
- учебно – вспомогательный персонал |
4,0 |
3,0 |
1 |
75 |
- обслуживающий персонал |
50,0 |
47,0 |
3 |
94 |
Среднемесячная з/п работника (руб.) |
12378,26 |
11969,23 |
409,03 |
97 |
В том числе: |
12378,26 |
11969,23 |
409,03 |
97 |
-административный персонал |
36154,13 |
38461,86 |
2307,73 |
106 |
- руководители структурных подразделений |
14968,25 |
19002,60 |
4034,35 |
127 |
- педагогический персонал |
11244,63 |
10450,31 |
794,32 |
93 |
- учебно – вспомогательный персонал |
6144,00 |
7855,67 |
1711 |
128 |
- обслуживающий персонал |
9978,45 |
9582,28 |
396,17 |
96 |
Из таблицы видно, что годовой фонд оплаты труда в 2014 году увеличился (уменьшился) на .. руб. ( %) из – за общего повышения заработной платы работникам бюджетной сферы. В том числе:
3 Предложения по совершенствованию фонда оплаты труда
Необходимость в совершенствовании системы оплаты труда работников организаций бюджетного сектора экономики назрела в связи с падением престижа труда основных категорий работников этого сектора экономики: врачей, учителей, преподавателей, ученых, работников культуры и искусства, государственных служащих и других из – за ошибочно возникшей негативной тенденции отведения этим сферам второстепенной роли в экономике страны.
Вопросы совершенствования оплаты труда работников бюджетной сферы и государственных органов должны рассматриваться в комплексе для всех категорий работников с учетом анализа действующего законодательства, соблюдения обоснованных пропорций и единых принципов.
В основу подготовки предложений по совершенствованию оплаты труда работников бюджетных организаций должны быть положены следующие основные принципы:
Учет труда и его оплаты должен быть организован так, чтобы способствовать повышению производительности труда, улучшению организации труда, повышению заработной платы, нормированию труда, полному использованию рабочего времени, укреплению дисциплины труда.
В настоящее время министерствами, госкомитетами, ведомствами осуществлена разработка проектов Положений о системе оплаты труда работников соответствующих государственных учреждений с учетом примерных положений об оплате труда работников бюджетных учреждений.