Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 20:24, курсовая работа
Система «директ-костинг» позволяет решать стратегические задачи по управлению предприятием, представляет данные для максимизации маржинального дохода, для решения вопросов установления и регулирования цен на продукцию, для разработки инвестиционной и инновационной программы в части сокращения или расширения производственных мощностей и модернизации оборудования, для принятия решений о целесообразности получения дополнительного заказа.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ СИСТЕМЫ «ДИРЕКТ – КОСТИНГ»………………………………………………………………………… 5
1.1. Методологические и исторические аспекты становления системы «Директ-костинг»……………………………………………………………………………... 5
1.2 Классификация затрат в системе «Директ-костинг»…………………………. 9
ГЛАВА 2. ДЕЙСТВУЮЩАЯ ПРАКТИКА УЧЕТА ЗАТРАТ И КАЛЬКУЛИРОВАНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ НА ОСНОВЕ СИСТЕМЫ «ДИРЕКТ - КОСТИНГ»………………………………………………………… 17
2.1 Организация учета затрат и результатов по системе «Директ-костинг»…... 17
2.2 Маржинальный анализ себестоимости и прибыли…………………………. 21
2.3 Принятие управленческих решений по результатам анализа в системе «Директ-костинг»…………………………………………………………………. 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….. 35
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………… 38
Таким образом, ежемесячно счет 40 “Выпуск продукции (работ, услуг)” закрывается и сальдо на отчетную дату не имеет. Аналитический учет по счету 40 “Выпуск продукции (работ, услуг)” организуется, как правило, по видам выпускаемой продукции или по структурным подразделениям организации. В целях управления в конкретной организации могут потребоваться иные аспекты группировки информации на данном счете.
Следующий вариант учета затрат на производство предусматривает разделение затрат на условно-переменные и условно-постоянные, подсчет сокращенной (частичной) производственной себестоимости и списание условно-постоянных затрат на уменьшение доходов в том отчетном периоде, в котором они возникли.
Общий подход к организации данного варианта учета заключается в следующем. Как мы отмечали, условно-переменные расходы связаны непосредственно с производственным процессом и находятся в прямой зависимости от объемов выпускаемой продукции. В общем виде они включают прямые материальные затраты (сырье, материалы, топливо и энергию на технологические цели, работы и услуги сторонних организаций и т. п.), прямые трудовые расходы (оплата труда, обязательные отчисления на социальное страхование и обеспечение), производственные косвенные расходы. Последний вид расходов можно с некоторой долей условности сравнить с общепроизводственными расходами, которые обычно относятся на счет 25 “Общепроизводственные расходы”.
В отличие от условно-переменных, условно-постоянные расходы не зависят от объемов производства. Они представляют собой совокупность расходов на управление, хозяйственное обслуживание производства, сбыт продукции. За редким исключением к условно-постоянным расходам можно отнести те затраты, которые при традиционном варианте учета затрат на производство регистрируются по дебету счета 26 “Общехозяйственные расходы”.
Прямые условно-переменные расходы собираются в бухгалтерском учете на счетах 20 “Основное производство” и 23 “Вспомогательные производства”. Косвенные условно-переменные расходы предварительно накапливаются на счете 25 “Общепроизводственные расходы”, а затем ежемесячно переносятся на счета 20 “Основное производство” и 23 “Вспомогательные производства”. Условно-постоянные расходы в части общих управленческих и хозяйственных затрат отражаются на счете 26 “Общехозяйственные расходы”, а в части сбытовых расходов — на счете 44 “Расходы на продажу”. В организациях, имеющих незначительный объем сбытовых расходов, могут оказаться целесообразными отказ от использования счета 44 “Расходы на продажу” и организация учета этих затрат на счете 26 “Общехозяйственные расходы”.
Суммы
фактической себестоимости
Условно-постоянные расходы, собранные на счетах 26 “Общехозяйственные расходы” и 44 “Расходы на продажу”, в конце каждого отчетного периода полностью списываются на результаты продажи продукции (работ, услуг) за данный период: по дебету счета 90 “Продажи” и кредиту счетов 26 “Общехозяйственные расходы” и 44 “Расходы на продажу”.
Описанный вариант, так же как и традиционная схема учета затрат на производство, может быть реализован с использованием счета 40 “Выпуск продукции (работ, услуг)”. При этом записи в части учета условно-переменных расходов делаются по аналогии с описанными выше.
При планировании производственной деятельности часто используют анализ затраты — объем — прибыль. Если определен объем производства, то в соответствии с портфелем заказов благодаря этому анализу можно рассчитать величину затрат и продажную цену, чтобы организация могла получить определенную величину прибыли, как балансовую, так и чистую. При помощи данных анализа легко просчитать различные варианты производственной программы, когда изменяются, например, затраты на рекламу, цены на продукцию или поставляемые материалы, структура производства. Иначе говоря, анализ “затраты — объем — прибыль” позволяет получить ответ на вопрос, что мы будем иметь, если изменится один параметр производственного процесса или несколько таких параметров.
Анализ
затраты — объем — прибыль —
Анализ
соотношения затраты — объем —
Анализ затраты — объем — прибыль позволяет отыскать наиболее выгодное соотношение между переменными затратами, постоянными затратами, ценой и объемом производства продукции. Главная роль в выборе стратегии поведения предприятия принадлежит маржинальной прибыли. Очевидно, что добиться увеличения прибыли можно, увеличив величину маржинальной прибыли. Достичь этого возможно разными способами: снизить цену продаж и соответственно увеличить объем реализации; увеличить постоянные затраты и увеличить объем; пропорционально изменять переменные, постоянные затраты и объем выпуска продукции.
Величина
маржинальной прибыли в расчете
на единицу продукции также
Одним словом, в использовании маржинальной прибыли заложен ключ к решению проблем, связанных с затратами и доходом предприятий.
Анализ затраты — объем — прибыль часто называют анализом величин в критической точке. Под критической точкой понимается та точка объема продаж, в которой затраты равны выручке от реализации всей продукции.
Цель анализа величин в критической точке состоит в нахождении уровня деятельности (объема производства), когда выручка от реализации становится равной сумме всех переменных и постоянных затрат, причем прибыль организации равна нулю, т. е. это тот объем продаж, при котором предприятие не имеет ни прибыли, ни убытка. Таким образом, критической является точка, с которой организация начинает зарабатывать прибыль. Эту точку называют также “мертвой”, или точкой безубыточности, или точкой равновесия. В литературе часто можно встретить обозначение этой точки как точки рентабельности.
Для
вычисления взаимосвязи между затратами, о
Рассмотрим каждый из этих методов на конкретном примере.
Организация планирует продавать на рынке авторучки. Она может приобретать за 0,8 руб., а продавать по 1 руб. за каждую. Единовременная арендная плата за место (условно) составляет 20 руб. Сколько ручек нужно продать, чтобы достигнуть критической точки?
Метод уравнения. Любой отчет о финансовых результатах может быть представлен в виде следующего уравнения:
Выручка - Переменные затраты- Постоянные затраты = Чистая прибыль
Обратимся к нашему примеру. Пусть Х равно количеству единиц, которые необходимо продать, чтобы достигнуть критической точки.
1Х-0,8Х-20 = 0
0,2Х = 20 руб.;
Х = 20 руб. / 0,2 руб. = 100 единиц.
Метод маржинального дохода — это модификация предыдущего. Маржинальный доход равен выручке от реализации минус переменные затраты.
Маржинальный доход на единицу равен цене минус удельные переменные расходы: 1 руб.–0,8 руб. = 0,2 руб.
Критическая точка определяется путем деления постоянных расходов на маржинальный доход на единицу: 20 руб. / 0,2 руб. = 100 руб.
Отчет о финансовых результатах в критической точке может быть представлен в следующем виде, показанном в табл. 1.
Таблица 1
Финансовые результаты в критической точке
Показатель |
Всего, руб. |
На единицу, руб. |
Выручка (1 руб. х 100 ед.) |
100 |
1 |
Переменные расходы (0,8 руб. х 100 ед.) |
80 |
0,8 |
Маржинальный доход |
20 |
0,2 |
Постоянные расходы |
20 |
- |
Чистая прибыль |
0 |
- |
Графический метод. График показывает взаимосвязь выручки (доходов), затрат, объема продукции, прибыли (убытков).
Подставим отдельные компоненты наших расчетов графически (см. рис. 1).
Рис. 1. Компоненты графического метода нахождения критической точки
Теперь скомплектуем переменные и постоянные расходы в отдельные графики, используя два подхода (рис. 2).
Рис. 2. Комплект переменных и постоянных расходов
Заметьте, что линия общих расходов одинакова при любом варианте.
Введем линию выручки (рис. 3).
Рис. 3. Линия выручки
График, который представляет линию постоянных расходов над переменными (вариант 1), более удобен для бухгалтеров, так как на нем лучше виден размер маржинального дохода. Линия выручки и линия переменных расходов выходят из нулевой точки, и расстояние между линиями по вертикали дает маржинальный доход при любом объеме.
Теперь составим комплексный график (рис. 4).
Критическая точка (мертвая точка или точка перелома) образуется от пересечения линии выручки (ОД) и линии суммарных расходов (ВС).
Рис. 4. Комплексный график
Обратите
внимание, что на графике видна
область прибыли и убытков
при различных вариантах
Заметьте, что выручка и переменные расходы изменяются прямо пропорционально относительно физического объема, в то время как постоянные расходы неизменны при любом объеме.
Очень часто для более эффективного управления организацией нужна информация о том, сколько товара необходимо продать, чтобы получить определенный размер прибыли (например, 16 руб.). Анализ затраты — объем — прибыль может помочь руководству в решении этого вопроса. Попробуем найти ответ разными способами.
Начнем с метода уравнения.
Пусть Х — это количество ручек, которое необходимо продать, чтобы получить заданную прибыль. Тогда: Выручка-Переменные расходы-Постоянные расходы = Заданная прибыль.
1Х-0,8Х-20 руб. = 16 руб.;
0,2Х = 36 руб.;
Х = 36 руб. / 0,2 руб. = 180 единиц.
Финансовый отчет примет вид, показанный в табл. 2.
Таблица 2
Финансовый отчет
Показатель |
Всего, руб. |
Выручка (1 руб. х 180 ед.) |
180 |
Переменные расходы (0,8 руб. х 180 ед.) |
144 |
Маржинальный доход |
36 |
Постоянные расходы |
20 |
Прибыль |
16 |
График на рисунке 4 показывает, что при объеме реализации 180 единиц будет получена прибыль. Ее размер определяется как разница по вертикали между линиями ОД и ВС. Она равна 16 рублям.
Можно использовать и метод маржинального дохода. В этом случае сумму заданной прибыли необходимо отразить в числителе вместе с суммой постоянных расходов:
Х = |
Постоянные расходы + Заданная прибыль |
Маржинальный доход на единицу | |
Х = |
20 рублей + 16 рублей |
0,2 рубля за единицу |
Х = 180 единиц.
Кроме
того, с помощью анализа затраты —
1Х-0,8Х-20 руб. = 0,0889 х (1Х)
1Х-0,8Х-0,0889Х = 20 руб.
0,1111Х = 20 руб.
Х = 20 / 0,1111 = 180 единиц.
При
использовании маржинального
Х = |
20 рублей + 0,0889 (1Х) |
0,2 рубля за единицу |
0,2Х = 20 рублей + 0,0889 (1Х)
0,1111Х = 20 рублей
Х = 20 / 0,1111
Х = 180 единиц.
Следует помнить, что в основе анализа лежат определенные допущения, и нужно непременно выяснить, соответствует ли им реальная ситуация. Если меняются условия, то изменится и поведение затрат. Игнорирование допущений анализа затраты — объем — прибыль может привести к необоснованным решениям и прочим негативным явлениям.
Многое
допущения, которые лежат в основе
анализа, могут практически изменить
полностью результат, лежащий за
пределами области
Второй график показывает, что соотношение выручки и расходов может реально действовать только внутри области релевантности.
Информация о работе Учет затрат и калькулирование себестоимости на основе системы Директ - Костинг