Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 20:24, курсовая работа
Система «директ-костинг» позволяет решать стратегические задачи по управлению предприятием, представляет данные для максимизации маржинального дохода, для решения вопросов установления и регулирования цен на продукцию, для разработки инвестиционной и инновационной программы в части сокращения или расширения производственных мощностей и модернизации оборудования, для принятия решений о целесообразности получения дополнительного заказа.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ СИСТЕМЫ «ДИРЕКТ – КОСТИНГ»………………………………………………………………………… 5
1.1. Методологические и исторические аспекты становления системы «Директ-костинг»……………………………………………………………………………... 5
1.2 Классификация затрат в системе «Директ-костинг»…………………………. 9
ГЛАВА 2. ДЕЙСТВУЮЩАЯ ПРАКТИКА УЧЕТА ЗАТРАТ И КАЛЬКУЛИРОВАНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ НА ОСНОВЕ СИСТЕМЫ «ДИРЕКТ - КОСТИНГ»………………………………………………………… 17
2.1 Организация учета затрат и результатов по системе «Директ-костинг»…... 17
2.2 Маржинальный анализ себестоимости и прибыли…………………………. 21
2.3 Принятие управленческих решений по результатам анализа в системе «Директ-костинг»…………………………………………………………………. 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….. 35
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………… 38
Поведение затрат зависит от взаимодействия многих факторов. К ним относятся: физический объем, цены на сырье, материалы, покупные полуфабрикаты, производительность, изменение технологии производства, войны, забастовки, законодательство и т.д. Любой анализ основывается на допусках поведения затрат, объема и выручки. Изменение ситуации приведет к изменениям графика и перемещению точки перелома. Использование анализа соотношения затраты — объем — прибыль принесет большую отдачу, если вы понимаете взаимоотношения факторов, влияющих на прибыль и особенно на затраты.
Метод
маржинального анализа
Чем выше разница между продажной ценой изделий и суммой переменных затрат, тем выше маржинальный доход и уровень рентабельности. Деление издержек на постоянные и переменные имеет важное значение для управления и анализа деятельности предприятия, в частности для принятия решений об ассортиментной политике, а также о закрытии или объявлении банкротства в случае убыточной деятельности.
Теперь покажем на примере, каким образом использование метода учета затрат и калькулирования по сокращенной себестоимости может способствовать принятию решений об ассортименте выпускаемой продукции. Предположим, предприятие производит и реализует три изделия:
Переменные издержки на производство и сбыт изделия “А” составляют 21 000 руб., изделия “Б” — 36 000 руб., изделия “В” — 23 000 руб., итого — 80 000 руб. Постоянные издержки предприятия составили 30 000 руб. и были распределены между изделиями пропорционально переменным издержкам. Рассчитаем затраты предприятия на производство и реализацию единицы каждого из этих изделий (таблица 3).
Таблица 3
Затраты предприятия на производство и реализацию продукции (руб.)
Показатель |
Изделие | ||
А |
Б |
В | |
Переменные затраты |
21,0 |
30,0 |
15,3 |
Постоянные затраты |
7,9 |
11,3 |
5,7 |
Полная себестоимость |
28,9 |
41,3 |
21,0 |
Цена |
35,0 |
40,0 |
25,0 |
Прибыль |
+6,1 |
-1,3 |
+4,0 |
Как видно из данной таблицы, прибыль на единицу изделия “Б” является отрицательной величиной. Однако прежде чем принимать решение о том, сохранить это изделие в ассортименте или отказаться от его производства, необходимо рассчитать прибыль предприятия от реализации всех производимых им изделий. Для получения прибыли важно, чтобы сумма выручки превышала сумму переменных затрат.
В рассмотренном примере общая выручка от реализации всех изделий составляет 120 500 руб. (35 000 + 48 000 + 37 500), валовые издержки предприятия 110 000 руб. (80 000 + 30 000), а прибыль предприятия от реализации всех изделий составила 10 500 руб. (120 500-110 000).
Поскольку
предприятие имеет в
В случае отказа от производства изделия “Б” выручка предприятия сократится на объем выручки от реализации этого изделия и составит 72 500 руб. (120 500-48 000). При этом также сократятся издержки предприятия на сумму переменных затрат, необходимых для производства и реализации изделия “Б” на величину 36 000 руб. (1 200 * 30). В связи с тем, что постоянные затраты не зависят от объема производства, отказ от производства изделия “Б” не повлияет на их величину.
Затраты предприятия без производства изделий “Б” составят 74 000 руб. (110 000-36 000). В этом случае убытки предприятия составят 1 500 руб. (72 500-74 000), а общие убытки будут равны 12000 руб. (10 500 + 1 500), имея в виду, что 10 500 руб. для предприятия — прямая потерянная прибыль.
Таким образом, имея информацию о полных затратах и прибыли на единицу изделия, можно принять неправильное решение, отказаться от “убыточных” изделий и потерять прибыль. Использование метода учета затрат и калькулирования по сокращенной себестоимости позволяет избежать подобных ошибок (табл. 4).
Таблица 4
Расчет маржинального дохода на единицу изделия, руб.
Показатель |
Изделие | ||
А |
Б |
В | |
Средние переменные затраты |
21,0 |
30,0 |
15,3 |
Цена |
35,0 |
40,0 |
25,0 |
Средняя величина маржинального дохода |
+14,0 |
+10,0 |
+ 9,7 |
Как видно, у всех трех изделий маржинальный доход на единицу изделия положительный. Если отказаться от производства 1 шт. изделия “Б”, предприятие теряет 10 руб. маржинального дохода. Отказ от производства 1 200 шт. изделия “Б” приведет к потерям в размере 12 000 руб. (1 200 * 10). Отсюда можно сделать вывод: изделие “Б” необходимо сохранить в ассортименте.
Теперь
предположим, что предприятие имеет
возможность производить и
Однако производственные мощности предприятия пригодны для производства только 4 000 шт. изделий. Если предприятие собирается наладить производство нового изделия “Г”, ему придется отказаться от выпуска 1 400 шт. других изделий. Отсюда вопрос: стоит ли вводить в ассортимент новое изделие и если да, то производство каких изделий следует сократить?
Величина маржинального дохода для единицы изделия “Г” составляет 13 руб. Среди всех производимых предприятием изделий наименьшая средняя величина маржинального дохода у изделия “В” ( 9,7 руб.). Если отказаться от производства 1 400 шт. изделий “В”, то предприятие потеряет 13 580 руб. (1 400 * 9,7), в то же время от выпуска изделия “Г” предприятие дополнительно получит 22 100 руб. Выигрыш предприятия от изменения в ассортименте составит 8 520 руб. (22 100-13 580).
В табл. 5 показано, как изменится прибыль предприятия, когда оно начнет выпускать изделие “Г”.
Таблица 5
Расчет
прибыли предприятия после
№ |
Показатель |
Изделие |
Всего | |||
А |
Б |
В |
Г | |||
1. |
Объем выпуска, ед. |
1 000 |
1 200 |
100 |
1 700 |
4 000 |
2. |
Выручка от реализации всего выпуска, руб. |
35 000 |
48 000 |
2 500 |
51 000 |
136 500 |
3. |
Совокупные переменные затраты, руб. |
21 000 |
36 000 |
1 530 |
28 900 |
87 430 |
4. |
Совокупные постоянные затраты, руб. |
- |
- |
- |
- |
30 000 |
5. |
Прибыль (стр. 2 -стр. 3-стр. 4), руб. |
- |
- |
- |
- |
19 070 |
Как видно, в результате обновления продукции положение предприятия улучшилось: прибыль выросла с 10500 руб. до 19070 руб.
В заключение отметим, что при анализе поведения прибыли, затрат и объема нужно быть осторожным, так как не всегда соблюдаются первоначальные допуски. Как только меняются условия, может измениться критическая точка и предполагаемая прибыль [13, с.33].
Главное преимущество этого метода заключается в разделении постоянных и переменных затрат. Это позволяет решать такие важнейшие задачи управления затратами, как:
В современной рыночной экономике в соответствии с международными стандартами система бухгалтерского учета все более разделяется на две части: финансовый учет и управленческий учет. Это обуславливает и разделение экономического анализа на финансовый и управленческий. Финансовый анализ, основанный только на данных бухгалтерской отчетности, предстает по существу внешним анализом, то управленческий анализ является внутренним анализом. Его цель- обоснование и своевременное принятие управленческих решений для регулирования хозяйственных процессов.
Важным объектом управленческого анализа выступает себестоимость. Анализ себестоимости не может быть внешним, это всегда внутрихозяйственный процесс, так как информация о себестоимости закрыта для внешних пользователей бухгалтерской информации. Однако он может быть организован в двух направлениях: на базе традиционной системы учета и калькулирования полной себестоимости продукции и на базе управленческого учета, основной задачей которого является получение информации об издержках для обеспечения текущего управления себестоимостью.
«Директ-костинг» строится на базе деления всех затрат на постоянные и переменные и учете так называемой ограниченной себестоимости, включающей в себя только переменные затраты. Учет обеспечивает информацию об издержках во взаимосвязи с выручкой от реализации продукции (работ,услуг) и финансовым результатом от этой реализации.
Одной из важнейших особенностей организации анализа при помощи системы «директ-костинг» является анализ взаимосвязи объема производства, затрат и прибыли или маржинальный анализ себестоимости и прибыли.
Методика анализа влияния себестоимости на прибыль основывается на предположении, что все факторы изменяются независимо друг от друга, что прибыль меняется пропорционально объему реализации, а себестоимость влияет на прибыль в том же размере, в каком она изменилась сама, но с обратным знаком. При увеличении объема производства себестоимость единицы продукции снижается, так как при этом обычно возрастает только сумма переменных затрат, а сумма постоянных затрат остается без изменений. И, наоборот, при спаде производства себестоимость единицы продукции растет из-за того, что на единицу продукции приходится больше постоянных затрат.
«Директ-костинг» обеспечивает процесс принятия управленческих решений, таких как решение о привлечении дополнительных заказов, выбор между самостоятельным производством и закупками со стороны, решение о снятии с производства отдельных изделий и другие.
Ограничение себестоимости лишь переменными затратами позволяет:
Однако организация управленческого, производственного учета по системе директ-костинга связана и с рядом проблем, которые вытекают из его особенностей. Основные направления совершенствования приведены системы «директ-костинг» приведены в табл.6[14, с.150].
Таблица 6.
Основные направления
совершенствования системы «
Недостатки |
Пути устранения |
Несовершенство методов калькуляции и контроля за затратами по каждому отдельному виду готовой продукции |
Использование систем учета, предназначенных для исчисления полных затрат (в соответствии с учетной политикой) |
Существенное влияние изменений рыночной конъюнктуры, различных внешних и внутренних факторов на принятие управленческих решений |
Планирование
и учет сокращенной себестоимости,
т.е.использование системы « |
Трудность применения
расчета сокращенной |
Использование системы коэффициентов, разработанной эмпирическим путем посредством изучения данных за установленные временные отрезки, либо метода исследования множества данных за короткие периоды времени |
Очевидно, что идеальных систем или методов не бывает. У каждой системы и у каждого метода – свои достоинства и свои недостатки. Главная задача – понять эти особенности, чтобы, нивелируя их негативные стороны, максимально эффективно использовать их преимущества.
Информация о работе Учет затрат и калькулирование себестоимости на основе системы Директ - Костинг