Учет затрат и калькулирование себестоимости на основе системы Директ - Костинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 20:24, курсовая работа

Описание работы

Система «директ-костинг» позволяет решать стратегические задачи по управлению предприятием, представляет данные для максимизации маржинального дохода, для решения вопросов установления и регулирования цен на продукцию, для разработки инвестиционной и инновационной программы в части сокращения или расширения производственных мощностей и модернизации оборудования, для принятия решений о целесообразности получения дополнительного заказа.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ СИСТЕМЫ «ДИРЕКТ – КОСТИНГ»………………………………………………………………………… 5
1.1. Методологические и исторические аспекты становления системы «Директ-костинг»……………………………………………………………………………... 5
1.2 Классификация затрат в системе «Директ-костинг»…………………………. 9
ГЛАВА 2. ДЕЙСТВУЮЩАЯ ПРАКТИКА УЧЕТА ЗАТРАТ И КАЛЬКУЛИРОВАНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ НА ОСНОВЕ СИСТЕМЫ «ДИРЕКТ - КОСТИНГ»………………………………………………………… 17
2.1 Организация учета затрат и результатов по системе «Директ-костинг»…... 17
2.2 Маржинальный анализ себестоимости и прибыли…………………………. 21
2.3 Принятие управленческих решений по результатам анализа в системе «Директ-костинг»…………………………………………………………………. 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….. 35
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………… 38

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 275.00 Кб (Скачать файл)

Поведение затрат зависит от взаимодействия многих факторов. К ним относятся: физический объем, цены на сырье, материалы, покупные полуфабрикаты, производительность, изменение  технологии производства, войны, забастовки, законодательство и т.д. Любой анализ основывается на допусках поведения затрат, объема и выручки. Изменение ситуации приведет к изменениям графика и перемещению точки перелома. Использование анализа соотношения затраты — объем — прибыль принесет большую отдачу, если вы понимаете взаимоотношения факторов, влияющих на прибыль и особенно на затраты.

Метод маржинального анализа позволяет  решить многие управленческие задачи, в том числе определить безубыточный объем продаж и «зону безопасности» предприятия.

2.3 Принятие управленческих решений по результатам анализа в системе «Директ-костинг»

         Маржинальный доход играет весьма активную роль, сигнализируя об общем уровне рентабельности как всего производства, так и отдельных изделий.

Чем выше разница между продажной  ценой изделий и суммой переменных затрат, тем выше маржинальный доход  и уровень рентабельности. Деление  издержек на постоянные и переменные имеет важное значение для управления и анализа деятельности предприятия, в частности для принятия решений об ассортиментной политике, а также о закрытии или объявлении банкротства в случае убыточной деятельности.

Теперь  покажем на примере, каким образом  использование метода учета затрат и калькулирования по сокращенной себестоимости может способствовать принятию решений об ассортименте выпускаемой продукции. Предположим, предприятие производит и реализует три изделия:

    • изделие “А” — 1 000 шт. по цене 35,00 руб.;
    • изделие “Б” — 1 200 шт. по цене 40,00 руб.;
    • изделие “В” — 1 500 шт. по цене 25,00 руб.

Переменные  издержки на производство и сбыт изделия  “А” составляют 21 000 руб., изделия “Б” — 36 000 руб., изделия “В” — 23 000 руб., итого — 80 000 руб. Постоянные издержки предприятия составили 30 000 руб. и были распределены между изделиями пропорционально переменным издержкам. Рассчитаем затраты предприятия на производство и реализацию единицы каждого из этих изделий (таблица  3).

Таблица  3

Затраты предприятия на производство и реализацию продукции (руб.)

Показатель

Изделие

А

Б

В

Переменные  затраты

21,0

30,0

15,3

Постоянные  затраты

7,9

11,3

5,7

Полная  себестоимость

28,9

41,3

21,0

Цена

35,0

40,0

25,0

Прибыль

+6,1

-1,3

+4,0


Как видно из данной таблицы, прибыль  на единицу изделия “Б” является отрицательной величиной. Однако прежде чем принимать решение о том, сохранить это изделие в ассортименте или отказаться от его производства, необходимо рассчитать прибыль предприятия от реализации всех производимых им изделий. Для получения прибыли важно, чтобы сумма выручки превышала сумму переменных затрат.

В рассмотренном  примере общая выручка от реализации всех изделий составляет 120 500 руб. (35 000 + 48 000 + 37 500), валовые издержки предприятия 110 000 руб. (80 000 + 30 000), а прибыль предприятия от реализации всех изделий составила 10 500 руб. (120 500-110 000).

Поскольку предприятие имеет в ассортименте изделие “Б”, убыточное по полной себестоимости, посмотрим, как изменится  прибыль предприятия, если отказаться от производства этого убыточного изделия.

В случае отказа от производства изделия “Б” выручка предприятия сократится на объем выручки от реализации этого изделия и составит 72 500 руб. (120 500-48 000). При этом также сократятся издержки предприятия на сумму переменных затрат, необходимых для производства и реализации изделия “Б” на величину 36 000 руб. (1 200 * 30). В связи с тем, что постоянные затраты не зависят от объема производства, отказ от производства изделия “Б” не повлияет на их величину.

Затраты предприятия без производства изделий  “Б” составят 74 000 руб. (110 000-36 000). В этом случае убытки предприятия составят 1 500 руб. (72 500-74 000), а общие убытки будут равны 12000 руб. (10 500 + 1 500), имея в виду, что 10 500 руб. для предприятия — прямая потерянная прибыль.

Таким образом, имея информацию о полных затратах и прибыли на единицу изделия, можно принять неправильное решение, отказаться от “убыточных” изделий и потерять прибыль. Использование метода учета затрат и калькулирования по сокращенной себестоимости позволяет избежать подобных ошибок (табл.  4).

Таблица  4

Расчет  маржинального дохода на единицу  изделия, руб.

Показатель

Изделие

А

Б

В

Средние переменные затраты

21,0

30,0

15,3

Цена

35,0

40,0

25,0

Средняя величина маржинального дохода

+14,0

+10,0

+ 9,7


Как видно, у всех трех изделий маржинальный доход на единицу изделия положительный. Если отказаться от производства 1 шт. изделия “Б”, предприятие теряет 10 руб. маржинального дохода. Отказ от производства 1 200 шт. изделия “Б” приведет к потерям в размере 12 000 руб. (1 200 * 10). Отсюда можно сделать вывод: изделие “Б” необходимо сохранить в ассортименте.

Теперь  предположим, что предприятие имеет  возможность производить и реализовывать  новое изделие “Г” в объеме 1 700 шт. по цене 30 руб. за 1 шт. При этом средние переменные затраты по этому изделию составляют 17 руб. Выпуск и реализация данного изделия предприятию выгодна. Средняя величина маржинального дохода равна 13 руб. (30-17). Увеличение прибыли предприятия от данного изделия составит 22 100 руб. (1700 х 13).

Однако  производственные мощности предприятия  пригодны для производства только 4 000 шт. изделий. Если предприятие собирается наладить производство нового изделия “Г”, ему придется отказаться от выпуска 1 400 шт. других изделий. Отсюда вопрос: стоит ли вводить в ассортимент новое изделие и если да, то производство каких изделий следует сократить?

Величина маржинального дохода для единицы изделия “Г” составляет 13 руб. Среди всех производимых предприятием изделий наименьшая средняя величина маржинального дохода у изделия “В” ( 9,7 руб.). Если отказаться от производства 1 400 шт. изделий “В”, то предприятие потеряет 13 580 руб. (1 400 * 9,7), в то же время от выпуска изделия “Г” предприятие дополнительно получит 22 100 руб. Выигрыш предприятия от изменения в ассортименте составит 8 520 руб. (22 100-13 580).

В табл.  5 показано, как изменится прибыль предприятия, когда оно начнет выпускать изделие “Г”.

Таблица  5

Расчет  прибыли предприятия после изменения  в ассортименте

Показатель

Изделие

Всего

А

Б

В

Г

1.

Объем выпуска, ед.

1 000

1 200

 100

1 700

4 000

2.

Выручка от реализации всего выпуска, руб.

35 000

48 000

2 500

51 000

136 500

3.

Совокупные переменные затраты, руб.

 21 000

36 000

 1 530

28 900

87 430

4.

Совокупные  постоянные затраты, руб.

-

-

-

-

30 000

5.

Прибыль (стр. 2 -стр. 3-стр. 4), руб.

-

-

-

-

19 070


Как видно, в результате обновления продукции положение предприятия улучшилось: прибыль выросла с 10500 руб. до 19070 руб.

В заключение отметим, что при анализе поведения  прибыли, затрат и объема нужно быть осторожным, так как не всегда соблюдаются  первоначальные допуски. Как только меняются условия, может измениться критическая точка и предполагаемая прибыль [13, с.33].

Главное преимущество этого метода заключается  в разделении постоянных и переменных затрат. Это позволяет решать такие  важнейшие задачи управления затратами, как:

  • определение нижней границы цены продукции или заказа;
  • сравнительный анализ прибыльности различных видов продукции;
  • определение оптимальной программы выпуска и реализации продукции;
  • выбор между собственным производством продукции или услуг и их закупкой на стороне;
  • выбор оптимальной с экономической точки зрения технологии производства;
  • определение точки безубыточности и запаса прочности предприятия и др.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современной  рыночной экономике в соответствии с международными стандартами система  бухгалтерского учета все более разделяется на две части: финансовый учет и управленческий учет. Это обуславливает и разделение экономического анализа на финансовый и управленческий. Финансовый анализ, основанный только на данных бухгалтерской отчетности, предстает по существу внешним анализом, то управленческий анализ является внутренним анализом. Его цель- обоснование и своевременное принятие управленческих решений для регулирования хозяйственных процессов.

Важным  объектом управленческого анализа  выступает себестоимость. Анализ себестоимости не может быть внешним, это всегда внутрихозяйственный процесс, так как информация о себестоимости закрыта для внешних пользователей бухгалтерской информации. Однако  он может быть организован в двух направлениях: на базе традиционной системы учета и калькулирования полной себестоимости продукции и на базе управленческого учета, основной задачей которого является получение информации об издержках для обеспечения текущего управления себестоимостью.

«Директ-костинг» строится на базе деления всех затрат на постоянные и переменные и учете так называемой ограниченной себестоимости, включающей в себя только переменные затраты. Учет обеспечивает информацию об издержках во взаимосвязи с выручкой от реализации продукции (работ,услуг) и финансовым результатом от этой реализации.

Одной из важнейших особенностей организации  анализа при помощи системы «директ-костинг» является анализ взаимосвязи объема производства, затрат и прибыли или маржинальный анализ себестоимости и прибыли.

Методика  анализа влияния себестоимости на прибыль основывается на предположении, что все факторы изменяются независимо друг от друга, что прибыль меняется пропорционально объему реализации, а себестоимость влияет на прибыль в том же размере, в каком она изменилась сама, но с обратным знаком. При увеличении объема производства себестоимость единицы продукции снижается, так как при этом обычно возрастает только сумма переменных затрат, а сумма постоянных затрат остается без изменений. И, наоборот, при спаде производства себестоимость единицы продукции растет из-за того, что на единицу продукции приходится больше постоянных затрат.

«Директ-костинг» обеспечивает процесс принятия управленческих решений, таких как решение о  привлечении дополнительных заказов, выбор между самостоятельным производством и закупками со стороны, решение о снятии с производства отдельных изделий и другие.

Ограничение себестоимости лишь переменными  затратами позволяет:

  • упростить планирование, нормирование и учет себестоимости за счет уменьшения числа контролируемых затрат;
  • определить нижний предел цены изделия, до которого предприятие может ее снизить в случае падения спроса на продукцию;
  • оптимизировать ассортимент выпускаемой продукции и прибыль, так как в системе «директ-костинг» четко видна окупаемость каждого товара;
  • определить безубыточный объем продаж и «зону безопасности» предприятия [7,с.82 ].

Однако организация  управленческого, производственного  учета по системе директ-костинга связана и с рядом проблем, которые вытекают из его особенностей. Основные направления совершенствования приведены системы «директ-костинг» приведены в табл.6[14, с.150].

Таблица 6.

Основные направления  совершенствования системы «директ-костинг»

Недостатки

Пути устранения

Несовершенство  методов калькуляции и контроля за затратами по каждому отдельному виду готовой продукции

Использование систем учета, предназначенных для  исчисления полных затрат (в соответствии с учетной политикой)

Существенное  влияние изменений рыночной конъюнктуры, различных внешних и внутренних факторов на принятие управленческих решений

Планирование  и учет сокращенной себестоимости, т.е.использование системы «директ-костинг» (в соответствии с учетной политикой)

Трудность применения расчета сокращенной себестоимости  в практике отечественных предприятий, связанная со сложностью разделения смешанных (общепроизводственных и общехозяйственных) расходов на постоянную и переменную части

Использование системы коэффициентов, разработанной  эмпирическим путем посредством  изучения данных за установленные временные отрезки, либо метода исследования множества данных за короткие периоды времени


 

Очевидно, что  идеальных систем или методов  не бывает. У каждой системы и  у каждого метода – свои достоинства  и свои недостатки. Главная задача – понять эти особенности, чтобы, нивелируя их негативные стороны, максимально эффективно использовать их преимущества.

Информация о работе Учет затрат и калькулирование себестоимости на основе системы Директ - Костинг