Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июля 2012 в 10:28, курсовая работа
Целью исследования является изучение, систематизация и расширение навыков в вопросе организации учета затрат по центрам ответственности.
Для выполнения поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:
• сущность, функции и задачи центров затрат;
• изучить цели и подходы к классификации затрат;
• раскрыть методы учета затрат
• контролировать выполнение плана по себестоимости;
Обычно составление калькуляции нормативной себестоимости начинается с калькулирования себестоимости деталей и узлов путем составления нормативных карт. В нормативной карте на деталь обычно указывают справочные данные: наименование детали, ее код, применяемость на каждое изделие и технологический маршрут ее обработки по цехам. В специальном разделе карты приводятся данные о нормах расхода материала: наименование, номенклатурный номер и калькуляционная группа расходуемого материала или полуфабриката, норма расхода в установленных единицах измерения, учетная цена и стоимость расхода материалов. Отдельно перечисляют все технологические операции и по каждой из них разряд работы, норму времени и заработную плату. В разделах по расходу материалов и заработной платы производственных рабочих, кроме того, предусматривают дополнительные графы для внесения изменений в нормы по мере получения извещений.
По данным конструкторских спецификаций и нормативных карт на детали составляют нормативные карты на узлы. В эти карты переносят итоговые данные по расходу материалов и заработной платы на входящие в узел детали с учетом их применяемости. Если в узел входят три одинаковых детали, нормативные затраты на деталь умножают на три и вносят в нормативную карту узла. Нормативная калькуляция на изделие в этих случаях будет представлять собой набор затрат по входящим в него узлам и деталям с учетом их применяемости на изделие [13, c. 297].
Для упрощения процедуры составления калькуляции нормативной себестоимости вместо нормативных карт на детали и узлы целесообразно заполнять ведомости нормативного набора затрат по цехам.
Нормативный метод основан на составлении нормативной калькуляции по действующим на начало календарного периода нормам и последующем выявлении в течение производственного цикла изготовления изделий отклонений от этих норм и нормативов.
Отклонением от норм считается как экономия, так и дополнительный расход сырья, материалов, заработной платы и других производственных затрат.
При нормативном методе учёт затрат ведётся в пределах установленных норм и по отклонениям от них. Информация об отклонениях важна для оперативного воздействия на процесс формирования себестоимости продукции [17, c. 24].
При этом методе фактическая себестоимость продукции определяется путём прибавления (вычитания) к нормативной себестоимости доли отклонений от норм по каждой статье согласно формуле
С ф. = С н. ± О н.,
где С ф. - фактическая себестоимость продукции;
С н. - нормативная себестоимость продукции;
О н. - отклонение фактической себестоимости продукции от её нормативной себестоимости.
Под нормативной себестоимостью пон
При использовании нормативов только по количеству применяется формула
З= Ц ф. х. (Кн. ± О к),
где Ок. - отклонение фактических затрат от норматива, вызванное изменением количества использованных ресурсов.
При использовании нормативов только по цене использованных ресурсов применяется формула
З = ( Ц н. ± О ц ) х. К Ф ,
где Оц. - отклонение фактических затрат от норматива, вызванное изменением цен [18, c. 55].
При использовании нормативов и по количеству, и по ценам использованных ресурсов применяется формула
З = ( Ц н. ± О ц. ) х. (Кн. ± О к).
Основные достоинства этого метода:
возможность контроля над затратами путём составления нормативных калькуляций;
возможность контроля затрат путём сопоставления их фактических значений с нормативными; [20, c. 97].
возможность выявления и анализа мест, причин и виновников отклонений фактических затрат от нормативных;
возможность принять оперативные меры в процессе производства, а не только в конце отчётного периода и др.
К недостаткам этого метода можно отнести увеличение трудоёмкости учётно-вычислительных работ и необходимость организации учёта как в пределах норм затрат, так и по отклонениям от них.
При использовании метода учёта затрат по фактической себестоимости величина фактических затрат отчётного периода определяется по формуле
Зф. = Кф. х. Ц ф. ;
где З ф. - фактические затраты;
К ф. - фактическое количество использованных ресурсов;
Ц Ф - фактическая цена использованных ресурсов.
Достоинство этого метода состоит в простоте расчётов. К недостаткам можно отнести:
отсутствие нормативов для контроля количества использованных ресурсов и цен на них;
невозможность определения и анализа мест, виновников и причин отклонений;
проведение расчёта затрат только в конце отчётного периода и др.
\
2 Учет затрат по центрам ответственности в ЗАО «Тандер»
2.1 Краткая технико–экономическая характеристика ЗАО «Тандер»
ЗАО «Тандер» (управляющая компания сети магазинов «Магнит») основана в 1994 г. как оптовый поставщик бытовой химии и косметики, а с 1997 г. приступила к освоению продовольственного сегмента рынка, став одним из пяти крупнейших дистрибьюторов в России.
В 1998 году начата работа по развитию розничного рынка: открыт первый магазин самообслуживания. В течение года компания вышла на лидирующие позиции на юге России, после чего началось продвижение компании в другие регионы.
2000 г. – знаменательный год в истории компании. Руководство принимает решение о реорганизации работы розничного направления. Все магазины переводят в формат дискаунтера и объединяются под брендом «Магнит».
В период с 2001 – 2005 гг. сеть показала стремительный региональный рост и заняла первое место в России по количеству магазинов – 1500 и стала второй по объему выручки в стране.
В начале 2006 года была завершена реорганизация группы компаний «Магнит», в результате которой ОАО «Магнит» стало холдинговой компанией группы обществ, занимающихся розничной торговлей через сеть магазинов «Магнит».
В апреле 2006 года компания провела IPO, большая часть вырученных средств направлена на развитие сети магазинов «Магнит» и разработку формата гипермаркетов под тем же брендом. В апреле 2008 года в рамках вторичного размещения Компания вышла на Лондонскую Фондовую Биржу. Средства, привлеченные в результате SPO, были также направлены на развитие сети «магазинов у дома», гипермаркетов, а также на усиление собственной логистической системы.
По неаудированным данным чистая выручка ОАО «Магнит» на 31 марта 2011 составила 75 031,30 млн. руб. Количество магазинов сети «Магнит», по состоянию на 31 марта 2011 года, составило 4189 (4128 «магазина у дома», 57 гипермаркетов и 4 магазина дрогери).
Сеть «Магнит» не использует франчайзи, компания полностью самостоятельно управляет своими магазинами, что позволяет устанавливать и поддерживать единые стандарты качества во всей сети.
Благодаря использованию региональных распределительных центров ОАО «Магнит» удалось наладить эффективную систему логистики. В составе компании действуют 11 собственных распределительных центров, на которые приходится порядка 79% всего товарооборота.
Также компания располагает и собственным автопарком из 2642 машин, что позволяет снижать транспортные издержки и практически полностью исключать потери при транспортировке.
По состоянию на 31 декабря 2010 г. в ассортименте ОАО «Магнит» насчитывалось около 614 наименований товаров под собственной торговой маркой, что составляет 18,24% в ассортименте и 12,66% в общем объеме продаж.
Внедрена в компании и автоматизированная система управления товарными запасами, благодаря чему повышается их оборачиваемость. ОАО «Магнит» является владельцем крупнейшей по числу магазинов и территории их покрытия сети в России, что позволяет осуществлять закупки на специальных условиях.
Большое внимание уделяется сотрудничеству с местными производителями и поставщиками, что позволяет оперативно решать вопросы обеспечения сетей магазинов свежими товарами местного производства.
С 2006 года компания развивает во всех городах России новый формат розничной торговли – сеть гипермаркетов «МАГНИТ».
По состоянию на 31 марта 2011 года были открыты 57 гипермаркетов. Торговая площадь гипермаркетов варьируется от 2000 – 12 500 кв.м. Ассортимент насчитывает 13 504 наименований товаров, из которых в среднем около 76% составляют продукты питания. Гипермаркеты расположены в черте города, что делает возможным их посещение не только автовладельцами.
Полное фирменное наименование общества – закрытые акционерное общество «Тандер». Сокращенное фирменное наименование общества – ЗАО «Тандер». Полное фирменное наименование общества на английском языке – JointStockCompany «Таnder». Сокращенное фирменное наименование общества – JSC «Таnder».
Орский филиал административно и функционально подчиняется головной компании ЗАО «Тандер».
Организационно-правовая форма организации - закрытое акционерное общество (общепринятое сокращение — ЗАО) — акционерное общество, акции которого распределяются только среди учредителей или заранее определенного круга лиц. Общество является юридическим лицом, действует на основании устава и законодательства Российской Федерации. Общество создано без ограничения срока его деятельности. Единственным акционером общества является открытое акционерное общество «Магнит»
Акционерная частная форма собственности правом на неё обладает сравнительно небольшая группа людей, каждый из которых есть собственник-компаньон, имеет свою личную долю собственности.
Компания осуществляет следующие основные виды деятельности:
оптовая торговля;
розничная торговля в неспециализированных магазинах замороженными продуктами;
розничная торговля в неспециализированных магазинах преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями;
розничная торговля алкогольными напитками, включая пиво;
розничная торговля алкогольными напитками, кроме пиво;
осуществление координации деятельности дочерних обществ (в частности, привлечение финансовых ресурсов и предоставление денежных средств дочерним обществам);
прочая розничная торговля в неспециализированных магазинах;
осуществление всех видов внешнеэкономической деятельности в порядке, установленном действующим законодательством;
иные виды деятельности, не противоречащие законодательству.
Схема организационной структуры ОрсФ ЗАО «Тандер» сформирована, исходя из целей функционирования компании, которая характеризует состав, соподчинённость подразделений управления и должностных лиц, совокупность устойчивых взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие компании как единое целое.
У компании структура управления линейно-функциональная.
Структура управления представлена в виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающего в нём персонала.
Таблица 1 – Основные экономические показатели деятельности ЗАО «Тандер»
Показатели | 2008г | 2009г | 2010г | Изменение 2010г. к 2008 г. | |
(+,-) | % | ||||
Выручка от продажи продукции, выполнения работ, оказания услуг (тыс. руб.) | 99999 | 78900 | 88765 | -11234 | -11,23 |
Себестоимость проданных товаров, работ, услуг (тыс. руб.) | 82957 | 74356 | 79867 | -3090 | -3,72 |
Чистая прибыль отчетного
| 678 | 3198 | 3423 | +2745 | +404,8 |
года (тыс. руб.) |
|
|
|
| 7 |
Рентабельность активов, % | 1,90 | 6.8 | 4.5 | +2,6 | - |
Рентабельность собственного капитала, % | 34,8 | 46,0 | 43,8 | +9,0 | - |
Рентабельность деятельности, % | 0,99 | 2,67 | 3,29 | +2,3 | - |
Информация о работе Учет затрат по центрам ответственности в ЗАО «Тандер»