Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 21:28, курсовая работа
Тема данной курсовой работы в настоящее время является очень актуальной, так как в учетной политике отражаются все особенности организации бухгалтерского и налогового учета государственных (муниципальных) учреждений. Данная проблема становится более актуальной в период реформирования бюджетной системы.
Целью курсовой работы является изучение методики и методологии составления учетной политики государственных (муниципальных) учреждений.
Введение
Переход к рыночным отношениям в экономике повлёк за собой глубокие изменения по организации и ведению бухгалтерского учёта. В настоящее время бюджетная сфера находится в стадии активного реформирования, все действующие бюджетные учреждения преобразованы в казенные, бюджетные или автономные. Несмотря на привычное название, новые бюджетные учреждения обладают большими правами, чем раньше. Вместе с тем, объем прав учреждения не влияет на его обязанность по ведению бухгалтерского учета и уплату налогов, что в свою очередь невозможно обеспечить без такого инструмента как учетная политика учреждения.
Учетная политика
является первостепенным документом бухгалтера
учреждения. Значение данного документа
трудно переоценить в период реформы
бюджетных учреждений. Формиров
Целью данной работы является обоснование возможности и необходимости применения термина «учетная политика» в сфере бюджетного учета, а также выделение наиболее актуальных проблем, связанных с практическим внедрением учетной политики в бюджетных учреждениях.
В рамках данной работы бюджетный учет рассматривается более узко - как бухгалтерский учет (процесс выявления, измерения, регистрации, накопления, обобщения, хранения и передачи информации) исполнения смет доходов и расходов учреждений и организаций, содержащихся за счет средств бюджетов различных уровней.
В этом случае в качестве задач
политики учета бюджетного учреждения
называются закрепление базовых
принципов организации и
Подобная трактовка не является
обоснованной, а перечень задач политики
учета - исчерпывающим, отличающим его
от задач учетной политики. Кроме
того, задачи политики учета, названные
исследователями, не отличаются от ряда
функциональных обязанностей руководителей
бюджетных учреждений. Поэтому оставим
идентифицируемую всеми отечественными
и зарубежными экономистами-
Целью курсовой работы является изучение методики и методологии составления учетной политики государственных (муниципальных) учреждений.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- Изучить нормативно-правовую базу, регламентирующую составление и применение учетной политики государственных (муниципальных) учреждений.
- Исследовать методику составления учетной политики государственных (муниципальных) учреждений в целях бухгалтерского учета.
- Изучить методологию составления учетной политики для целей налогообложения.
Глава 1. Теоретические аспекты формирования учетной политики в государственных (муниципальных) учреждениях
1.1 Нормативно-правовые аспекты формирования учетной политики государственных учреждений
Учетная политика организации
- это внутренний документ организации,
раскрывающий всем заинтересованным лицам
особенности бухгалтерского (налогового)
учета этой организации в конкретном
отчетном периоде. Это выбор организацией
вариантов учета и оценки объектов
учета, по которым разрешена
Единые правила и принципы учетного процесса определены приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н. Данным документом утвержден Единый План счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, Государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, а также Инструкция по его применению.
Данный документ является
базовым для всех без исключения
субъектов учета и формирует
первый уровень нормативных правовых
актов, определяющих с 2011 года вопросы
организации и ведения
Учетная политика является одним из основных документов, устанавливающих правила ведения бухгалтерского и налогового учета в учреждении. Поэтому ее составление так важно в его финансово- хозяйственной деятельности. В статье приведем общие рекомендации по разработке учетной политики для целей организации бухгалтерского и налогового учета.
Уровень регулирования |
Вид документа |
1-ый уровень |
Бюджетный кодекс РФ, Национальные стандарты – Единый план счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, Государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, а также Инструкция по его применению (приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н) |
2-ой уровень |
Отраслевые стандарты |
3-ий уровень |
Рекомендации и методические указания уполномоченного органа власти (приказы Минфина России от 06.12.2010 № 162н, от 16.12.2010 № 174н, от 23.12.2010 № 183н, от 28.12.2010 № 191н, от 25.03.2011 № 33н) |
4-ый уровень |
Стандарты экономического субъекта – учетная политика учреждения, график документооборота и иные локальные документы |
Таблица 1. Уровни
нормативно-правового
К первому уровню нормативно-правового регулирования деятельности относятся так же Конституция РФ, Налоговый, Гражданский Кодексы, Федеральный закон об автономных учреждениях от 3 ноября 2006 года N 174-ФЗ, Федеральный закон о некоммерческих организациях от 12 января 1996 года N 7-ФЗ, а так же важное место занимает Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».
К обязательному применению
всеми без исключения государственными
(муниципальными) учреждениями подлежат
документы 1-го уровня. Кроме того, на
учреждения в той или иной сфере
деятельности распространяется действие
отраслевых стандартов, принимаемых
по согласованию с уполномоченным органом
власти. Разработка данных стандартов
предусмотрена новым
Нормативные правовые акты 3-го уровня подлежат применению соответствующими типами учреждений1:
Наименование документа |
Сфера применения |
1. Приказ Минфина России от 06.12.2010 № 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению» |
1. Казенные учреждения 2. Бюджетные учреждения,
являющиеся получателями 3. Бюджетные учреждения, осуществляющие в соответствии с п.7 ст.9.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» полномочия соответствующего органа власти по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом (учет по приказу № 162н организуется и ведется отдельно от учета в рамках основной деятельности и только в части исполнения указанных обязательств) |
2. Приказ Минфина России от 28.12.2010
№ 191н «Об утверждении | |
1. Приказ Минфина России от 16.12.2010
№ 174н «Об утверждении Плана
счетов бухгалтерского учета
бюджетных учреждений и |
Бюджетные учреждения, исключенные из реестра бюджетополучателей и переведенные на финансирование через предоставление субсидий на возмещение нормативных затрат на выполнение государственного (муниципального) задания |
2. Приказ Минфина России от 25.03.2011
№ 33н «Об утверждении бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений» (на дату подготовки материала документ находится на государственной регистрации в Минюсте России) | |
1. Приказ Минфина России от 23.12.2010
№ 183н «Об утверждении Плана
счетов бухгалтерского учета
автономных учреждений и |
Автономные учреждения |
2. Приказ Минфина России от 25.03.2011
№ 33н «Об утверждении бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений» (на дату подготовки материала документ находится на государственной регистрации в Минюсте России) |
Таблица 2. Применение нормативно-правовых актов 3-го уровня
Единые принципы учета для всех без исключения государственных (муниципальных) учреждений определены приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н. Именно в соответствии с данным документом решаются все базовые вопросы бухгалтерского (бюджетного) учета (Единый план счетов, требования к организацию и ведению учетного процесса, распределение всего имущества на те или иные активы, правила оценки активов и обязательств и т.д.). Именно поэтому все нововведения с 2011 года
будут рассмотрены на основе Инструкции № 157н.
Документы же 3-го уровня определяют
особенности организации и
Исключение составляют Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49. Данный документ вправе применять все типы учреждений и участники бюджетного процесса.
В соответствии с изменениями, внесенными приказом Минфина России от 8 ноября 2010 г. № 142н с 1 января 2011 года ст.4, слова «бюджетных учреждений» заменены на «государственных (муниципальных) учреждений».
С 1 января 2011 года в соответствии с Инструкцией № 157н государственные (муниципальные) учреждения как субъект учета в целях организации и ведения бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете и нормативными актами, регулирующими бухгалтерский учет, формируют свою учетную политику исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности учреждения и выполняемых им в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочий.
Приказ Министерства финансов
Российской Федерации (Минфин России)
от 1 декабря 2010 г. N 157н г. Москва "Об
утверждении Единого плана
Этот документ принят
в рамках нормативного регулирования
порядка осуществления
С введением Единого плана счетов, в бухгалтерском учете государственных и муниципальных учреждений вновь появились такой объект учета, как расходы будущих периодов. С момента появления в 2005 году Инструкции по бюджетному учету, бухгалтера могли использовать только соответствующий счет по учету доходов будущих периодов. Таким образом, Единый план счетов постановил «статус-кво» при формировании сведений, как по доходам, так и по расходам в будущих периодах.
Новая Инструкция по применению Единого
плана счетов регулирует следующие
положения. Во-первых, это основные
принципы ведения бухгалтерского учета,
например, обязательность применения
метода двойной записи, метода начисления,
полноты, своевременности и
Так, Инструкцией предусмотрено, что
казенное, бюджетное или автономное
учреждение в целях организации
бухгалтерского учета формирует
учетную политику, которая отражает
особенности организации и
Казенное, бюджетное или автономное учреждение обязано разработать собственный рабочий план счетов – на основе соответствующего Типового плана счетов и Инструкции по его применению.
Коды в номере счета Рабочего плана счетов отражаются:
– в 1–17-м разрядах – аналитический код по классификационному признаку поступлений и выбытий;