Учетная политика ГМУ (бюджетный учет)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 21:28, курсовая работа

Описание работы

Тема данной курсовой работы в настоящее время является очень актуальной, так как в учетной политике отражаются все особенности организации бухгалтерского и налогового учета государственных (муниципальных) учреждений. Данная проблема становится более актуальной в период реформирования бюджетной системы.
Целью курсовой работы является изучение методики и методологии составления учетной политики государственных (муниципальных) учреждений.

Файлы: 1 файл

курсовая бюджетный.docx

— 47.40 Кб (Скачать файл)

– в 18-м разряде – код вида финансового обеспечения (деятельности);

– в 19–23-м разрядах – синтетический код счета Единого плана счетов;

– в 24–26-м разрядах – аналитический код вида поступлений, выбытий объекта учета.

Для казенных учреждений и бюджетных  учреждений в 24–26-м разрядах отражают коды классификации операций сектора  государственного управления (КОСГУ), для автономных учреждений – аналитический код поступлений, выбытий объектов учета, в структуре, утвержденной планом финансово-хозяйственной деятельности.

Одной из целей Единого плана счетов является сближение бухгалтерского учета в государственных и муниципальных учреждениях с бухгалтерским учетом коммерческих организаций.

    1. Особенности формирования учетной политики государственных учреждений для целей бухгалтерского учета

 

Согласно п. 6 Инструкции N 157Н учреждение в целях организации  бухгалтерского учета формирует  свою учетную политику исходя из особенностей структуры, отраслевых и иных особенностей своей деятельности и выполняемых  полномочий. При составлении учетной  политики учреждению необходимо руководствоваться  Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", нормативными актами соответствующих органов, регулирующими  бухгалтерский учет, а также Инструкцией N 157н.

Принятая организацией учетная  политика применяется последовательно  из года в год. В нее могут вноситься  поправки в случаях изменения  законодательства РФ или нормативных  актов органов, осуществляющих регулирование  бухгалтерского учета, разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета или существенного изменения условий ее деятельности. В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения в учетную политику должны вводиться с начала финансового года (п. 4 ст. 6 Федерального закона N 129-ФЗ).

Согласно новой инструкции в учетной политике должны быть утверждены (п. 6 Инструкции N 157н):

рабочий план счетов бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, содержащий применяемые  счета бухгалтерского учета для  ведения синтетического и аналитического учета;

методы оценки отдельных  видов имущества и обязательств;

порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;

правила документооборота и  технология обработки учетной информации, в том числе порядок и сроки  передачи первичных (сводных) учетных  документов в соответствии с утвержденным графиком документооборота для отражения  в бухгалтерском учете;

формы первичных (сводных) учетных  документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым  законодательством РФ не установлены  обязательные для их составления  формы документов. При этом утвержденные субъектом учета формы документов должны содержать обязательные реквизиты  первичного учетного документа, предусмотренные  Инструкцией N 157н;

порядок организации и  обеспечения (осуществления) субъектом  учета внутреннего финансового  контроля;

иные решения, необходимые  для организации и ведения  бухгалтерского учета.

Как правило, учетная политика состоит из следующих разделов:

1. Учетная политика для  целей бухгалтерского учета. 

1.1. Организация бухгалтерского  учета.

1.2. Ведение бухгалтерского  учета.

1.2.1. Нефинансовые активы.

1.2.2. Финансовые активы.

1.2.3. Учет расчетов по  принятым обязательствам.

2. Учетная политика для  целей налогообложения.

Также учетная политика может  содержать приложения 1 "Рабочий  план счетов учреждения", 2 "График документооборота в учреждении", 3 "Регистры налогового учета".

Организация бухгалтерского учета. В этом разделе предусматриваются  основные организационные моменты  бюджетного учета. В частности, следует  указать:

– на основании каких нормативных актов ведется учет в учреждении;

– перечень видов деятельности, осуществляемых учреждением;

– кто осуществляет учет (бухгалтерия учреждения или централизованная бухгалтерия);

– формы первичных документов, применяемых для ведения бухгалтерского учета;

– регистры бюджетного учета;

– способ ведения бухгалтерского учета: автоматизированный или механический (приводится название программного продукта);

– перечень лиц, имеющих право  подписи первичных документов;

– порядок и сроки проведения инвентаризации имущества, кассы;

– перечень подотчетных лиц, предельный размер подотчетных средств, сроки представления авансового отчета;

– перечень лиц, имеющих разъездной характер работы, и способ возмещения им транспортных расходов;

– состав комиссий: по списанию основных средств, проведению инвентаризации имущества, кассы, установлению сроков полезного использования нефинансовых активов и т.д.;

– порядок и срок сдачи  бюджетной отчетности.

Ведение бухгалтерского учета. В данном подразделе определяются правила  учета нефинансовых активов, особенности  применения забалансовых счетов, порядок расчетов с поставщиками и подрядчиками, учет затрат на выполнение работ.

Утвержденные учреждением формы документов должны содержать следующие обязательные реквизиты первичного учетного документа:

  • наименование документа;
  • дату составления документа;
  • наименование участника хозяйственной операции, от имени которого составлен документ, а также его идентификационные коды;
  • содержание хозяйственной операции;
  • измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
  • наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
  • личные подписи указанных лиц и их расшифровка.

В отличие от коммерческих компаний, которые в своей учетной политике обязаны утверждать любые формы используемой первичной учетной документации (в т.ч. унифицированные), государственные (муниципальные) учреждения в своей учетной политике должны утвердить только самостоятельно разработанные формы учетных документов.

Формы унифицированной первичной документации, которыми с 2011г. руководствуются государственные (муниципальные) учреждения утверждены Приказом Минфина Российской Федерации от 15.12.2010 г. N 173н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению".

Приказом N 173н утвержден и перечень регистров бухгалтерского учета, которыми с 2011 г. будут руководствоваться государственные (муниципальные) учреждения. 
     - порядок организации и обеспечения (осуществления) бюджетным учреждением внутреннего финансового контроля; 
    - иные решения, необходимые для организации и ведения бухгалтерского учета в учреждении.

Ответственность за формирование учетной политики учреждения несет главный бухгалтер, а утверждается она приказом руководителя государственного муниципального учреждения. Таким образом,  издать такой приказ следует не позднее последнего рабочего дня уходящего года. Следовательно, утвердить свою учетную политику на 2012 г. государственные (муниципальные) учреждения обязаны не позднее 31.12.2011 г.  

Несмотря на то, что действие ПБУ 1/2008 прямо не распространяется на государственные (муниципальные) учреждения, при формировании своей учетной политики государственное (муниципальное) учреждение может учитывать как само определение учетной политики, закрепленное в ПБУ 1/2008, так и нормы пункта 7 ПБУ указанного бухгалтерского стандарта.

Согласно ПБУ 1/2008 учетная политика организации представляет собой принятую совокупность ведения способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. Из пункта 7 ПБУ 1/2008 вытекает, что при формировании учетной политики организации по конкретному вопросу учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из действующих положений по бухгалтерскому учету, а также Международных стандартов финансовой отчетности.

На основании этого можно заключить, что в методологическом разделе своей учетной политики государственное (муниципальное) учреждение должно отразить только те элементы учета, в части которых Инструкция N 157н, регулирующая ведение бюджетного учета предоставляет учреждению возможность выбора одного из нескольких возможных вариантов учета или не содержит конкретного порядка учета хозяйственных операций. Причем в последнем случае учреждение должно само определить порядок учета и закрепить его в своем нормативном документе.

Внесение исправлений в документы, оформляющие операции с наличными или безналичными денежными средствами, не допускается. В остальные первичные (сводные) учетные документы исправления могут вноситься лишь по согласованию с лицами, составившими и подписавшими эти документы, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, с указанием даты внесения исправлений. Порядок исправления ошибок, не претерпел изменений.

Поменять учетную политику можно только в отдельных случаях: 
— изменения законодательства; 
— изменения нормативных актов органов, которые регулируют учет; 
— разработки учреждением новых способов ведения бухгалтерского учета; 
— существенного изменения условий деятельности учреждения.

Нельзя забывать и о следующем моменте. Для того чтобы обеспечить сопоставимость данных бухгалтерского учета, изменения в учетную политику следует вносить с начала финансового года. В этом случае в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности учреждения следует отразить факт изменения порядка учета в следующем отчетном году.

Вообще нужно сказать, что новая бюджетная инструкция не вносит кардинальных изменений в правила ведения бюджетного учета, тем не менее, бюджетным учреждением уже сейчас необходимо внимательно ознакомиться с нею, чтобы грамотно сформировать свою учетную политику на 2011 г.

    1. Особенности формирования учетной политики государственных учреждений для целей налогового учета

 

Согласно ст. 11 НК РФ учетная  политика для целей налогообложения  – выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и  распределения, а также учета  иных необходимых для целей налогообложения  показателей финансово- хозяйственной  деятельности налогоплательщика.

 Разработка учетной политики для целей налогообложения в соответствии с требованиями НК РФ обязательна.

Из положений налогового законодательства следует, что в  учетной политике для целей налогообложения  отражаются вопросы, порядок решения  которых прямо не предусмотрен НК РФ. Так, при раскрытии содержания отдельных элементов необходимо выбирать один из предлагаемых НК РФ методов. Иногда организация может столкнуться  с необходимостью самостоятельно разработать  элемент учетной политики в силу того, что законодательно вопрос не регламентирован. В этом случае целесообразно  придерживаться правил бюджетного учета, поскольку на основе учетных регистров  и первичной документации происходит формирование базы большинства налогов  и сборов.

При формировании единой учетной  политики соответствующий раздел, касающийся учетной политики для целей налогообложения, может быть включен в установочный приказ об организации бухгалтерского (бюджетного) учета в учреждении.

Учетная политика для целей  налогообложения утверждается руководителем  учреждения по представлению главного бухгалтера.

При формировании единой учетной  политики соответствующий раздел, касающийся учетной политики для целей налогообложения, может быть включен в установочный приказ об организации бухгалтерского (бюджетного) учета в учреждении.

При формировании учетной политики для целей налогообложения государственные (муниципальные) учреждения руководствуются:

- Налоговым кодексом Российской  Федерации от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред.от30.03.2012); 
- Гражданским кодексом Российской Федерации  от 30.11.1994 N 51-ФЗ(ред. от06.12.2011); 
- постановлением Правительства РФ 01.01.2002 N 1 "О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы"; 
- иными нормативными документами по вопросам налогообложения.

В соответствии с п. 12 ст. 167 НК РФ принятая государственным (муниципальным) учреждением учетная политика для целей налогообложения утверждается приказом или распоряжениями руководителя учреждения. Данную учетную политику можно утвердить отдельным приказом или объединить с учетной политикой для целей бюджетного учета. 
Учетная политика для целей налогообложения применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения ее соответствующим приказом или распоряжением руководителя учреждения, приказ должен быть датирован годом, предшествующим году, на который распространяется ее действие. 
В отличие от Закона N 129-ФЗ, НК РФ не содержит требований о последовательном, из года в год, применении утвержденной один раз учетной политики, следовательно, учреждение может ежегодно утверждать новую учетную политику для целей налогообложения.

Информация о работе Учетная политика ГМУ (бюджетный учет)