Учетная политика организации, ее основные аспекты и организация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 05:40, курсовая работа

Описание работы

Понятие, сущность и основные принципы построения четной политики
Документальное отражение учетной политики
Формирование учетной политики, допущения и требования
Организационные, методические и технические аспекты учетной политики
Организационные, методические и технические аспекты учетной политики
Организационные аспекты учетной политики организации
Методические аспекты учетной политики
Организационные аспекты учетной политики организации
Методические аспекты учетной политики

Содержание работы

Введение 3

Понятие, сущность и основные принципы построения четной политики 5

Понятие и сущность учетной политики 5
Документальное отражение учетной политики 10
Формирование учетной политики, допущения и требования 11

Организационные, методические и технические аспекты учетной политики 15

2.1 Организационные аспекты учетной политики организации 15
2.2 Методические аспекты учетной политики 20

Заключение 30

Список использованной литературы 32

Файлы: 1 файл

курсовая работа учетная политика.doc

— 174.00 Кб (Скачать файл)

К числу документов, оформляющих учетную политику, относятся приказы и распоряжения руководителя предприятия, внутренние правила, инструкции, положения, регламенты и процедуры, решения собственников (общего собрания акционеров и другие). Выбор конкретного типа документа зависит от внутреннего распорядка предприятия и характера учетной политики.

Большое значение для оформления учетной политики имеют разного рода проектные материалы по организации бухгалтерского учета. Среди них — графики документооборота, план организации бухгалтерского учета, рабочие проекты автоматизированного ведения учета, должностные инструкции. Цель их издания — оформить порядок применения тех или иных способов, избранных предприятием, определить то, как технически должны использоваться различные элементы учетной политики.

Помимо документов, специально посвященных учетной политике, следует отметить важность учредительных документов (устав, учредительный договор), закладывающий основы построения всей хозяйственной и управленческой системы предприятия.

Различные составляющие учетной политики оформляются документами разного уровня. Методические, организационные и, вероятно, отдельные технические способы ведения бухгалтерского учета должны быть зафиксированы в приказах и распоряжениях руководителя предприятия, ибо согласно действующему законодательству именно на руководителе лежит вся полнота ответственности за организацию бухгалтерского учета и создание необходимых условий для правильного его ведения. Большая же часть технических способов ведения учета может регламентироваться инструкциями и правилами, установленными главным бухгалтером, а также проектными материалами по организации учета на предприятии.

Способы ведения учета, избранные предприятием, должны применяться, как правило, с 1 января года, следующего за годом издания документа, оформляющего решение о принятии учетной политики. Однако в отдельных случаях документ может определять иную конкретную дату начала применения того или иного способов.

 

1.3  Формирование учетной политики, допущения и требования

 

При формировании учетной политики предприятия по конкретному направлению (вопросу) ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного варианта из нескольких допускаемых законодательными и нормативными актами, входящими в систему нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ. Если указанная система не устанавливает варианты ведения бухгалтерского учета по конкретному вопросу, то при формировании учетной политики разработка предприятием соответствующего варианта осуществляется исходя из Положений по бухгалтерскому учету. В обоих случаях должно быть выдержано одно важнейшее условие — единство учетной политики на предприятии. Это означает применение избранных способов всеми структурными подразделениями предприятия, включая выделенные на отдельный баланс, независимо от места их расположения. В противном случае формируемая разными подразделениями учетная информация будет несопоставимой и несводимой. Во-вторых, в отношении какого-то одного конкретного вопроса предприятие должно использовать один выбранный способ, если иное установлено системой нормативного регулирования учета. Кроме того, формирование учетной политики целесообразно осуществлять в тесной взаимосвязи с налоговым планированием.

Принятая учетная политика предприятия должна обеспечивать целостность системы бухгалтерского учета. Поэтому она должна охватывать все аспекты учетного процесса: методический, технический и организационный.

Методический аспект учета предусматривает способы оценки имущества и обязательств, начисления амортизации по различным видам имущества, методы исчисления прибыли, дохода и т.п.

Методический аспект включает:

1. Критерий отнесения предметов  к основным средствам и МБП.

2. Способ погашения стоимости  находящиеся в эксплуатации МБП.

3. Порядок начисления износа (амортизации) основных фондов.

4. Порядок начисления амортизации по нематериальным активам.

5. Порядок финансирования ремонта  основных средств.

6. Метод оценки сырья, материалов  и других ценностей (производственных  запасов).

7. Формирование учетных групп  материальных ценностей.

8. Способ отражения на счетах  операций заготовления и приобретения материальных ценностей.

9. Способ учета выпуска продукции,

10.Сроки погашения расходов будущих  периодов.

11.Перечень резервов предстоящих  расходов и платежей.

12.Метод определения выручки  от реализации продукции (работ, услуг).

13.Порядок создания резервов  по сомнительным долгам. Необходимость,

порядок создания и использования фондов специального назначения.

Технический аспект показывает как реализуются эти способы в учетных регистрах, схемах отражения на счетах учета.

Технический аспект предполагает следующие ее составляющие:

1. План счетов бухгалтерского  учета.

2. Форма бухгалтерского учета.

3. Технология обработки учетной  информации.

4. Организация внутрипроизводственного  контроля.

5. Организация составления отчетности.

6. Инвентаризация имущества и обязательств.

Организационный аспект — как осуществляются эти способы с точки зрения построения бухгалтерской службы, ее место в системе управления, взаимосвязи и взаимодействие с другими элементами и звеньями этой системы, взаимосвязи с подразделениями, характерными для становления и формирования рыночной экономики.

Создаваемые предприятия должны оформлять свою учетную политику по возможности в кратчайшие сроки. В начале деятельности предприятия при неукомплектованности штатов и недостаточности сведений о будущем развитии бизнеса весьма трудно определиться с учетной политикой. Поэтому она может быть оформлена в течение определенного периода. Оформление учетной политики должно быть произведено в срок не позднее 90 дней со дня приобретения предприятием прав юридического лица или государственной регистрации.

Особое внимание должно быть обращено на процедуру формирования учетной политики на предприятиях. В ней должны участвовать специалисты не только бухгалтерской службы, но и других функциональных подразделений и служб, в том числе финансовой, юридической, отдела внутреннего аудита, ревизионной комиссии.

На протяжении года предприятие должно строго следовать принятой учетной политики. При необходимости можно внести изменения в учетную политику, но только с начала нового отчетного года, о чем обязательно указывается в пояснительной записке к годовому отчету за предыдущий год. В течение отчетного года учетная политика может быть изменена в случае ликвидации, реорганизации или преобразования предприятия, а также изменений нормативных и законодательных документов РФ.

Учетная политика организации раскрывается и формируется главным бухгалтером и утверждается руководителем организации. При этом утверждается:

- рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета;

-формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов  хозяйственной деятельности, по  которым не предусмотрены типовые  формы первичных учетных документов;

-порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

-методы оценки активов и обязательств;

-правила документооборота и  технология обработки учетной  информации;

-порядок контроля за хозяйственными  операциями;

-другие решения, необходимые для  организации бухгалтерского учета.

Путем формирования и раскрытия своей учетной политики организации реализуют своё право в выборе правил учета и составления отчетности; объясняют её пользователям порядок получения данных, представленных в формах отчетности; дают возможность потребителям информации составить представление об особенностях хозяйственных процессов, условий деятельности и своевременно узнать об изменениях в них. Также посредством учетной политики пользователи ставятся в известность обо всех фактах отклонения от принципов, сформулированных в Положении[14].

2. Организационные, методические  и технические аспекты учетной  политики

 

Раздел 1.2 Организационные аспекты учетной политики организации

 

Учетная политика подлежит оформлению соответствующим организационно-распорядительным документом (приказом или иным письменным распоряжением руководителя), при этом утверждается: рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий применяемые в организации счета, необходимые для ведения синтетического и аналитического учета; формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности; порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств; правила документооборота и технологии обработки учетной информации; порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Наличие элементов организационного характера является обязательным. Приказ об учетной политике должен предусматривать ряд внутренних положений, оформляемых в виде приложений к данному приказу и регламентирующих вопросы организации и ведения учетной работы.

Организация учетной работы

1. Определяя учетную политику в части организации работы бухгалтерии, организация решает следующие вопросы:

схему ведения учета;

выделение подразделений на отдельный баланс;

уровень централизации учета;

систему внутрипроизводственного контроля.

2. Основным документом, регулирующим организацию учетной работы организации является Положение о бухгалтерской службе, которое определяет место и роль различных групп учета в структуре бухгалтерского учета.

3. Выбор организационной формы  учета определяется, главным образом, объемами учетной работы и налоговых расчетов. Например, в составе бухгалтерской службы руководитель может ввести в штат должность бухгалтера по налоговым расчетам (группу налогового учета) или утвердить службу налогового учета как самостоятельное структурное подразделение.

4. Группа налогового учета может  состоять из функциональных подгрупп - по принципу разделения хозяйственных  операций, подлежащих отражению  в бухгалтерском учете и требующих  корректировки для целей налогообложения.

В функции группы налогового учета, кроме расчетов и корректировок, должна входить также проверка правильности оформления первичных бухгалтерских и организационно-распорядительных документов и контроль за правильностью отражения по счетам бухгалтерского учета хозяйственных операций, связанных с налоговыми расчетами.

5. Возможность выделения филиалов  и иных обособленных структурных  подразделений на отдельный баланс  вытекает из содержания пункта 33 Положения по ведению бухгалтерского  учета и бухгалтерской отчетности  в Российской Федерации. Выделение целесообразно в случае территориальной обособленности структурных подразделений или обособленности их производственного и коммерческого процессов. При наличии у организации обособленных структурных подразделений Положением о бухгалтерской службе утверждается уровень централизации учетных работ.

6. Учет в организациях может  быть организован по централизованной, децентрализованной или смешанной  форме.

При централизованной форме все работы по текущему обобщению, систематизации информации, составлению бухгалтерских отчетов сосредоточены в центральной бухгалтерии.

При децентрализованной форме кроме центральной бухгалтерии в отдельных подразделениях создаются свои учетные подразделения. Они ведут законченный цикл учетных работ до составления отдельного баланса, данные которого включаются в общий баланс организации. Бухгалтерский баланс, составленный структурным подразделением характеризует имущественное и финансовое положение достаточно условно и представляет собой внутренний документ, являющийся частью баланса организации.

7. Для распределения функций  между работниками бухгалтерской  службы в организациях разрабатываются  должностные инструкции.

8. Положение о бухгалтерской  службе (включая обособленные структурные  подразделения), должностные инструкции  работников бухгалтерии утверждаться в качестве приложения к приказу об учетной политике.

9. Положение о бухгалтерской  службе, а также должностные инструкции  работников бухгалтерии оформляются  по общей схеме и, как правило, включают в себя ряд разделов: общие положения; функции; права и обязанности; ответственность; взаимоотношения (служебные связи); организация работы. Применительно к должностям (а не к определенным фамилиям (лицам) целесообразно разработать перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов.

Рабочий план счетов бухгалтерского учета организации содержит синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности. При необходимости для учета специфических операций организации могут вводить в План счетов бухгалтерского учета дополнительные синтетические счета, используя свободные коды счетов. Субсчета, предусмотренные в Плане счетов, используются исходя из требований анализа, контроля и отчетности. Организации могут уточнять содержание отдельных из них, исключать и объединять их, а также вводить дополнительные субсчета.

Формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые (унифицированные) формы, содержащиеся в альбомах; формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности; правила документооборота и технология обработки учетной информации являются обязательным элементом учетной политики организации.

Все хозяйственные операции, совершаемые организацией, должны оформляться оправдательными документами - первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. В организации могут применяться следующие виды первичных учетных документов:

Информация о работе Учетная политика организации, ее основные аспекты и организация