Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 22:23, курсовая работа
Общепризнанно, что бухгалтерский учет на предприятии должен осуществляться по определенным правилам. Проблема заключается в установлении такой совокупности правил, реализация которых обеспечила бы максимальный эффект от ведения учета. При этом под эффектом в данном случае понимается своевременное формирование финансовой и управленческой информации, ее достоверность и полезность для широкого круга заинтересованных пользователей.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ
1.1 Понятие и формирование учетной политики
1.2 Требования к учетной политике организации
1.3 Процесс формирования учетной политики
1.4 Изменение и раскрытие учетной политики
1.5 Нормативная база по созданию учетной политики в РФ
ГЛАВА 2. СТРУКТУРА УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ
2.1 Организационно-технические аспекты
2.1.1 Общая характеристика предприятия
2.1.2 Организация и форма бухгалтерского учета
2.1.3 Рабочий план счетов
2.1.4 Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации
2.2 Методологические аспекты учетной политики
2.2.1 Учет основных средств
2.2.2 Учет нематериальных активов
2.2.3 Учет материально-производственных запасов
2.2.4 Учет займов и кредитов
2.2.5 Создание резервов. Расходы будущих периодов
ГЛАВА 3. УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 4. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА
ООО «МОНТАЖЭЛЕКТРО»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
В подобных ситуациях руководство
и специалисты организации
Учетная политика организации должна отвечать требованиям полноты, своевременности, осмотрительности, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости и рациональности.
Рассмотрим содержание каждого из указанных требований.
Полнота. Выбранный организацией вариант учетной политики должен обеспечивать полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов ее хозяйственной деятельности.
Своевременность. Факты хозяйственной
деятельности организации должны находить
своевременное отражение в
Осмотрительность. Применяемые
способы учета должны обеспечивать
большую готовность к отражению
в бухгалтерском учете расходов
и обязательств, чем возможных
доходов и активов, не допуская скрытых
резервов, то есть к бухгалтерскому
учету принимаются такие
Приоритет содержания перед формой. При отражении в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности организация должна исходить не только из правовой основы этих операций, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования.
Непротиворечивость. Выбранные способы учета должны обеспечивать равенство данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца.
Рациональность. Учетная
политика должна строиться таким
образом, чтобы обеспечить рациональное
и экономное ведение
1.3 Процесс формирования учетной политики
Процесс формирования учетной политики организации состоит из следующих последовательных этапов:
1) Определение объектов
бухгалтерского учета, в
2) Выявление, анализ, оценка
и ранжирование факторов, под
влиянием которых производится
выбор способов ведения
3) Выбор и обоснование исходных положений построения учетной политики;
4) Идентификация потенциально
пригодных для применения
5) Отбор способов ведения
бухгалтерского учета,
6) Оформление избранной учетной политики.
В этой последовательности
все перечисленные этапы
На первом этапе устанавливается предмет учетной политики, ибо конкретная организация имеет свою специфическую совокупность объектов бухгалтерского учета (фактов хозяйственной деятельности). В зависимости от состава объектов учета на втором этапе выявляются конкретные условия, явления и процессы, которые оказывают влияние на разработку учетной политики. Третий этап формирование подразумевает анализ общепризнанных допущений в построении учетной политики с точки зрения выявленной на предыдущем этапе совокупности факторов; при их адекватности эти допущения закладываются в основу учетной политики. Четвертый этап заключается в отборе потенциально пригодных к использованию организацией способов ведения учета; отбор ведется из всего множества теоретически возможных (предусмотренных нормативными документами) способов, исходя из принятых на предыдущем этапе допущений выявленных на втором этапе факторов выбора. Пятый этап состоит непосредственно в выборе способов ведения учета для конкретной организации; выбор производится посредством проверки каждого способа, отработанного на предыдущем этапе, системой соответствующих критериев. На заключительном, шестом, этапе избранная учетная политика получает соответствующее оформление, с тем, чтобы удовлетворять формальным требованиям к ней.
На выбор способа ведения учета влияют различные факторы.
Таким образом, при формировании учетной политики должно соблюдаться важнейшее условие – единство учетной политики в организации, то есть, другими словами, выбор способов ведения учета должен осуществляться на единых основах.
1.4 Изменение и раскрытие учетной политики
Изменение учетной политики
организации может
- изменения законодательства РФ или нормативных актов по бухгалтерскому учету;
- разработки организацией
новых способов бухгалтерского
учета. Применение нового
- существенного изменения
условий деятельности. Существенное
изменение условий
- не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место раннее, или возникли впервые в деятельности организации.
Изменение учетной политики должно вводиться с 1 января года (начало финансового года), следующего за годом его утверждения. Если иное не следует из причин ее изменения. Например, при проведении реорганизации в середине года возможно изменение учетной политики не с начала отчетного года.
При изменении или дополнении
учетной политики нет необходимости
переписывать весь приказ заново. Достаточно
утвердить изменения и
Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, оцениваются в денежном выражении. Оценка производится на основании выверенных организацией данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета.
Последствия изменения учетной
политики, вызванного изменением законодательства
РФ или нормативными актами по бухгалтерскому
учету, отражаются в бухгалтерском
учете и отчетности в порядке,
предусмотренном
Отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке включенных в бухгалтерскую отчетность за отчетный период соответствующих данных за период предшествующий отчетному.
Указанные корректировки отражаются в бухгалтерской отчетности. При этом никакие учетные записи не производятся.
Информация о существенных
изменениях учетной политики раскрывается
обособленно и включает причину
изменения учетной политики; оценку
последствий изменений в
Раскрытие учетной политики организации означает придание ее гласности (п. 1 ПБУ 1/2008).
Обязанность по приданию гласности бухгалтерской учетной политики возложена законодательством не на всех субъектов бухгалтерского учета.
Так, в соответствии с пунктом 3 ПБУ 1/2008 требование законодательства о раскрытии учетной политики распространяется на организации, публикующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично:
- согласно законодательству Российской Федерации;
- согласно учредительным документам;
- по собственной инициативе.
В иных случаях раскрытие учетной политики организации не является обязательным.
Придание учетной политике организации гласности означает раскрытие ею принятых при формировании учетной политики способов бухгалтерского учета, существенно влияющих на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности.
Нормативные акты, непосредственно регулирующие вопросы учетной политики организации, не определяют термин «заинтересованные пользователи бухгалтерской отчетности», поэтому необходимо обратиться к другим нормативным актам.
В общем смысле под указанными лицами необходимо понимать юридических и физических лиц, заинтересованных в информации об организации (п. 4 Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденного приказом Минфина России от 6 июля 1999 года № 43н).
Анализ норм законодательства
о бухгалтерском учете
- учредителей (участников) организации или собственников ее имущества (п. 1 ст. 15 Закона о бухгалтерском учете);
- территориальные органы государственной статистики по месту регистрации организации (п. 1 ст. 15 Закона о бухгалтерском учете);
- орган, уполномоченный
управлять государственным
- вышестоящий орган — для бюджетных организаций (п. 3 ст. 15 Закона о бухгалтерском учете);
- налоговые органы (пп. 5 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ) и пр.
Существенные способы
ведения бухгалтерского учета, а
также информация об изменении учетной
политики подлежат раскрытию в пояснительной
записке, входящей в состав бухгалтерской
отчетности организации. В случае представления
промежуточной бухгалтерской
1.5 Нормативная база по созданию учетной политики в РФ
Нормативное регулирование
бухгалтерского учета представляет
собой установление государственными
органами общеобязательных правил (норм)
ведения бухгалтерского учета и
составления бухгалтерской
Система нормативного регулирования бухгалтерского учета состоит из документов четырех уровней: законодательных, нормативных, методических и организационных.
Первый уровень –
Второй уровень - положения по бухгалтерскому учету, утвержденные Министерством Финансов РФ как методологическим центром. Это в первую очередь, Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства Финансов России от 29 июля 1998г. № 34н (с изменениями от 26.03.2007 N 26н). Документы этого уровня определяют принципы и базовые правила ведения бухгалтерского учета по отдельным участкам учета, видам хозяйственных операций без раскрытия механизма их применения к определенному виду деятельности организаций. Разрабатываются эти положения исходя из принципов, предусмотренных документами первого уровня, например, Федеральным законом “О бухгалтерском учете”.
Третий уровень – методические документы: инструкции, рекомендации, методические указания и т.п., разрабатываемые Министерством Финансов и другими органами в соответствии с действующим законодательством. Документы этого уровня, раскрывают механизм применения документов первого уровня. Они предлагают возможные варианты бухгалтерского учета непосредственно на предприятии с учетом его особенностей. В их основе заложены общие правила ведения бухгалтерского учета, конкретизированные с учетом отраслевых, размерных, временных и других характеристик организаций.
Четвертый уровень – рабочие документы, формирующие учетную политику организации: рабочий план счетов бухгалтерского учета; рабочие инструкции и указания по учету соответствующих объектов и операций непосредственно в организации. Эти документы разрабатываются организацией самостоятельно на основе документов первых трех уровней.
Нормативной базой учетной политики организаций являются следующие документы:
- - ПБУ 1/2008 «Учетная
политика организации»,