Учетная политика организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 22:23, курсовая работа

Описание работы

Общепризнанно, что бухгалтерский учет на предприятии должен осуществляться по определенным правилам. Проблема заключается в установлении такой совокупности правил, реализация которых обеспечила бы максимальный эффект от ведения учета. При этом под эффектом в данном случае понимается своевременное формирование финансовой и управленческой информации, ее достоверность и полезность для широкого круга заинтересованных пользователей.

Содержание работы

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ
1.1 Понятие и формирование учетной политики
1.2 Требования к учетной политике организации
1.3 Процесс формирования учетной политики
1.4 Изменение и раскрытие учетной политики
1.5 Нормативная база по созданию учетной политики в РФ
ГЛАВА 2. СТРУКТУРА УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ
2.1 Организационно-технические аспекты
2.1.1 Общая характеристика предприятия
2.1.2 Организация и форма бухгалтерского учета
2.1.3 Рабочий план счетов
2.1.4 Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации
2.2 Методологические аспекты учетной политики
2.2.1 Учет основных средств
2.2.2 Учет нематериальных активов
2.2.3 Учет материально-производственных запасов
2.2.4 Учет займов и кредитов
2.2.5 Создание резервов. Расходы будущих периодов
ГЛАВА 3. УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 4. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА
ООО «МОНТАЖЭЛЕКТРО»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

Преподавателям дисциплин.docx

— 144.66 Кб (Скачать файл)

Стоимость материалов по ценам  между различными счетами издержек производства и другим направлениям выбытия материалов распределяют на основании ведомости распределения  материалов, которую составляют по данным первичных документов о расходе  материалов.

По истечении месяца определяют разницу между фактической себестоимостью израсходованных материалов и стоимостью их по учетным ценам. Разницу списывают  на те же счета затрат, на которые  были списаны материалы по учетным  ценам (счета 20, 23, 25, 26 и др.). При этом если фактическая себестоимость  выше твердой учетной цены, то разницу  между ними списывают дополнительной бухгалтерской проводкой, обратную же разницу (что возможно при использовании  в качестве твердой учетной цены плановой себестоимости материалов) - способом "красное сторно", т.е. отрицательными числами.

Отклонения фактической  себестоимости материалов от стоимости  их по учетным ценам распределяют между израсходованными и оставшимися  на складе материалами пропорционально  стоимости материалов по учетным  ценам.

При синтетическом учете  материальных ценностей по учетным  ценам дополнительно используют счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" и 16 "Отклонения в стоимости материальных ценностей".

Счет 15 "Заготовление и  приобретение материальных ценностей" предназначен для учета заготовления и приобретения материальных ценностей, относящихся к средствам в  обороте (материалы, товары).

В дебет счета 15 относят  покупную стоимость материальных ценностей, по которым в организацию поступили  расчетные документы поставщика, и другие расходы по приобретению материалов с кредита счетов 60 "Расчеты  с поставщиками и подрядчиками", 23 "Вспомогательные производства", 71 "Расчеты с подотчетными лицами" и др. в зависимости от того, откуда поступили материальные ценности, от характера расходов по заготовке  и доставке материальных ценностей  в организацию.

МПЗ, фактически поступившие в организацию, списывают по учетным ценам, отражается проводкой Д-т 10 К-т 15.

Сумму разницы в стоимости  приобретенных МПЗ, исчисленной  в фактической себестоимости  приобретения и учетных ценах, отражают проводкой Д-т 16 К-т 15. Остаток на счете 15 на конец месяца показывает наличие материально-производственных запасов в пути.

Израсходованные или проданные  МПЗ списывают на счета издержек производства (обращения) и продажи  с кредита материальных счетов по учетным ценам.

Счет 16 "Отклонения в стоимости  материальных ценностей" предназначен для учета разницы в стоимости  приобретенных материально-производственных запасов, исчисленной в фактической  себестоимости приобретения и учетных  ценах. Этот счет используют только в  том случае, если на счетах 10, 41 синтетический  учет ведут по учетным ценам.

Накопленные на счете 16 разницы  между фактической себестоимостью приобретенных материально-производственных запасов и стоимостью их по учетным  ценам списывают с кредита  счета 16 в дебет счетов издержек производства или обращения или  других счетов, как правило, пропорционально  стоимости израсходованных материально-производственных запасов по учетным ценам. Допускается  списание отклонений на затраты производства или на расходы на передачу в месяце их выявления.

В бухгалтерском балансе  сальдо по счету 16 включается в стоимость  материально-производственных запасов  без отражения этой операции на счетах бухгалтерского учета.

Аналитический учет по счету 16 ведут по группам МПЗ с приблизительно одинаковым уровнем этих отклонений.

2.2.4 Учет займов и кредитов

Кредиты и займы играют важную роль в жизни коммерческих организаций. Не стоит думать, что  наличие кредиторской задолженности  организации - это, безусловно, плохо. Дело в том, что кредиты обычно вполне органично вписываются в хозяйственную жизнь организаций. Конечно, если организации достаточно собственных средств для тех или иных операций, она вполне может обойтись без кредита. Ведь кредит - это еще и проценты по нему. Но в некоторых случаях, например - при нехватке денег на текущие операции, при крупных обновлениях основных средств, при сезонном характере работы, когда средства прошлого года подходят к концу, а следующие поступления денег ожидаются не скоро, кредиты способны серьёзно помочь организации. Фактически, "здоровый", с точки зрения финансового анализа, баланс, обычно содержит некоторую долю кредиторской задолженности.

Кредиты и займы - это разные понятия. Кредитам и займам посвящена  гл. 42 ГК РФ "Заем и кредит". Главная  разница между займом и кредитом заключается в том, что денежные средства в кредит могут давать лишь специальные кредитные организации - обычно это банки. А заём может  быть выдан любой организацией.

Еще одно важное различие заключается  в том, что кредит предусматривает  выплату процентов за пользование  им, а заём, в его исходном определении  рассматривается в беспроцентном  виде.

Так же кредит обычно подразумевает  выдачу денежных средств, а заём вполне может быть сделан как в вещественном, так и в денежном виде.

Так, в ст. 819 ГК РФ сказано, что по кредитному договору банк или  иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и  на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.

В то же время, в ст. 807 ГК РФ дается такое определение займа: по договору займа одна сторона (займодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества.

На практике для того, чтобы быть уверенными в том, что  заём, который получила ваша организация, беспроцентный, в договоре по данному  займу должно быть прямо указано  на то, что он беспроцентный.

Выдача кредита или  займа обязательно оформляется  в виде договора.

Рассмотрим особенности  отражения кредитов и займов на счетах бухгалтерского учета.

С точки зрения бухгалтерского учета, кредиты и займы бывают краткосрочными (до 12 месяцев) и долгосрочными (свыше 12 месяцев).

Бухгалтерский учет краткосрочных  кредитов и займов ведется на счете 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам", учет долгосрочных ведется  на счете 67 "Расчеты по долгосрочным кредитам и займам". Это счета, которые обычно используются как  пассивные. Кредитовый остаток по такому счету означает наличие непогашенных кредитов.

Особенности учета расходов по займам и кредитам регулирует Положение  по бухгалтерскому учету "Учет расходов по займам и кредитам" (ПБУ 15/2008). В  частности, ПБУ 15/2008 применимо для  учета и отражения в отчетности информации по любым кредитам и займам для всех юридических лиц кроме кредитных организаций и бюджетных учреждений.

Основная сумма кредита  или займа отражается в бухгалтерском  учете как кредиторская задолженность. Помимо кредиторской задолженности  на сумму кредита или займа, у  организации появляются расходы, связанные  с выполнением обязательств. Так, это - проценты, причитающиеся оплате заимодавцу (кредитору). В качестве дополнительных расходов здесь могут  появляться суммы, уплачиваемые за информационные и консультационные услуги, суммы, уплачиваемые за экспертизу договора займа (кредитного договора) и другие. Расходы по займам и кредитам учитываются обособленно  от основных сумм займов и кредитов. Это обычно делается на различных  субсчетах счетов 66 и 67.

Расходы по займам признаются прочими расходами, исключая ту их часть, которая подлежит включению в  стоимость инвестиционного актива. Инвестиционный актив - это имущественный  объект, подготовка которого к использованию  требует длительного времени. Например, строящийся объект (промышленное сооружение), который после окончания строительства  будет принят к учету. Инвестиционным активам посвящена немалая часть  ПБУ 15/2008.

В соответствии с Планом счетов и Инструкцией по его применению, по кредиту счетов 66 и 67 учитываются  полученные кредиты. Обычно при получении  кредитов делается запись по дебету счетов учета денежных средств и кредиту  счета 66 или 67.

В общем случае, проценты, причитающиеся к уплате по полученным кредитам и займам отражаются так же по кредиту счетов 66 и 67 в корреспонденции с дебетом счета 91 "Прочие доходы и расходы".

При поступлении материалов делается такая запись:

Д-т 10 К-т 66 - поступили материалы по договору товарного кредита.

Д-т 19 К-т 66 - отражен НДС по поступившим материалам. Данный НДС может быть принят к вычету с соблюдением обычных условий приема НДС к вычету и только после возврата данного товарного кредита организацией.

Срок товарного кредита  прошел, организации пришло время  возвращать его. Это оформляется  следующими записями:

Д-т 66 К-т 91- отражена в составе прочих доходов организации сумма займа, указанная в договоре.

Д-т 91-2 К-т 10 - списана стоимость материалов, подлежащих передаче организации-заимодавцу.

Д-т 91-2 К-т 68 - отражен НДС  по передаваемым ценностями.

Д-т 68 К-т 19 - принят к зачету входящий НДС по принятым ранее по договору товарного кредита ценностям.

Теперь рассмотрим учет тех  же товаров у организации-заимодавца.

При выдаче займа делаются такие записи:

Д-т 58 К-т 91 - отражена стоимость имущества, указанная в договоре займа, на счете 58 "Финансовые вложения".

Д-т 91 К-т 68 - НДС по операции, подлежащий уплате (моментом реализации признается отгрузка ценностей).

Д-т 91 К-т 10 - учетная стоимость материалов, передаваемых по договору займа..

Теперь заимодавцу возвращают материалы:

Д-т 10 К-т 91 - возвращены материалы.

Д-т 19 К-т 91 - возвращен НДС, который можно будет принять к зачету.

Д-т 91 К-т 58 - списана стоимость финансовых вложений (займа) на расходы организации.

Д-т 68 К-т 19 - принят к зачету НДС, относящийся к возвращенным материалам.

Здесь надо отметить счет 58 "Финансовые вложения" - помимо, собственно, финансовых вложений, он используется для учета займов, которые дает организация.

Если договор предусматривает  уплату процентов, например, в денежной форме, то у заемщика мы делаем такие  записи:

Д-т 91 К-т 66 - на сумму процентов, начисленных к уплате.

Д-т 66 К-т 51 - уплачены проценты за пользование товарным кредитом.

У получателя денежных средств (у заимодавца) мы делаем такую запись:

Д-т 51 К-т 76 - на сумму полученных процентов.

В соответствии с подпунктом 15 п. 3. ст. 149 НК РФ, НДС не облагаются операции по предоставлению займов в  денежной форме, а также оказание финансовых услуг по предоставлению займов в денежной форме.

Если бы проценты были возвращены в виде материалов, операции по их получению  подлежали бы обложению НДС.

Как видно, здесь можно  наблюдать интересный процесс: по результатам  операций ни заёмщик, ни заимодавец, фактически, не платят НДС, однако он участвует  в каждой из операций, причем, возможна ситуация, когда заимодавец уплатит  авансовый платеж по НДС, включив  в него НДС по переданным ценностям, но, при возврате ему аналогичных  ценностей сможет предъявить такую  же сумму НДС к зачету. Аналогичная ситуация складывается у получателя товарного кредита - сначала она учитывает входящий НДС на 19 счете и не может принять его к зачету до тех пор, пока не вернет товарный кредит. При возвращении товарного кредита начисляется НДС, подлежащий уплате в бюджет (в нашем случае суммы входящего и исходящего НДС равны, в реальности при проведении подобной операции все может выглядеть далеко не так гладко), после чего организация может принять к зачету входящий НДС и в итоге суммы входящего НДС и НДС, подлежащего уплате в бюджет так же взаимно уничтожаются.

Кредиты можно подразделить на нецелевые - то есть такие, средства которых организация-заемщик может  потратить на любые цели, и целевые - такие, которые берутся для определенной цели. Если заемщик использовал полученный кредит на цели отличные от тех, которые  указаны в договоре, его ждут неприятности.

Обратите внимание на то, что поступление кредитных средств  не является доходом организации, а  их выбытие - не является расходом. В  то же время, проценты за пользование  кредитом - это расходы.

учетный политика материальный производственный

2.2.5 Создание резервов. Расходы  будущих периодов

В соответствии с пунктом 70 Положения по ведению бухгалтерского учета организация может создавать  резервы сомнительных долгов по расчетам с другими организациями и  гражданами за продукцию, товары, работы и услуги с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации.

Сомнительным долгом при  этом признается дебиторская задолженность  организации, которая не погашена в  сроки, установленные договором, и  не обеспечена соответствующими гарантиями.

Резерв сомнительных долгов создается на основе результатов  проведенной инвентаризации дебиторской  задолженности организации.

Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному  долгу в зависимости от финансового  состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения  долга полностью или частично.

Если до конца отчетного  года, следующего за годом создания резерва сомнительных долгов, этот резерв в какой-либо части не будет  использован, то неизрасходованные  суммы присоединяются при составлении  бухгалтерского баланса на конец  отчетного года к финансовым результатам.

Организация при утверждении  учетной политики должна указать:

-  факт создания или  отказ от создания резерва  сомнительных долгов;

-  периодичность формирования  резерва сомнительных долгов (ежемесячно, ежеквартально, по итогам отчетного  года);

-  порядок формирования  величины резерва по каждому  сомнительному долгу (в размере  задолженности, в доле задолженности,  определяемой в зависимости от  вероятности погашения долга  и т. п.);

-  порядок оценки вероятности  погашения долга полностью или  частично, документ, которым оформляется  указанная оценка, а также лицо (служба), ответственное за представление  данного документа в бухгалтерию.

Помимо создания резервов сомнительных долгов в соответствии с пунктом 72 Положения по ведению  бухгалтерского учета организация  вправе создавать резервы предстоящих  расходов.

Данные резервы создаются  в целях равномерного включения  предстоящих расходов в издержки производства или обращения отчетного  периода.

Информация о работе Учетная политика организации