Учетная политика организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 00:54, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ применяемой на предприятии учетной политики, состава и основных требований, предъявляемых к учетной политике.
Для осуществления поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. определить содержание и дать определение учетной политики;
2. рассмотреть основные требования, предъявляемые к учетной политике;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
1.1. Цели и задачи учетной политики предприятия…………………………….4
1.2. Аспекты учетной политики, касающиеся вопросов управленческого учета………………………………………………………………………………..8
1.3. Степень изученности вопроса на современном этапе……………………10
2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия…………13
2.2. Действующая учетная политика, ее основные характеристики…………19
2.3. Взаимодействие учетной политики и системы управления……………...29
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ
3.1. Аналитика рабочего плана счетов…………………………………………31
3.2. Формы первичных документов и система управленческой отчетности...32
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ…………………………………………………

Файлы: 1 файл

Учетная политика и ее роль в принятии решений - ред..doc

— 303.50 Кб (Скачать файл)

7. Способы учета выпуска продукции (работ, услуг). В плане счетов 2001 г. предусмотрена возможность учета выпуска продукции (работ, услуг) по двум вариантам: без использования счета 40 “Выпуск продукции (работ, услуг)” и с использованием данного счета.

При первом варианте, являющемся традиционным и применяемым хозяйством, в течение отчетного периода готовая продукция, работы и услуги списываются со счетов 20,23,29 по плановой себестоимости в дебет счетов 43 “Готовая продукция”, 90-2 и др. При отгрузке продукции она списывается по плановой себестоимости с кредита счета 43 в дебет счетов 45 “Товары отгруженные”, а затем с кредита этого счета в дебет счета 90-2 либо сразу с кредита счета 43 в дебет счета 90-2 (в зависимости от выбранного варианта учета реализации продукции). По окончании отчетного периода определяется фактическая себестоимость готовой, отгруженной и реализованной продукции, составляются расчеты по выявлению отклонений фактической их себестоимости от плановой и затем эти отклонения списываются дополнительными проводками или сторнируются.

8. Выбор методов оценки производственных запасов, готовой продукции, товаров отгруженных, незавершенного производства. Израсходованные материальные ресурсы (сырье, материалы, топливо и др.) разрешается отражать в учете одним из следующих методов оценки запасов:

— по средней себестоимости, определяемой по окончанию каждого месяца по однородным видам материальных ресурсов или по отельным видам ресурсов;

— по себестоимости первых по времени закупок партий материальных ресурсов (метод ФИФО);

— по себестоимости последних  по времени закупок партий материальных ресурсов (метод ЛИФО).

При выборе варианта оценки израсходованных материалов следует принимать во внимание уровень инфляции, финансовое состояние организации, политику ценообразования и налогообложения, а также условия реализации продукции.

9. Готовая продукция и товары отгруженные могут отражаться в учете и балансе:

— по полной фактической  производственной себестоимости (если в учете не используется счет 40 “Выпуск продукции (работ, услуг)” и общехозяйственные расходы списываются на счета 20, 23, 29);

— по неполной фактической производственной себестоимости (если в учете не используется счет 40 и со счета 23 расходы списываются на счет 46);

— по полной нормативной  или плановой себестоимости (если в  учете используется счет 40 и со счета 26 расходы списываются на счета 20, 23, 29);

— по неполной нормативной  или плановой себестоимости продукции (по прямым статьям расходов, когда используется счет 40 и расходы списываются на счет 90-2).

10. Определение сроков погашения расходов будущих периодов. Отменяются ранее установленные сроки погашения указанных расходов (2 года, а в отдельных случаях 4 года). Теперь организации сами устанавливают сроки погашения будущих расходов. ЗАО  ПЗ  «Алгайский» установлен срок-2года.

11. Выбор метода определения выручки от реализации продукции. Организациям разрешено применять любой из двух методов определения выручки от реализации продукции для целей налогообложения:

- по моменту оплаты  отгруженной продукции, выполненных  работ и оказанных услуг;

- по моменту отгрузки  продукции и предъявления платежных документов покупателю (заказчику) или транспортной организации.

При первом методе, задолженность перед бюджетом по НДС возникает по мере оплаты покупателем ранее отгруженной продукции, а при втором -сразу после отгрузки продукции покупателем и предъявлении им платежных документов. ЗАО  ПЗ  «Алгайский» использует 1 метод.

Отгруженная продукция списывается в дебет счета 62 “Расчеты с покупателями и заказчиками” с кредита счета 90-1 “Выручка”. Задолженность по НДС при реализации “по оплате” вначале отражается проводкой по дебету счета 90-1 и кредиту счета 76 “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами”, а при поступлении платежей списывается в дебет счета 76 с кредита счета 68 “Расчеты с бюджетом”. При реализации “по отгрузке” сумма НДС сразу отражается по кредиту счета 68 и дебету счета 90-1.

12. Создание резервов и фондов специального назначения. Указывается, какие резервы создаются из числа, предусмотренных пунктом 72 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ, а также размер отчислений в резерв.

Организации могут создавать следующие резервы: на предстоящую оплату отпусков работникам; на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет;

расходов на ремонт основных средств; производственных затрат по подготовительным работам в сезонных отраслях промышленности;

предстоящих затрат по ремонту  предметов проката; на выплату вознаграждений по итогам работы за год и на другие цели, предусмотренные отраслевыми особенностями состава затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утвержденными министерствами и ведомствами Российской Федерации по согласованию с министерствами экономики и финансов.

В соответствии с учредительными документами, которых определяется порядок создания и использования специальных фондов ЗАО  ПЗ  «Алгайский» создает Фонд специального назначения (10% от прибыли), и ремонтный фонд (5% от прибыли).

13. Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации.

Общие требования к порядку  и срокам проведения инвентаризаций определены статьей 12 Закона о бухгалтерском учете и пунктами 26-28 Положения по ведению бухгалтерского учета. Детализация требований приведена в Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 года N 49.

В соответствии с перечисленными документами целью инвентаризации является обеспечение достоверности  данных бухгалтерского учета и бухгалтерской  отчетности организации. В ходе инвентаризации имущества и обязательств проверяются  и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.

Нормативного документа, который бы директивно определял  сроки начала и окончания инвентаризаций различных видов имущества и  обязательств, в настоящее время  не существует. Обязательным является проведение инвентаризации перед составлением бухгалтерской отчетности. Причем результаты инвентаризации должны отражать состояние активов и обязательств по состоянию, не ранее, чем за три месяца до конца отчетного года.

14.  Методы оценки  активов и обязательств.

Основные принципы оценки активов и обязательств сформулированы в статье 11 Закона о бухгалтерском  учете:

1) оценка имущества  и обязательств производится  организацией для их отражения  в бухгалтерском учете и бухгалтерской  отчетности в денежном выражении;

2) оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных расходов на его покупку; имущества, полученного безвозмездно, - по рыночной стоимости на дату оприходования; имущества, произведенного в самой организации, - по стоимости его изготовления;

3) начисление амортизации  основных средств и нематериальных  активов производится независимо  от результатов хозяйственной  деятельности организации в отчетном  периоде.

Приложениями к учетной  политике разработаны:

Рабочий план счетов. Предприятие самостоятельно разрабатывает рабочий план счетов. Оно вправе из всей совокупности синтетических счетов выбрать действительно необходимые для себя, вводить (с разрешения Министерства финансов Российской Федерации) новые синтетические счета, используя свободные коды счетов.

На основе системы  субсчетов, предусмотренной утвержденным Планом счетов и Инструкцией по применению Плана счетов, организации определяют перечень используемых субсчетов, при необходимости объединяя, исключая или добавляя новые субсчета, а также полную номенклатуру аналитических счетов и их кодовые обозначения.

Выбор формы  бухгалтерского учета. Организация самостоятельно выбирает форму учета (журнально-ордерная, мемориально-ордерная, упрощенная, машино-ориентированная), перечень применяемых учетных регистров, их построение, последовательность и способы записи в них.

График документооборота. Правила документооборота определяются формой счетоводства, принятой в организации (или выбранной - для вновь созданных организаций), а также объемом производственной или торговой деятельности и особенностями технологического процесса.

Поэтому невозможно сформулировать какие-либо унифицированные требования или правила по организации документооборота для всех организационно-правовых форм предприятий и видов предпринимательской деятельности. Законодательными и нормативными документами сформулированы лишь общие положения, которые должны быть выполнены при разработке данного раздела учетной политики.

В соответствии со статьей 9 Закона о бухгалтерском учете при определении правил документооборота должен быть утвержден перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов. Право утверждения такого перечня предоставлено исключительно руководителю организации по согласованию с главным бухгалтером (подпункт 3 пункта 9 Закона о бухгалтерском учете). Предприятие самостоятельно определяет перечень документов предоставляемых отдельными подразделениями и отделами в установленные сроки.

Если учетная политика организации сформирована исходя из допущений, предусмотренных Положением по учетной политике, то эти допущения могут не раскрываться в бухгалтерской отчетности.

При формировании учетной  политики организации, исходя из допущений, отличных от предусмотренных Положением по учетной политике, такие допущения вместе с причинами их применения и оценкой их последствий в стоимостном выражении должны быть подробно раскрыты в бухгалтерской отчетности.

Существенные способы  ведения бухгалтерского учета подлежат раскрытию в пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчетности Предприятия за отчетный год.

Представляемая в течение  отчетного года бухгалтерская отчетность может не содержать информацию об учетной политике предприятия, если в последней не произошли изменения со времени составления предыдущей годовой бухгалтерской отчетности, в которой была раскрыта учетная политика.

Изменения в учетной  политике, существенно влияющие на оценку и принятие решения пользователей бухгалтерской отчетности в отчетном году или в периодах, следующих за отчетным, а также причины этих изменений и оценка их последствий в стоимостном выражении подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности.

 

2.3. Взаимодействие  учетной политики и системы  управления предприятием

 

Одна из важнейших задач руководителя любого предприятия – с максимальной отдачей использовать имеющиеся в его распоряжении ресурсы. Для этого необходима информация о наличии таких ресурсов.

Связь между учетной политикой  и системой управления предприятием осуществляется при помощи контрольных счетов, системы промежуточных отчетов, позволяющих своевременно контролировать ход производства, в частности отдельных процессов (уборка – количество убранной площади, предварительная урожайность, потери при уборке и т.д.)

Цель бухгалтерского учета и правильно сформированной учетной политики: оказание информационной помощи руководителю в принятии оперативных управленческих решений; контроль, планирование и прогнозирование экономической деятельности предприятия и центров ответственности; обеспечение базы для ценообразования; выбор наиболее эффективных путей развития предприятия.

Первичная информация финансового  учета является одним из основных источников информации в системе управления предприятием; методические указания по ведению управленческого учета должны соответствовать действующей учетной политике предприятия во всех случаях. Производитель информации обязан использовать данные финансового учета, если иное не предусмотрено нормативными документами по ведению данного направления управленческого учета.

Система финансовой отчетности предприятия построена таким образом, чтобы по возможности ее данные не дублировались с данными бухгалтерской отчетности.

Финансовая отчетность обеспечивает сопоставимость содержащейся информации.

Основными данными для принятия управленческих решений являются: количество произведенной продукции на определенный момент времени; сумма затрат на производство продукции и их целесообразность; ожидаемый финансовый результат; коэффициент использования имеющихся  ресурсов (оборотных и основных средств, материальных запасов); показатели производительности труда и их оценка системой показателей сравнения и др.

 

 

3.СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

3.1. Аналитика  рабочего плана счетов

 

Рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержит синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности.

В рабочий план счетов должны быть включены все счета бухгалтерского учета, а также субсчета всех уровней, используемые организацией, а не только те, которые отсутствуют в Плане счетов.

Информация о работе Учетная политика организации