Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 12:57, лекция
Денежные средства являются составной частью оборотных активов. Денежные средства поступают на предприятие от покупателей и заказчиков за проданные товары и оказанные услуги, от банков в виде ссуд, от учреждений и организаций в порядке временной помощи и др. Денежные средства предприятия находятся в кассе в виде наличных денег, денежных документов, на счетах в банках, в выставленных аккредитивах, открытых особых счетах и др.
В организации должна
регулярно проводиться
Однако есть случаи,
когда проведение
- перед составлением
годовой бухгалтерской отчетнос
- при смене кассира;
- если были выявлены факты хищения наличных денег;
- если наличные деньги
были частично или полностью
уничтожены из-за стихийного
Инвентаризацию проводит специальная комиссия, назначенная приказом руководителя. В процессе инвентаризации комиссия пересчитывает деньги в кассе и сверяет полученную сумму с данными кассовой книги. Кроме денег комиссия должна проверить сохранность денежных документов ценных бумаг, почтовых марок, путевок в дома отдыха и санатории, авиабилетов и т.д.
По результатам инвентаризации составляют акт инвентаризации наличных денежных средств (форма N ИНВ-15). Главный бухгалтер фирмы должен указать в акте стоимость ценностей в кассе по данным бухгалтерского учета. Оборотную сторону акта заполняют, если во время ревизии комиссия обнаружила недостачу или излишки ценностей. Строку "Объяснение причин излишков и недостач" заполняет работник, ответственный за сохранность ценностей (кассир).
Если была выявлена недостача, руководитель может принять следующее решение:
удержать сумму недостачи с материально-ответственного лица;
списать недостачу за счет средств организации (если в недостаче нет вины кассира).
Решение руководителя фиксируют на оборотной стороне акта.
На основании акта инвентаризации или ревизии бухгалтер должен сделать в соответствующих случаях такие проводки:
Дебет 50 Кредит 91-1
- оприходованы наличные деньги,
выявленные в процессе
Дебет 94 Кредит 50 - отражена недостача наличных денег в кассе организации;
Дебет 73/2 Кредит 94 - сумма недостачи отнесена на материально ответственного работника
Документальное отражение и учет операций по движению денежных средств на расчетных счетах.
Денежные средства предприятия за исключением переходящих остатков в кассе должны храниться на счетах в банках.
Основным нормативным документом, регламентирующим порядок учета на расчетном счете, является положением ЦБ РФ №2-П от 03.10.2002г с изменением и дополнением от 02.05.2007 г.
Для открытия расчетного счета организация представляет в банк заявление на открытие счета и пакет документов (в юридическом отделе):
Карточку составляют в одном экземпляре к каждому банковскому счету. В ней должны расписаться руководитель и главный бухгалтер, а также другие работники, которые имеют право первой и второй подписи. Если на фирме нет главного бухгалтера, то документы можно подписывать только первой подписью. В этом случае в поле "Фамилия, имя, отчество" делают запись: "Бухгалтерский работник в штате не предусмотрен".
Банк может потребовать и некоторые другие документы (например, документы, подтверждающие полномочия лиц, указанных в карточке: копии приказов о назначении руководителя и главного бухгалтера фирмы). О том, что ваша организация открыла расчетный счет, вы обязаны сообщить в вашу налоговую инспекцию в течение 7 рабочих дней (ст.23 НК РФ). Если вы не выполните это требование, вашу фирму могут оштрафовать на 5000рублей (ст. 118 НК РФ)
После проверки
правильности и законности, представленных
документов банк заключает с клиентом
договор по расчетно-кассовому
Через расчетный счет могут проводиться два вида операций:
- списание денег;
- зачисление денег.
Списывают денежные средства с расчетного счета клиента только по его распоряжению, за исключением случаев взыскания средств в принудительном порядке по:
Лица, ответственные за банковские операции, подписывают первичные банковские документы, и с их разрешения происходит списание денег со счета. Если кто-то из этих лиц увольняется с организации или отсутствует в течение длительного времени, банковская карточка заменяется.
Приход и расход денег на расчетном счете может производиться, либо наличными, либо безналичными путем, на основании первичных документов, по каждой хозяйственной операции.
Безналичные операции
по поступлению и расходам денежных
средств оформляется
Наличное движение денежных средств по расчетному РС оформляется документами:
Платежное поручение – письменное распоряжение предприятия обслуживающему банку о перечислении, списании определенной суммы со своего счета. Для платежного поручения предусмотрен типовой бланк. Его форма приведена в Положении о безналичных расчетах в Российской Федерации (утверждено ЦБ РФ от 3 марта 2003 г. N 1256-У).
Данный расчетный документ составляется на бланке утвержденной формы и принимается банком вне зависимости от наличия средств на счете плательщика. При отсутствии денежных средств на расчетном счете организации, банк произведет оплату по мере пополнения счета в очередности, определенной законодательством (ГК РФ, ст. 855), а именно:
1 – по исполнительным
документам, удовлетворяющим требования
о возмещении вреда,
2 – по исполнительным документам, предусматривающих выплату денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и заработной платы лицам, работающим по трудовому договору или контракту, а также выплата вознаграждений по авторскому договору;
3 – по платежным документам, для осуществления платежей во внебюджетные фонды Российской Федерации;
4 – по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет;
5 –
по исполнительным документам, предусматривающим
удовлетворение других
Как правило, платежное поручение составляют в 2 экземплярах:
- первый экземпляр банк возвращает вам;
- второй экземпляр остается в банке.
Платежное поручение
банку действительно для
На основании платежного поручения могут производиться следующие платежи:
При отсутствии денежных средств на счете плательщика платежные поручения помещаются в картотеку банка и оплачиваются по мере поступления средств в очередности установленной законодательством:
Платежное требование представляет собой требование поставщика к покупателю оплатить на основании направленного в обслуживающий банк плательщика расчетных и отгруженных документов, а так же стоимость поставки по договору продукции выполненной работы, оказании услуг.
Для платежного требования предусмотрен типовой бланк. Его форма приведена в Положении о безналичных расчетах в Российской Федерации (утверждено Банком России от 3 октября 2002 г. N 2-П).
Как правило, платежное требование составляют в 4 экземплярах:
- первый экземпляр банк
- второй экземпляр остается
в банке, в котором открыт
расчетный счет вашей
- третий и четвертый экземпляры направляются в банк, в котором открыт счет плательщика (то есть покупателя или заказчика).
Если вы получаете денежные средства от организации, которая имеет расчетный счет в том же банке, что и вы, достаточно оформить 3 экземпляра платежного требования.
Платежное требование выписывается поставщиком на бланке, установленном ЦБ образца в трех экземплярах.
Плательщик обязан представить в банк платежное требование в течении трех дней со дня поступления его в банк плательщика. Платежное требование принимается при наличии средств на счете плательщика.
Об отказе полностью или частично оплатить платежное требование плательщик уведомляет обслуживающий его банк в течение 3 рабочих дней. Платежное требование вместе с приложенными к нему документами и извещениями об отказе возвращает непосредственно поставщику.
При согласии оплатить полностью или частично платежное требование, плательщик оформляет его подписями лиц, ответственных за подпись банковских документов, и печатью.
В соответствии с действующим
законодательством можно
В договоре с покупателем товаров организация может предусмотреть, оплату по инкассовому поручению которое является расчетным документом, на основании которого производится списание денежных средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке.
На основании вашего инкассового поручения банк покупателя спишет денежные средства с его счета и зачислит их на счет клиента. При этом должны быть выполнены два условия:
- использование инкассового
- возможность списания денег по инкассо должна быть предусмотрена в договоре на расчетно-кассовое обслуживание между покупателем и его банком.
Для инкассового поручения предусмотрен типовой бланк. Его форма приведена в Положении о безналичных расчетах в Российской Федерации (утверждено Банком России от 3 октября 2002 г. N 2-П).
Как правило, инкассовое поручение составляют в 4 экземплярах:
- первый экземпляр
банк возвращает вам. Этот
- второй экземпляр остается в банке, в котором открыт расчетный счет вашей организации;
- третий и четвертый
экземпляры направляются в
Периодически в установленные с владельцем счета сроки банк выдает предприятию выписки с расчетного счета – копии лицевых счетов, в которых указывается дата совершения операции, номер документа-основания, сумма поступления (списания) и остаток. К выписке банк прилагает все документы, подтверждающие операции.
Бухгалтерия предприятия после проверки выписки отражает операции на соответствующих счетах бухгалтерского учета.
Синтетический учет движения денежных средств по расчетному счету, учитывается в организации на активном счете 51 «Расчетные счета». Записи по Дебету и Кредиту этого счета должны соответствовать выписки банка на дату поступления или снятия денежных средств с расчетного счета.