Учёт движения материалов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 14:53, курсовая работа

Описание работы

Сырьевые, материальные и топливно-энергетические ресурсы - это важнейшая составная часть национального богатства страны. Поэтому в комплексе мер по созданию системы бухгалтерского учета большое значение имеет формирование полной и достоверной учетной информации о наличии, движении и использовании производственных запасов на каждом предприятии, а также четкая организация внутрихозяйственного контроля за их сохранностью. Важное значение приобретает улучшение качественных показателей использования производственных запасов. Этого можно добиться путем экономии материалов и более эффективного их использования. Решения вышеизложенных задач можно достичь, применяя более прогрессивные конструкционные материалы, внедряя новые технологии, заменяя дорогостоящие материалы более дешевыми без снижения качества продукции, сокращая отходы и потери в производственном процессе, а также широко вовлекая в хозяйственный оборот вторичные ресурсы и попутные продукты. О Организация материального учета - один из наиболее сложных участков учетной работы. На промышленном предприятии номенклатура материальных ценностей исчисляется десятками тысяч наименований, а информация по учету производственных запасов составляет более 30% всей информации по управлению производством. Поэтому организация учета и контроля за движением, сохранностью и использованием материальных ценностей связана с большими трудностями. Важное значение имеет автоматизация всех учетных работ, начиная от выписки учетных документов и заканчивая составлением необходимой отчетности.
Основными требованиями, предъявляемыми к бухгалтерскому учету материалов, являются:
- сплошное, непрерывное и полное отражение движения (прихода, расхода, перемещения) и наличия материалов; - учет количества и оценка материалов;
- оперативность (своевременность) учета материалов;
- достоверность; . - соответствие синтетического учета данным аналитического учета на начало каждого месяца (по оборотам и остаткам);
- соответствие данных складского учета и оперативного учета движения материалов в подразделениях организации данным бухгалтерского учета. . Таким образом, выбранная тема курсовой работы является актуальной.
Цель курсовой работы – исследование организации учета движения материалов.
Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:
- раскрыть понятие и классификацию материалов;
- рассмотреть основные задачи учёта материалов;
- исследовать оценку и учёт материалов при их заготовлении и приобретении;
- исследовать оценку и учёт материалов при их выбытии;
- изучить учёт материалов на складе и в бухгалтерии; - исследовать порядок проведения инвентаризации материалов; - исследовать учёт движения материалов на предприятии ООО «Монострой»; - рассмотреть учёт заготовления и выбытия материалов на предприятии ООО «Монострой»; - исследовать порядок проведения инвентаризации на предприятии ООО «Монострой».

Содержание работы

Введение..........................................................................................................3 Глава 1. Теоретические основы организации учета материалов
1.1. Понятие и классификация материалов........................................................5 1.2.Основные....задачи...учёта...материалов................................................. ...10
Глава.2.Методика бухгалтерского учёта движения материалов
2.1.Оценка и учёт материалов при их заготовлении и приобретении.......................................................................................................13
2.2.Оценка и учёт материалов при их выбытии...................................18
2.3.Учёт материалов на складе и в бухгалтерии..........................................20
2.4.Инвентаризация материалов и учёт её результатов..........................25 Глава 3. Документальное оформление и учет движения материалов на примере предприятии ООО "Монострой"
3.1. Краткая характеристика предприятия....................................................... 28 3.2. Документальное оформление и синтетический учет заготовления материалов ....29 3.3. Документальное оформление и учет выбытия материалов................31 3.4.Порядок проведения и отражения в учете результатов инвентаризации.......32 Заключение......................................................................................................35 Библиографический список............................................................................37

Файлы: 1 файл

учёт движения материаловКУРСОВАЯНАСТОЯЩАЯ.docx

— 80.33 Кб (Скачать файл)

Для оценки материально-производственных запасов в текущем учете могут применяться учетные цены, устанавливаемые организацией по каждому виду МПЗ. Фактическая себестоимость материалов на отчетную дату определяется по учетным ценам, скорректированным на процент отклонения фактических затрат от стоимости по учетным ценам. Для синтетического учета наличия и движения собственных производственных запасов организации предназначены активные счета: 10 «Материалы», 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».                                                                  Т Транспортно-заготовительные расходы (ТЗР) – это затраты организации, непосредственно связанные с процессом заготовления и доставки материалов в организацию.6 В состав ТЗР входят:                                           – расходы по погрузке материалов в транспортные средства и их транспортировке, подлежащие оплате покупателем сверх цены этих материалов согласно договору;                           .                                                                                                     – расходы по содержанию заготовительно-складского аппарата организации, включая расходы на оплату труда работников организации, непосредственно занятых заготовкой, приемкой, хранением и отпуском приобретаемых материалов, работников специальных заготовительных контор, складов и агентств, организованных в местах заготовления материалов, работников, непосредственно занятых заготовкой материалов и их доставкой в организацию, отчисления на социальные нужды указанных работников;                             – расходы по содержанию специальных заготовительных пунктов, складов и агентств, организованных в местах заготовок (кроме расходов на оплату труда с отчислениями на социальные нужды);                 .                                                                           – наценки, комиссионные вознаграждения, уплачиваемые снабженческим, внешнеэкономическим и иным посредническим организациям;                                – плата за хранение материалов в местах приобретения, на железнодорожных станциях, портах, пристанях;                                              .                                                                                                  – плата по процентам за предоставленные кредиты и займы, связанные с приобретением материалов до принятия их к бухгалтерскому учету;                                  – расходы на командировки по непосредственному заготовлению материалов;                                                                                                                                                     – стоимость потерь по поставленным материалам в пути в пределах норм естественной убыли;                        .                                                                                                                                 –другие расходы.                           .                                                                                                           К фактическим затратам, относимым к фактической себестоимости материалов, приобретаемых за плату, относятся:                      .                                                                  – суммы, уплачиваемые поставщику в соответствии с соглашением;                                  – суммы, уплачиваемые организациями за консультационные и информационные услуги, связанные с приобретением МПЗ;                                                           – таможенные пошлины;                                         .                                                                                                             – невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением единицы МПЗ;                                                                                                                                              – вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены МПЗ;                                          .                                                                                                         – затраты по заготовке и доставке МПЗ до места их использования, включая расходы по страхованию;                                  .                                                                                                     – затраты по доведению МПЗ до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях (затраты по сортировке, фасовке и улучшению технических характеристик полученных запасов, не связанные с производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг;                                     – иные затраты, непосредственно связанные с приобретением МПЗ.                              В зависимости от принятой организацией учетной политики поступление материалов может быть отражено двумя методами :                                     – по фактической себестоимости с использованием счета 10;                                               – с использованием учетных цен с применением счетов 15 и 16.                        Метод использования счета 10 в корреспонденции с соответствующими счетами.По этому методу поступление материалов на склад отражается проводками:

Хозяйственная операция

Дебет

Кредит

Приобретены материалы у  поставщика

10

60

Приобретены материалы подотчетными лицами

10

71

Отражены расходы по изготовлению материалов

23

10, 70, 69, 02

Оприходованы материалы, изготовленные работниками организации

10

23

Транспортные расходы  по доставке материалов

10

60

Внесены материалы учредителями в качестве вклада в уставной капитал

10

75

Оприходованы материалы, полученные от ликвидации основных средств

10

99

Оприходованы поступившие  на склад безвозмездно материалы

10

98


Ввиду многочисленных исправлений  в бухгалтерских регистрах при  применении данного метода, фактически такой вариант учета можно  предложить только тем организациям, которые на дату получения материалов уже имеют все расчетные документы  на них.                                            Метод использования учетных цен с применением счетов 15 и 16.                        Суть данного метода состоит в том, что информацию о фактической себестоимости заготовления материалов формируют путем суммирования данных по дебету двух счетов: 10 и 16. При этом по дебету счета 10 материалы учитывают по учетным ценам, а на счете 16 показывают разницу между учетной ценой и фактической себестоимостью заготовления материалов. В качестве вспомогательного используют счет 15.                         Организации предоставлено право самостоятельно устанавливать принципы формирования учетной цены. За основу может быть взята средняя цена на начало отчетного периода по аналогичным запасам, цена поставщика. Любой выбранный метод должен быть закреплен в учетной политике организации.                      .                                                                                                         При поступлении материалов на склад они приходуются по учетной цене проводкой: Д 10 – К 15. Именно эта цена будет использоваться для расчета фактической себестоимости списания материала в производство.        Все данные о фактических расходах при заготовлении материалов отражаются на счете 15 следующими проводками:

Хозяйственная операция

Дебет

Кредит

Отражена покупная стоимость  материалов

15

60

Отражены транспортно-заготовительные  расходы

15

60

Отражены услуги посредников  по заготовке материалов

15

60

Отражено распределение  складских расходов организации  на стоимость материалов

15

20

(23, 25)

Начислены проценты за банковский кредит, использованный на закупку  материалов

15

67


Таким образом, по дебету счета 15 формируется информация о фактической  себестоимости материалов, а по кредиту  – об их учетной цене.

2.2. Оценка и  учёт материалов при их выбытии.

При отпуске материалов в  производство и ином выбытии их оценка производится одним из следующих  способов:                           .                                                                            - по себестоимости каждой единицы;                     .                                                                                      - по средней себестоимости;                                      .                                                                                                             - методом ФИФО.7                                             .                                                                                                                 Выбранный организацией способ оценки материалов при их выбытии должен быть закреплен в учетной политике. Способ оценки должен быть единым по группам либо видам материалов и не может изменяться в течение года.                                                                                                                                    Способ оценки материалов при списании по себестоимости каждой единицы применяется по материалам, используемым в особом порядке (драгоценные материалы, камни и т. п.), или по материалам, которые не могут заменять друг друга.                     .                                                                                            Средняя себестоимость материалов, по которой они списываются в производство в течение месяца, определяется по формуле

где СЦ – средняя себестоимость  материалов; Он – фактическая себестоимость  остатка материалов на начало месяца; П – фактическая себестоимость поступивших за месяц материалов; Кн – количество материалов на начало месяца; Кп – количество поступивших за месяц материалов.

При этом фактическая себестоимость  остатка материалов на конец месяца определяется по формуле:                             .                                                                                                      Ок = СЦ * Кост                                 .                                                                                                                                где Ок – фактическая себестоимость остатка материалов на конец месяца; Кост – количество материалов, числящихся на конец месяца в остатке.                                  При оценке методом ФИФО материалы списываются в производство по ценам в последовательности их закупок, т. е. материалы, первыми поступающие в производство (независимо от того, из каких партий отпускаются материалы), оцениваются по себестоимости первых по времени закупок с учетом остатков материалов, числящихся на начало месяца. Остатки материалов на конец месяца оцениваются по фактической себестоимости последних по времени закупок.               .                                                         Выбытие материалов при их продаже, передаче в качестве вклада в уставный капитал, передаче безвозмездно оформляется накладной на отпуск материалов на сторону и отражается на счете 91 «Прочие доходы и расходы». По дебету этого счета показываются фактическая себестоимость выбывших ценностей, расходы, связанные с их выбытием.          .                                                                  Записи на счетах бухгалтерского учета продажи материалов:

Хозяйственная операция

Дебет

Кредит

Списание стоимости реализованных  материалов

91, субсчет 91-2

10

Начисление выручки от продажи материалов

76

91, субсчет 91-1

Определение финансового  результата по реализованным материалам

91, субсчет 91-9

99


Записи на счетах бухгалтерского учета операций выбытия материалов:

Хозяйственная операция

Корреспондирующий счет

Отгружены материалы сторонним  организациям (в том числе при  продаже по договорам купли-продажи, мены, посредническим) либо отпущены своим  работникам

Д-т сч. 91-2

Переданы материальные ценности в качестве вклада в уставный капитал

Д-т сч. 91-2

Переданы материальные ценности безвозмездно

Д-т сч. 91-2

Переданы материальные ценности обособленным подразделениям

Д-т сч. 79-1

Ликвидация материальных ценностей вследствие чрезвычайных ситуаций

Д-т сч. 99

Возврат материалов поставщику при обнаружении дефектов

Д-т сч. 60


2.3. Учёт материалов  на складе и в бухгалтерии.

Для обеспечения производственной программы соответствующими материальными  ресурсами в производственных организациях создаются специализированные склады для хранения отдельных видов  материалов. Каждому складу приказом по организации присваивается постоянный номер, который впоследствии указывается  на всех документах, относящихся к  операциям данного склада. Склады должны быть обеспечены исправными весами; измерительными приборами и мерной тарой.                                                       .                                                                                                                         На складах (в кладовых) материалы размещаются по секциям, а внутри них — по группам, типам и сортам в штабелях, ящиках, контейнерах, на стеллажах, полках, ячейках, поддонах, что обеспечивает быструю их приемку, отпуск и контроль за соответствием фактического наличия установленным нормам запаса (лимиту).              .                                                                     Учет материалов на складе осуществляет заведующий складом (кладовщик), являющийся материально ответственным лицом (далее МОЛ). Его принимают на работу по согласованию с главным бухгалтером организации. С кладовщиком заключается по установленной форме типовой договор о полной индивидуальной материальной ответственности.На каждый номенклатурный номер материалов кладовщик заполняет материальный ярлык, который прикрепляется к месту хранения материалов. В материальном ярлыке указываются наименование материалов, номенклатурный номер, единица измерения, цена и лимит наличия материалов.8                                                                                                                      Учет движения и остатков материалов осуществляют в карточках учета материалов. На каждый номенклатурный номер открывают отдельную карточку. Такой учет, называемый сортовым, осуществляют только в натуральном выражении.                 .                                                                               Карточки открывают в бухгалтерии и записывают в них следующие данные: номер склада, наименование материалов, их марку, сорт, профиль, размер, единицу измерения, номенклатурный номер, учетную цену и лимит; затем передают на склад, где кладовщик заполняет колонки прихода, расхода и остатка материалов. Запись в карточках кладовщик делает на основании первичных документов (приходных ордеров, требований, накладных и так далее) в день совершения операций, после каждой записи выводя остаток материалов. Благодаря этому склад располагает оперативными сведениями о состоянии их запасов. Если остаток материалов будет выше или ниже установленной нормы запасов, заведующий складом обязан сообщить об этом в службу снабжения (менеджеров).                                                                                                     П Первичные документы после записи их данных в карточки учета материалов передают в бухгалтерию. Лимитно-заборные карты передают по мере использования лимита, но не позднее первого числа следующего месяца. Сдачу документов оформляют реестром, в котором указывают наименование и номера сдаваемых документов.                  .                                                      В цехах, имеющих кладовые, а также в подотчетных службах и подразделениях (пункты, отделения) материально ответственные лица (заведующие пунктами и отделениями, мастера) составляют месячные отчеты об остатках и движении материалов в подотчете и представляют их в бухгалтерию. В отчетах содержатся сведения об остатках материалов на начало месяца их поступления, расходе и остатке на конец месяца. В них наряду с фактическим расходом материалов указывают их расход по норме. Нормативный расход материалов рассчитывают в бухгалтерии, где производят, кроме того, и таксировку отчета. При использовании материальных отчетов отпадает необходимость в составлении других документов на расход материалов. Вместе с тем упрощается учет материалов в подотчете, поскольку в качестве регистров аналитического учета используются отчеты материально ответственных лиц.                                     Все первичные документы по движению материалов со складов и подразделений организации поступают в бухгалтерию. Именно на этой стадии учетного процесса работники бухгалтерии обязаны осуществлять действенный контроль за законностью, целесообразностью и правильностью документального оформления операций по движению материалов.                                                                                                  С Существует несколько вариантов учета материалов в бухгалтерии.9          При первом варианте в бухгалтерии открывают на каждый вид и сорт материалов карточки аналитического учета, в которые записывают на основании первичных документов операции по поступлению и расходу материалов. Эти карточки отличаются от карточек складского учета лишь тем, что учет материалов в них ведут не только в натуральном, но и в денежном выражении. По окончании месяца по итоговым данным карточек составляют сортовые количественно-суммовые оборотные ведомости аналитического учета и сверяют их с оборотами и остатками на соответствующих синтетических счетах и данными карточек складского учета.                                                                                                                         При втором варианте все приходные и расходные документы группируют по номенклатурным номерам, и в конце месяца подсчитанные по документам итоговые данные о поступлении и расходе каждого вида материалов записывают в оборотные ведомости, составляемые в натуральном и денежном выражении по каждому складу отдельно в разрезе соответствующих синтетических счетов и субсчетов. Этот вариант менее трудоемок, поскольку отпадает необходимость ведения карточек аналитического учета. Но учет и в этом случае остается громоздким, поскольку в оборотную ведомость приходится записывать сотни, а иногда и тысячи номенклатурных номеров материалов.         .                                                 Более прогрессивным является оперативно-бухгалтерский, или сальдовый, метод учета материалов. При сальдовом методе бухгалтерия не дублирует складской сортовой учет ни в отдельных карточках аналитического учета, ни в оборотных ведомостях, а использует в качестве регистров аналитического учета карточки учета материалов, ведущиеся на складах. Ежедневно или в другие установленные сроки (как правило, не реже одного раза в неделю) работник бухгалтерии проверяет правильность записей кладовщика в карточках учета материалов и подтверждает их своей подписью на самих карточках. В конце месяца заведующий складом, а в отдельных случаях работник бухгалтерии переносит количественные данные об остатках на первое число месяца по каждому номенклатурному номеру материалов из карточек учета материалов в ведомость учета остатков материалов на складе (без оборотов прихода и расхода). После проверки и визирования работником бухгалтерии ведомость остатков передают в бухгалтерию, где остатки материалов таксируют по учетным ценам и выводят их итоги по отдельным учетным группам материалов и в целом по складу.                     .                                                                                                     При сальдовом методе учета материалов поступившие в бухгалтерию первичные документы по движению материалов после их проверки и таксировки раскладываются в контрольной картотеке отдельно по приходу и расходу в разрезе складов и номенклатурных групп материалов. По истечении месяца картотеку используют для составления групповых оборотных ведомостей в суммовом выражении по каждому складу в отдельности. Таких групп в крупных организациях бывает несколько десятков. Данные этих ведомостей сверяют со стоимостными данными ведомости остатков и с итогами записей в регистрах синтетического учета. Сальдовый метод учета материалов является одним из наиболее эффективных, особенно в условиях ручной обработки учетных данных и малой механизации учета.               .                                                                                     При использовании компьютеров все необходимые регистры при сальдовом методе учета материалов (групповые оборотные ведомости, ведомости остатков, сальдово-сличительные ведомости) составляются автоматически.                                                                                     А Аналитический учет материалов в бухгалтерии с применением компьютеров можно осуществлять и посредством составления сортовых оборотных ведомостей по номенклатурным номерам на основании поступающих первичных документов. Сверка со складским учетом в этом случае осуществляется вручную. При переносе данных из карточек складского учета в компьютер на их основе разрабатывается сортовая оборотно-сличительная ведомость, в которой сопоставляются исходящий остаток материалов (в количественном и суммовом выражении) по первичным документам, по карточкам складского учета и выявляются отклонения между этими данными.                                                       И  

Информация о работе Учёт движения материалов