Учёт готовой продукции и продажи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 20:17, лекция

Описание работы

1. Понятие и оценка готовой продукции
Готовой считается продукция , которая прошла полную обработку, сборку и укомплектование, отвечает требованиям стандартов, условиям договора , принята отделом технического контроля и сдана на склад готовой продукции или передана покупателю. В состав готовой продукции могут входить детали , узлы и полуфабрикаты , если они отправляются покупателям как запасные части или комплектующие изделия.

Файлы: 1 файл

Бухгалтерский учёт.docx

— 42.89 Кб (Скачать файл)

Продажа  готовой продукции  производится  организациями по ценам, включающим НДС.

Финансовый результат  от продаж  готовой продукции  ежемесячно  выявляется на счёте 90 «  Продажи»  . На данном счёте обобщается  информация  о доходах и расходах , связанных с продажей  готовой продукции , и формируется финансовый  результат по ним.

На счёте 90 отражается :

1) выручка  от продажи   готовой продукции- 90/1» Выручка»;

2) себестоимость  готовой   продукции  и расходы  на  продажу  - 90/2 « Себестоимость   продаж»;

3) НДС-90/3 «НДС»;

4) акцизы при продаже   подакцизной  продукции  - 90/4 «  Акцизы»;

5) финансовый результат  от продажи  продукции – 90/9 « Прибыль/убыток от продаж».

Финансовый результат  от продаж  за отчётный  месяц  определяется  сопоставлением  совокупного  дебетового оборота  по 90/2, 90/3,90/4 и  кредитового оборота по 90/1.

Этот финансовый результат  ежемесячно  заключительными  оборотами  списывается  с 90/9  на счёт99 « Прибыли  и убытки « , где формируется конечный  финансовый  результат от всех  видов деятельности  организации.

Пример

ООО « Сигма»  приняло   к оплате  счёт ОАО « РЖД»  за услуги  по транспортировке   партии  готовой  продукции  в  сумме 23600 руб., в том числе НДС-  3600 руб.  В этот же день  ООО» Сигма»  выставило  счёт  за партию  отгруженной  продукции  в адрес  ООО « Адемак»  на сумму  590000 руб., в том числе  НДС – 90000 руб. Фактическая  производственная  себестоимость  отгруженной  продукции -  400000 руб.  Расходы  по доставке  груза до железнодорожной станции и его погрузке  в вагоны  составили 7200 руб.

ООО « Сигма»  оплатило  счёт за оказанные транспортные  услуги  железной  дороге  в сумме 23600 руб. и выставила счёт ООО « Адемак»  по компенсации  ранее  оплаченных  транспортных  услуг  в сумме  23600 руб.

ООО « Адемак»  перечислило  на расчётный счёт  ООО « Сигма»  средства  за поставленную  в его адрес  продукцию  на сумму  590000 руб. и за транспортные  услуги-23600 руб.

Порядок  отражения операций  :

№ п/п

Содержание операции

Сумма, руб.

Дебет

Кредит

1

Определена  выручка  от продажи  готовой  продукции

590000

62

90/1

2

Списывается  фактическая  себестоимость  готовой продукции

400000

90/2

43

3

Списываются  расходы  на продажу  , принимаемые согласно  договору  на себя  поставщиком

7200

90/2

44

4

Начислен  НДС  за отгруженную  продукцию  ( в соответствии  со счётом фактурой)

90000

90/3

68

5

Выявлен  финансовый  результат  по отгруженной  партии  продукции

590000-400000-7200-90000

92800

90/9

99

6

Оплачены  услуги  ОАО « РЖД»  согласно  счёту – фактуре  , в том числе НДС-3600

23600

76

51

7

Стоимость  оплаченных  услуг  «  РЖД»  отнесены  на счёт  задолженности ООО» Адемак»

23600

62

76

8

Поступила   на расчётный счёт  денежные средства  от ОАО  « РЖД»

590000+ 23600

613600

51

62


 

5. Учёт расходов  на продажу 

Порядок  учёта  транспортно- заготовительных  расходов  должен  быть закреплён  в учётной  политике  организации.

В бухгалтерском  учёте  расходы  на продажу  можно ежемесячно списывать  в уменьшение  финансового  результата  двумя  способами:

1) все расходы  в полном  объёме  ;

2)  транспортные расходы  , учитываемые на счёте 44 « Расходы на продажу» ,- пропорционально себестоимости проданных товаров , остальные расходы на продажу в полном  объёме.

Расходы организации  подразделяются на  прямые  и косвенные.

 К прямым  относятся  расходы относятся : материальные  расходы, расходы  на оплату  труда  персонала, занятого  в процессе  производства,  суммы  по страховым взносам  в  ПФ РФ, ФСС РФ, ФОМС , амортизационные отчисления  по основным средствам и нематериальным  активам,  непосредственно используемым  при производстве  товаров, работ, услуг.

Все остальные расходы  считаются косвенными. Их сумма в  полном объёме  относится  на уменьшение  доходов  от производства  и реализации  отчётного  периода.

Сумма  прямых  расходов  , понесенных  в отчётном  периоде , также уменьшает доходы  от реализации  отчётного периода , за исключением сумм  прямых  расходов  , распределяемых  на остатки незавершённого  производства  , готовой продукции на складе  и отгруженной , но не реализованной продукции.

Сумму  транспортных  расходов , которую можно учесть  при налогообложении прибыли за текущий месяц, рассчитывают  следующим образом:

Транспортные  расходы,  подлежащие  списанию=  транспортные расходы  , относящиеся к остатку товаров на начало  месяца + транспортные расходы , понесённые  организацией  в текущем месяце – транспортные  расходы,  относящиеся   остатку товаров на конец месяца.

Сумма  транспортных расходов , относящаяся к остатку товаров на конец месяца, определяется :

Транспортные  расходы , относящиеся к остатку товаров на конец месяца =  средний процент транспортных расходов х  остаток на конец месяца.

Средний  процент  транспортных  расходов = ( сумма транспортных  расходов,  относящаяся  к остатку  товаров  на начало  месяца +  сумма  транспортных  расходов, понесённых  организацией  в текущем месяце) : (стоимость  товаров( продукции, работ, услуг)  , реализуемых в текущем месяце +  остаток товаров на конец месяца).


Тема  « Учёт  материально- производственных  запасов «

Материально-  производственные  запасы ( МПЗ) – часть  имущества  , которое служит  менее одного  года  и используется  :

1) в качестве  сырья,  материалов при производстве  продукции, выполнении   работ , оказании  услуг, предназначенных для продажи;

2) для управленческих  нужд организации;

3)  предназначено для  продажи;

Порядок  учёта МПЗ  определяется  ПБУ  5/01 « Учёт материально- производственных  запасов», утверждённых  приказом  Минфина России   от 09.06.20001г. № 44н( в ред.  От 27.11.2006№156н, от 26.03.2007 № 26н).

В состав  МПЗ  входят  следующие группы оборотных  активов:

1)  материалы-  часть  МПЗ,  являющаяся  предметами  труда, они целиком потребляются  в производственном  цикле и полностью переносят свою стоимость производимой  продукции, выполняемых работ,  оказываемых услуг.

2) инвентарь  и хозяйственные  принадлежности – часть  МПЗ,  используемых в качестве средств  труда  в течение  не более  12месяцев или обычного  операционного  цикла, если он превышает  12 месяцев;

3) готовая продукция -  часть  МПЗ, предназначенных  для продажи и являющихся  конечным  результатом производственного процесса;

4) товары- часть  МПЗ,  приобретённых  у юридических лиц с целью  их продажи или перепродажи  без дополнительной  обработки.

1. Оценка  производственных запасов.

Для правильной  организации  учёта МПЗ  на предприятиях  разрабатывают  номенклатуру- ценник.

Номенклатура –  систематизированный  перечень  наименований  материалов, запасных частей  , топлива и др.,  используемых  на данном предприятии.

Каждому наименованию  материалов  присваивается  числовое  обозначение  – инвентарный номер.

Согласно  ПБУ  5/01  МПЗ  принимаются к учёту  по фактической  себестоимости  , включающей  в себя  суммы фактических затрат, связанных с их приобретением и доставкой.

Большинство предприятий  в течение месяца учёт  МПЗ  ведут  по твёрдым  учётным ценам. Ими могут быть  покупные  ( договорные ) цены, т.к. фактическую себестоимость МПЗ можно  рассчитать  только по окончании   месяца.

Существуют  следующие  методы  оценки  материалов, списываемых  в расход:

1) по средней ( средневзвешенной )  себестоимости;

2) по себестоимости   первых  по времени  закупок   ( метод  ФИФО);

Средняя  себестоимость определяется  по каждому виду  ( группе) запасов  как частное  от деления   общей  стоимости  вида ( группы)  запасов, на их количество  , соответственно  складывающихся  из себестоимости и количества  по остатку на начало  месяца  и по поступившим запасам в отчётном месяце.

Метод ФИФО- производственные  запасы  списываются  на производство  последовательно  в порядке  их поставок  на предприятие  по принципу:  « первая  партия  на приход- первая  идёт в расход».Это  означает , что  независимо  от того,  какая партия  отпущена в производство,  сначала  списывают  материалы  по цене  первой  закупленной  партии, затем второй  и т.д.

Пример.

Ремонтная  организация   купили  красный кирпич  для  выполнения  ремонтных работ  . Кирпич покупался тремя партиями  по 10000руб.в каждой.

Первая  партия  приобретена  по цене 48380 руб. , в том числе НДС – 7380 руб.

Вторая  партия  - по цене  49560 руб. , в т.ч. НДС – 7560 руб.

Третья  партия -  по цене  50750 руб., в т.ч. НДС-  7750 руб.

На выполнение ремонтных  работ  было списано  22000шт.  кирпича.

Решение:

Дебет 10 Кредит 60

41000руб.-  отражена  покупная  стоимость  поступивших  материалов  первой партии;

Дебет  19 Кредит  60

7380 руб.- учтён НДС;

Дебет 10 Кредит  60

42000 руб.- отражена  покупная  стоимость  поступивших  материалов  второй  партии;

Дебет  19 Кредит 60

7560 руб.- учтен НДС ;

Дебет  10 Кредит 60

43000руб. – отражена  покупная  стоимость  поступивших   материалов  третьей  партии;

Дебет 19  Кредит 60

7750- учтён НДС.

Списание  в расход на ремонтные  работы:

А) при использовании  метода ФИФО

10000шт кирпича из  первой  партии  стоимостью  41000руб.

10000 шт . из второй партии  стоимостью  42000руб.

5000шт  из третьей   партии  стоимостью  8600 руб.

( 43000руб.  х2000шт.  :  10000шт)

Общая стоимость  кирпича,  подлежащего  списанию:

41000руб.+  42000руб.+  8600руб.=91600руб.

При списании  кирпича  необходимо  сделать проводку:

Дебет 20  Кредит 10

Б) при использовании  средней  себестоимости

Средняя себестоимость  1 кирпича  = ( 41000руб.+  42000руб.+43000руб.):  ( 10000шт.  +  10000шт.+10000ш.)=4,2 руб.

Стоимость  кирпича  , подлежащая  списанию=4,2руб. х22000шт.=924000руб.

 При  списании необходимо  сделать проводку :

Дебет 20  Кредит10.

2. Документальное  оформление  движения  материалов

Движение  материалов  оформляют  следующими документами:

  • Приходный  ордер( ф. М-4);
  • Акт  о приёме  материалов ( ф.М-7);
  • Лимитно- заборная  карта (ф.М-8);
  • Требование- накладная  на отпуск  материалов ( ф.М-11);
  • Накладная  на отпуск  материалов  на сторону ( ф.  М-15);
  • Карточка учёта  материалов ( ф.М-17);
  • Реестр  сдачи  документов  на приход  и расход  материалов ( ф.М-13);
  • Ведомость  учёта  остатков  материалов (ф. М-14);
  • Товарно- транспортная  накладная (ф.№1-Т).

3. Методы учёта  заготовления  материалов.

В соответствии  с ПБУ 5/01 материалы принимаются  к бухгалтерскому  учёту  по фактической  себестоимости .

Формирование  фактической  себестоимости  материалов  может осуществляться  следующими способами :

1. фактическая  себестоимость   формируется  непосредственно   на счёте  10 « Материалы»;

2. с использованием  счетов  15 « Заготовление  и  приобретение  материалов « и  16  « Отклонение  в стоимости   материалов».

Если  предприятие  ведут  учёт  заготовления  материалов  на счёте 10 « Материалы»  , тогда все данные  о фактических расходах  , понесённых  при их заготовлении  , собирают  на дебете счёта 10 « Материалы».

Если учёт заготовления материалов  на предприятии  ведут  вторым  способом  , все затраты , связанные с приобретением материалов  , на основании поступивших в организацию расчётных документов  поставщиков записывают  по дебету счёта 15 « Заготовление  и приобретение  материалов» и кредиту счетов 60 « Расчёты   с поставщиками и подрядчиками»  , 76 « Расчёты  с разными дебиторами и кредиторами» и др.

Разница между  фактической  себестоимостью приобретения  и стоимостью  поступивших материалов  по учётным ценам списывается со счёта 15 « Заготовление и приобретение  материалов» на  счёт 16  « Отклонение  в стоимости материальных ценностей «.

Использовать  счёт15  для учёта  заготовительных  операций  или вести   их сразу  на счёте  10 « Материалы»  - решает само предприятие  при выборе  учётной  политики   на предстоящий год.

4. Учёт транспортно- заготовительных  расходов.

Транспортно- заготовительные  расходы ( ТЗР) – расходы,  связанные  с приобретением  и доставкой  материалов, кроме  их покупной  стоимости.

ТЗР= фактическая себестоимость -  стоимость   материалов по  учётной цене.

Суммы  ТЗР  распределяют  между  израсходованными и оставшимися  на складе  материалами  пропорционально  стоимости  материалов  по учётным ценам . Этой целью определяют  процент ТЗР , а затем умножают  его на стоимость их расходованных материалов  и оставшихся   на складе.

Процент ТЗР  определяют  по формуле:

% ТЗР = [( сумма ТЗР  на начало  месяца + сумма  ТЗР  по поступившим  материалам  за месяц): ( стоимость  материалов  на начало  месяца  по учётной  цене +  стоимость  в течение  месяца  материалов  по учётной  цене)]: 100%

Пример 

По состоянию  на 1 марта  в учёте  организации  на счёте 10/1  числится :

- 50 кг  материала  на сумму  3500руб.;

- ТЗР , связанные с приобретением материалов  (  сальдо  по счёту 10/10 « ТЗР») –на сумму 100руб.

В марте  приобретено  200 кг  материалов на сумму 12000 руб.

Расходы  по доставке  на склад  составили 500руб.

В марте  расход  материала  составил:

- в основном  производстве – на сумму  8800 руб.;

-  во вспомогательном   производстве -  на сумму  1425 руб.

Решение:

Сумма ТЗР ,  которая должна быть  списана на счета по учёту затрат  , составит:

[( 100+  500): ( 3500+ 12000)]: 100%= 3,9%

Сумма ТЗР,  которая  должна  быть списана  на счета  по учёту  расходов  вспомогательного   производства=1425х 3,9%= 56 руб.

При списании  ТЗР  оформляют:

Дебет 20 Кредит  10/1

Информация о работе Учёт готовой продукции и продажи