Учёт нематериальных активов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 22:04, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования избранной темы «Учет нематериальных активов» обусловлено тем, что в связи с ускорением научно-технического развития и усилением конкурентной борьбы интерес к нематериальным ресурсам постоянно возрастает, увеличивая долю нематериальных активов в общей сумме капитала организации. Все более широкое использование нематериальных активов в российской экономике и внешнеэкономической деятельности объективно порождает потребность в углублении изучения вопросов их учета, анализа, оценки и аудита.
Нематериальные активы — принципиально новый для отечественной теории и практики вид имущества, подлежащий бухгалтерскому учёту.

Содержание работы

Введение 4
Нематериальные активы: характеристика, виды, правовое регулирование 5
Оценка нематериальных активов 19
Учет поступления нематериальных активов 24
Учет выбытия нематериальных активов 29
Учет амортизации нематериальных активов 32
Заключение 39
Список использованной литературы 41

Файлы: 1 файл

бух учет курсовая.doc

— 344.50 Кб (Скачать файл)

Право на использование  товарного знака может быть предоставлено владельцем товарного знака (лицензиаром) другому лицу (лицензиату) по лицензионному договору. Лицензионный договор должен содержать условие о том, что качество товаров лицензиата будет не ниже качества товаров лицензиара и что лицензиар будет осуществлять контроль за выполнением этого условия.

Договор об уступке товарного  знака и лицензионный договор  регистрируются в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Без этой регистрации они считаются недействительными.

Наименование  места происхождения товара – это название страны, населенного пункта, местности или другого географического объекта, используемое для обозначения товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями или людскими факторами, либо природными условиями и людскими факторами одновременно.

Использованием  наименования места происхождения  товара считается применение его на товаре, упаковке, в рекламе, проспектах, счетах, бланках и иной документации, связанной с введением товара в хозяйственный оборот. Так, в качестве примера наименования места происхождения товара, используемого для обозначения товара, можно привести, в частности, минеральную воду «Нарзан», «Боржоми», «Ессентуки», коньяк «Кизляр», вино «Новый свет» и т.д. Приобретая данную продукцию, потребитель рассчитывает на то, что местом происхождения, к примеру, коньяка «Кизляр» является именно г. Кизляр, а не иной географический объект.

В то же время обозначения  географических объектов, ставшие со временем видовыми (т.е. обозначающие товар  определенного вида) в результате их многократного и неконтролируемого использования, в качестве наименования места происхождения товара признаны быть не могут (п. 2 ст. 30 Закона РФ № 3520-1). Например, не могут быть признаны в качестве наименования места происхождения товара географические объекты в таких товарах, как «Вологодское масло», «Краковская колбаса», «Грильяж восточный», «Булка французская», водка «Московская» и пр. Это объясняется тем, что в данном случае указанный товар в представлении потребителя ассоциируется уже не с географическим местом, обозначенным в названии товара, а с определенной рецептурой, по которой этот товар изготовлен.

Наименование места  происхождения товара может быть зарегистрировано одним или несколькими юридическими или физическими лицами. Закон допускает регистрацию права на использование наименования места происхождения товара несколькими субъектами одновременно при условии, что последние находятся в том же географическом объекте и производят товар с теми же свойствами. Из этого следует, что наименование места происхождения товара не является объектом исключительного права отдельного лица и может быть предоставлено любому другому лицу. Важно отметить, что регистрация наименования места происхождения товара действует бессрочно. Лицо, зарегистрировавшее наименование места происхождения товара, получает право пользования им, если производимый данным лицом товар отвечает требованиям, установленным п. 1 ст. 30 Закона № 3520-1. То есть право на использование наименования места происхождения товара возникает в отношении не любого товара, производимого лицом, а только в отношении того, который обладает особыми свойствами.

Регистрация и предоставление права пользования наименованием  места происхождения товара осуществляются на основании подаваемой соискателем заявки в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности (п. 2 ст. 8; ст. 32 Закона № 3520-1). Обладатель свидетельства на право пользования наименованием места происхождения товара не вправе предоставлять лицензии на пользование наименованием места происхождения товара другим лицам.

Фирменное наименование коммерческой организации регистрируется вместе с самой организацией в составе ее учредительных документов. Юридическое лицо, фирменное наименование которого зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право его использования на вывесках, бланках, упаковке, в рекламе, при заключении сделок и любым иным, не запрещенным законом способом.

Фирменное наименование, будучи средством индивидуализации его обладателя и являясь объектом исключительного права, может быть использовано только с согласия правообладателя. Частным случаем такого использования является договор коммерческой концессии (франчайзинга), предусмотренный ст. 1027 ГК РФ.

Франчайзинг (англ. «franchising» – право, привилегия) основан на том, что одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение право использовать в предпринимательской деятельности свои средства индивидуализации – фирменное наименование или коммерческое обозначение, товарный знак или знак обслуживания, а также права на охраняемую коммерческую информацию (ноу-хау). Договор коммерческой концессии предусматривает использование комплекса исключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя в определенном объеме с указанием или без указания территории использования применительно к определенной сфере предпринимательской деятельности (продаже товаров, полученных от правообладателя или произведенных пользователем, осуществлению иной торговой деятельности, выполнению работ, оказанию услуг). Примером франчайзинга может служить система фотоуслуг «Кодак-экспресс», используемая во многих регионах России.

Лицензионный договор  и договор коммерческой концессии  имеют ряд общих черт, они предполагают предоставление права пользования принадлежащими правообладателю объектами исключительных прав. От договоров лицензирования коммерческую концессию отличает то, что последняя предусматривает передачу в пользование не только товарного знака, а всего комплекса исключительных прав, составляющих предмет договора, – право на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение, а также на другие объекты исключительных прав (в частности, права на товарный знак или знак обслуживания). Кроме того, по договору коммерческой концессии правообладатель обязан проинструктировать пользователя и его работников по вопросам, связанным с осуществлением этих прав (ст. 1031 ГК РФ).

Оформление прав на объекты  интеллектуальной собственности

Объект интеллектуальной собственности

Охранный документ

Срок действия

Передача имущественных прав

Нормативный  документ

1

2

3

4

5

Право использования  программ для ЭВМ и баз данных

Свидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ и базы данных*

В течение всей жизни  автора и  50 лет после его смерти

Договор

Закон РФ от 23.09.1992 № 3523-1 «О правовой охране баз для ЭВМ и базы данных» приказ Роспатента  от 29.04.2003 № 64

Право на топологию интегральной микросхемы

Свидетельство об официальной регистрации топологии интегральной микросхемы*

В течение 10 лет

Договор

Закон РФ от 23.09.1992 № 3526-1 «О правовой охране топологий интегральных микросхем»; приказ Роспатента от 29.04.2003 № 64

Право на изобретение

Патент на изобретение

В течение 20 лет**

Лицензионный договор

Патентный закон РФ от 23.09.1992 № 3517-1

Право на полезную модель

Свидетельство на полезную модель

В течение 5 лет**. Продлевается не более чем на 3 года

Лицензионный договор

Патентный закон РФ от 23.09.1992 № 3517-1

Право на промышленный образец

Патент на промышленный образец

В течение 10 лет**. Продлевается не более чем на 5 лет

Лицензионный договор

Патентный закон РФ от 23.09.1992 № 3517-1

1

2

3

4

5

Право на товарный знак и знак обслуживания

Свидетельство на товарный знак

В течение 10 лет**

Лицензионный договор

Закон РФ от 23.09.1992 № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»

Право пользования наименованием места происхождения товара

Свидетельство на право пользования наименованием места происхождения товара

В течение 10 лет**. Срок действия свидетельства может продлеваться (каждый раз на 10 лет)

Обладатель свидетельства не вправе предоставлять лицензии на пользование наименованием места происхождения товара другим лицам

Закон РФ от 23.09.1992 № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»


* Регистрация производится по желанию автора в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

** Считая с даты подачи заявки в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

Организационные расходы представляют собой сумму расходов по созданию организации, признанную в соответствии с учредительными документами вкладом участников (учредителей) в уставный (складочный) капитал. В этом случае расходы, связанные с созданием предприятия, включаются в состав нематериальных активов предприятия как организационные расходы на основании п. ПБУ 14/2007.

Первичный документ

Содержание операции

Корреспондирующие счета

Дебет

Кредит

1

2

3

4

Учет организационных  расходов

Учредительные документы; бухгалтерская справка

Отражены произведенные  учредителями организационные расходы (по фактическим расходам по организации предприятия)

08-5

75

Карточка учета нематериальных активов

Принят на учет объект нематериальных  
активов – организационные расходы

04

08-5

Бухгалтерская справка-расчет

Ежемесячная амортизация  организационных расходов (равными частями в течение 20 лет, начиная с месяца, следующего за месяцем принятия объекта к бухгалтерскому учету)

20

(26, 44)

04*


* Амортизационные отчисления по организационным расходам организации отражаются в бухгалтерском учете путем равномерного уменьшения первоначальной стоимости в течение двадцати лет (но не более срока деятельности организации).

Что касается аналогичных затрат, возникающих после регистрации (например, в связи с необходимостью переоформления учредительных документов, заменой печатей и т.п.), то их следует относить к внереализационным расходам.

Особенностью операции по приобретению предприятия является то, что сумма, уплачиваемая за него продавцу, практически всегда будет меньше или больше разницы между стоимостью его имущества и суммой, переводимой на покупателя кредиторской задолженности согласно передаточному акту. Возникающая положительная или отрицательная разница – это деловая репутация предприятия.

Деловая репутация (англ. «goodwill») – активы, капитал фирмы, не поддающийся материальному измерению: техническая компетенция, связи, маркетинговые приемы, влияние и т.п.

Под деловой репутацией понимается условная «цена» фирмы, условная стоимость существующих деловых связей и контактов. Деловая репутация оценивается как превышение рыночной оценки совокупных активов над рыночной стоимостью этих же активов, рассматриваемых в отдельности. Это превышение («гудвилл» – доброе имя фирмы), определяемое экспертным путем, и есть деловая репутация фирмы. Сложность экспертной оценки деловой репутации связана с необходимостью выделения из нее стоимости торговой марки, фирменного стиля и прочих элементов, которые обычно являются составляющими гудвилла.

Причины возникновения  гудвилла могут быть самыми разнообразными, как правило, это связано с эффективной рекламной политикой либо использованием производственных секретов, недоступных конкурентам, наличием устойчивых, эффективных и надежных связей с поставщиками, а также прогрессивной организацией труда и системы мотивации персонала и т.п.

Деловая репутация становится объектом бухгалтерского учета только при совершении сделки купли-продажи предприятия и отражается в цене, по которой покупается предприятие. Деловая репутация может быть оценена только субъективно как продавцом, так и покупателем. Она может быть либо положительной, либо отрицательной.

В соответствии с ПБУ 14/2007 деловая репутация организации может определяться в виде разницы между покупной ценой организации (как приобретенного имущественного комплекса в целом) и стоимостью по бухгалтерскому балансу всех ее активов и обязательств.

Положительную деловую  репутацию организации следует  рассматривать как надбавку к цене, уплачиваемую покупателем в ожидании будущих экономических выгод, и учитывать в качестве отдельного инвентарного объекта. Положительная деловая репутация означает, что стоимость организации превышает совокупную стоимость ее активов и обязательств, что организации присуще нечто такое, что не определяется как активы и пассивы (уровень квалификации персонала, деловые связи, репутация качества и т.п.). Эти факторы обеспечивают более высокий уровень прибыли, чем тот, который может быть получен при использовании аналогичных активов, но без отмеченных нематериальных активов.

Возможна ситуация, когда  при покупке компании появляется отрицательная деловая репутация. В противоположность гудвиллу ее называют «bad will» – «бэдвилл». Отрицательная деловая репутация возникает, как правило, тогда, когда стоимость активов приобретенной фирмы превышает сумму, за которую она была приобретена.

Информация о работе Учёт нематериальных активов