Учёт основных средств на предприятии ОАО «ЦНИИ «Электрон»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 18:39, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной работы является рассмотрение вопросов учета основных средств.
Исходя из цели, в работе ставились следующие задачи:
1) дать общую характеристику предприятия ОАО «ЦНИИ «Электрон» и направлений деятельности данного предприятия;
2) рассмотреть теоретические аспекты управления основными средствами, рассмотреть их экономическую сущность, обозначить задачи их учета, а также представить методологические и нормативные основы учета основных средств в РФ;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
1 Теоретические основы учета основных средств
1.1 Состав и оценка основных средств…………………………………………..6
1.2 Классификация основных средств………………………………………….10
1.3 Основные положения ПБУ 6/01…………………………………………….15
2 Организационно-экономическая характеристика ОАО «ЦНИИ «Электрон»
2.1 Основные показатели экономической деятельности предприятия………22
2.2 Ликвидность предприятия…………………………………………………..27
3 Учет основных средств в ОАО «ЦНИИ «Электрон»
3.1 Учет поступления основных средств………………………………………34
3.2 Учет ремонтов основных средств…………………………………………..49
3.3 Учет выбытия основных средств…………………………………………...53
4 Пути совершенствования учета основных средств на предприятии ОАО «ЦНИИ «Электрон»………………………………………………………….….62

Выводы и предложения……………………………………………………………65

Список используемой литературы………………………………………………...67

Файлы: 1 файл

курсовик Дынька Е.А..docx

— 115.37 Кб (Скачать файл)

Отчисления  в ремонтный фонд оформляются  следующей бухгалтерской записью:

Дебет счёта 25 «Общепроизводственные расходы» (и других счетов производственных затрат)

Кредит  счёта 96 «Резервы предстоящих расходов».

При образовании  ремонтного фонда операции по учёту  ремонта основных средств, осуществляемого  хозяйственным способом, отражают, как правило, предварительно на активном синтетическом счёте 23 «Вспомогательные производства». По дебету этого счёта учитывают фактические затраты по проведённому капитальному и текущему ремонтам, а с кредита фактическую себестоимость ремонтных работ списывают за счёт ремонтного фонда.

Приёмка отремонтированного объекта из капитального ремонта в ОАО «ЦНИИ «Электрон» оформляется актом приёмки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов. По поступлении акта в бухгалтерию в инвентарной карточке делают отметку о произведённых работах. Кроме того, акт о приёмке-сдаче служит основанием для списания фактической себестоимости капитального ремонта.[13]

Списания  фактической себестоимости ремонта, осуществлённого хозяйственным  способом с использованием счёта 23, оформляют следующей записью:

Дебет счёта 96 «Резервы предстоящих расходов»

Кредит  счёта 23 «Вспомогательные производства».

На капитальный  ремонт, осуществляемый подрядным способом, организация заключает договор  с подрядчиком. Приёмка законченного капитального ремонта оформляется  актом приёмки-сдачи. Законченные  капитальные работы оплачиваются подрядчику из расчёта сметной стоимости  их фактического объёма. На стоимость  законченных капитальных работ  подрядчики представляют заказчику  счета, акцепт которых оформляется  следующей записью:

Дебет счёта 96 «Резервы предстоящих расходов», субсчёт «Ремонтный    фонд»

Кредит  счёта 60 «Расчёты с поставщиками и  подрядчиками».

Затраты по капитальному ремонту, осуществляемому  подрядным способом, могут быть списаны  с кредита счёта 60 в дебет счетов издержек производства и обращения.

Оплата  счетов производится с расчётного или  другого счёта и оформляется  следующей бухгалтерской записью:

Дебет счёта 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками»

Кредит  счёта 51 «Расчётный счёт» или других счетов.

Пример: Предприятие  ОАО «ЦНИИ «Электрон» произвело подрядным способом капитальный ремонт производственного здания. Стоимость выполненных работ составила 120 000 руб., включая НДС – 20 000 руб. Денежные средства перечислены подрядчику полностью.

В бухгалтерском  учете производятся следующие записи:

Дебет 20 Кредит 60 - 100 000 руб. – отражены выполненные  подрядчиком работы по капитальному ремонту производственного помещения;

Дебет 19 Кредит 60 - 20 000 руб. – отражен НДС, уплаченный подрядчику;

Дебет 60 Кредит 51 - 120 000 руб. - перечислены денежные средства подрядчику;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» - 20 000 руб. – принят к вычету НДС, уплаченный подрядчику.

По окончанию  отчётного года затраты на ремонт основных средств должны быть списаны  на издержки производства или обращения  в сумме фактически произведённых  затрат.

В связи  с этим сумму резерва, превышающую  фактически произведённые затраты  на ремонт, по окончанию года сторнируют. При недостатке ремонтного фонда  не величину недостатка составляют либо дополнительную проводку по начислениям  в ремонтный фонд, либо списывают  указанную величину на издержки производства или обращения. [14]

3.3 Учет выбытия основных средств

 

При выбытии  основных средств организация теряет право собственности на эти объекты. Основными причинами выбытия  могут быть:

1. Продажа  объектов основных средств; 

2. Передача  объектов основных средств по  договорам мены;

3. Передача  объектов основных средств по  договору дарения имущества; 

4. Передача  объектов основных средств в виде вклада в уставный (складочный) капитал других организаций или в виде вклада в простое товарищество;

5. Недостача объектов основных средств, выявленная при инвентаризации;

6. Ликвидация  объектов основных средств вследствие  морального или физического износа;

7. Потеря  объектов основных средств в  результате аварий и стихийных  бедствий;

8. Другие  факты выбытия собственных основных  средств. [16]

Итак, согласно ПБУ 6/01 "Учет основных средств" стоимость  объекта основных средств, который  выбывает или постоянно не используется для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг либо для  управленческих нужд организации, подлежит списанию с бухгалтерского учета  . [17]

 Выбытие  объекта основных средств признается в бухгалтерском учете организации на дату единовременного прекращения действия условий принятия их к бухгалтерскому учету.

Определение целесообразности (пригодности) дальнейшего  использования объекта основных средств, возможности и эффективности  его восстановления осуществляется в соответствии с порядком организационно-технических  мероприятий, определенным п.77 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств. Принятое комиссией решение  о списании объекта оформляется  актом на списание объекта основных средств (формы № ОС-4, ОС-4а, ОС-4б) с указанием данных, характеризующих  основное средство: дата принятия объекта  к бухгалтерскому учету, год изготовления или постройки, время ввода в  эксплуатацию, срок полезного использования, первоначальная стоимость и сумма  начисленной амортизации, проведенные  переоценки, ремонты, причины выбытия  с их обоснованием, состояние основных частей, деталей, узлов, конструктивных элементов. Акт на списание объекта  основных средств утверждается руководителем  организации.

 Бухгалтер  ОАО «ЦНИИ «Электрон» делает в инвентарной карточке (форма № ОС-6) отметку о выбытии объекта. Инвентарные карточки по выбывшим объектам надлежит хранить отдельно в течение срока, определенного приказом руководителя организации, но не менее пяти лет. При ликвидации автотранспортного средства в бухгалтерии должны быть документы об утилизации лома или утиля (сдача в металлолом, вывоз на свалку и т.п.).

 Детали, узлы, запчасти выбывающего объекта  основных средств, пригодные к  дальнейшему употреблению, сдаются  на склад с оформлением приходного  ордера по форме № М-4. Передача  указанных запчастей со склада  в производство (например, в ремонтный  цех) оформляется требованием-накладной  по форме №М-11. Если запчасти  продаются на сторону, то заведующий  складом (кладовщик) оформляет  накладную на отпуск материалов  на сторону по форме № М-15.

 Операции  по списанию основных средств  в ОАО «ЦНИИ «Электрон» оформляют актом о списании основных средств (форма № ОС-4 - акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств); форма № ОС-4а - акт о списании автотранспортных средств; форма № ОС-4б - акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств)). Акт составляет комиссия, назначаемая руководителем организации, в двух экземплярах (первый передается в бухгалтерию, второй остается у сотрудника, ответственного за сохранность объекта).

 Акт  о списании объектов основных  средств (форма № ОС-4) применяется  для оформления полного или  частичного списания основных  средств (кроме автотранспортных) при полной или частичной ликвидации. Акт составляет комиссия в  двух экземплярах, назначенная  руководителем организации. Первый  экземпляр акта дается в бухгалтерию,  второй - остается у материально  ответственного лица и является  основанием для сдачи на склад  и реализации оставшихся в  результате ликвидации запасных  частей, материалов, металлолома и  т.п. 

 Затраты  по ликвидации, а также стоимость  материальных ценностей, поступивших  после ликвидации и разборки  зданий и сооружений, демонтажа  оборудования и т.п., отражаются  в разд. "Расчет результатов  списания объекта".

 Акт  о списании автотранспортных  средств (форма № ОС-4а) предназначен  для оформления списания грузового  или легкового автомобиля, автобуса, прицепа или полуприцепа при  их ликвидации. Акт составляют в двух экземплярах, его подписывают члены ликвидационной комиссии, назначенной приказом руководителем организации.

Затраты по ликвидации, а также стоимость  материальных ценностей, поступивших  от разборки автотранспортных средств, отражают в разделе "Расчет результатов  списания автомобиля".

 Основанием  для записей о выбытии объектов  основных средств и передаче  их в другой организации, продаже  или списании за ветхостью  (непригодностью) являются акты форм  № ОС-1, ОС-3, 4, ОС-4а. 

 В  актах на списание основных  средств указывают техническое  состояние и причину списания  объекта, первоначальную стоимость,  сумму амортизации, затраты на  списание, стоимость материальный  ценностей (запасных частей, металлолома  и т.п.), полученных от ликвидации  объекта (выручки от ликвидации), результат от списания.

 Первичная документацию и корреспонденция счетов по выбытию основных средств представлена в таблице:

 

Таблица 14 - Первичная документация и корреспонденция счетов по выбытию основных средств

Первичный документ

Содержание операций

Корреспондирующие счета

Дебет

Кредит

Списание объекта основных средств в результате продажи

Акт о приеме-передаче объекта основных средств

Списана первоначальная (восстановительная) стоимость объекта основных средств

01.2

01.12

Акт о приеме-передаче объекта основных средств

Списана сумма начисленной амортизации

02

01.21

Акт о приеме-передаче объекта основных средств

Остаточная стоимость объекта  основных средств списана на прочие расходы организации

91.2

01.21

Акт о приеме-передаче объекта основных средств

Отражен операционный доход от продажи  объекта основных средств

62

91.1

Бухгалтерская справка-расчет

Отражена прибыль от реализации объекта  основных средств

91.9

99

Выбытие объектов основных средств, передаваемых в счет вклада в уставный (складочный) капитал

Акт о приеме-передаче объекта основных средств, бухгалтерская справка-расчет

Списана сумма начисленной амортизации

02

01.21

Учредительные документы, бухгалтерская  справка-расчет

Отражен вклад в уставный капитал  в размере остаточной стоимости  выбывающего объекта основных средств

58.1

76

Бухгалтерская справка-расчет

Списана остаточная стоимость выбывающего  объекта

76

01.2

Списание объекта основных средств в результате ликвидации

Акт о списании объекта основных средств

Списана первоначальная (восстановительная) стоимость объекта основных средств

01.21

01.12

Акт о списании объекта основных средств

Списана сумма начисленной амортизации

02

01.21

 

 

 

 

 

 

Акт о списании объекта  основных средств, акт приема-сдачи  выполненных работ

 

Отражены расходы, связанные  с выбытием объекта основных средств (разборка, демонтаж и т.п.)

 

91.2

 

60 (23, 25, 26, 29, 44)

Акт о списании объекта основных средств, приходный ордер

Оприходованы на складе запасные части, пригодные к использованию

10.5

91.1

Акт о списании объекта основных средств, приходный ордер

Оприходован на склад металлолом

10.6

91.1

Бухгалтерская справка-расчет

Заключительными оборотами месяца определен  финансовый результат от выбытия  объекта основных средств:

прибыль

убыток

 

 

 

91.9

99

 

 

 

99

91.9


 



 

 








 

 

Рис.1 - Общая схема счетов при выбытии основных средств.

Пример: В  январе 2010 года в ОАО «ЦНИИ «Электрон» списывается (ликвидируется) частично изношенное оборудование стоимостью 300 000 руб. и начисленной амортизацией 280 000 руб. Стоимость металлолома, оприходованного при списании, составила 50 000 руб. В бухгалтерском учете рассматриваемого предприятия сделаны следующие записи:

 

Таблица 15  – Корреспонденция счетов списания основного средства в ОАО «ЦНИИ «Электрон»

Первичный документ

Содержание операций

Корреспондирующие счета

Дебет

Кредит

Списание объекта основных средств в результате продажи

Акт о приеме-передаче объекта основных средств

Списана первоначальная (восстановительная) стоимость объекта основных средств

01.2

01.12

Акт о приеме-передаче объекта основных средств

Списана сумма начисленной амортизации

02

01.21

Акт о приеме-передаче объекта основных средств

Остаточная стоимость объекта  основных средств списана на прочие расходы организации

91.2

01.21

Акт о приеме-передаче объекта основных средств

Отражен операционный доход от продажи  объекта основных средств

62

91.1

Бухгалтерская справка-расчет

Отражена прибыль от реализации объекта  основных средств

91.9

99

Выбытие объектов основных средств, передаваемых в счет вклада в уставный (складочный) капитал

Акт о приеме-передаче объекта основных средств, бухгалтерская справка-расчет

Списана сумма начисленной амортизации

02

01.21

Учредительные документы, бухгалтерская  справка-расчет

Отражен вклад в уставный капитал  в размере остаточной стоимости  выбывающего объекта основных средств

58.1

76

Бухгалтерская справка-расчет

Списана остаточная стоимость выбывающего  объекта

76

01.2

Списание объекта основных средств в результате ликвидации

Акт о списании объекта основных средств

Списана первоначальная (восстановительная) стоимость объекта основных средств

01.21

01.12

Акт о списании объекта основных средств

Списана сумма начисленной амортизации

02

01.21

 

 

 

 

 

 

Акт о списании объекта  основных средств, акт приема-сдачи  выполненных работ

 

Отражены расходы, связанные  с выбытием объекта основных средств (разборка, демонтаж и т.п.)

 

91.2

 

60 (23, 25, 26, 29, 44)

Акт о списании объекта основных средств, приходный ордер

Оприходованы на складе запасные части, пригодные к использованию

10.5

91.1

Акт о списании объекта основных средств, приходный ордер

Оприходован на склад металлолом

10.6

91.1

Бухгалтерская справка-расчет

Заключительными оборотами месяца определен  финансовый результат от выбытия объекта основных средств:

прибыль

убыток

 

 

 

91.9

99

 

 

 

99

91.9

Информация о работе Учёт основных средств на предприятии ОАО «ЦНИИ «Электрон»