Учёт расчётов с поставщиками и подрядчиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 18:50, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование теоретических и практических аспектов бухгалтерского учета с поставщиками и подрядчиками и выявление путей по их совершенствованию на примере ООО «Университет».
Объектом исследования курсовой работы является ООО Издательско-полиграфический комплекс «Университет», специализирующееся в сфере печати и издательства г. Оренбурга.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
1)Краткая экономическая характеристика ООО ИПК «Университет»…5
2) Понятие кредиторской задолженности………………………………...8
3)Договорные отношения между организацией и поставщиками и подрядчиками……………………………………………………………………..….11
4)Действующие формы безналичных расчетов между организацией и поставщиками и подрядчиками ………………………………………………..14
5)Документальное оформление расчетов с поставщиками и подрядчиками………………………………………………………………….. ………….17
6) Синтетический и аналитический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками в ООО «Университет» ……………………………………… 20
7) Контроль состояния расчетов с поставщиками и подрядчиками….25
8) Отражение в отчетности информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками…………………………………………………………………..30
Вывод и практические рекомендации по совершенствованию учёта…32
Список литературы………………………………………………………35

Файлы: 1 файл

курсовик2.doc

— 267.00 Кб (Скачать файл)

Отсутствие условия  о списании денежных средств в  бесспорном порядке в договоре банковского счета либо дополнительного соглашения к договору банковского счета, а также отсутствие сведений о кредиторе (получателе средств) и иных вышеуказанных сведений является основанием для отказа банком в оплате инкассового поручения.

Банки приостанавливают списание денежных средств в бесспорном порядке в следующих случаях:

  • по решению органа, осуществляющего контрольные функции в соответствии с законодательством, о приостановлении взыскания;
  • при наличии судебного акта о приостановлении взыскания;
  • по иным основаниям, предусмотренным законодательством.

При возобновлении списания денежных средств по инкассовому  поручению его исполнение осуществляется с сохранением указанной в нем группы очередности и календарной очередности поступления документа внутри группы.

Чек – письменное распоряжение плательщика своему банку уплатить с его счета держателю чека определенную денежную сумму. Существуют денежные чеки и расчетные чеки. Денежные чеки применяются для выплаты держателю чека наличных денег в банке, например, на заработную плату, хозяйственные нужды, командировочные расходы, закупку сельхозпродуктов и т.д. Расчетные чеки – это чеки, используемые для безналичных расчетов.              Расчетный чек – это документ установленной формы, содержащий безусловный письменный приказ чекодателя своему банку о перечислении определенной денежной суммы с его счета на счет получателя средств (чекодержателя). Расчетный чек, как и платежное поручение, оформляется плательщиком, но в отличие от платежного поручения чек передается плательщиком предприятию-получателю платежа в момент совершения хозяйственной операции, который и предъявляет чек в свой банк для оплаты. Порядок и условия использования чеков в платежном обороте регулируются частью второй Гражданского кодекса Российской Федерации, а также другими законами и устанавливаемыми в соответствии с ними банковскими правилами.

При расчетах по аккредитиву  банк, действующий по поручению плательщика об открытии аккредитива (далее – банк-эмитент), обязуется произвести платежи в пользу получателя средств по представлении последним документов, соответствующих всем условиям аккредитива, либо предоставить полномочие другому банку (далее – исполняющий банк) произвести такие платежи. В качестве исполняющего банка может выступать банк-эмитент, банк получателя средств или иной банк. Аккредитив обособлен и независим от основного договора.

Вексельная форма расчетов представляет собой расчеты между поставщиком и плательщиком за товары или услуги с отсрочкой платежа (коммерческий кредит) на основе специального документа-векселя.

Вексель – это безусловное  письменное долговое обязательство  строго установленной законом формы, дающее его владельцу (векселедателю) бесспорное право по наступлении срока требовать от должника уплаты обозначенной в векселе денежной суммы. Закон различает два основных вида векселей: простые и переводные. Простой вексель (соло-вексель) – письменный документ, содержащий простое и ничем не обусловленное обязательство векселедателя уплатить определенную сумму денег в определенный срок и в определенном месте получателю средств. Простой вексель выписывает сам плательщик, и по существу он является его долговой распиской. Переводной вексель (тратта) – это письменный документ, содержащий безусловный приказ векселедателя плательщику об уплате указанной в векселе денежной суммы третьему лицу или его приказу.

Действующее вексельное законодательство предусматривает  возможность передачи векселя из рук в руки в качестве орудия платежа с помощью передаточной надписи (индоссамента).

Организации не всегда располагают  достаточным количеством свободных денежных средств на покупку имущества, техники, товаров или материалов. Существуют иные возможности, используя которые организация ведет активную хозяйственную деятельность. Наиболее широко распространение в практической деятельности организации имеют такие формы неденежных расчетов, как товарообменные операции, вексельные расчеты, исполнение долговых обязательств путем взаимозачетов, отступного или новации, уступка прав требования.

Бартерные, или обменные, операции довольно широко применяются  в современных условиях работы организаций. В ситуации, когда стороны обменивают один товар на другой, заключается договор мены.

Отношения сторон регулируются в рамках договора мены главой 31 ГК РФ. В соответствии со статьей 567 ГК РФ по договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой.

5)Документальное оформление расчетов с поставщиками и подрядчиками

Договор поставки (Приложение 4) является видом договора купли-продажи. Как и договор купли-продажи, он направлен на возмездное перенесение права собственности (иного вещного права) от поставщика (продавца) на покупателя. Поэтому к нему применимы общие нормы о купле-продаже.

При выполнении условий договора поставки оформляются следующие документы:

  1. накладная (Приложение 5), в которой указываются наименование переданного товара, его количество и цена. Она подписывается руководителем организации – поставщика, лицом, производящим сдачу товара, и представителем покупателя, принимающим товар, также ставятся печати поставщика и покупателя. Форма накладной утверждена постановлением Госкомстата России от 30.10.97 №71а (ред. От 06.04.01.) «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве».
  2. доверенность, которую должны иметь  лица, осуществляющие сдачу и/или приемку товара (форма которой утверждена постановлением Госкомстата России №71а);
  3. акты приемки, которые составляются, если приняты материалы, поступившие баз документов, или обнаружено количественное или качественное несоответствие, расхождение по ассортименту с данными сопроводительных документов поставщика;
  4. транспортные документы при доставке:
  1. автотранспортом или речным транспортом: товарно-транспортная накладная (4 экземпляра); путевой лист со штампами автопредприятия;
  1. железнодорожным транспортом: железнодорожная накладная (1 экземпляр); грузовая квитанция (1 экземпляр);
  2. воздушным транспортом: накладная отправителя; грузовая накладная (3 экземпляра, выписывается перевозчиком);
  3. морским транспортом: коносамент (выписывает порт);
  1. расчетные документы:
    1. счет;
    2. счет-фактура (Приложение 6), который должен быть зарегистрирован в книге покупок (Приложение 7) (порядок составления счетов – фактур утвержден постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 №914, последние изменения внесены в Правила постановлением Правительства РФ от 16.02.04 №84);
    3. приходный кассовый ордер (необходим, если оплата производится за наличный расчет);
    4. расходный кассовый ордер (для оформления выдачи наличных денег из кассы организации).

В случае предъявления покупателем  претензий в связи с недопоставкой  товаров поставщик, допустивший  недопоставку товаров, обязан в соответствии со ст. 511 восполнить недопоставленное количество товаров. Обязанность восполнения установлена на случай недопоставки товаров, просрочки поставки или ненадлежащего исполнения поставщиком указаний покупателя о поставке товаров получателям (нарушения отгрузочной разнарядки). Недопоставка означает не только нарушение условий о количестве, но и о сроке, следовательно, недопоставка одновременно является и просрочкой поставки. Покупатель вправе отказаться от переданного товара, если же товар уже оплачен, - потребовать возврата уплаченной денежной суммы.

Если поставщик возвращает покупателю денежные средства за недопоставленный товар, то выписывается новая счет – фактура на фактически полученный покупателем объем товаров с указанием «По пересчету» и ссылкой на номер ранее оформленного счета – фактуры. 

Стороны вправе избрать  любую из тех форм расчетов, которые указаны в ст. 862 ГК. Если же в договоре отсутствует условие о форме расчетов, то применяется форма, предусмотренная нормой ст. 516 ГК, т.е. расчеты осуществляются платежными поручениями.

При расчетах по аккредитиву плательщик представляет в банк-эмитент два экземпляра заявления на открытие аккредитива, в котором поручает банку-эмитенту открыть аккредитив. Аккредитив выписывают в 4 экземплярах.

Вексель должен быть составлен  только на бумаге, любым способом –  от руки, на компьютере, на пишущей машинке. Вексель подписывается собственноручно уполномоченным на то лицом.

Операции взаимозачета оформляются актом взаимных требований (протокол о проведении взаимозачета, соглашение о погашении взаимных обязательств, акт сверки взаимных требований). Этот документ должен содержать информацию об основаниях возникновения задолженностей, сумму зачтенных взаимных требований и дату проведения зачета.

Уступка права требования оформляется путем заключения двустороннего соглашения (договора) между прежним и новым кредитором (ст.382 ГК РФ). Договор уступки права требования называется договором цессии, а стороны, участвующие в этом договоре, - цедент (прежний кредитор) и цессионарий (новый кредитор). До заключения договора лицо, которое будет цедентом, направляет своему кредитору письмо с просьбой дать согласие на перевод долга на лицо, которое будет цессионарием. После получения согласия заключается договор уступки прав требования в обмен на принятие долга.

Отступное оформляется  соглашением (статья 409 ГК РФ), к которому предъявляются следующие требования к наличию обязательных реквизитов - размер, сроки и порядок предоставления отступного.

Если отступное при одностороннем  отказе от полного или частичного исполнения договора не было предусмотрено  условиями договора, то в него вносятся соответствующие изменения, устанавливающие объект и размер отступного, а также сроки и порядок исполнения обязательства.

Соглашение юридических  лиц об отступном между собой  и с физическими лицами должно быть заключено в письменной форме. Если в качестве объекта отступного выступает недвижимое имущество, то соглашение об отступном действительно только после его государственной регистрации.

Факт прекращения обязательства  отступным должен быть зафиксирован сторонами сделки посредством оформления документов (актов), констатирующих приемку-передачу имущества (оказание работ, выполнение услуг), выступающего в качестве отступного.

6)Синтетический и аналитический учет расчетов  
с поставщиками и подрядчиками

Любое предприятие в  процессе работы пользуется услугами сторонних организаций. От поставщиков на предприятие поступают товарно-материальные ценности. Подрядные организации выполняют различные работы.

Расчеты с поставщиками и подрядчиками осуществляются после  отгрузки ими товарно-материальных ценностей, выполнения работ или оказания услуг либо одновременно с ними с согласия организации или по ее поручению.

Для учета расчетов по таким операциям предназначен счет 60 "Расчеты с поставщиками и  подрядчиками". На нем учитываются  все операции, связанные с расчетами за приобретенные товарно-материальные ценности, принятые работы или потребленные услуги независимо от времени оплаты.

К Счету могут быть открыты следующие субсчета, как, например, на рассматриваемом нами предприятии ООО ИПК «Университет» (Таблица 2):

«Возможные субсчета к счету 60 "Расчеты  с поставщиками и подрядчиками"»

Таблица 2

№ счета

Наименование

Вал

Кол

Заб

Акт

Субконто 1

Субконто 2

Субконто 3

60

Расчеты с поставщиками и подрядчиками

 

 

 

 

 

 

АП

Контрагенты

Договоры

 

 

60.1

Расчеты с поставщиками и подрядчиками (в рублях)

 

 

 

 

 

 

П

Контрагенты

Договоры

 

 

60.2

Расчеты по авансам выданным (в рублях)

 

 

 

 

 

 

А

Контрагенты

Договоры

 

 

60.3

Векселя выданные

 

 

 

 

 

 

П

Контрагенты

Договоры

 

 

60.11

Расчеты с поставщиками и подрядчиками (в валюте)

+

 

 

 

 

П

Контрагенты

Договоры

 

 

60.22

Расчеты по авансам выданным (в валюте)

+

 

 

 

 

А

Контрагенты

Договоры

 

 

 

На этом счете учитываются  расчеты:

1) за полученные товарно-материальные  ценности, принятые выполненные работы и потребленные услуги, включая предоставление электроэнергии, газа, воды и т.п., а также по доставке или переработке материальных ценностей, расчетные документы на которые акцептованы и подлежат оплате через банк;

Информация о работе Учёт расчётов с поставщиками и подрядчиками