Учёт уставного (складочного) капитала (фонда)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 16:19, курсовая работа

Описание работы

1.1. Сущность и состав собственных средств
Финансовую основу предприятия представляет сформированный им собственный капитал. Под собственным капиталом понимается общая сумма средств, принадлежащих предприятию на правах собственности и используемых им для формирования активов. Стоимость активов, сформированных за счет инвестированного в них собственного капитала, представляет собой «чистые активы предприятия».
Общая сумма собственного капитала предприятия отражается итогом первого раздела «Пассива» отчетного баланса. Структура статей этого раздела позволяет четко идентифицировать первоначально инвестированную его часть (т.е. сумму средств, вложенных собственниками предприятия в процессе его создания) и накопленную его часть в процессе осуществления эффективной хозяйственной деятельности.
Основу первой части собственного капитала предприятия составляет его уставной капитал.
Вторую часть собственного капитала представляют дополнительно вложенный капитал, резервный капитал, нераспределенная прибыль и некоторые другие его виды.

Файлы: 1 файл

курсовая бух.учёт 2.doc

— 162.50 Кб (Скачать файл)

-- в части, образованной из  прибыли после уплаты налога  на прибыль, - к нераспределённой  прибыли (счёт 84);

-- в части дооценки объектов  социальной сферы - к счёту 83;

-- в части безвозмездно полученных  объектов - к счёту 98;

-- в части объектов и средств,  полученных в ходе приватизации, - к счёту 83.

1.3. Проблемы реформирования системы  бухгалтерского учёта в Российской  Федерации в соответствии с  требованиями МСФО

«Путь реформирования национальной системы  отчетности уже определен: это переход  на МСФО»,- заявил директор департамента регулирования государственного финансового  контроля, аудиторской деятельности и бухучета Минфина России Л. З. Шнейдман в своем выступлении 8 июня 2004 г. на Национальном конгрессе «Реформирование бухгалтерского учета и отчетности». По мнению многих экспертов, Россия еще далека от определения ее как страны с прозрачной и понятной отчетностью.

Проблемы кроются в основном в неготовности российских компаний к внедрению международных стандартов финансовой отчетности (МСФО), так как это связано с определенными расходами (по статистике до 5 % годового оборота крупной компании уходит на внедрение международных стандартов).

Прозрачная финансовая отчетность создает условия для прогнозирования отношений, возникающих на рынке, позволяет с меньшими затратами осознанно действовать для урегулирования кризисных ситуаций, характерных для любого рынка, на ранних стадиях предвидеть подобные ситуации. Понимание необходимости бесперебойной и бесконфликтной работы рыночных механизмов, способствующей нормальной рентабельности рыночных операций, заставляет участников рынка заботиться о прозрачности своей публичной отчетности. Преодоление противоречий между прозрачностью и конфиденциальностью отчетности произойдет только на базе осознания выгодности такой отчетности для ее составителей.

Необходимость общепринятых и широко известных правил составления отчетности была по-настоящему осознана после  краха 1929 г. на мировых фондовых рынках, ставшего начальной точкой многолетнего экономического кризиса в индустриально развитых странах. Кризис выявил недостаточность применявшейся системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

Концептуальные принципы составления  финансовой отчетности в разных странах и даже в разных компаниях существенно отличались друг от друга, отчетность оказывалась несопоставимой и непонятной, на ее основе делались ошибочные выводы, анализ отчетности изначально становился неверным. Единство подходов к составлению финансовой отчетности заложили (МСФО). Многие страны мира в течение ближайших 5-7 лет (до 2010 г.) должны полностью перейти на составление финансовой отчетности в полном соответствии с МСФО. Международные стандарты (International Financial Reporting Standards) -- МСФО (IFRS, ранее используемая аббревиатура -- IAS) определяют систему рекомендаций, направленных на установление общих правил составления и представления финансовой отчетности. Хотя международные стандарты учета регулируют только внешнюю финансовую отчетность, тем не менее, они влияют и на национальную методологию бухгалтерского учета. В течение последних лет в России реализуется комплекс мероприятий по реформированию бухгалтерского учета в соответствии с потребностями развития рыночной экономики и с учетом современных подходов, сложившихся в мировой практике. Необходимость осуществления комплекса мер по совершенствованию действующей системы бухгалтерского учета вызвана, прежде всего, развитием в нашей стране рыночных отношений, изменением экономической среды деятельности хозяйствующих субъектов, в том числе, расширением взаимоотношений с субъектами мирового рынка, появлением новых объектов приложения предпринимательской деятельности и изменениями правовой базы деятельности хозяйствующих субъектов. Стратегия применения МСФО в России заключается в использовании их наряду с национальными стандартами, т. е. финансовая отчетность юридического лица формируется по национальным правилам (стандартам), которые не противоречат принципам МСФО, а сводная (консолидированная), отчетность группы взаимосвязанных организаций подготавливается по МСФО. При этом правила представления консолидированной отчетности в ряде случаев принципиально отличаются от порядка формирования отчетности юридического лица. Отчетность юридического лица и отчетность консолидированная несут во многом самостоятельную нагрузку, так как бухгалтерская отчетность юридического лица является официально значимым юридическим документом, определяющим (подтверждающим) имущественное и финансовое положение организации. Консолидированная же отчетность служит базой для оценки инвестиционной привлекательности той или иной финансово-промышленной группы, желающей привлечь сторонний капитал. В России разрабатываются модифицированные правила представления бухгалтерской (финансовой) отчетности юридических лиц в соответствии с принципами, закрепленными в МСФО, и отвечающих требованиям российского законодательства (в том числе нормам Гражданского кодекса РФ, Трудового кодекса РФ, Бюджетного кодекса РФ и других нормативных актов). На законодательном уровне введены основополагающие принципы бухгалтерского учета, зафиксированные в МСФО (начисления, непрерывности деятельности, общие требования к бухгалтерской отчетности), которые закреплены в Федеральном законе «О бухгалтерском учете» и положениях (стандартах) по бухгалтерскому учету. Определен перечень обязательных отчетов, полностью соответствующих МСФО, включая баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств, приложения к бухгалтерскому балансу и пояснительная записка. В настоящее время особое место уделяется вопросам трансформации бухгалтерской отчетности, составленной по российским правилам в финансовую отчетность, составляемую на основе МСФО, а также методических указаний по введению процедур корректировок данных бухгалтерской отчетности, учитывающих последствия инфляции. Вместе с тем в России существует ряд проблем по исследуемому вопросу -- не урегулирован правовой статус отчетности по МСФО, не принято решение о составлении индивидуальной финансовой отчетности и консолидированной отчетности по МСФО для компаний с котируемыми ценными бумагами и выборе стандартов для компаний с некотируемыми акциями, отсутствует система контроля за достоверностью отчетности, не проводится мониторинг отчетности, представляемой российскими компаниями. Проблемой трансформации отчетности при переходе на международные стандарты являются следующие моменты:

1) у большинства российских организаций  может существенно сократиться  капитал, собственные средства в пределах 20-25 %;

2) при составлении отчетности  не учитывается уровень инфляции  в стране, при учете (хотя и  замедлившегося в последние годы  инфляционного процесса) это также  приведет к значительному снижению  размеров капитала; использование принципа предусмотрительности и осторожности ( все расходы нужно начислять, если есть хоть какое-то предположение, что они могут быть; все доходы нужно начислять, только если есть 100-процентная уверенность, что эти доходы будут) существенно влияет на финансовый результат;

3) при трансформации отчетности, составленной на основе РСБУ, необходимо, чтобы исходная отчетность  составлялась исходя из требований, предъявляемых новыми стандартами  (метод начислений);

4) монопольное завышение цен  на аудиторские услуги отобранных аудиторских организаций для проведения аудита финансовой отчетности по МСФО;

5) снижение наполняемости бюджета  налоговыми поступлениями в связи  с новой методикой расчета  амортизационных отчислений основных  средств;

6) наличие в системе стандартов противоречий способствует применению составителями отчетности хоть и обоснованного, но субъективного профессионального суждения;

7) недостаточное количество потребителей  прозрачной финансовой отчетности  внутри страны. Основной ее потребитель на Западе -- акционеры, число которых на порядок выше, чем у нас. В России таких возможностей существенно меньше в силу множества причин, например, наличие владельцев контрольных и блокирующих пакетов;

8) активы и обязательства должны  оцениваться по справедливой стоимости (восстановительной стоимости), а не в сумме фактических затрат на приобретение;

9) появляются новые финансовые  инструменты, в частности деривативы; отражаются активы и обязательства  компаний, контроль над которыми  не порожден непосредственным участием в капитале;

10) отчет о прибылях и убытках  пополняется такими новыми статьями, как корректировка справедливой  стоимости финансовых инструментов, признание или восстановление  сумм снижения стоимости активов  и др.;

11) существенное влияние советской школы бухгалтерского учета (стремление к единому бухгалтерскому учету, ориентация на практически единственную оценку объектов бухгалтерского учета по фактической себестоимости, что влечет за собой преимущественно калькуляционный подход к формированию учетной информации на основе однозначных расчетов полной себестоимости, ожидание преимущественно государственного регулирования и государственной востребованности бухгалтерского учета, непоследовательная позиция государственных органов регулирования бухгалтерского учета, продвигающих в учете принципиальные положения МСФО и одновременно оставляющих прежние организационно-методические подходы к ведению учета);

12) состояние научных исследований  в этой области (в области  бухгалтерского учета недостаточно научных исследований по трансформации отечественного учета);

13) недостаточная квалификация  бухгалтерских кадров, непонимание,  а потому и неприменение на  практике многих действующих  ПБУ;

14) отсутствие на практике и  в методологии, разделения финансового  я управленческого учета;

15) отсутствие разработок по  организационно-методическим и технико-методическим  инструментам бухгалтерского учета  (единство бухгалтерского учета  засоряет финансовый учет чрезмерно  детальной аналитической информацией,  затрудняет составление публичной финансовой отчетности, сковывает профессиональные суждения).

На применение МСФО в России переходит  банковский сектор и участники рынка  ценных бумаг, далее последуют страховые  организации и унитарные предприятия, остальные общественно значимые организации, в том числе компании, имеющие выход на внешний рынок. При составлении отчетности юридических лиц предусмотрено использование национальных стандартов, которые в свою очередь ориентируются на международные, т. е. в них закладываются те же принципы и подходы, что и в МСФО. Предполагается, что к 2010 г. различия между ними будут минимальными, поэтому в современных условиях возникает необходимость выявления таких отличий, тем более что расхождения в стандартах позволяют ставить вопрос о степени достоверности отчетности по МСФО потому, что некоторые положения стандартов противоречат основным принципам МСФО.

Применение МСФО есть отражение  перехода российской экономики на качественно  новую ступень развития. Важнейшими ценностями в ней постепенно становятся благоприятный инвестиционный климат, открытость деятельности компаний, подотчетность менеджмента акционерам, высокие стандарты экономического поведения, трансформация (преобразование) российской отчетности, что положительно сказывается на ее качестве и полезности.

Список использованных источников

Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая.- М.: НОРМА-ИНФРА, 2005.

Федеральный закон от 26.12.1995 г. №208-ФЗ «Об акционерных  обществах».

Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 1996 г. №129-ФЗ "О бухгалтерском учете".

Федеральный закон от 08.02.98 г. № 14-ФЗ. «Об обществах  с ограниченной от-ветственностью».

Положение по ведению бухгалтерского учета  и бухгалтерской отчетности в  Российской Федерации от 29 июля 1998 г. № 34.

Положение по бухгалтерскому учету «Учёт государственной помощи» (ПБУ 13/2000). Утверждено приказом Минфи-на РФ от 16.10.2000г. № 92н.

Положение по бухгалтерскому учету «Учётная политика организации» (ПБУ 1/98). Утверждено приказом Минфи-на РФ от 09.12.98г. № 60н.

Меры  по реализации в 2001 - 2005 годах Программы  реформирования бухгалтерского учета (Одобрено Правительством Российской Федерации (письма от 13 апреля 2001 г. №  КА-П13-06573 и от 2 июня 2001 г. № МК-П13-09795).

План  счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению. Утвержден приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н.

Бакаев  А. С. Регулирование бухгалтерского учета: роль государства и профессионального  сообщества / А. С. Бакаев // Бухгалтерский учет. -- 2005. -- №1. -- С. 27 -- 35.

Бакаев  А.С. Учёт капитала организации / А.С. Бакаев, П.С. Безруких, Н.Д. Врублёвский и  др. // Бухгалтерский учёт: Учебник / Под. ред. П.С. Безруких. -- 5-е изд. -- М.: Бухгалтерский учёт, 2004. -- С. 524 -- 555.

Брызгалин А.В. Комментарий к Плану счетов. Отражение хозяйственных операций / Под ред. к.ю.н. А.В. Брызгалина. -- 3-е изд. -- Екб.: Издательство «Налоги и финансовое право», 2004. -- 160 с.

Гусева  Т.М. Основы бухгалтерского учёта: Учебное  пособие / Под ред. В.Г. Гетьмана. -- 4-е изд. -- М.: Финансы и статистика, 2004. -- 352 с.

Камарджанова  Н.А. Учёт капитала предприятия / Н.А. Камарджанова, И.В. Карташова, М.С. Тимофеева // Бухгалтерский  финансовый учёт: Учебник. -- 2-е изд. -- СПб.: Питер, 2003. -- С. 212 -- 227.

Карзаева  Н. Н. Учёт добавочного капитала / Н. Н. Карзаева // Бухгалтерский учет. -- 2005. -- №22. -- С. 28 -- 34.

Карзаева  Н. Н. Формирование информации о капитале вновь созданных в процессе реорганизации  юридических лиц / Н. Н. Карзаева, Н. В. Ткачук // Бухгалтерский учет. -- 2004. -- №2. -- С. 11 -- 24.

Кондраков Н.П. Бухгалтерский учёт: Учебник / Н.П. Кондраков. -- М.: ИНФРА-М, 2004. -- 592 с.

Корчагина Т.В. Проблемы трансформации бухгалтерской  отчетности российскими коммерческими  организациями в соответствии с требованиями МСФО / Т.В. Корчагина // Международный бухгалтерский учёт. -- 2005. -- №3. -- С. 27 -- 31.

Костин  А.А. Возможности и условия перехода на МСФО / А.А. Костин // Бухгалтерский  учет. -- 2005. -- №11. -- С. 18 -- 24.

Лытнева Н. А. Нарушения при формировании уставного капитала и расчетах с учредителями / Н. А. Лытнева, Е. А. Кыштымова // Бухгалтерский учет. -- 2005. -- №11. -- С. 31 -- 45.

Пронина Е. А. Капитал // Бухгалтерский учет. -- 2004. -- №1. -- С. 28 -- 34.

Руков В.Б. Расчёты с учредителями и акционерами при их выходе из состава участников организации / http:// www.dis.ru/kb/arhiv/2003/5/an3.html.

Тимофеева М.С. Бухгалтерский учёт на предприятиях сервиса: Учебное пособие. -- М.: Издательско-торговая корпорация «Данилов и Ко», 2003. --С. 616 -- 718.


Информация о работе Учёт уставного (складочного) капитала (фонда)