Управленческий учет и его место в деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 22:19, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является изучение организационных структур управленческого учета.
Задачи данной работы:
- изучить сущность управленческого учёта;
- рассмотреть особенности организационных структур управленческого учёта;
-ознакомиться с деятельностью ООО «СтройПлюс» и предоставить рекомендации по совершенствованию организации управленческого учета.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….5
Глава 1 . Управленческий учет и его место в деятельности предприятия
1.1. Экономическая сущность управленческого учёта………………………..…..6
1.2. Место управленческого учета в деятельности предприятия…….…..………8
1.3. Задачи, функции и принципы управленческого учёта………………………11

Глава 2. Методические аспекты организационных структур управленческого учёта на предприятии.
2.1. Особенности организации производства и их влияние на построение управленческого учета……………………………………………………………..16
2.2 . Формирование центров затрат, ответственности и рентабельности на предприятии…………………………………………………………………...……19
2.3. Влияние организационной структуры хозяйствующего субъекта на организацию системы управленческого учета…………………………………...22

Глава 3. Организация бухгалтерского управленческого учета в ООО «СтройПлюс»
3.1 Экономическо-правовая характеристика ООО «СтройПлюс».... …………26
3.2. Организация ведения бухгалтерского управленческого учёта в ООО «СтройПлюс»…………………………………………………………………….…28
3.3 Рекомендации по совершенствованию организации управленческого учета в ООО «СтройПлюс»…………………………………………………….……….….30

Заключение………………………………………………………………..………34
Список литературы………………………………………………………………37

Файлы: 1 файл

буу курсовая.docx

— 92.82 Кб (Скачать файл)

По отношению к процессу производства центры ответственности подразделяют на: основные и функциональные; по отношению к внутреннему хозяйственному механизму: хозрасчетные и аналитические.

Основные центры ответственности организуют контроль по месту возникновения затрат; функциональные обеспечивают контроль над затратами, возникшими во многих местах, но под воздействием одного центра ответственности.

Хозрасчетные центры ответственности обычно совпадают с местами возникновения затрат, им присущ контроль в момент возникновения затрат; аналитические не связаны системой внутренних хозрасчетных отношений, они строят системы контроля за отдельными затратами.

Система, которая строится на составлении отчетов об исполнении смет, где сравниваются фактические  и сметные данные, называется учетом по центрам ответственности.

Организация учета, планирования и контроля по местам возникновения  затрат и центрам ответственности  показывает, что для оценки результатов  деятельности каждого подразделения  необходимо определять величину прибыли, получаемую каждым конкретным центром  ответственности. Это особенно важно  при внутрихозяйственных хозрасчетных отношениях.

Центр рентабельности — разновидность центров ответственности, в которых доход есть денежное выражение выпущенной продукции; расход — денежное выражение использованных ресурсов, а прибыль — разница между доходом и расходом.

Центр рентабельности —  это экономика предприятия в  миниатюре. Использование модели управления по центрам рентабельности позволяет  на больших предприятиях децентрализовать ответственность за прибыль.

Исходя из общих условий  организации управленческого учета, формирование центров рентабельности требует:

•наличия полномочий центров по решению вопросов выпуска продукции или соотнесения выпуска продукции и затрат на ее производство. Полуфабрикат подразделения может быть использован внутри предприятия или реализован на сторону;

• применения полуфабрикатного варианта сводного учета затрат на производство с хорошо организованным учетом затрат по местам их возникновения  и достаточно объективной системой внутренних хозрасчетных отношений. Основными предпосылками формирования и организации учета по центрам затрат, ответственности и рентабельности, являются четкое разграничение затрат на зависящие от функций того или иного центра на постоянные и переменные, на прямые — как наиболее просто контролирующие прибыль отдельного продукта; калькуляция себестоимости с полным распределением затрат на уровне предприятия как метод выявления отношения к себестоимости материального и живого труда; выделение в учете трех элементов издержек — материальных, трудовых и накладных; планирование прибыли и контроль за расходами.

 

2.3. Влияние организационной структуры хозяйствующего субъекта на организацию системы управленческого учета.

 

Организация управленческого  учета имеет целью обеспечить эффективное управление деятельностью  организации и является ее внутренним делом. Как нет двух одинаковых людей, так нет двух одинаковых хозяйствующих  субъектов, их различия определяются различием  форм собственности, масштабами деятельности, различными комбинациями факторов внешней и внутренней среды – все это обусловливает необходимость внедрения тех или иных форм бухгалтерского учета.  
Для того, чтобы считать систему управленческого учета эффективной, необходимо, чтобы она позволяла облегчить достижение целей хозяйствующего субъекта с наименьшими затратами на организацию и функционирование самой системы. 
           Организационная структура системы управленческого учета строится с учетом: 
1)структуры самого хозяйствующего субъекта; 
2)информационных потребностей руководства; 
3) технических возможностей и особенностей компьютерной информационной системы, используемой в хозяйствующем субъекте; 
4) квалификации и личных качеств менеджеров и бухгалтеров-аналитиков. 
            В этой связи можно утверждать, что построение системы управленческого учета тесно связано с организационной структурой хозяйствующего субъекта. 
Организационную структуру хозяйствующего субъекта можно определить как разделение организации на отдельные структурные подразделения и службы (центры ответственности), предполагающее распределение между ними функций по решению задач, возникающих в ходе производственной деятельности, таким образом, чтобы обеспечить эффективное достижение целей, стоящих перед организацией. в целом. 
            В зависимости от степени ответственности, возложенной на менеджеров, организационная структура хозяйствующего субъекта может быть дифференцирована как централизованная и децентрализованная. 
Централизованные структуры имеют иерархическую, пирамидальную форму, построенную по функциональному принципу (администрация, финансы, снабжение, производство, маркетинг и т.п.). В основе системы управленческого учета таких организаций лежат главным образом центры затрат. Такая система управления по своей сути является консервативной, предполагает максимум принуждения и не обеспечивает свободы действия сотрудникам предприятия.                    Децентрализованная структура характеризуется наличием центров прибыли и инвестиций. Их руководители имеют более широкий круг прав и обязанностей, чем менеджеры центров затрат. С одной стороны, менеджеры в компаниях с такой структурой несут большую ответственность, обладают расширенными полномочиями и могут принимать значительную часть решений без предварительного согласования с администрацией предприятия. С другой стороны, при децентрализованной структуре между управляющими распределяется ответственность в части планирования и контроля затрат и результатов деятельности отдельных структурных подразделений. 
          Формирование децентрализованной структуры управления предприятием предполагает решение двух взаимосвязанных задач: 
1)распределение ответственности среди исполнителей; 
2)контроль качества их работы. 
Существует и обратная зависимость: эти задачи не могут быть успешно решены в отсутствии поставленной системы управленческого учета. 
Однако успешное функционирование децентрализованной системы возможно при соблюдении, по крайней мере, двух условий: 
1) наличия высокопрофессионального управленческого персонала; 
2) согласованности целей и интересов организации в целом и ее отдельных структурных подразделений. 
          Независимо от типа выбранной организационной структуры - централизованной и децентрализованной – ответственность за финансирование компании в целом лежит обычно на высшем руководстве. Иначе говоря, финансовые функции будут централизованы в любом случае. 
         Существующую организационную структуру хозяйствующего субъекта следует регулярно анализировать и пересматривать с учетом изменений, происходящих в хозяйственной деятельности предприятия (освоение производства новых видов продукции, изменение технологий, смена менеджеров и т.д.), и достижений научно-технического прогресса.  
Совершенствуя организационную структуру хозяйствующего субъекта, необходимо соответствующим образом менять подходы к составлению внутренней отчетности и оценке результатов деятельности подразделений.

 

Глава 3. Организация бухгалтерского управленческого учета в ООО «СтройПлюс»

3.1 Экономическо-правовая характеристика ООО «СтройПлюс».

 

Объектом исследования выступает  ООО «СтройПлюс». Основным видом деятельности ООО «СтройПлюс» является:

· строительство и ремонт зданий и сооружений;

· производство общестроительных работ;

· производство электромонтажных работ;

· организация и осуществление  оптовой, комиссионной и розничной  торговли;

· оптово-розничная торговля строительными материалами.

Общество с ограниченной ответственностью «СтройПлюс» создано в соответствии с Федеральным законом от 08.02.98г. №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью». Данная организация создана в апреле 2008г. Основной целью создания Общества является оказание услуг населению и осуществление коммерческой деятельности для извлечения прибыли, расширение рынка услуг и товаров.

Права и обязанности юридического лица Общество приобрело с даты регистрации. Общество имеет самостоятельный баланс, печать со своим наименованием, счета в банке. Общество осуществляет свою деятельность самостоятельно на основе полного хозяйственного расчета и самофинансирования, всецело отвечает за результаты своей деятельности и выполнения обязательств перед заказчиками, бюджетом и банками.

Учредители этого общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных  с деятельностью общества в пределах стоимости внесённых ими вкладов. Учредителями общества являются физические лица. ООО «СтройПлюс» является предприятием малого бизнеса. Организационная структура ООО «СтройПлюс» представлена в приложении 2. На предприятии за организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет ответственность руководитель, а сам учет ведет назначенный им бухгалтер. ООО «СтройПлюс» не имеет бухгалтерской службы ввиду малого объема производства. Поэтому все функции такой службы выполняет бухгалтер. В подчинении у бухгалтера находится его помощник, который занимается в основном оформлением первичной документации, а также выполняет другие поручения бухгалтера.

В ООО «СтройПлюс» применяются типовые формы первичных учетных документов для оформления хозяйственных операций. Установлена журнально-ордерная форма регистрации хозяйственных операций.

Чтобы иметь представление  о качестве работы данной организации, проанализируем экономические показатели.

Фирма за 2011г. получила чистую прибыль в сумме 385 тыс. руб. Прибыль от продаж составила 681 тыс. руб. (при себестоимости проданных работ и услуг 8 139 тыс. руб.). Соотношения прибыли и вложенного капитала (собственного, заемного и т.д.) показывают показатели рентабельности. Экономический смысл значений этих показателей состоит в том, что они характеризуют прибыль, получаемую с каждого рубля средств, вложенных в предприятие. В таблице 3.1.1. представлены основные показатели рентабельности ООО «СтройПлюс».

Таблица 2. - Показатели эффективности  производства в ООО «СтройПлюс»

       

Показатели рентабельности

На конец 2009г.

На конец 2010г.

На конец 2011г.

Общая рентабельность

-7,3%

4,9%

6,2%

Рентабельность основной деятельности

-2,1%

5,4%

8,4%

Рентабельность активов

-62,3%

19,6%

53,9%

Рентабельность оборотных  активов

-62,3%

22,7%

74,8%

Рентабельность инвестиций

15,2%

64,1%

18,1%

Рентабельность проданной  продукции

-7,3%

2,8%

4,4%

Рентабельность продаж

-2,3%

5,1%

7,7%


 

         

Проанализировав данную таблицу, можно сделать вывод о том, что в 2009г. предприятие было нерентабельно, убыточно. Однако в 2010г. ООО «СтройПлюс» стало доходной организацией, а в 2011г. доходность значительно увеличилась. Рентабельность активов и оборотных активов высока, что говорит об эффективности использования активов в целом и оборотных активов в частности.

Таким образом, за год организация  достигла положительных показателей  эффективности производства и на сегодняшний день успешно осуществляет свою деятельность.

 

3.2 Организация ведения бухгалтерского управленческого учёта в ООО «СтройПлюс».

 

На предприятии за организацию  бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет ответственность руководитель, а сам учет ведет назначенный  им бухгалтер. ООО «СтройПлюс» не имеет бухгалтерской службы ввиду малого объема производства. Поэтому все функции такой службы выполняет бухгалтер. В подчинении у бухгалтера находится его помощник, который занимается в основном оформлением первичной документации, а также выполняет другие поручения бухгалтера.

Бухгалтер ведет учет на основании учетной политики предприятия, составленной для целей бухгалтерского учета и целей налогообложения. Данный документ представляет собой  краткое руководство по организации  учета, здесь отражены основные методологии  ведения первичного наблюдения и  стоимостного измерения, текущая группировка  и обобщение фактов хозяйственной деятельности.

На предприятии утвержден  рабочий план счетов (Приложение 3), разработанный в соответствии с  приказом Минфина России от 31.10.2000г. №94. Он является основным документом, которым должен руководствоваться  бухгалтер при отнесении отдельных  операций на счета.

В ООО «СтройПлюс» применяются типовые формы первичных учетных документов для оформления хозяйственных операций. Установлена журнально-ордерная форма регистрации хозяйственных операций.

В учетной политике для  целей бухгалтерского учета и  целей налогообложения ООО «СтройПлюс» определены следующие моменты:

- в целях обеспечения  достоверности данных бухгалтерского  учета и отчетности производится  инвентаризация основных средств  ежегодно по состоянию на 01.10 текущего  года; материальных остатков на  складе и в подотчете у материально  ответственных лиц - ежегодно  по состоянию на 01.10 текущего года; кассы - не реже одного раза  в месяц; расходов будущих периодов - ежегодно по состоянию на 31.12; дебиторской, кредиторской задолженностей - ежегодно по состоянию на 31.12; расчетов по налогам и обязательным отчислениям в бюджет и внебюджетные фонды - ежегодно по состоянию на 31.12 текущего года:

- используется линейный  метод начисления амортизации  основных средств и не применяются  повышающих и понижающих коэффициентов  амортизации, кроме случаев, когда  их применение обязательно;

- учет материальных ценностей  производится по учетной цене;

- готовая продукция (выполненные  работы) и незавершенное производство  отражается в бухгалтерском балансе  по фактической производственной  себестоимости. Учет выпуска готовой  (выполненных работ) продукции  организуется без применения  счета 40 «Выпуск продукции (работ,  услуг);

- для определения доходов  и расходов применяется метод  начисления. При проведении строительных, монтажных работ выручка признается  «по мере готовности». Готовность  строительных, монтажных работ определяется  моментом подписания акта их  приемки-сдачи. Хранение бухгалтерских  документов производится в соответствии  с Перечнем типовых управленческих  документов, образующихся в процессе  деятельности организации, с указанием  сроков хранения.

Информация о работе Управленческий учет и его место в деятельности предприятия