Управленческий учет как основа управленческого анализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 18:59, лекция

Описание работы

Управленческий учет охватывает все виды информации, которая собирается, измеряется, обрабатывается и передается для внутреннего использования руководству и тем менеджерам, которые могут выработать и принять обоснованное управленческое решение.
Управленческий учет иногда называют внутренним учетом, который включает производственный учет. Производственный учет предполагает систему сбора, регистрации, обобщения и обработки систематизированной по определенным признакам информации о затратах на производство, контроль за их состоянием и калькулирование себестоимости продукции.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 188.70 Кб (Скачать файл)

С некоторой степенью условности можно выделить три стандартных временных периода, которые являются базовыми для организации учета и предоставления практически всей отчетности на предприятии:

  • краткосрочная отчетность;

  • среднесрочная отчетность;

  • периодическая (стратегическая или долгосрочная) управленческая отчетности.

Краткосрочная отчетность - это предоставление информации первичных документов в тех или иных срезах, т. е. эта информация, которая наиболее актуальна для предприятия и отражает важные и динамические стороны его деятельности. Краткосрочная отчетность содержит статистически обработанную или расчетную информацию и предоставляется наиболее часто: ежедневно и еженедельно. Основными пользователями такой отчетности являются менеджеры среднего звена или линейные руководители. Именно они должны принимать управленческие решения на основе данной информации.

Среднесрочная отчетность составляется с периодичностью от раза в неделю до раза в месяц. Такая отчетность объединяет в себе, как правило, показатели деятельности предприятия им обязательно содержит данные прогнозирования на следующий период. Потребителями такой отчетности являются менеджеры более высокого уровня: руководство предприятия, менеджеры высшего звена. Так как многие решения, которые принимаются на основе управленческой отчетности, составленной в среднесрочный период, могут оказать существенное влияние на всю деятельность предприятия.

Долгосрочная отчетность составляется для целей установления связи с финансовой отчетностью, чтобы показать изменения и взаимосвязи между управленческими показателями и отчетными данными. Она составляется с периодичностью от раза в месяц до раза в полгода. В российской практике в связи с системой квартальной финансовой отчетности, долгосрочная управленческая отчетность является чисто стратегическим, аналитическим инструментом, так как реагировать на изменение ситуации необходимо с периодичностью раз в квартал, в соответствии с периодичностью финансовой отчетности.

В соответствии с этим огромное значение в российской практике приобретает краткосрочная управленческая отчетность, которая должна отражать динамику изменений, в том числе и в налоговом планировании.

Периодичность составления внутренней отчетности определяет само предприятия и для каждой однородной группы центров ответственности и сегментов индивидуально. При этом важно иметь четкий график представления отчетности.

Внутренняя управленческая отчетность дает интерпретацию отклонений от целей, планов и смет, без чего управленческий учет был бы формальным скопищем цифровых данных, непригодных для целей внутреннего управления.

Формальные требования к внутренней управленческой отчетности:

  1. целесообразность - информация, обобщаемая во внутренних отчетах, должна отвечать цели, ради которой она была подготовлена;

  1. объективность и точность - внутренние отчеты не должны содержать субъективного мнения и предвзятых оценок; степень погрешности в отчетах не должна препятствовать принятию обоснованных решений; поскольку оперативность, быстрота представления отчетности отражается на точности информации, следует стремиться к минимизации данного фактора;

  1. оперативность - отчетность должна представляться к установленному сроку, что необходимо для принятия решений;

  1. краткость - в отчетности не должно быть излишней, избыточной информации: чем меньше объем отчета, тем более оперативно можно осмыслить его содержание и принять нужное решение;

  1. сопоставимость отчетности - возможность использовать отчетную информацию для работы разных центров ответственности; отчетность должна быть сопоставима также с планами и сметами;

  1. адресность - внутренняя отчетность должна попасть к ответственному руководителю и другим заинтересованным лицам, но при условии соблюдения степени конфиденциальности, установленной в организации;

  1. эффективность - издержки на составление внутренней отчетности должны быть сопоставимы с выгодами от полученной управленческой информации.

Целью внутренней отчетности является обеспечение управленческого персонала всех уровней необходимой информацией. Требования о содержании отчетности должны сформулировать руководители центров ответственности и другие лица, относящиеся к управленческому персоналу и заинтересованные во внутренней управленческой информации. Управляющие должны разъяснить бухгалтерам и другим исполнителям, составляющим внутреннюю отчетность, какая информация, в каком виде и объеме, в какие сроки им необходима. Для управляющих имеют значение не только содержание информации, но и способы ее доставки, формы отчетности. Внутренняя отчетность должна обеспечить возможность быстрого обзора и оценки фактических результатов, их отклонений от цели, определения недостатков в настоящее время и на будущее, выбора оптимальных вариантов управленческих решений. Сформировать отчетность, позволяющую получить информацию для решения комплекса проблем, весьма не просто. Добиться удовлетворительных результатов можно только совместными усилиями управляющих и бухгалтеров, других специалистов (экономистов, аналитиков и т. п.).

Специальные требования к внутренней отчетности состоят в следующем:

  • гибкая, но единообразная структура;

  • понятность и обозримость информации;

  • оптимальная частота представления;

  • пригодность для анализа и оперативного контроля.

 

Метод и способы управленческого учета

В системе управленческого учёта его объекты имеют определенное специфическое отражение. Прежде всего производственные ресурсы отражаются по состоянию, в движении, целесообразности использования в процессе хозяйственной деятельности предприятия.

Метод управленческого учета - это совокупность различных приемов и способов, посредством которых отражаются объекты управленческого учета в информационной системе предприятия.

Метод управленческого учета состоит из следующих элементов (способов): документация; инвентаризация; оценка; группировка и обобщение в контрольные счета; планирование; нормирование и лимитирование; анализ; контроль.

Документация - первичные документы и машинные носители информации, гарантирующие управленческому учёту достаточно полное отражение производственной деятельности предприятия. Первичный учёт в общей системе учета является основным источником информации для финансового и управленческого учёта.

Инвентаризация - способ выявления фактического состояния объекта. При помощи инвентаризации определяют отклонения от учетных данных: либо неучтенные ценности, либо потери, недостачи, хищения. Инвентаризация способствует сохранности материальных ценностей, контролю за их использованием, установлению полноты и достоверности учетной информации.

Группировка и оценка, использование контрольных счетов - способ изучения позволяющий накапливать и систематизировать информацию об объекте.

Главными признаками группировки объектов управленческого учета считаются: специфика производственной деятельности, технологическая и организационная структура предприятия, организация управления, целевые функции системы управления. Сгруппированная информация об объекте позволяет эффективно ее использовать для оценки результатов деятельности и сделать необходимые и разумные выводы для принятия оперативных и стратегических решений.

Контрольный счет - это итоговый счет, где записи производят по итоговым суммам операций данного периода.

Планирование, нормирование и лимитирование - входят в систему управления предприятием.

Планирование - непрерывный циклический процесс, направленный на приведение в соответствие возможностей предприятия с условиями рынка. Оно связано с решением проблем будущего. Планирование эффективно только тогда, когда оно базируется на статистических исследованиях и анализе результатов хозяйственной деятельности.

Нормирование - процесс научно обоснованного расчета оптимальных норм и нормативов, направленные на обеспечение эффективного использования всех видов ресурсов и изыскание путей наиболее продуктивного превращения затрат в выпуск продукции. Комплекс норм и нормативов составляет нормативное хозяйство предприятия, которое охватывает все сферы его деятельности.

Лимитирование - первая ступень контроля за материальными издержками, основанная на системе норм запасов и затрат. Лимит - установление границ выдачи, исходя из норм. Система лимитирования должна состоять не только из расчета лимита отпуска материалов цехом, но и из учетных и контрольных операций. Поэтому в системе управленческого учета лимитированию отводят роль оперативной информации, позволяющей активно влиять на формирование материальных затрат.

Анализ - в процессе анализа выявляются отклонения и причины вызвавшие изменения в результатах и эффективности производства, принимаются соответствующие управленческие решения.

Контроль - завершающий процесс планирования и анализа, направляющий деятельность предприятия на выполнение ранее установленных заданий, позволяющий вскрывать и устранять возникающие отклонения. Основой системы контроля служит обратная связь, которая дает надежную, необходимую и целесообразную информацию для осуществления контрольно-измерительной деятельности. Существуют разные системы и виды контроля. Они постоянно меняются, обладают отличительными особенностями на каждом предприятии, отражая его специфическую сферу деятельности.

Все элементы метода действуют не изолированно друг от друга, а в системе организации внутренних хозяйственных связей, направленной на решение целей управления.



  Управленческий учет
 

"В  фирмах, имеющих действующие информационные  системы, большинство менеджеров  страдают от избытка неадекватной  информации, а вовсе не от нехватки  нужной".

 
Р. Аккофф


 

Определение управленческого учета

В настоящее время особенно актуальными являются проблемы, возникшие в процессе постепенного разветвления системного бухгалтерского учета на финансовый и управленческий. На сегодняшний день не существует однозначного определения управленческого учета.

Какая-либо нормативная законодательная база по управленческому учету отсутствует, руководствуясь принципами, управленческий учет:

  

относится к внутренней (управленческой) отчетности, не предназначен для внешних пользователей

  

включает различные виды анализа, используя различные методы группировки, сегментации и оценки данных


 

 
В ряду требований к предоставленной информации могут быть:

  

Краткость: не должна содержать ничего лишнего

  

Точность: не должна содержать ошибок или подтасовок

  

Оперативность: должна быть готова к тому времени, когда она необходима

  

Сопоставимость: должна быть сопоставимой по времени

  

Целесообразность: должна подходить для той цели, для которой она приготовлена...


Существует множество определений управленческого учета. Вот некоторые из них:

Управленческий учет - это процесс идентификации, измерения, накопления, анализа, подготовки, интерпретации и предоставления финансовой информации, используемой менеджментом в планировании, оценке и управлении в организации для обеспечения оптимального использования ресурсов предприятия и полноты их учета.

Управленческий учет – это система планирования, финансирования, расходования и контроля за этими процессами с помощью инструментов учета и отчетности.

Управленческий учет – это подсистема бухгалтерского учета, которая обеспечивает менеджмент организации информацией, необходимой для планирования, управления и контроля.

Сравнение управленческого и финансового учета

В таблице приведено сравнение характеристик управленческого и финансового учета:

Характеристика

Финансовый учет

Управленческий учет

1. Обязательность  ведения учета

Обязателен по общепринятым, стандартным нормам, независимо от того, считает ли руководитель эти данные полезными или нет.

По усмотрению руководства.

2. Цель ведения  учета

Составление финансовых документов для пользователей вне предприятия. Документы составлены, и цель считается достигнутой.

Для внутреннего управления предприятием, средство обеспечения планирования, регулирования и контроля.

3. Пользователи информации

Акционеры, финансово-кредитные учреждения, органы государственного контроля. Запросы большинства внешних пользователей считаются одинаковыми.

Менеджеры различных уровней управления, руководители предприятия. Запросы специфические.

4. Базисная структура

Основополагающее балансовое уравнение:

Активы = Капитал + Обязательства

Соотношения элементов разделов баланса должны информировать о диспропорциях капитала, влияющих на ликвидность, платежеспособность, устойчивость и финансовую независимость.

5. Привязка во  времени

Прошлое и настоящее - бухгалтерские проводки выполняются после совершения соответствующих операций. Данные носят "исторический" характер. Цель - показать, "как это было".

Настоящее и будущее - наравне с информацией "исторического характера", оценки и планы на будущее. Цель - показать "как это должно быть".

6. Тип информации

Денежное выражение.

Денежное и натуральное выражение.

7. Степень точности  информации

Максимальная точность

Ослабление требований точности в пользу быстроты получения информации - приблизительные и примерные оценки.

8. Периодичность  отчетности

Полный отчет - по итогам года, кварталам.

Различные сроки - детализированные отчеты; на больших предприятиях - ежемесячно; отчеты по определенным видам деятельности - еженедельно.

9. Объект отчетности

Организация как единое целое.

Подразделения, выделенные по отдельным производствам, видам деятельности, центрам ответственности.

10. Ответственность  за неправильное ведение учета

Наложение штрафных санкций налоговыми органами за неправильное формирование финансового результата в целях налогового обложения. Кредиторы, акционеры могут подать в суд при искажении информации.

Дисциплинарная - причиной привлечения к ответственности могут быть только сами решения или действия, а не данные управленческого учета.


 

Задачи управленческого учета в рамках бюджетной модели

Иногда, для простоты, управленческий учет ограничивают только задачами сбора, группировки и сегментацииинформации и формирования управленческой отчетности, то есть - формированием информационной среды для руководителей и менеджеров, принимающих управленческие решения. Некоторые рассматривают его как систему управления прибылью предприятия через управление затратами.

Управленческий учет в любой трактовке не является учетом в узком смысле этого слова, а включает также и планирование, и контроль, и анализ. Имея такую широкую трактовку задач управленческого учета, некоторые специалисты, не всегда обосновано, включают в него различные методы анализа и компоненты из разряда других задач - вплоть до принципов отчетности по МСФО. Специалистам-практикам давно понятно, что такие задачи как, например, переход компании на МСФО и ряд других задач, в силу известных сложностей, несомненно, должны быть выделены в отдельные группы задач. Искусственное расширение и произвольная трактовка задач управленческого учета, в конечном счете, приводит к "размыванию" смысла управленческого учета.

Основой для решения задач управленческого учета, несомненно, является сегментная структура данных, прежде всего - в разрезе проектов, структурных подразделений, направлений, номенклатуры продуктов и т. д. В первую очередь прорабатывается структура компании, штатное расписание, структура подразделений. Едва ли не первоочередной задачей управленческого учета является анализ и контроль деятельности компании с учетом структурных подразделений. Заключительным этапом внедрения управленческого учета (в рамках бюджетной модели) может быть локализация бюджетов, разработка системы казначейства, в том числе - в рамках структурных подразделений.

Определение управленческого учета с учетом практических решений, в рамках бюджетной модели, может быть следующим:

Управленческий учет - это процесс управления в рамках планирования, анализа и контроля - в разрезах проектов, компаний, структурных подразделений, направлений, номенклатуры продуктов и других аналитических сегментов.

 

 

 

 

 

 

 

1: Аудит  управленческого учета

Аудит управленческого учета представляет собой диагностику предприятия с целью совершенствования системы учета и контроля на всех этапах деятельности предприятия.

С развитием организации возникает потребность в совершенствовании системы управленческого учета, во внедрении новых способов управления предприятием. В связи с этим необходимо периодически проводить аудит управленческого учета.

Информация о работе Управленческий учет как основа управленческого анализа