Управленческий учет организационной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2014 в 20:19, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучение управленческого учета организационной деятельности.
Задачи:
- определить теоретические основы управленческого учета;
- изучить практику управленческого учета на предприятии;
- разработать мероприятия по совершенствованию.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПО БУХ.УПРАВ.УЧЕТ.docx

— 101.92 Кб (Скачать файл)

Вопросы состава и учета затрат в условиях складывающихся рыночных отношений продолжают регулироваться исходя не из принципов экономической целесообразности, а методов государственной регламентации, сложившихся в системе централизованно планировавшейся экономики. Если такой подход оправдывал себя в условиях прежней системы хозяйствования, то в настоящее время по мере возрастания роли экономических методов управления издержки и недостатки данного подхода становятся все более очевидными.

Себестоимость представляет собой объективный показатель, который не должен зависеть от содержания тех или иных нормативных актов, и сущность которого определяется рядом экономических принципов:

1) связь с осуществлением  предпринимательской деятельности  организации. Сущность данного принципа  заключается в том, что в себестоимость  продукции (работ, услуг) включаются  затраты, связанные с процессами  производства и реализации. Издержки  не связанные с предпринимательской  деятельностью относятся к категории  непроизводственных затрат. Данный  принцип не зафиксирован в  нормативных актах, но вытекает  из формулировки себестоимости, а также анализа перечня затрат, подлежащих включению в себестоимость  и не относимых к ней.

Деление сфер деятельности организации на производственную и непроизводственную имело место и смысл в условиях централизованной экономики, ее тотальной регламентации и общественной собственности на средства производства.В условиях рыночных отношений, когда основной целью деятельности коммерческой организации становится цель извлечения прибыли, теряет смысл подразделение деятельности (а значит, имущества, затрат) на производственную и непроизводственную, так как любые сознательно, планово осуществляемые организацией затраты так или иначе имеют цель извлечения доходов (экономической выгоды) либо в данном, либо в будущем отчетном периодах.

Традиционно относимые к непроизводственным, затраты на содержание, так называемой, социальной сферы, социальную реабилитацию рабочей силы, также в условиях рынка становятся «производственными», так как рабочая сила, трудовой фактор – такой же основной фактор производственного процесса, процесса извлечения прибыли (дохода) предметы и средства труда.Поэтому данный принцип формирования себестоимости, действовавший долгое время и продолжающий оставаться в регламенте не только бухгалтерского учета, но и налогообложения, себя изжил и является причиной многих конфликтных ситуаций, возникающих в практической деятельности предприятий, по поводу включения тех или иных затрат в себестоимость.

Введение в систему нормативного регулирования бухгалтерского учета принципа обусловленности расходов доходами на ОАО «Барнаульских хлебокомбинат №4» позволит снять экономическую проблему разделения затрат на производственные и непроизводственные в условиях потери признака этой классификации в том числе и при формировании себестоимости.

2) разделение текущих и капитальных затрат. В бухгалтерском учете должен быть обеспечен раздельный учет текущих затрат организации и ее капитальных вложений. К текущим относятся затраты производственных ресурсов, которые, как правило, потребляются в одном хозяйственном цикле. Ккапитальным, с другой стороны, относятся затраты на приобретение или создание внеоборотных активов, используемых в нескольких циклах производства, стоимость которых включается в текущие издержки производства или обращения посредством начисления износа или амортизации.

Основной принцип разделения текущих и капитальных затрат связь с различными периодами получения организацией доходов – текущие затраты (расходы) связаны с доходами данного, текущего отчетного периода, капитальные с доходами будущих отчетных периодов.

3) допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности – принцип начисления.

Согласно общей концепции расходов данный принцип имеет общий характер, то есть распространяется не только на порядок формирования текущих расходов организации, а любого из иных возможных видов расходов.

4) допущение имущественной обособленности организации. Согласно этому принципу активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой и других организаций.

Четыре приведенных выше экономических принципа являются исчерпывающими при решении вопроса о включении в себестоимость тех или иных затрат даже в условиях современного состояния нормативной базы.

Законы или иные законодательные акты, регламентирующие состав затрат, себестоимость в условиях рыночной экономики не имеют экономического смысла. Никакой, даже самый хороший закон, не сможет вобрать в себя все многообразие хозяйственной деятельности предприятий. Перечень затрат, включаемых в себестоимость, как в западном учете, должен определяться самим предприятием исходя из экономического содержания производственных расходов. А вот для целей налогообложения должен существовать свой перечень расходов, уменьшающих доходы. Это позволило бы снять многие противоречия существующих документов.

Для целей налогообложения нет необходимости разделять дебет счета 99 «Прибыли и убытки», или, к примеру, дебет счета 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы». При формировании налогооблагаемого показателя это не принципиально. Главное – уменьшается или не уменьшается доход. И также не должна иметь особого значения природа полученного дохода, где он отражается – на счетах 90, 91.

Концепция расходов в российской практике предусматривает возможность двойственной трактовки так называемых управленческих затрат (затраты, связанные с организацией, обслуживанием и управлением предприятием), обусловленной двойственностью их экономического содержания: как части текущих расходов организации, величина которых участвует в формировании себестоимости объекта калькулирования (объекта продаж – продукции, работы или услуги) – метод калькулирования полной фактической себестоимости, или как расходов периода, не связанных с процессом извлечения текущих доходов, величина которых не участвует в формировании себестоимости конкретных объектов калькулирования и признается в конце отчетного периода в качестве убытков.

Себестоимость объекта калькулирования, согласно требованиям МСФО может включать в себя только прямые или переменные затраты (то есть зависящие от изменения объемов производства), она может калькулироваться только на основе производственных расходов (то есть расходов, связанных с изготовлением данной продукции, выполнением работ или оказанием услуг, даже если они носят косвенный характер). Несмотря на различную полноту включения в себестоимость объекта калькулирования разных видов расходов, общим для этого подхода является то, что другие виды затрат, которые также по своей экономической сущности составляют часть текущих издержек, не включаются в калькуляцию, а возмещаются общей суммой из выручки или валовой прибыли. В этом состоит основная отличительная особенность системы учета неполной себестоимости.

Два основных преимущества такого подхода к учету затрат и результатов заключаются в следующем: с одной стороны, происходит снижение трудоемкости учета, его упрощение, с другой стороны, в связи с иным подходом к калькулированию появляются дополнительные аналитические и управленческие возможности.

Вторая особенность, которая, по сути дела, при практической реализации второго подхода к учету затрат как бы исключает первую, - это создание самостоятельной системы управленческого учета, необходимой в условиях рынка на средних и крупных, со сложной внутренней структурой, крупносерийным или массовым типом производства предприятиях. Создание внутренней системы управления само по себе достаточно дорого и под силу только мощным финансово устойчивым предприятиям.

Рассмотрим проблематику взаимодействия бухгалтерской (финансовой, экономической) и налоговой себестоимости. Отметим, что само понятие «налоговая себестоимость» некорректно. Более правильно говорить о корректировках фактической себестоимости для целей налогообложения.

Основными проблемами являются следующие:

Первая проблема – возможные корректировки бухгалтерской себестоимости в себестоимость для целей налогообложения. Иными словами бухгалтерская себестоимость далеко не всегда равна себестоимости для целей налогообложения.

К затратам, включаемым в себестоимость для целей бухгалтерского учета в фактических размерах, а для целей налогообложения корректируемых по нормам и нормативам относятся:

  • плата за обучение по договорам с учебными учреждениями для подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров;
  • расходы на рекламу;
  • затраты на командировки, связанные с производственной деятельностью, включая расходы по оформлению заграничных паспортов;
  • затраты на содержание служебного автомобильного транспорта;
  • затраты на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей;
  • на оплату процентов по кредитам банков (за исключением ссуд, связанных с приобретением основных средств, нематериальных и других внеоборотных активов);
  • на оплату процентов по бюджетным ссудам, кроме ссуд, выданных на инвестиции и конверсионные мероприятия.

В настоящее время бухгалтер должен включать в себестоимость всю сумму фактически произведенных затрат из выше перечисленных, а для целей налогообложения расчетно корректировать показатель фактической себестоимости (обычно на практике бухгалтеры открывают соответствующие аналитические счета к счетам учета затрат: затраты по нормам и затраты сверх норм.Затраты, произведенные сверх норм, обычно прибавляются расчетно в таблице расчета налога от фактической прибыли к величине балансовой (бухгалтерской) прибыли).

Проблема достоверности отчетности неизбежно появляется , когда бухгалтер при формировании себестоимости относит затраты сверх норм за счет собственных средств (чистой прибыли), на счета учета текущих затрат – по норме.

В этом случае имеет место проблема и проблема существенная. Любая бухгалтерская запись в дебет счета 84 « Нераспределенная прибыль», которая неправомерна по законодательству и по экономическому смыслу, искажает финансовый результат деятельности организации за отчетный период, искажает показатель нераспределенной прибыли, и тем больше, чем больше значимость цифры. Увеличение дебетового оборота по счету 84 при прочих равных условиях уменьшает показатель нераспределенной прибыли, а именно нераспределенная прибыль является источником выплаты дивидендов акционерам. То есть любые необоснованные записи по дебету счета 84 ущемляют интересы акционеров акционерного общества, а также искажают отчетность и величину финансовых показателей. Именно достоверная информация, получаемая с помощью правильно применяемого метода бухгалтерского учета на ОАО «Барнаульских хлебокомбинат №4» послужит основой для принятия корректных решений по управлению бизнесом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы и предложения

Организационная деятельность промышленных предприятий является необходимым процессом, обеспечивающим функционирование всего предприятия в соответствии с его целями и задачами. Управленческий учёт организационной деятельности в качестве своей основной задачи ставит обеспечение информацией служб, отделов и производственных подразделений, сформированной и обработанной в соответствии с целевыми установками. Кроме того, управленческий учёт готовит оценочную и контрольную информацию о хозяйственной деятельности конкретных центров возникновения затрат, ответственности и рентабельности.

Система организации управленческого учёта определяется организационной и производственной структурой предприятия, построением внутреннего экономического механизма хозяйствования. Особенности каждого предприятия влияют на построение системы организации учёта. Между тем имеют место и общие принципы: удовлетворение потребностей управленцев разных уровней управления (нулевой, первый, последующие) в необходимой для принятия решений информации; обоснованность по отношению к каждому структурному подразделению состава и величины доходов и расходов; обобщение информации по центрам возникновения затрат, ответственности и рентабельности; контроль за объемом производства, собственными затратами и прибылью каждого подразделения на основе исполнения планов и смет.

Контрольная и оценочная информация, используемая в управленческом учёте организационной деятельности, формируется в несколько этапов:

первый — подготовительный — сбор исходных данных от источников формирования первичных аналитических данных;

второй — вычислительный — различного рода процедуры обработки информации, завершающиеся формированием аналитической информации;

третий — потребления — процедуры оценки и контроля за производственной деятельностью структурных подразделений.

Основными критериями в построении моделей управленческого учёта служат цели управления, система оценки и контроля за издержками, уровень специализации подразделений и величина их затрат. Этим критериям отвечает постановка учёта по местам возникновения затрат, центрам ответственности за возникающие затраты, центрам рентабельности производства отдельно взятого продукта.

Место возникновения затрат - отдельный объект аналитического учёта, создающий возможность нормирования, планирования, обособленного учёта с целью наблюдения, контроля и управления.

Центр ответственности — отдельный объект учёта, позволяющий совместить место возникновения затрат с ответственностью менеджера, возглавляющего хозрасчетное подразделение.

Информация о работе Управленческий учет организационной деятельности