Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2014 в 14:51, курсовая работа
Главным принципами управленческого учета являются ориентация на достижение поставленной задачи, необходимость обеспечения альтернативных вариантов её решения, участие в расчетах нормативных параметров оптимального варианта и в контроле его исполнения, ориентация на выявление отклонений от заданных параметров исполнения, интерпретация выявленных отклонений и их анализ. Гораздо важнее правильная оценка предстоящих расходов, чем констатация упущенных возможностей. В текущей деятельности предприятия информация управленческого учета часто сводится к выявлению отклонений фактических показателей от расчетных, Это относится не только к величине затрат на производство, но и к отклонениям в нормах запаса, ценах, сроках платежа и т. д. На основе информации об отклонениях принимаются меры по ликвидации причин, вызывающих превышение фактических издержек производства над нормативными, потери прибыли и имущества.
Введение
1. Теоретические основы состава, классификации и учета затрат для принятия решений и планирования
1.1 Состав, классификация и учет затрат
1.2 Затраты - объект управленческого учета, управление затратами
1.3 Различия финансового и управленческого учета
2. Практическая часть
2.1 Учет затрат для планирования и принятия решения
2.2 Учет затрат на предприятии
2.3 Управленческий учет по местам возникновения затрат
Заключение
Комплексные затраты состоят из нескольких экономических элементов, таких как цеховые (общепроизводственные) расходы, в которые входят практически все элементы. Затраты необходимо детализировать в зависимости от экономической целесообразности и желания руководства.
Одной из задач бухгалтерского управленческого учета является подготовка информации для внутренних пользователей, не обходимой для принятия ими управленческих решений, и своевременное доведение этой информации до руководства предприятия. Поскольку управленческие решения, как правило, ориентированы на перспективу, руководству необходима детальная информация об ожидаемых расходах и доходах.
При выполнении расчетов, связанных с принятием решения, в управленческом учете выделяют следующие виды затрат:
- переменные, постоянные, условно-постоянные
в зависимости от реагирования
на изменение объемов
- ожидаемые затраты, учитываемые и не учитываемые в расчетах при принятии решений;
- безвозвратные затраты (затраты истекшего периода);
- вмененные затраты (или упущенная выгода предприятия);
- планируемые и непланируемые затраты.
Кроме того, в управленческом учете различают предельные и приростные затраты и доходы.
Переменные, постоянные, условно-постоянные затраты. Переменные затраты
возрастают или уменьшаются пропорционально объему производства продукции
(оказания услуг, товарооборота), т.е. зависят от деловой активности организации. Переменный характер могут иметь как производственные, так и не производственные затраты. Производственные переменные затраты - прямые материальные затраты, прямые затраты на оплату труда, затраты на вспомогательные материалы и покупные полуфабрикаты.
Переменные затраты характеризуют стоимость собственно продукта, все остальные (постоянные затраты) стоимость самого предприятия. К непроизводственным переменным затратам можно отнести расходы на упаковку готовой продукции для отгрузки ее потребителю, транспортные расходы, не возмещаемые покупателем, комиссионное вознаграждение посреднику за продажу товара, которое напрямую зависит от объема продажи.
Производственные затраты, которые остаются практически неизменными в
течение отчетного периода, не зависят от деловой активности предприятия и
называются постоянными производственными затратами. Даже при изменении объемов производства (продаж) они не изменяются. Это расходы на рекламу, арендная плата, амортизация основных средств и нематериальных активов.
Условно-переменные (условно-постоянные) затраты содержат как переменные, так и постоянные компоненты. В качестве примера можно привести оплату пользования телефоном, состоящую из фиксированной абонентной платы (постоянная часть) и оплаты междугородних переговоров (переменное слагаемое).
Затраты, принимаемые и не принимаемые в расчет при оценках. Процесс принятия управленческого решения предполагает сравнение между собой нескольких альтернативных вариантов с целью выбора из них наилучшего. Сравниваемые при этом показатели можно разбить на две группы: первые остаются неизменными при всех альтернативных вариантах, вторые варьируются в зависимости от принятого решения. Когда рассматривается большое количество альтернатив, отличающихся друг от друга по многим показателям, процесс принятия решения осложняется, поэтому целесообразно сравнивать между собой не все показатели, а лишь показатели второй группы, т. е. те, которые от варианта к варианту меняются. Эти затраты, отличающие одну альтернативу другой, часто в управленческом учете называют релевантными. Они учитываются при принятии решений. Показатели первой группы, напротив, не принимаются в расчет при оценках. Бухгалтер-аналитик представляя руководству исходную информацию для выбора оптимального решения, таким образом готовит свои отчеты, чтобы они содержали лишь релевантную информацию.
Безвозвратные затраты. Это истекшие затраты, которые ни один альтернативный вариант не способен откорректировать. Другими словами, эти произведенные ранее затраты не могут быть изменены никакими управленческими
решениями. Безвозвратные затраты не учитываются при принятии решений.
Однако не всегда не принимаемые в расчет при оценках затраты являются безвозвратными.
Вмененные (воображаемые) затраты. Данная категория присутствует лишь в управленческом учете. Бухгалтер финансового учета не может позволить себе «вообразить» какие-либо затраты, так как он строго следует принципу их документальной обоснованности. В управленческом учете для принятия решения иногда необходимо начислить или приписать затраты, которые могут реально и не состояться в будущем. Такие затраты называются вмененными. По существу это упущенная выгода предприятия. Это возможность, которая потеряна или которой жертвуют ради выбора альтернативного управленческого решения.
Приростные и предельные затраты.
Приростные затраты являются дополнительными и возникают в результате изготовления или продажи дополнительной партии продукции. В приростные затраты могут включаться, а могут и не включаться постоянные затраты. Если постоянные затраты изменяются в результате принятого решения, то их прирост рассматривается как приростные затраты. Если постоянные затраты не изменяются в результате принятого решения, то приростные затраты будут равны нулю.
Планируемые и непланируемые затраты.
Планируемые - это затраты, рассчитанные на определенный объем производства. В соответствии с нормами, нормативами, лимитами и сметами они включаются в плановую себестоимость продукции.
Непланируемые - затраты, не включаемые в план и отражаемые только в фактической себестоимости продукции. При использовании метода учета фактических затрат и калькулирования фактической себестоимости бухгалтер- аналитик имеет дело с непланируемыми затратами.
Классификация затрат для контроля и регулирования деятельности
В целях контроля и регулирования уровня затрат применяется их следующая классификация: регулируемые и нерегулируемые; эффективные и неэффективные; в пределах норм (сметы) и отклонений от норм; контролируемые и не контролируемые.
Регулируемые— затраты, зарегистрированные по центрам ответственности, величина которых зависит от степени их регулирования со стороны менеджера. Деление затрат на регулируемые и нерегулируемые предусмотрено в отчетах об исполнения сметы по центрам ответственности. Это позволяет выделить сферу ответственности каждого менеджера и оценить его работу в части контроля за затратами подразделения предприятия.
Оценка управленческой деятельности строится и на классификации затрат на эффективные и неэффективные.
Эффективные - затраты, в результате которых получают доходы от реализации тех видов продукции, на выпуск которых были произведены эти затраты. Неэффективные - расходы непроизводительного характера, в результате которых не будут получены доходы, так как не будет произведен продукт. Неэффективные расходы - это потери на производстве (брак, простои, недостачи незавершенного производства, порча материалов и др.) Обязательность выделения неэффективных расходов диктуется тем, чтобы не допустить проникновения потерь в планирование и нормирование.
Деление затрат на расходы в пределах норм (сметы) и отклонений от норм применяют в текущем учете хода производства. Оно служит для определения эффективности работы подразделений путем оценки соответствия фактических затрат нормативным (плановым) или фактической себестоимости ее нормативному (плановому) уровню.
Для обеспечения действенности системы контроля за затратами их группируют на контролируемые и неконтролируемые.
К контролируемым относят затраты, которые поддаются контролю со стороны субъектов, т. е. лиц, работающих на предприятии.
Неконтролируемые затраты — это расходы, не зависящие от деятельности субъектов управления. Например, переоценка основных фондов, повлекшая за собой увеличение сумм амортизационных отчислений, изменения цен на топливно-энергетические ресурсы и другие подобные расходы.
Основная цель классификации — обеспечить информацией систему контроля и регулирования затрат на производство. Учет должен предусматривать взаимосвязь затрат и доходов с действиями руководителей подразделений ответственных за расходование соответствующих ресурсов.
Система контроля — это коммуникационная сеть, при которой управляют производственной деятельностью в целом и затратами в частности. Она обеспечивает полноту и правильность действий в будущем, направленных на снижение затрат и рост эффективности производства.
1.2 Затраты - объекты управленческого учета, управление затратами
В управленческом учете большое значение имеет классификация затрат в зависимости от их отношения к действующим на предприятии нормам, нормативам, лимитам и стандартам. Все затраты, включаемые в себестоимость продукции, группируются в разрезе норм, действующих на начало текущего месяца, и по отклонениям от действующих норм, возникшим в процессе производства.
Процесс управления производством невозможен без его четкой организации, которая составляет основу повседневной управленческой деятельности. В процессе организации формируются структуры управления, определяются места и сферы возникновения затрат, а также ответственные за их осуществление и поведение лица.
Основной целью управления затратами являются экономия ресурсов и повышение эффективности использования для уменьшения себестоимости продукции и как следствие увеличения прибыли и рентабельности предприятия. Сокращение затрат является более эффективным инструментом увеличения прибыли, чем увеличение объема продаж. По оценкам финансистов, уменьшение затрат на 5-7 % увеличивает прибыль на такую же величину, как и увеличение объема продаж на 30% при неизменной рентабельности. Изменение себестоимости существенно влияет на объем продаж, минимально необходимый для безубыточного функционирования предприятия, на выбор отпускных цен, рентабельность и привлечение кредитов. Для увеличения объема продаж необходимо дополнительное финансирование производства, что в ряде случаев проблематично или связано с дополнительными затратами. Снижение затрат на выпуск единицы продукции дает важное преимущество перед конкурентами – возможность применения более низких и гибких цен. Основными преимуществами эффективного управления затратами являются:
- производство конкурентоспособной продукции за счет более низких издержек и, следовательно цен;
- наличие качественной
и правдивой информации о
- возможность использования гибкого ценообразования;
- представление объективных
данных для составления
- возможность оценки
- принятие обоснованных и эффективных управленческих решений. [2]
Необходимо различать две составляющие управления издержками предприятия – внутреннюю и внешнюю. Если внутренняя составляющая в основном влияет на величину производственной себестоимости, то внешняя – на себестоимость реализованной продукции.
1.3 Различия финансового и управленческого учета
Большинство элементов финансового учета можно найти в управленческом учете:
- в обеих системах учета рассматриваются одни и те же хозяйственные операции.
- поэлементно отражаемые в системе финансового учета данные о видах затрат, используются одновременно и в управленческом учете.
- на основе производственной
или полной себестоимости, рассчитанной
в системе управленческого
- методы финансового учета
применяются и в
- оперативная информация
используется не только в
Наиболее важной чертой, объединяющий два вида учета, является то, что их информация используется для принятия решений. Так данные финансового и бухгалтерского учета помогают инвесторам оценить потенциал и перспективы предприятия, целесообразность инвестирования, а данные управленческого учета используются менеджерами для решения широкого круга проблем управления.
Финансовый и управленческий учет являют собой взаимозависимые и взаимообусловленные компоненты единого бухгалтерского учета. Но наряду с этим имеются принципиальные отличия. [1]
При сравнении финансового и управленческого учета можно выделить ряд отличительных признаков:
- по пользователям учетной информации.
Пользователями информации, представляемой финансовым учетом, являются и внешние, и внутренние пользователи. При этом информация управленческого учета представляется только внутренним пользователям, так как является, как правило, коммерческой тайной.
Информация о работе Управленческий учет по местам возникновения затрат