Управленческий учет производственной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 13:53, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование особенностей организации управленческого учета производственной деятельности предприятия. Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
- рассмотрение производственной деятельности предприятия и выделение основных видов производств;
- изучение системы бухгалтерских счетов, необходимых для учета производственных затрат;
- исследование различных способов группировки и распределения производственных затрат;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
1 ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. . . . . . . . 5
2 ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ БУХГАЛТЕРСКИХ СЧЕТОВ
ДЛЯ УЧЕТА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАТРАТ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11
3 ГРУППИРОВКА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАТРАТ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
4 ПРОЦЕДУРА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАТРАТ. . . . 21
5 РОЛЬ КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ
В УПРАВЛЕНИИ ПРОИЗВОДСТВОМ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .36

Файлы: 1 файл

курс лес.doc

— 248.00 Кб (Скачать файл)

Подобная информация чрезвычайно важна для принятия правильных управленческих решений. Например, если компенсация за больного превышает затраты на его лечение, то имеет смысл расширить данное отделение или попытаться привлечь дополнительных пациентов этого профиля. Если компенсация недостаточна, то эту информацию можно использовать как аргумент в переговорах с финансирующими органами или при обсуждении условий договора о медицинском обслуживании с предприятиями или страховыми компаниями. Кроме того, периодически проводя подобный анализ, можно оценивать тенденции изменения затрат учреждения здравоохранения по отделениям (центрам ответственности) и своевременно выявлять причины этих изменений, а также проводить сравнение подобных показателей между разными лечебными учреждениями.

Рассмотрим пошаговый  метод распределения затрат на нашем  примере.

Допустим, в администрации  клиники работают 10 человек, в прачечной  и столовой - по 5 человек, в хирургическом отделении - 20 человек, в терапии - 30 человек.

1) распределим затраты административного отдела.

База распределения - количество работающих.

Исходя из численности  работающих в центрах ответственности получаем соотношение 10:5:5:20:30, или 2:1:1:4:6. Затраты администрации (900 у.е.) распределяются между остальными центрами ответственности в соотношении 1:1:4:6 (всего частей 12).

Делим затраты администрации (900 у.е.) на 12 частей:

900:12 = 75 у.е. 

Затем 75 у.е. умножаем на полученные части для каждого  подразделения и прибавляем к затратам.

Получаем промежуточный  расчет, результаты которого представлены в графе 4 таблицы 3.

2) распределим затраты прачечной.

Базовой единицей в данном случае являются килограммы выстиранного белья. Потребности столовой 20 кг, хирургии - 60 кг, терапии - 40 кг белья. Получаем соотношение 20:60:40, или 1:3:2 (всего частей 6). Затраты прачечной (300 у.е.) делим на 6 частей:

300:6 = 50 у.е., которые затем  умножаем на полученные части  отдельно для каждого подразделения и прибавляем к затратам.

Получаем промежуточный расчет, результаты которого представлены в графе 6 таблицы 3.

3) распределим затраты столовой.

Ей необходимо в хирургии обслужить 100 пациентов, в терапии - 200 пациентов. Получаем соотношение 100:200, или 1:2 (всего частей 3). Затраты столовой (600 у.е.) делим на 3 части:

600:3 = 200 у.е., умножаем их  на полученные части для каждого  центра ответственности (графа 7) и прибавляем к затратам. Получаем итоговые данные распределения (графа 8 таблицы).

Результаты расчетов представлены в таблице 3.

Таблица 3 - Результаты распределения затрат непроизводственных сегментов клиники методом пошагового распределения в условных единицах

Подразделения больницы

Затраты

Администрация

Промежуточный расчет

Прачечная

Промежуточный расчет

Столовая

Общие затраты

1

2

3

4

5

6

7

8

Администрация

900

(900)

-

-

-

-

-

Прачечная

225

75

300

(300)

-

-

-

Столовая

475

75

550

50

600

(600)

-

Хирургия

1200

300

1500

150

1650

200

1850

Терапия

1000

450

1450

100

1550

400

1950

Итого

3800

 

3800

 

3800

 

3800


В скобках указаны суммы, подлежащие распределению.

Третий метод распределения  затрат, используемый в бухгалтерском  управленческом учете, назван двухсторонним (или методом взаимного распределения), что отражает суть производственных отношений между центрами ответственности.

Он применяется в  тех случаях, когда между непроизводственными  подразделениями происходит обмен внутрифирменными услугами. Однако вручную без использования программного продукта его можно применить лишь при наличии двух непроизводственных центров ответственности.

Поэтому в нашем примере  прачечную и столовую условно объединим в одно подразделение - хозблок, издержки которого составят:

225 (прачечная) + 475 (столовая) = 700 у.е. 

Таким образом, администрация потребляет услуги хозблока и наоборот.

Расчеты выполняются  в следующей последовательности:

1) определяется показатель, выступающий в роли базы распределения,  и, основываясь на нем, рассчитывают соотношение между сегментами, участвующими в распределении затрат (в качестве базы распределения выберем прямые издержки) (таблица 4).

Таблица 4 - Расчет соотношения между сегментами

Центры, оказывающие услуги

Центры, потребляющие услуги

Итого

администрация

хозблок

хирургия

терапия

Хозблок:

         

прямые затраты

900

-

1200

1000

3100

доля прямых затрат в  общей их сумме, %

29

-

38,7

32,3

100

Администрация:

         

прямые затраты, у.е.

-

700

1200

1000

2900

доля прямых затрат в  общей их сумме, %

-

24,2

41,4

34,4

100


2) рассчитываются затраты  непроизводственных подразделений,  скорректированные с учетом двухстороннего потребления услуг.

Для этого составляется следующая система уравнений:

 

где    А - скорректированные затраты хозблока, у.е.;

К - скорректированные  затраты администрации, у.е.

Решаем эту систему  уравнений методом подстановки:

К = 900 + 0,29 (700 + 0,242 К);

К = 900 + 203 + 0,07К;

0,93К = 1103;

К = 1186 у.е.

Тогда А = 700 + 0,242х1186 = 987 у.е.;

3) скорректированные  затраты распределяются между центрами ответственности (таблица 5).

Таблица 5 - Результаты распределения затрат непроизводственных сегментов клиники двухсторонним методом в условных единицах

Распределение затрат

непроизводственных

подразделений

Производственные центры ответственности

Итого

хирургия

терапия

Администрация:

     

1186 х 0,414

491

-

-

1186 х 0,344

-

408

-

Хозблок:

     

987 х 0,387

362

-

-

987 х 0,323

-

319

-

Всего распределено

873

727

1600

Прямые затраты

1200

1000

2200

Итого затрат

2073

1727

3800


После распределения  затрат по центрам ответственности  можно уже перейти ко второму блоку - рассчитыванию себестоимости одной медицинской услуги, т.е. отнесению затрат на объект калькулирования (носитель затрат). И этот показатель будет зависеть от количества больных, помещенных в терапевтическое и хирургическое отделения.

 

 

 

 

 

 

 

5 РОЛЬ КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ В УПРАВЛЕНИИ ПРОИЗВОДСТВОМ

Завершающим этапом учета  производства является калькулирование  себестоимости продукции.

Себестоимость продукции - это выраженные в денежной форме затраты на ее производство и реализацию. Она складывается из затрат, связанных с использованием в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.

В зависимости от того, какие затраты включаются в себестоимость продукции, в отечественной литературе выделяют следующие ее виды (рисунок 6):

а) цеховая - включает прямые затраты и общепроизводственные расходы; характеризует затраты цеха на изготовление продукции;

б) производственная - состоит из цеховой себестоимости и общехозяйственных расходов; характеризует затраты предприятия, связанные с выпуском продукции;

в) полная себестоимость - производственная себестоимость, увеличенная на сумму коммерческих и сбытовых расходов. Этот показатель интегрирует общие затраты предприятия, связанные как с производством, так и с реализации продукции.


 



 

Рисунок 6 - Виды себестоимости продукции

Определение себестоимости производства единицы продукции - одна из основных учетных задач. В основе решения большого круга управленческих задач лежит именно себестоимость. Эффективность работы организации во многом зависит от информации о формировании себестоимости. Тому есть причины:

- затраты на производство продукции являются базой для установления продажной цены;

- информация о себестоимости лежит в основе прогнозирования и управления производством.

Управление себестоимостью продукции предприятий - планомерный процесс формирования затрат на производство всей продукции и себестоимости отдельных изделий, контроль за выполнением заданий по снижению себестоимости продукции, выявлению резервов ее снижения.

Основными элементами системы  управления себестоимостью продукции  являются прогнозирование и планирование, нормирование затрат, учет и калькулирование, анализ и контроль за себестоимостью. Все они функционируют в тесной взаимосвязи друг с другом.

Калькулирование на любом  предприятии, независимо от его вида деятельности, размера и формы собственности, организуется в соответствии с определенными принципами.

1) научно обоснованная классификация затрат на производство.

Этот принцип означает, что отраслевые особенности учета затрат на производство, а также вопросы калькулирования коммерческой (полной) себестоимости товарной продукции рассматриваются в отраслевых нормативных документах и применяются в той части, в которой они не противоречат нормативным и правовым актам.

2) установление объектов учета затрат, объектов калькулирования и калькуляционных единиц.

Объекты учета затрат – это места возникновения этих затрат: организация в целом, производство, технологические процессы, цеха, участки, агрегаты, стадии, переделы, бригадокомплекты и т.п.

На выбор объектов учета затрат существенно влияют особенности технологических процессов, технические параметры изготовляемой продукции, тип производства, организационная структура организации и его производственных подразделений. Например, в угольной промышленности объекты учета затрат – это виды производств, структурные подразделения, способы добычи, производственные процессы на шахтах, калькуляционные статьи и экономические элементы затрат.

Информация о работе Управленческий учет производственной деятельности