Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2014 в 20:55, курсовая работа
Учет себестоимости зависит от целей управления. Почти полвека назад Р. Энтони отмечал, что калькуляция может проводиться: по центрам ответственности — для контроля технологических процессов и деятельности лиц, в них занятых; изделиям (полная себестоимость) — для калькулирования цен; изделиям (частичная себестоимость) — для контроля использования свободных производственных мощностей. Таким образом, согласно утверждению Н. Г. Чумаченко «себестоимость используется для различных целей, и одна и та же себестоимость не может обслуживать все цели одинаково хорошо»1.
Введение……………………………………………………………….3
Характеристика подхода «точно в срок»……………………………10
Преимущества подхода «точно в срок» и пути их реализации……18
Подходы к калькулированию в системе «точно в срок»…………...20
Информационная система «канбан»…………………………………22
Заключение…………………………………………………………….23
Список литературы…………………………
Калькулирование себестоимости продукции представляет заключительный этап управленческого учета издержек производства. Методика калькулирования себестоимости продукции, работ, услуг для приведенных методов условно состоит из трех частей:
Характеристика подхода «точно в срок»
Подход «точно в срок» (Just in time, далее JIT) включает три основных компонента: управление «точно в срок», организация бизнес-процесса «точно в срок», калькулирование «точно в срок». При этом все протекающие на предприятии процессы снабжения, производства, продаж организованы таким образом, чтобы максимально снизить непроизводственные затраты, ликвидировать операции и процессы, недающие дополнительных улучшений продукции или услуг. JIT- калькулирование, включающее три варианта учетной системы «калькулирование по последней операции, backflash costing», обеспечивает достаточной информацией такую систему управления предприятием. Оно имеет свой инструментарий и особенности. Но прежде чем говорить о них, следует понять основу, составляющую базис учетной модели, т.е. разобраться в особенностях организации бизнес-процесса «точно в срок» и управления «точно в срок».
Организация производства «точно в срок» (JIT- производство) может быть осуществлена на базе непрерывно-поточного производства. Причем по принципу непрерывного потока организуется не только технологический процесс, но и все составляющие бизнес-процесс компоненты от поставщика до покупателя. В этом случае каждая операция является продолжением предыдущей, движение материалов линейно, пропускная способность всех рабочих мест сбалансирована, остатки материалов и незавершенного производства сведены к минимуму.
Сравнение традиционной и JIT-организации процессов на предприятии легко провести с помощью рис.3, где показаны принципиальные схемы материального потока при серийном производстве и на производстве «точно в срок». В идеале при JIT- производстве расходы на хранение и внутризаводское перемещение стремятся к нулю.
Рис.3 Материальный поток при серийном и JIT-производстве
Система управления «точно в срок» характеризуется тремя ключевыми аспектами:
Рассмотрим их подробнее.
1. Подход «JIT» исходит из того, что только процесс обработки заказа приносит дополнительную стоимость, расходы, связанные с остальными процессами, можно рассматривать как потери и стремиться к их минимизации. Поэтому внимание сосредотачивается на сокращении цикла производства и продажи заказа. К. Друри, например, определяет итоговой целью подхода «точно в срок» - переработку сырья и материалов в готовую продукцию с циклом заказа, эквивалентным времени обработки.2 Понятно, что достичь идеала невозможно (останутся затраты на транспортировку материалов от поставщиков и готовой продукции до покупателей, затраты на контроль качества в ходе технологического процесса и т.д.), но нужно к нему стремиться.
Для понимания последовательности действий по оптимизации величины затрат рассмотрим цикл выполнения заказа в ходе бизнес-процесса. Так как главные особенности системы «JIТ» связаны с организацией материального потока, следует поставить ограничение: рассмотреть те составляющие фрагменты бизнес-процесса, которые относятся к движению сырья, материалов, комплектующих, полуфабрикатов и готовой продукции.
Можно выделить пять групп операций цикла прохождения заказа: процесс ожидания обслуживания; обработки заказа; контроля; транспортировки; хранения. Последовательность и масштабы групп операций зависят от конкретных условий внутренней и внешней среды предприятия. Например, ожидание обслуживания связано с переналадкой оборудования, очередностью работ в «узких местах» из-за дефицита рабочего времени персонала определенной квалификации; недостатка машинного времени конкретного оборудования и др. Оно может иметь место не только перед началом обработки заказа, но и в процессе производственного цикла. Процесс контроля качества может осуществляться при приемке сырья и материалов от поставщиков, в ходе технологического процесса, при приемке продукции. В ряде отраслей, например в пищевой промышленности, контроль качества осуществляется также в процессе хранения сырья, материалов и готовой продукции.
Условно данные процессы можно представить на рис. 4. Группы операций, связанных с затратами на транспортировку материалов от поставщиков и готовой продукции покупателям, неизбежны. Их минимизация может достигаться выбором контрагентов, расположенных на близком расстоянии от предприятия; поощрения поставщиков, доставляющих материалы, и покупателей за «самовывоз» продукции. Затраты операций по ожиданию обслуживания снижаются путем перепланировки производственных площадей; затраты на контроль качества снижаются, например, за счет переориентации с последующего на предварительный контроль.
Рис. 4. Составляющие цикла выполнения заказа на промышленном предприятии.
Наибольший эффект система «точно в срок» дает за счет снижения запасов и затрат на внутризаводское перемещение грузов. Обычно промышленное предприятие поддерживает три категории страховых запасов: запасы сырья, материалов и комплектующих изделий; незавершенного производства и готовой продукции. Все эти запасы играют роль буфера на случай, если будут нарушены договорные условия сроков, качества, комплектации поставки материалов, остановки производственного процесса из-за поломок оборудования, допущенного брака и т.д. Кроме того, могут возникать запасы в цеховых кладовых, межоперационные запасы из-за нерациональной организации производственного процесса и даже из-за неправильной системы мотивации. Например, на Волжском автозаводе максимальный размер премий выплачивается за 100%-ное выполнение объемных показателей, на ряде же других предприятий стимулируется не только выполнение, но и перевыполнение производственной программы. Хранение запасов сопряжено с дополнительными затратами на содержание складских помещений, расходами на оплату труда кладовщиков, возможными потерями в процессе хранения. Наличие больших и плохо организованных запасов может провоцировать хищения, вести к халатности.
В качестве примера отличий традиционного подхода от JIТ, следующего только за спросом, Д.К. Шим и Д.Г. Сигел приводят действия менеджера ресторана быстрого обслуживания. При системе «точно в срок»: покупатель заказывает гамбургер; официант берет готовую порцию с прилавка; повар, который не спускает глаз с прилавка, готовит новые порции, как только их количество уменьшилось. Менеджер заказывает еще полуфабрикаты, когда видит, что запасы у повара уменьшились ниже нормы. В результате получается, что заказ покупателя «тянет» за собой всю цепочку продуктов. При традиционной системе владелец ресторана планирует, сколько отбивных будет заказано в течение недели, затем подсчитывает, сколько мяса пойдет на одну отбивную и на недельный план реализации отбивных. На основе этого владелец ресторана определяет, сколько продуктов ему понадобится на неделю и осуществляет закупки. По словам Д.К. Шима и Д.Г. Сигела; «спрос «ведет» продукцию через весь производственный процесс»4.
Обобщая вышеизложенное, определим, что цель подхода «точно в срок» - обеспечение непрерывного движения материалов, полуфабрикатов и продукции без простоев и хранения с соблюдением заложенных параметров качества и на этой основе достижение максимального сокращения цикла производства и продажи заказа, приближения его к времени обработки, а затрат - к оптимальным. Исходя из цели подхода ЛТ, в управленческом учете должны быть решены задачи функционально-стоимостного анализа операций, составляющих процессы, показанные на рис. 4 для их возможного сокращения; анализа доходности вариантов приобретения крупных и мелких партий материалов с использованием альтернативных затрат (дисконт, отвлечение средств из оборота, затраты на хранение и др.); калькулирования и бюджетирования.
Примером эффективности использования подхода «точно в срок» является Япония. JIТ зародился в Японии в 1940-х гг. Его появление связывают с концерном Тоуоtа и именем его вице-президента Тайити Оно5. К. Друри отмечает, что основным фактором успеха японских компаний на мировом рынке после Второй мировой войны стало применение системы организации производства и управления «JIT». В условиях природных и экономических ограничений после Второй мировой войны, японские производители искали путь наиболее эффективного использования ограниченных ресурсов, работая над соотношением «затраты-качество».
Основное отличие системы JIT заключается в том, что счета «Материалы» и «Основное производство» заменяются счетом «Ресурсы в производстве». Соответственно отсутствует детальный учет движения основных материалов и затрат труда по операциям (рис. 5).
Традиционный метод
а) Серийное производство по заказам
Метод "точно в срок"
б) Серийное производство без распределения по заказам
Рис. 5 Движение материалов
В системе учета «точно в срок» счет «Материалы» исчезает, а возникает счет «Материалы и производство». Прямые трудозатраты рассматриваются как часть накладных расходов, их совокупность образует статью «Добавленные затраты», и они не распределяются по отдельным заказам. Накладные расходы учитываются следующим образом: производственные накладные расходы за отчетный период, включая прямые затраты труда, отражаются на счете «Себестоимость реализованной продукции». Накладные расходы, относящиеся к незавершенному производству и готовой продукции, отражаются в конце месяца регулирующими проводками.
Фактические накладные затраты учитываются по центрам ответственности по такому же принципу, как и в других системах калькулирования.
Вся сумма добавленных затрат относится на себестоимость проданных изделий. В конце каждого месяца делаются проводки, списывающие часть накладных расходов по нормативам на остатки готовой продукции и незавершенного производства.
Учет отклонений при JIT-калькулировании почти не отличается от пооперационного калькулирования.
Самое сложное в системе калькулирования методом JIT — взаимоотношения с поставщиками. Поставщики должны обеспечивать ритмичную поставку комплектующих изделий или сырья, что, в свою очередь, позволит немедленно отправлять материалы в производство. Эта процедура исключает прохождение ими складов и отражение в учете на счете «Материалы». Для российского производителя выполнение этого условия пока достаточно сложная задача, однако высокотехнологичная индустриальная среда и потребность снижения себестоимости для сохранения конкурентоспособности в самое ближайшее время заставят наши отрасли промышленности пересмотреть свое отношение к управленческому учету в целом и к системе JIT в частности.
Преимущества подхода «точно в срок» и пути их реализации
Технология «точно в срок» была разработана с учетом ряда проблем. Одна из них связанна с отвлечением средств из оборота на накопление запасов, затратами на их хранение и управление. Другая проблема — брак. Брак повышает рас ходы и снижает доверие покупателей; дальнейшее снижение затрат при традиционной системе затруднено. Опыт внедрения технологий «точно в срок» снимает данные проблемы.
Достоинством системы являются:
Информация о работе Управление и калькулирование в системе «Точно в срок» (JIT - Just in time)