Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 19:19, курсовая работа
Цель работы заключается в том, чтобы рассмотреть особенности формирования отчетности предприятия при ликвидации и реорганизации предприятий в соответствии с требованиями законодательства РФ.
Введение 3
1. Отчетность при прекращении какой-либо деятельности фирмы 5
1.1. Понятие прекращения деятельности фирмы 5
1.2. Организация учета и документальное оформление прекращения деятельности фирмы 6
1.3. Общие требования к составлению отчетности 14
2. Составление отчетности при реорганизации фирмы 17
2.1. Понятие реорганизации фирмы 17
2.2. Организация учета и документальное оформление реорганизации фирмы 18
2.3. Разделительный баланс и заключительная отчетность 27
3. Практические примеры составления отчетности при реорганизации и ликвидации предприятия 28
3.1. Практический пример формирования отчетности при реорганизации предприятия в форме разделения 28
3.2. Практический пример формирования отчетности при ликвидации предприятия 30
Заключение 34
Список использованной литературы 36
Правильный порядок учета заключается в том, что в данном случае никаких проводок не делается, а производится построчное суммирование или вычитание числовых показателей форм бухгалтерской отчетности, конечно, с учетом тех правил, которые регламентированы Указаниями и на которых мы ниже остановимся.
В первую очередь бухгалтеру необходимо помнить об обязательности проведения при любой реорганизации полной инвентаризации имущества и обязательств всех участвующих в реорганизации организаций (кроме только что созданных) [6].
Сроки проведения инвентаризации
могут устанавливаться в
Пункт 3 Указаний регулирует
также вопрос принятия решения о
реорганизации и его
- способ оценки передаваемого имущества;
- порядок формирования уставного капитала и его величина для отражения в учредительных документах возникших и реорганизуемых организаций;
- направление или распределение
чистой прибыли отчетного
- порядок правопреемства в переходный период.
Согласно п. 7 Указаний по решению собственников организации оценка передаваемого имущества может производиться [3]:
- по остаточной стоимости
либо по текущей рыночной
- по текущей рыночной стоимости либо по балансовой стоимости - для всего остального имущества.
При этом ни законодательство
по бухгалтерскому учету, ни Указания
не требуют привлечения
При выборе оценки текущей рыночной стоимости передаваемого имущества, отличной от балансовой стоимости этого имущества, разница в оценках в бухгалтерском учете не отражается: она попадает непосредственно в бухгалтерскую отчетность и показывается только во вступительном балансе (при вводе входящих остатков баланса вновь создаваемых организаций - получателей соответствующего имущества). Причем балансируется измененная стоимость только чистой прибылью - использование добавочного капитала в данном случае не предусмотрено.
В соответствии с п. 8 Указаний оценка кредиторской задолженности должна включать суммы возмещаемых убытков - для случая, если кредиторы могут их обоснованно рассчитать и предъявляют требования об их погашении реорганизуемой организацией (речь, естественно, идет об убытках, которые вызваны реорганизацией, - п. 2 ст. 60 ГК РФ) [1].
В этом случае должен быть сформирован резерв по условным фактам хозяйственной деятельности [7]:
Д-т 91 "Прочие доходы и
расходы" К-т 76 "Расчеты с разными
дебиторами и кредиторами" - сформирован
резерв на покрытие возможных убытков
и погашение претензий
Большое значение, по мнению Минфина России, имеет предусмотрение в решении о реорганизации порядка формирования уставного капитала реорганизованных и вновь созданных организаций. В зависимости от организационно-правовой формы реорганизуемых организаций в этом порядке должны быть определены:
- либо механизм распределения
долей в обществах с
- либо порядок конвертации акций в акционерных обществах.
Конвертация акций может осуществляться по-разному: один к одному, больше, чем по номиналу, меньше, чем по номиналу - в зависимости от уставных капиталов новых организаций. Вариантов конвертации акций очень много, причем это касается и количества, и номинала обмениваемых акций. Все зависит от воли собственников, зафиксированной в решении о реорганизации, а затем - в учредительных документах создаваемых организаций. Тем не менее, такое решение может основываться не столько на желании собственников организации, сколько на соотношении величин чистых активов и уставных капиталов реорганизуемых и создаваемых при реорганизации организаций.
При этом величина уставного капитала реорганизуемой организации при разделении или выделении может быть равна, больше или меньше суммы уставных капиталов вновь образованных организаций, а при слиянии или присоединении, наоборот, сумма величин уставных капиталов "старых" организаций может быть равна, больше или меньше величины уставного капитала "новой" организации.
Если суммарный уставный
капитал будет прирастать, то потребуется
найти источники этого
В ходе реорганизации
не могут появиться новые
Далее рассмотрим п. 3 Указаний, где говорится о переходном периоде и о правопреемстве в переходный период: в решении учредителей может предусматриваться порядок правопреемства в связи с изменениями в имуществе и обязательствах, которые могут возникнуть после даты утверждения передаточного акта или разделительного баланса в результате текущей деятельности реорганизуемой организации [3].
Переходным периодом является промежуток времени между утверждением разделительного баланса или передаточного акта и завершением процесса реорганизации.
Почему этот переходный период существует? Во-первых, разделительный баланс или передаточный акт, утвержденные собственниками, могут быть составлены до принятия решения о реорганизации. Например, разделительный баланс может быть составлен по состоянию на 1 октября, то есть на конец отчетного периода, как того требует п. 6 Указаний, а собрание акционеров, которое принимает решение о реорганизации и утверждает баланс, собирается в ноябре [3].
Во-вторых, даже если разделительный баланс или передаточный акт составлен на момент принятия решения о реорганизации, сам процесс реорганизации занимает определенное время. Дата передачи имущества и обязательств реорганизуемой организацией на основе передаточного акта или разделительного баланса никогда не будет совпадать с датой внесения в ЕГРЮЛ записей о возникших организациях или о прекращении деятельности последней из присоединенных организаций. Практика показывает, что реорганизация может длиться от двух месяцев до двух-трех лет в зависимости от масштабов реорганизуемых организаций и организации данного процесса. Если даже, например, разделительный баланс составлен по состоянию на 1 января, а государственная регистрация завершена 25 января, в этот период не могли не осуществляться хозяйственные операции. Поэтому реорганизуемая организация должна разработать и утвердить правила правопреемства относительно прав и обязанностей, возникших в переходный период, на основании которых будут откорректированы окончательными данными передаточный акт и разделительный баланс [7].
В правилах правопреемства должен содержаться порядок распределения имущества, приобретенного, полученного, созданного в процессе переходного периода, компенсации стоимости утраченного в этот период имущества, распределения доходов и расходов, то есть должны быть урегулированы все вопросы, касающиеся отнесения операций переходного периода к реорганизуемым и вновь образованным организациям.
В правилах правопреемства также может быть оговорен особый порядок совершения отдельных операций в переходный период. Например, может быть введен мораторий на заключение кредитных договоров, выдачу займов и векселей и т.д. На период реорганизации возможно ограничение активности финансовой деятельности организации, в том числе покупки и продажи ценных бумаг.
Правила правопреемства обычно готовятся исполнительным органом организации, а утверждаются ее собственниками вместе с пакетом документов о реорганизации.
В переходный период учет ведется реорганизуемой организацией. При этом данные учета должны формировать, помимо обычной информации, сведения об изменениях в имуществе и обязательствах как реорганизуемых, так и создаваемых, пока еще "виртуальных", обществ, произошедших в ходе текущей деятельности по сравнению с разделительным балансом или передаточным актом.
Поскольку в переходный период, до момента государственной регистрации новых обществ, налоги уплачиваются реорганизуемой организацией, соответствующая сумма может быть заранее спрогнозирована. На объем спрогнозированных расходов, связанных с уплатой налогов, может быть снижена сумма активов, передаваемых от реорганизуемой организации вновь создаваемым организациям. Однако такое решение должно быть принято еще до утверждения разделительного баланса или передаточного акта и должно быть в нем учтено.
Отчетность переходного периода составляется реорганизуемым обществом и содержит данные об изменениях, произошедших после утверждения разделительного баланса. Отчетность, составляемая реорганизуемой организацией по мере возникновения и регистрации новых организаций, а также отчетность, которая продолжает составляться на начало каждого календарного месяца переходного периода, называется промежуточной отчетностью. В переходный период может потребоваться и составление годовой бухгалтерской отчетности реорганизуемой организации.
При этом числовые показатели и промежуточной, и годовой, а затем и заключительной бухгалтерской отчетности не будут соответствовать данным передаточного акта или разделительного баланса. Возникающие в этот период изменения в стоимости передаваемого имущества и обязательств должны раскрываться в пояснительной записке к промежуточной или годовой бухгалтерской отчетности, заключительной бухгалтерской отчетности либо в уточнениях к передаточному акту или разделительному балансу.
На день, предшествующий дате внесения в ЕГРЮЛ записи о возникших организациях или о прекращении деятельности последней из присоединенных организаций, реорганизуемая организация, прекращающая свою деятельность, составляет заключительную бухгалтерскую отчетность за период с начала отчетного года до внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ в объеме форм годовой бухгалтерской отчетности, то есть составляются пять форм плюс пояснительная записка (п. 9 Указаний) [3].
Далее рассмотрим порядок
формирования Отчета о прибылях и
убытках. Здесь четко прослеживается
правило: организация, которая продолжает
свое существование после
Указания регулируют также вопрос о расходах, связанных с реорганизацией (на государственную регистрацию возникших организаций, перерегистрацию недвижимости, на внесение соответствующих изменений в учредительные документы, на регистрацию ценных бумаг, на оплату юридических и консультационных услуг и т.д.), которые признаются организациями, участвующими в реорганизации, в качестве прочих расходов соответствующего периода и отражаются в бухгалтерском учете реорганизуемых организаций, то есть у тех, кто осуществил их.
Данные расходы отражаются в Отчете о прибылях и убытках обособленно, отдельной строкой, независимо от их существенности (п. 12 Указаний) [3].
Заключительный баланс составляется на основе обычной формы бухгалтерского баланса, утвержденной Минфином России.
Только в разделительный баланс дополнительно включают данные ранее действующей фирмы и всех новых организаций.
Реорганизуемые фирмы
обязаны составить
Если фирма реорганизуется в форме слияния, разделения или преобразования, сформируйте заключительную бухгалтерскую отчетность по состоянию на тот день, который предшествует дате внесения записи о новых организациях в Единый госреестр.
Перед составлением отчетности в бухучете реорганизуемой фирмы закрывают счет 99 "Прибыли и убытки":