Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 19:19, курсовая работа
Цель работы заключается в том, чтобы рассмотреть особенности формирования отчетности предприятия при ликвидации и реорганизации предприятий в соответствии с требованиями законодательства РФ.
Введение 3
1. Отчетность при прекращении какой-либо деятельности фирмы 5
1.1. Понятие прекращения деятельности фирмы 5
1.2. Организация учета и документальное оформление прекращения деятельности фирмы 6
1.3. Общие требования к составлению отчетности 14
2. Составление отчетности при реорганизации фирмы 17
2.1. Понятие реорганизации фирмы 17
2.2. Организация учета и документальное оформление реорганизации фирмы 18
2.3. Разделительный баланс и заключительная отчетность 27
3. Практические примеры составления отчетности при реорганизации и ликвидации предприятия 28
3.1. Практический пример формирования отчетности при реорганизации предприятия в форме разделения 28
3.2. Практический пример формирования отчетности при ликвидации предприятия 30
Заключение 34
Список использованной литературы 36
Дебет 99 (84) Кредит 84 (99)
Как указывалось выше, разделение компании подразумевает прекращение деятельности юридического лица с передачей всех его прав и обязанностей вновь создаваемым организациям (п. 3 ст. 58 ГК РФ). Реорганизация в форме разделения считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц (п. 4 ст. 57 ГК РФ) [1].
При названной форме реорганизации составляется разделительный баланс. В нем производится разделение числовых показателей бухгалтерской отчетности реорганизуемой компании между возникающими организациями. При этом не следует делать никаких записей в бухгалтерском учете, а также производить разделение числовых показателей отчета о прибылях и убытках реорганизуемой организации (п. 26 Указаний) [3].
На день, предшествующий внесению в ЕГРЮЛ записи о возникших организациях, в бухгалтерский учет реорганизуемой и прекращающей деятельность организации вносятся записи по закрытию счетов учета продаж, прочих доходов и расходов, формируется нераспределенная прибыль или непокрытый убыток (п. 27 Указаний). Все расходы по текущей деятельности реорганизуемой компании, произведенные в период с даты утверждения разделительного баланса до внесения в ЕГРЮЛ записи о новых организациях, отражаются в общем порядке (п. 28 и 29 Указаний). Затраты, связанные с реорганизацией, в отчете о прибылях и убытках организации, понесшей эти расходы, показываются как прочие расходы независимо от их существенности и раскрываются обособленно по отдельной строке (п. 12 Указаний). На эту же дату составляется заключительная бухгалтерская отчетность. Вступительная бухгалтерская отчетность каждой новой организации формируется на дату государственной регистрации этой организации. Она составляется на основании разделительного баланса и заключительной бухгалтерской отчетности реорганизованной компании (п. 30 Указаний) [3].
В результате проведенной
реорганизации в форме
Уставный капитал ООО «Альфа» - 8 000 000 руб. Учредители приняли решение, что уставный капитал организаций ООО «Бетта» и ООО «Вега» составит соответственно 4 000 000 руб. и 3 000 000 руб. Разница подлежит отражению у ООО «Вега» во вступительном бухгалтерском балансе в Разделе "Капитал и резервы" по строке 470 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)". Показатели бухгалтерской отчетности организаций представлены в таблице 1 и приложениях 1-3.
Таблица 1
Показатели балансов организаций ООО «Альфа», ООО «Бетта» и ООО «Вега»
(тыс. руб.)
Показатель |
Заключительный баланс ООО «Альфа» на 19 февраля 2009 г. |
Вступительный баланс ООО «Бетта» на 20 февраля 2009 г. |
Вступительный баланс ООО «Вега» на 20 февраля 2009 г. |
Внеоборотные активы |
10000 |
3000 |
7000 |
Оборотные активы |
3100 |
3000 |
100 |
БАЛАНС |
13100 |
6000 |
7100 |
Уставный капитал |
8000 |
4000 |
3000 |
Нераспределенная прибыль |
- |
- |
1000 |
Краткосрочные обязательства |
5100 |
2000 |
3100 |
БАЛАНС |
13100 |
6000 |
7100 |
Чистые активы (ЧА) |
8000 (13100-5100) |
4000 (6000-2000) |
4000 (7100-3100) |
Сравнение ЧА новой организации с ее уставным капиталом |
4000≥3000 Разница показывается как нераспределенная прибыль |
Уставный капитал вновь
созданных организаций
В процессе ликвидации фирма составляет промежуточный и ликвидационный баланс.
В промежуточном балансе указывают сведения о составе активов и пассивов общества, стоимости его имущества, дебиторской и кредиторской задолженности.
Ликвидационный баланс составляют после всех расчетов с кредиторами. Оставшееся имущество распределяется между владельцами фирмы. В результате все статьи баланса закрываются, а его валюта обнуляется.
Для составления промежуточного баланса используют данные последнего бухгалтерского баланса, составленного накануне утверждения решения о ликвидации фирмы.
Учредители ЗАО «Актив» приняли решение о ликвидации фирмы. Последний бухгалтерский баланс был составлен по состоянию на 31 декабря 2008 года. Он выглядел так:
Таблица 2
Бухгалтерский баланс ЗАО «Актив» на 31 декабря 2008г.
Актив |
Пассив | ||
Наименование статьи баланса |
Сумма, руб. |
Наименование статьи баланса |
Сумма, руб. |
Основные средства |
70000 |
Уставный капитал |
100000 |
Запасы |
25000 |
Добавочный капитал |
96000 |
НДС по приобретенным ценностям |
11200 |
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) |
(228000) |
Дебиторская задолженность |
73000 |
Займы и кредиты |
311200 |
Денежные средства |
100000 | ||
БАЛАНС |
279200 |
БАЛАНС |
279200 |
Решение о ликвидации принято 5 января 2009 года.
По истечении срока
предъявления требований кредиторами
(двух месяцев с момента
За время, прошедшее
после составления последнего баланса,
были проведены следующие
Дебет 51 Кредит 62
60 000 руб. - погашена дебиторская задолженность покупателем;
Дебет 70 (71, 73) Кредит 50
10 300 руб. - погашена задолженность перед сотрудниками по заработной плате и прочим операциям;
Дебет 60 Кредит 51
61 200 руб. - погашена задолженность перед поставщиками;
Дебет 68 Кредит 19
10 200 руб. - принят к
вычету НДС по оплаченным
Дебет 68 (69) Кредит 51
38 596 руб. - погашена задолженность перед бюджетом и внебюджетными фондами по налогам и взносам.
По состоянию на 6 марта 2009 года ЗАО «Актив» составило промежуточный баланс.
Таблица 3
Промежуточный Бухгалтерский баланс ЗАО «Актив»
на 06 марта 2009г.
Актив |
Пассив | ||
Наименование статьи баланса |
Сумма, руб. |
Наименование статьи баланса |
Сумма, руб. |
Основные средства |
70000 |
Уставный капитал |
100000 |
Запасы |
25000 |
Добавочный капитал |
96000 |
НДС по приобретенным ценностям |
1000 |
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) |
(228000) |
Дебиторская задолженность |
13000 |
Займы и кредиты |
201104 |
Денежные средства |
60104 | ||
БАЛАНС |
169104 |
БАЛАНС |
169104 |
После продажи имущества и окончательного расчета с кредиторами комиссия составляет ликвидационный баланс. На его основе принимается решение о распределении оставшегося имущества фирмы между ее собственниками.
В ЗАО "Актив" решение о ликвидации принято 5 января 2009 года. Ликвидационный баланс на момент закрытия фирмы выглядит так:
Таблица 4
Ликвидационный Бухгалтерский баланс ЗАО «Актив» на 31 марта 2009г.
Актив |
Пассив | ||
Наименование статьи баланса |
Сумма, руб. |
Наименование статьи баланса |
Сумма, руб. |
Основные средства |
Уставный капитал |
100000 | |
Запасы |
10000 |
Добавочный капитал |
66000 |
НДС по приобретенным ценностям |
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) |
(150897) | |
Дебиторская задолженность |
Займы и кредиты |
||
Денежные средства |
5103 | ||
БАЛАНС |
15103 |
БАЛАНС |
15103 |
Бухгалтер закрыл баланс проводками:
Дебет 83 Кредит 80
66 000 руб. - добавочный
капитал присоединен к
Дебет 80 Кредит 84
150 897 руб. - списан убыток;
Дебет 80 Кредит 75
15 103 руб. - имущество распределено между учредителями;
Дебет 75 Кредит 10 (50)
15 103 руб. - имущество получено учредителями.
Одним из важнейших условий функционирования экономики, ее элементов в виде хозяйствующих субъектов, инфраструктуры и органов исполнительной власти является наличие определенной информации, удостоверяющей ряд требований, позволяющей принимать обоснованные решения. Исторически и теоретически доказано, что такую информацию может давать только бухгалтерский учет в виде бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта.
Один из самых известных бухгалтеров конца ХIХ в., швейцарский ученый И.Ф. Шер считал баланс основой учета. "Баланс начинательный и баланс заключительный, - писал он, - составляют альфу и омегу всякого счетоводства" [13, с. 99]. Бухгалтерский учет начинается с баланса и заканчивается при ликвидации организации заключительным балансом. И.Ф. Шер называл несовершенной и неуместной по экономическим и юридическим характеристикам бухгалтерию, которая не построена со вступительного баланса. В качестве одной из основных характеристик достоверности построения баланса И.Ф. Шер выделял оценку. В основном он придерживался оценки по текущим рыночным ценам, но исходя из принципа осторожности, предлагал принцип наименьшей оценки, введенный в 1675 г. Ж.П. Савари.
С точки зрения теории бухгалтерского учета процесс реорганизации и ликвидации организации предполагает отказ от одного из принципов-допущений - непрерывности деятельности предприятия. Невозможность практического применения данного принципа при ведении бухгалтерского учета и составлении отчетности приводит к определенным изменениям в методологии и организации учета.
В соответствии с принципом непрерывности при ликвидации организации в силу вступают особые правила (которые отличают ликвидационные балансы от других) оценки имущества хозяйствующего субъекта, производимой по возможной цене реализации каждого актива в отдельности. Согласно теории статического баланса Генриха Никлиша баланс должен давать точное исчисление стоимости имущества, находящегося в собственности предприятия, а для этого оно должно быть представлено по цене возможной реализации на дату составления баланса [10, с. 413].
По мнению В. Ле-Кутре,
баланс показывает актив и пассив
предприятия в состоянии