Виды хозяйственного учета, их содержание и место в управлении экономикой хозяйствующих субъектов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 10:53, курсовая работа

Описание работы

Учет, как вид деятельности, известен с древних времен. В широком смысле слова учет означает регистрацию каких-либо фактов и явлений. Можно говорить об учете движения звезд (астрономия), учете изменений окружающей среды (экология) и т.д. В узком смысле слова учет ограничен рамками производственной деятельности человека.
Хозяйственный учет является основой управления хозяйственными процессами. Он необходим для того, чтобы получать сведения о снабжении, производстве, обмене и распределении для осуществления управленческих функций.

Содержание работы

Введение 3 стр.
Сущность и развитие хозяйственного учета 4 стр.
Определение и сущность хозяйственного учета 4 стр.
Возникновение и развитие хозяйственного учета 7 стр.

Виды хозяйственного учета 16 стр.
2.1 Общая характеристика видов хозяйственного учета,
их единство и отличия 16 стр.
2.2 Оперативно-технический учет 21 стр.
2.3. Статистический учет 26 стр.
Заключение 32 стр.
Список использованной литературы 36 стр

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 964.72 Кб (Скачать файл)

Бухгалтерский учет изучает количественную сторону хозяйственных явлений в непрерывной связи их с качественной стороной путем регистрации хозяйственных фактов, как в натуральном, так и в денежном измерении. Каждый свершившийся хозяйственный факт, оформленный документально называется хозяйственной операцией.

Здесь имеет место сплошное отражение финансовой и хозяйственной деятельности организации, всего его имущества и источников его формирования, всех видов производственных запасов, основных фондов, затрат на производство и реализацию продукции, денежных средств, задолженностей предприятия.

Хозяйственные факты, отражаемые в  бухгалтерском учете, непрерывно фиксируются во времени в виде записей. Причем каждый хозяйственный факт оформляется документально - бумажным первичным документом или на машинных носителях информации. Документальное оформление хозяйственной операции придает ей юридическую силу.

В бухгалтерском учете все средства и хозяйственные процессы обязательно  отражаются в денежном выражении, на основе обобщения натуральных и трудовых показателей.

Таким образом, бухгалтерский учет - это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном измерении об имуществе  и обязательствах организации и  их движении путем сплошного, непрерывного, документального учета всех хозяйственных  операций.

Именно это определение наиболее полно характеризует бухгалтерский  учет. Поэтому оно закреплено на самом высшем законодательном уровне - в Федеральном Законе "О бухгалтерском  учете" от 21.11.1996г. (пункт 1 статья 1)

Во-первых, здесь подчеркивается, что  бухгалтерский учет - это упорядоченная  система.

Во-вторых, в этом определении очень  кратко отражены этапы учетного процесса: сбор, регистрация и обобщение  информации.

В-третьих, отмечаются основные особенности  бухгалтерского учета в отличие  от раннее указанных видов учета (оперативного, статистического) - это  сплошной, непрерывный, строго документальный учет.

В-четвертых, указывается основной измеритель, используемый в бухгалтерском  учете, - денежный измеритель.

В-пятых, отмечаются основные объекты  бухгалтерского учета, характеристика которых рассматривается в следующем  параграфе.

Глава 25 Налогового Кодекса Российской Федерации, действующая с 1 января 2002 года, ввела понятие налоговый  учет, которое не является новым  для российской практики налогообложения. До вступления в действие данной главы  Кодекса налоговая база по налогу на прибыль определялась по данным бухгалтерского учета с последующей  корректировкой для уцелей налогообложения.

Налоговый учет - это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом. Данное определение содержится в статье 313 Налогового Кодекса Российской Федерации.

При этом все налогоплательщики  определяют налоговую базу на прибыль  за налоговый период - календарный  год и за отчетный период - первый квартал, полугодие, девять месяцев (статья 285 Налогового Кодекса Российской Федерации).

Цель налогового учета - формирование полной и достоверной информации о порядке учета хозяйственных  операций для целей налогообложения  в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения пользователей этой информации для контроля за правильностью расчета налогов, полнотой и своевременностью их уплаты.

Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета.

Налоговый учет объектов и хозяйственных  операций ведется следующим образом:

  • отдельные объекты и операции учитываются по данным бухгалтерского учета, если порядок налогового учета совпадает с бухгалтерским учетом этих объектов и операций, то есть налоговая база может определяться по данным соответствующих бухгалтерских регистров;
  • если порядок налогового учета отдельных объектов и операций отличается от бухгалтерского учета этих объектов и операций, то налоговая база определяется по данным налогового учета, которые не совпадают с данными бухгалтерского учета;
  • специфика налогового учета отдельных объектов и операций, по которым предусмотрена вариантность учета в соответствии с налоговым законодательством, оформляются в учетной налоговой политике организации, утверждаемой приказом (распоряжением) руководителя. В зависимости от того, кому предоставляется информация, бухгалтерский учет подразделяется на два вида.
  1. Финансовый учет, информация которого предоставляется в основном в виде обязательных форм отчетности внешним пользователям - вышестоящей организации (ведомству), учредителям, кредиторам, инвесторам, государственным органам и др.
  1. Управленческий учет - его информация необходима различным службам и подразделениям организации, т.е. внутренним пользователям.

Основную группу внешних пользователей  составляют учредители, акционеры, которым нужна информация об эффективности их вкладов, размере дивидендов и перспективах развития организации.

Инвесторам, как настоящим, так и потенциальным, необходима информация о целесообразности вложения средств. Поэтому в первую очередь данными пользователями изучаются финансовые результаты и его составляющие, формируемые так же в процессе бухгалтерского учета.

Кредиторами организации являются банки, поставщики, подрядчики и др., перед которыми имеются обязательства предприятия, так называемые внешние долги. В качестве кредиторов могут выступать также работники организации в случае наличия задолженности по оплате труда. Кредиторов интересует в основном информация о платежеспособности предприятия.

Государственным органам требуется информация о налоговых платежах (налоговым органам), о статистических показателях (органам статистики) и т.д.

Внутренних пользователей интересует информация бухгалтерского учета для анализа и принятия управленческих решений на всех уровнях управления.

    1. Оперативно-технический учет.

Оперативный, или оперативно-технический  учёт ― одно из четырех направлений хозяйственного учёта наряду с бухгалтерским, статистическим и налоговым. В зарубежной литературе традиционно рассматривается как один из разделов управленческого учёта, соответствующий функции анализа операций (в противоположность учёту затрат и центрам ответственности). Оперативный учёт применяется в целях текущего управления в качестве системы наблюдения и контроля за отдельными фактами хозяйственной жизни организации, измеряемыми как по стоимостной оценке, так и в натуральных величинах. Оперативный учет используется для повседневного текущего руководства и управления предприятием и дает информацию об отдельных фактах хозяйственной деятельности.

 

 

 

 В связи с реформированием бухгалтерского учета в России в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности Приказом Министра финансов от 01.07.04 г. № 180 была одобрена Концепция  развития бухгалтерского учета и  отчетности в РФ на среднесрочную  перспективу, в которой указывается, что единая система учета и  отчетности в России включает бухгалтерский, статистический и оперативно-технический  учет.

Сегодня практически отсутствуют  научные исследования, посвященные  оперативно-техническому учету (оперативному учету), не существует однозначной общепризнанной трактовки понятия «оперативно-технический  учет» или «оперативный учет», не закреплено данное определение и  в нормативных актах по бухгалтерскому учету. В отдельных документах имеются  лишь ссылки на необходимость ведения  оперативного учета. Перечень таких документов указан в таблице 1.

 
  Отсутствие официального определения  оперативно-технического или оперативного  учета в законодательных актах,  входящих в систему нормативного  регулирования Российской Федерации  неправомерно, поскольку обязанность по организации оперативного учета косвенно вытекает из содержания тех или иных нормативных документов. Стало быть, все организации должны вести оперативный учет. Поэтому определение оперативного учета как отдельного направления, имеющего теоретическую и практическую значимость, требующего изучения соответствующими специалистами, очень важно.

Сопоставим основные слагаемые  системы учета на предприятии: бухгалтерского, статистического, оперативного и налогового учета (табл. 2).

 
   Оперативный учет ведется без применения какой-либо системы и характеризуется краткостью и быстротой получения учетных данных. Он не всегда требует документального подтверждения фактов хозяйственной деятельности и большой точности полученной информации. 
   Информация оперативного учета используется для повседневного текущего руководства и управления организацией (явка на работу, учет продаж, наличие товарных запасов, специальной одежды и др.). Например, согласно Методическим указаниям по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлении, специального оборудования и специальной одежды, утвержденным Приказом Минфина РФ от 26.12.02 г. № 135н, такая операция как возврат сотрудниками специальной одежды отражается в личных карточках работников, где указывается срок носки, процент годности на момент выдачи.

Данные оперативного учета  могут быть получены по телефону, факсу, в устной и письменной форме, представлены в виде простых записей о хозяйственных  операциях в специальных журналах, отчетов и устных сведений, а также  в виде графиков и диаграмм. Так, согласно п. 5 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утвержденного Приказом Минфина  РФ от 30.03.01 г. № 26н, активы, которые соответствуют  критериям основных средств, и стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 20 тыс. руб. за единицу, могут  отражаться в бухгалтерском учете  и бухгалтерской отчетности в  составе материально-производственных запасов.

Для обеспечения сохранности  этих объектов в производстве или  при их эксплуатации должен быть организован  надлежащий контроль за их движением, то есть оперативный учет. С этой целью в организации может  быть разработан произвольной формы  регистр, где бы эти активы учитывались. Кроме того, в качестве такого контроля целесообразно указанные активы после передачи их в эксплуатацию и до момента фактического выбытия (полного износа или реализации). 
Таким образом, при помощи оперативного учета отдельные хозяйственные операции находят отражение непосредственно в момент их совершения. При этом оперативный учет может вестись либо в оборотных ведомостях, либо на забалансовых счетах. Данные оперативного учета не должны попадать в Главную книгу.

Следует отметить, что все виды учета, применяемые в организации, тесно взаимосвязаны. Оперативный, статистический, налоговый и бухгалтерский учет образуют единую учетную систему организации. Каждый вид учета сопряжен с особыми методами отражения хозяйственной деятельности и ее контроля, исследует определенные стороны экономики организации, при этом они дополняют друг друга.

 

2.3. Статистический учет.

Статистический учет - система  регистрации, обобщения и изучения массовых, качественно однородных социально-экономических  явлений в масштабе предприятия, отрасли, экономического региона или  страны. Информация статистического  учета используется органами власти и управления для принятия управленческих решений

Статистический учет –  учёт, при котором используются обезличенные данные, не позволяющие идентифицировать индивидуальных субъектов или объекты. Предметами учёта в случае ведения  статистики являются идентифицированные общности или категории субъектов  или объектов, по которым проводится агрегирование данных (дорога, территория, сообщество, социальная страта и т.п.). Большинство видов ведущегося учёта  сопровождается статистическим учётом. Ведение статистического учета  и сбор информации в целях его  осуществления в большинстве  случаев конфиденциален, и ведется  исключительно в целях, установленных  законодательством. Данные статистического  учета не могут быть использованы в любых целях, кроме законодательно установленных нормативными актами, регулирующими конкретный статистический учет. Например, Федеральная Налоговая  Служба РФ не может требовать предоставления индивидуализированных данных от Федеральной  Службы Государственной Статистики, т.к. это требование нарушает положения закона «О статистике», и положения ратифицированных международных соглашений. Статистический учет формирует информацию для статистической отчетности и может в ряде случаев обходиться вообще без денежных измерителей, например, использовать натуральные измерители, такие как количество работающих, количество отработанных человеко-часов, человеко-дней. Следовательно, оценка в денежном измерении в этом виде учета применяется не всегда. Другие принципы также либо в отдельных случаях применяются фрагментарно, либо не применяются совсем. Исключение составляет принцип составления отчетности. Но результатом статистического учета является особая, статистическая отчетность. В настоящее время все некоммерческие организации представляют органам статистики отчетность по основным средствам. Это форма № 11-краткая «Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) некоммерческих организаций» и Инструкция по ее заполнению утвержденные Постановлением Госкомстата РФ от 27.12.2002 № 226. Кроме того проводится единовременное наблюдение по установленному органами статистки перечню некоммерческих организаций и заполняется форма № 1-НКО «Сведения о деятельности некоммерческой организации». Это наблюдение проводилось по данным 1998 года, 2000 года и по данным 2003 года (в соответствии с постановлением Госкомстата РФ от 26 июня 2000 года № 53). Ряд форм статистической отчетности представляется регулярно по перечню, установленному органами государственной статистики. Это, например, месячная форма № П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников». Отдельная форма статистической отчетности предусмотрена для организаций, осуществляющих инвестиции, включая некоммерческие организации. Некоммерческие организации, ведущие предпринимательскую деятельность, заполняют еще ряд форм статистической отчетности. В некоммерческой организации обычно не формируется отдельная система статистического учета (в отличие от бухгалтерского учета). Статистическая отчетность обычно заполняется бухгалтером по данным бухгалтерского и оперативного учета. Оперативный учет формирует информацию для оперативного управления организацией. Он используется, например, при составлении табеля учета отработанного времени. Предметом учета в данном случае будет выход или не выход на работу по тем или иным причинам. Оперативный учет является также как бы вспомогательным по отношению к бухгалтерскому учету. Так, на основании табеля учета отработанного времени определяется количество отработанных и неотработанных дней и далее — размер заработной платы, пособий по временной нетрудоспособности и т.д. Однако он может быть и самостоятельным видом учета, данные которого используются в управлении организацией. Ведётся на местах выполнения хозяйственных операций; охватывает преимущественно те явления, которые не получают непосредственного отражения в счетах бухгалтерского учёта.  
Основным участком оперативного учёта на промышленных предприятиях являются производственные цехи. В них ведётся: 1) Оперативный учёт выполнения норм выработки - для подсчёта заработной платы рабочих-сдельщиков и контроля освоения норм расхода рабочего времени, а также для оценки итогов социалистического соревнования. 2) Оперативный учёт брака - причины и виновники. 3) Оперативный учёт использования материалов - с целью выявления отклонений от норм их расхода. 4) Оперативный учёт внутризаводского движения полуфабрикатов и деталей - для оперативно-технического планирования производства, наблюдения за комплектностью заделов, обеспечения сохранности поступивших в обработку материалов, правильной оценки незавершённого производства и калькуляции себестоимости продукции. 5) Оперативный учёт результатов внутризаводского хозяйственного расчёта. Таким образом, оперативный учёт определяют по таким показателям работы, которые непосредственно зависят от данного коллектива (цеха, участка, бригады).  В последнее время появилось понятие «налоговый учет». По данным налогового учета заполняется налоговая отчетность — налоговые декларации. С 1 января 2002 г. все организации, включая некоммерческие, обязаны вести налоговый учет с целью определения налоговой базы для расчета налога на прибыль и для определении налоговой базы по другим налогам. Налоговый учет, как и бухгалтерский учет, использует данные первичных документов. В ст. 313 НК РФ определено, что налоговый учет — это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ. Однако если в бухгалтерском учете находит свое отражение каждый первичный документ, то в налоговом — только те первичные документы, которые прямо связаны с налогообложением. Помимо этого в настоящее время налоговый учет и налоговая отчетность тесно связаны с бухгалтерским учетом и бухгалтерской отчетностью (в отличие от статистического и оперативного) через систему счетов. Приказом Минфина России от 07.05.2003 № 38н в План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций введены счета 09 «Отложенные налоговые обязательства» и 77 «Отложенные налоговые активы». В соответствии с этим, начиная с отчетности за 2003 г., внесены дополнения и в бухгалтерскую отчетность. Некоммерческие организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, ведут налоговый учет в книге учета доходов и расходов. От ведения бухгалтерского учета они освобождены. В этой книге двойная запись не применяется.

Информация о работе Виды хозяйственного учета, их содержание и место в управлении экономикой хозяйствующих субъектов