Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 15:56, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является раскрытие понятия и экономического содержания баланса как основной формы бухгалтерской отчетности.
Введение………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие бухгалтерской отчетности и ее нормативное регулирование
1.1.Понятие бухгалтерской отчетности предприятия. Ее состав, значение и требования к составлению............................................................................................................4
1.2 Система нормативного регулирования составления и представление бухгалтерской отчетности в РФ ..................................................................................................8
Глава 2. Экономическое содержание бухгалтерского баланса
2.1. Понятие бухгалтерского баланса, значения и виды .............................................8
2.2. Принципы построения бухгалтерского баланса....................................................14
2.3. Содержание бухгалтерского баланса......................................................................16
2.4.Бухгалтерский баланс как источник информации для финансового анализа и управления предприятием..........................................................................................................19
Глава 3. Пример анализа финансового состояния предприятия на основе данных бухгалтерского баланса.
3.1. Горизонтальный анализ............................................................................................22
3.2. Вертикальный анализ...............................................................................................22
Заключение……………………………………………………………………………...26
Список литературы……………………………………………………………………..28
Приложение……………………………………………………………………………..29
1.2. Система нормативного регулирования составления и представления бухгалтерской отчетности в РФ.
Организация бухгалтерской отчетности в РФ, т.е. правила ее составления, сроки представления, порядок рассмотрения регламентированы в следующих нормативно- правовых актах:
1.ФЗ «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. № 129-ФЗ;
2.Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденное приказом Минфина РФ от 29.07.98 г. № 334н (в ред. Приказа Минфина РФ от 24.03.2000г. №31н);
3.ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» (приказ Минфина за №43Н от 6.07.99);
4.План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности, утвержденный приказом Минфина РФ от 31.10.2000г.№994н.;
5.Методические рекомендации к составлению и представлению сводной отчетности (приказ Минфина за №112 от 30.12.96);
6.Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (приказ Минфина за №49 от 13.06.95);
7.ПБУ 7/98 (приказ Минфина за №56Н от 25.11.98), ПБУ 8/01 (приказ Минфина за №96Н от 28.11.01), ПБУ 9/99 (приказ Минфина за №32Н от 6.05.99), ПБУ 10/99 (приказ Минфина за №33Н от 6.05.99), ПБУ 11/2000 (приказ Минфина за №5Н от 12.01.2000), ПБУ 12/2000 (приказ Минфина за №11Н от 27.01.00), ПБУ 16/02 (приказ Минфина за №66Н от 2.07.02), ПБУ 18/02 (приказ Минфина за №114Н от 19.11.02);
8.Методические указания по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организации (приказ Минфина за №44Н от 20.05.03 );
9.Указания об объеме форм бухгалтерской отчетности (приказ Минфина за №67Н от 20.07.03).
Глава 2. Экономическое содержание бухгалтерского баланса
2.1.Понятие баланса, значение и виды
Развитие рыночных отношений, международные, хозяйственные и финансовые связи выдвинули в число актуальных вопрос о совершенствовании бухгалтерского учета и отчетности, приближении их содержания и методов к международно-принятым нормам. Переход на применение международных норм бухгалтерского учета и отчетности начался с 1992 года и успешно продолжается в течение всего периода экономических реформ, проводимых в стране. Постановлением Верховного Совета РФ от 23.10.92 года была утверждена Государственная программа перехода РФ на международные стандарты учета и отчетности, которая уже реализована по многим направлениям. Например, центральной формой бухгалтерского учета – является баланс.
Бухгалтерский баланс – это группировка хозяйственных средств, их источников на определенную дату.
Бухгалтерский баланс используют
для анализа хозяйственной
Бухгалтерский баланс как отчетная форма характеризует состояние имущества организации с точки зрения его состава и источников формирования на определенную дату.
Баланс характеризуется тем, что в нем объекты учета показываются дважды и рассматриваются с двух точек зрения (по составу и источникам формирования).
Бухгалтерский баланс - наиболее общая модель, которая оберегает имущество предприятия, его обязательства и фонды на определенный момент времени.
В системе бухгалтерской отчетности баланс занимает центральное место, так как информация, отраженная в нем, дает возможность создать представление об объеме, структуре и состоянии средств организации, об обеспечении их собственными и привлеченными источниками покрытия, а также дает представление о финансовых результатах деятельности организации. Эта информация важна для внутренних и внешних пользователей бухгалтерской отчетности, так как позволяет оценить рентабельность, платежеспособность организации, состояние и эффективность использования ресурсов, состояние кредитных и расчетных отношений, а также жизнеспособность организации и эффективность финансово- хозяйственной деятельности. Информация, отраженная в балансе, носит моментальный характер и представлена для сравнения на две даты: начало отчетного года (3-я графа) и конец отчетного периода (4-я графа).
Внешне бухгалтерский баланс – таблица из двух частей (актив и пассив). Равенство активов и пассивов баланса называют валютой баланса.
Бухгалтерский баланс составляется в денежном измерителе (в рублях), представляется в тыс., млн. рублей.
Основное свойство баланса – равенство актива и пассива (активы = долговые обязательства (заемный капитал) + собственный капитал). Разложение пассива баланса на две составляющие в указанной последовательности имеет глубокий экономический смысл. Все ресурсы предприятия сгруппированы в активе баланса, а их источники образования – в пассиве баланса. Разделы в активе баланса расположены в порядке возрастания ликвидности. В случае ликвидации экономического субъекта ввиду несостоятельности (банкротства) действующее законодательство в первую очередь предусматривает удовлетворение обязательств кредиторов в строго установленной очередности. Причем требования кредиторов каждой очереди подлежат удовлетворению, только после полного погашения обязательств перед кредиторами предыдущей очереди. В то же время инвесторы на вложенный капитал получают только ту часть, которая остается после платежей по обязательствам.
Каждый элемент актива и пассива (вид средств или источников) называют статьей баланса.
Балансовый метод как способ представления данных в виде двусторонних таблиц с равными итогами широко используются в планировании, учете и экономическом анализе.
В бухгалтерском учете слово «баланс» имеет двойное значение:
1) равенство итогов, когда равны итоги записей по дебету и кредиту счетов, итоги записей по аналитическим счетам и соответствующему синтетическому счету, итоги актива и пассива бухгалтерского баланса и т.д.
2) наиболее важная форма бухгалтерской отчетности, показывающая состояния средств предприятия в денежной оценке на определенную дату.
В мировой практике принимаются две формы бухгалтерского баланса: горизонтальный и вертикальный. При горизонтальной форме активы показываются в левой части баланса, пассивы в правой. Вертикальная форма баланса предполагает последовательное расположение балансовых статей (столбик): сначала статьи, характеризующие актив, далее - статьи пассива. В США выбор горизонтальной или вертикальной формы баланса оставлен за экономическими субъектами.
В балансе должны быть указаны наименование юридического лица, место нахождения, отчетная дата и отчетный период. Также должны быть приведены: краткое описание вида деятельности предприятия, его юридическая форма и единица измерения, в которой представлены все финансовые отчеты. Также должны быть приведены соответствующие данные за предыдущий год.
Бухгалтерский баланс составляется на основании остатков по счетам, показанным в Главной книге.
К любому бухгалтерскому балансу необходимо предъявляются следующие определенные требования: правдивость (верность), реальность, единство, преемственность, ясность.
Правдивым является баланс, который был составлен в соответствии с записями, произведенными на основании данных документов. Документы, в свою очередь, отражают факты хозяйственной деятельности организации за определенный период времени.
Условие правдивости баланса – достоверность записей в документах, которые обосновывают показатели баланса.
Приемы вуалирования:
1) отражение ценностей в балансе не на тех статьях, где их следует учитывать;
2) сальдирование кредиторской
и дебиторской задолженности,
т. е. те суммы, которые
3) списание недостач ценностей за счет выявленных излишков;
4) неправильное (увеличенное или уменьшенное по сумме, чем следовало) создание фондов и резервов организации;
5) несписание сумм на издержки расходов, относящихся к отчетному периоду;
6) включение в бухгалтерский баланс чужого имущества;
7) составление баланса на основании данных, не обоснованных документацией.
Реальность баланса и правдивость – неоднозначные понятия. Баланс может быть правдивым, но нереальным.
Существуют теории балансовых оценок: объективных оценок, субъективных и книжных оценок.
Теория объективных оценок основана на принципе проданных цен, которые могли бы быть установлены в процессе продажи имущества организации на момент составления баланса.
Теория субъективных оценок основана на том, что стоимость средств организации напрямую зависит от индивидуальных условий, в которых находится данная организация. Один и тот же предмет может иметь разную стоимость у разных организаций.
Теория книжных оценок основана на той оценке, в соответствии с которой средства организации числятся в учете (в книгах).
Но ни одна из перечисленных теорий не может дать однозначного ответа на вопрос об оценке. Следовательно, необходимо полагаться на соответствие оценок баланса определенным нормативным документам, действующим в настоящее время.
Реальность баланса в основном зависит от ликвидности средств организации.
Ликвидность дебиторской задолженности характеризуется возможностью получения денежных средств от дебиторов. Таким образом, у баланса могут быть как ликвидные, так и неликвидные средства (неспособные пройти оборот).
Реальность баланса
Единство баланса заключается в построении его на однотипных принципах учета и оценки.
Преемственность баланса заключается в том, что каждый последующий бухгалтерский баланс должен вытекать из предыдущего баланса (преемственность должна распространяться на методы оценок и составления балансов).
Ясность баланса – это его доступность отдельным пользователям информации.
Бухгалтерский
баланс является богатым источником
информации, на базе которого раскрывается
финансово-хозяйственная
По данным баланса осуществляется анализ финансового положения предприятия.
В зависимости от стадии развития того или иного экономического субъекта и целевого назначения различают разные виды бухгалтерских балансов.
Классификация видов баланса производится по признакам:
1) По времени составления;
§ вступительный или начальный - с них начинается ведение учета в организации, перед его составлением на предприятии проводится инвентаризация и оценка всего имущества;
§ текущий - составляются в течение всего времени существования организации. Текущий баланс бывает трех видов:
а) начальный (входящий) – составляется на начало отчетного периода;
б) заключительный (исходящий) – составляется на конец отчетного периода;
в) промежуточный баланс – составляется за период между началом и концом отчетного периода;
§ ликвидационные - характеризует имущественное состояние предприятия на дату прекращения его деятельности за отчетный период;
§ разделительные - составляются в ходе разделения крупной организации на некоторое число более мелких структурных подразделений или в процессе передачи одного, или нескольких структурных подразделений данной организации другой организации;
§ объединительные - составляется в процессе объединении нескольких организаций в одну крупную организацию или в процессе присоединении одной или нескольких структурных подразделений к данной организации.
§ сонируемые - составляются, когда организация приближается к банкротству.
2) источник составления;
§ инвентарные - составляются в соответствии с проведенной описью средств предприятия, такой баланс может быть представлен в сокращенном или в упрощенном видах;
§ книжные - составляется на основании данных текущего бухгалтерского учета (только на основании книжных записей без инвентаризации;
§ генеральные - составляется на основании учетных записей бухгалтерского учета и данных проведенной инвентаризации.
3) объем информации;
§ единичные - отражают деятельность только одной организации;
§ сводные - отражают информацию о деятельности нескольких организаций, составляются с помощью механического суммирования средств, числящихся на статьях нескольких единичных балансов, и подсчета общих итогов актива и пассива. В таких балансах отдельные графы отражают состояние средств отдельных организаций, а графа «Всего» характеризует общее состояние средств всех организаций в целом.
Разновидностью сводного баланса является консолидированный баланс – объединение балансов юридически самостоятельных организаций, но зависимых в экономическом и финансовом отношении.