Виды и преимущества свободных экономических зон

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 14:23, курсовая работа

Описание работы

Создание свободных экономических зон – действенное направление развития экономики отдельных территорий и регионов, ориентированное, как правило, на решение конкретных приоритетных экономических задач, реализацию стратегических программ и проектов. При этом система льгот, устанавливаемых в свободных экономических зонах, должна быть в достаточной степени индивидуальна и тесно связана с реализуемыми на ее территориями программами.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Общая характеристика свободных экономических зон……………………4
1.1 Понятие и сущность……………………………………………………….4
1.2 Цели и причины создания………………………………………………...5
2. Виды и преимущества свободных экономических зон…………………….8
3. Свободные экономические зоны в России………………………………...16
Заключение………………………………………………………………………….18
Список использованной литературы……………………………………………...

Файлы: 1 файл

Soderzhanie.docx

— 49.51 Кб (Скачать файл)

Третью группу образуют научно-технологические (технико-внедренческие) СЭЗ, в которых  концентрируются национальные и  зарубежные проектные, исследовательские, научно-производственные фирмы, также  пользующиеся единой системой налоговых  и финансовых льгот. Задача таких СЭЗ заключается в разработке и внедрении в отечественную практику новейших технологий. Они имеют характер инновационных и научных центров, научных, исследовательских парков, технопарков и др.

Четвертую группу образуют сервисные СЭЗ, предоставляющие  льготные условия тем фирмам и  учреждениям, которые специализируются на оказании различного рода услуг, в  основном финансовых, но также и  других. Среди них различают офшорные зоны, финансовые центры, центры предоставления банковских, туристических и иных услуг.

Пятую группу образуют комплексные СЭЗ. Они не имеют узкой специализации, а охватывают разные стороны экспортно-импортной, производственной и инновационной деятельности, отчего их внутренняя стуктура наиболее сложна. Как правило, комплексные СЭЗ и по размерам значительно больше других. Они могут занимать территорию целого района, административной области, а в отдельных случаях и более крупного региона.

Наконец, в шестую группу можно включить международные СЭЗ, которые стали возникать сравнительно недавно. Такие зоны создаются в  приграничных районах двух или нескольких стран с участием как частных  фирм, так и соответствующих государств. Наиболее ярким примером международной  СЭЗ может служить создаваемая  на границе России, Китая и КНДР зона Туманган.

Туманганский проект предусматривает создание в дельте р. Туманган (Тумынцзян) особой международной экономической зоны площадью в 1000 км2 с новым городом-портом. Для реализации проекта уже заключены соответствующие межправительственные соглашения. Китаю этот проект выгоден, так как обеспечит ему создание новых рабочих мест и выход к Японскому морю. Перед КНДР, которая известна закрытостью своей экономики, он открывает возможность участвовать в многосторонних соглашениях. Россия благодаря ему может углубить свои экономические связи со cтpaнaми Азиатско-Тихоокеанского региона, причем на основе наукоемких производств и сферы услуг. Большой интерес к этому проекту проявляют также Япония и Республика Корея. Однако некоторое факторы политического и экономического характера оказывают сдерживающее воздействие на его осуществление.

Добавим, что при рассмотрении классификации экспортно-экономических  зон некоторые авторы предпринимали  попытки выделить их последовательные поколения. Обычно к СЭЗ первого  поколения относят зоны свободной  торговли, к СЭЗ второго поколения  — экспортно-производственные зоны, к СЭЗ третьего поколения —  технико-внедренческие и сервисные зоны. Появились также первые предложения, касающиеся зон четвертого поколения.

Несмотря на многие черты  сходства, свободные экономические  зоны в развитых странах Запада, в развивающихся странах и  странах с переходной экономикой имеют некоторые различия.

Большое распространение  таких зон в странах Запада вытекает из их активного участия  в международном географическом разделении труда и мирохозяйственных  связях, в разного рода интеграционных группировках, да и из самого постиндустриального  характера их экономики. Неудивительно, что в этих странах представлены почти все разновидности СЭЗ.

В Западной Европе количественно  преобладают зоны свободной торговли. Они появились здесь еще в XIX в. и даже раньше (вольные гавани); к середине 90-х годов их число  возросло примерно до 150. Сначала такие зоны формировались преимущественно в морских портах Германии (Гамбург, Бремен, Бремерхафен, Киль, Эмден, Куксхафен), Дании (Копенгаген), Финляндии (Хельсинки, Турку), Греции (Пирей, Салоники). Давно известны также крупные ЗСТ в речных портах и железнодорожных узлах (например, в Линце и Граце в Австрии). Однако новейшая история европейских, да, собственно, и мировых ЗСТ началась в конце 50-х годов, и связана она с ирландским международным аэропортом Шеннон.

Аэропорт Шеннон, расположенный  в западной части Ирландии, специализировался  на дозаправке самолетов, обслуживавших  трансатлантические рейсы. Но по мере того как ведущие авиакомпании стали  переходить на самолеты, не нуждавшиеся  в дозаправке, экономическое положение  Шеннона ухудшалось, и он оказался на грани закрытия. Тогда в 1959 г. правительство  страны объявило о своем намерении  сделать Шеннон зоной свободного международного предпринимательства. Эта акция оказалась вполне успешной. Иностранный капитал за короткие сроки сумел создать здесь  тысячи новых рабочих мест, ликвидировать  безработицу и вернуть району экономическое благополучие. Ныне в  зоне Шеннона производят электронное  оборудование, буровые установки, промышленные алмазы, товары широкого потребления. Его годовой экспорт уже превысил 1 млрд долл. Да и сам Шеннон превратился в процветающий город.

Кроме зон свободной торговли в Западной Европе получили широкое  распространение научно-технологические  зоны, центры офшорного бизнеса. В  некоторых странах, например в Великобритании, СЭЗ создавались в рамках региональной политики, направленной на подъем депрессивных районов. Перспективы создания СЭЗ в Западной Европе во многом связаны с углублением интеграционных процессов в системе Европейского Союза.

В США также наибольшее распространение получили зоны свободной  торговли. Их здесь начали создавать  еще в середине 30-х годов для  преодоления последствий мирового экономического кризиса. Теперь таких  зон, расположенных в портовых городах  и транспортных узлах, уже несколько  сотен. В 80-х годах в стране начали возникать также зоны свободного предпринимательства, ориентирующиеся  преимущественно на внутренний рынок. Большое распространение получили также научно-технологические зоны.

В Японии долгое время особенно много внимания уделяли технополисам и технопаркам, но с начала 90-х годов правительство этой страны приняло меры, направленные на стимулирование экспорта и привлечение зарубежных инвестиций. С этой целью в морских портах и международных аэропортах стали создавать свободные внешнеторговые зоны.

В развивающихся странах  первые свободные экономические  зоны начали возникать в середине 60-х годов. Сначала их было немного, но затем произошел настоящий  бум, так что к концу 90-x годов  по общему числу СЭЗ эти страны, по-видимому, уже не уступали развитым. Наибольшее распространение в странах  Азии, Африки и Латинской Америки  получили экcпopтнo-пpoизвoдcтвeнныe зоны (ЭПЗ), которые обычно вывозят почти всю производимую продукцию на внешние рынки. Очень часто такие зоны имеют анклавный характер, образуя своего рода «государство в государстве». Это происходит потому, что владельцами предприятий в них выступают крупные транснациональные корпорации, разные дочерние компании которых поставляют для таких зон детали и полуфабрикаты, организуют в них, опираясь на дешевую рабочую силу, сборку готовых изделий, которые затем направляют на экспорт. Поэтому некоторые экономисты считают, что подобные (фактически экстерриториальные) зоны правильнее именовать не свободными, а специальными зонами. Для таких СЭЗ наиболее характерна специализация на электронной промышленности. На ее предприятиях обычно занято до 3/5 всей рабочей силы ЭПЗ. При этом преобладают предприятия, не требующие больших затрат и ориентирующиеся на продукцию самого массового спроса (компьютеры, средства связи, электронные часы и игры и т. п.). На втором месте по инвестициям и численности занятых — швейная и текстильная промышленность, производство спортивного инвентаря и др.

 

Больше всего экспортно-производственных зон в развивающихся странах  зарубежной Азии, в первую очередь  новых индустриальных. Всего в  середине 90-х годов их было около  ста. В качестве примеров наиболее эффективных  и хорошо зарекомендовавших себя обычно приводят ЭПЗ Республики Корея (Масан), о. Тайвань (Гаосюн), Малайзии (Пинанг), Филиппин (Багио), Сингапура (Джуронг). Такие зоны есть также в Индии, Индонезии, Пакистане, Таиланде, Сирии, Иордании. Кроме экспортно-производственных зон в развивающихся странах Азии встречаются и СЭЗ других типов. В международных аэропортах Сингапура и города Дубай (ОАЭ) расположены крупнейшие в мире центры-магазины беспошлинной торговли по системе «Дьюти фри».

 

Но наибольшие масштабы создание специальных экономических зон  приняло в Китае. В стране, где  сохраняется плановое хозяйство, они  выполняют роль своего рода экспериментальных рыночных полигонов. Формирование СЭЗ в Китае началось в конце 70-х годов и затем прошло в своем развитии несколько этапов. Ныне на пять специальных экономических зон (Шэньчжэнь, Чжухай, Шаньтоу, Сямэнь и о. Хайнань) приходится значительная часть всех иностранных инвестиций в экономику страны. Кроме того, еще в 80-х годах 14 приморских городов Китая получили статус открытых. А в 90-х был создан свободный экономический район Пудун (в Шанхае), которому китайское правительство отводит ключевую роль в увеличении открытости экономики.

 

Латинская Америка по числу  свободных экономических зон  лишь немногим уступает зарубежной Азии. Первоначально в этом регионе  создавали преимущественно зоны свободной торговли (в портах и  пограничных транспортных узлах), но затем стали преобладать экспортно-производственные зоны. Большое развитие получили также  разного рода офшорные центры. Обычно отдельные страны Латинской Америки  имеют сравнительно небольшое число  СЭЗ, которые целенаправленно создаются  правительствами этих стран и  имеют четкую специализацию. Примером очень крупной и комплексной  зоны может служить СЭЗ «Манаус» в бразильской части Амазонии, занимающая площадь в 3,6 млн км2! А в Мексике, напротив, создавали небольшие СЭЗ фактически на базе отдельных предприятий, поэтому число их очень велико. Разного вида СЭЗ функционируют также в Чили, Колумбии, Уругвае, в небольших странах Центральной Америки и на островах Карибского моря.

 

В Африке свободные экономические  зоны пока получили меньшее распространение  — в значительной мере из-за недостатка средств и неразвитости инфраструктуры. Здесь также преобладают экспортно-производственные зоны, среди которых наибольшее значение имеют зоны на о. Маврикий, в Тунисе и Египте.

 

Далеко не все попытки  создания свободных экономических  зон в развивающихся странах  оказались успешными. Под влиянием прежде всего политической нестабильности (доходившей до вооруженных конфликтов), а также ряда экономических и административных факторов некоторые СЭЗ, созданные в свое время в Либерии, Сенегале, Шри-Ланке, Гватемале, фактически перестали функционировать.

 

В странах с переходной экономикой свободные экономические  зоны также получили некоторое развитие. Из стран Центральной и Восточной  Европы первыми еще в 60-х годах  их стали создавать Югославия  и Венгрия. Затем они появились  и в других странах. В условиях планово-централизованной экономики  эти СЭЗ рассматривались как  элементы рыночной экономики, способные  привлечь иностранные инвестиции. После  того как страны Центральной и  Восточной Европы в 90-х годах перешли k рыночной экономике, значение СЭЗ  еще более возросло. Среди них  здесь преобладают экспортно-производственные зоны, но встречаются и СЭЗ других типов, например, имеющие главной  целью увеличение занятости в  агропромышленных депрессивных районах. В Румынии, Венгрии, Болгарии СЭЗ создаются на государственной основе, в Польше — на акционерной, а в Венгрии также и на смешанной.

 

В России свободные экономические  зоны стали создавать в конце 80-х годов, и к середине 90-х официально утвержденных СЭЗ было уже полтора  десятка. Среди них есть и более  узко специализированные зоны разных типов (с преобладанием зон свободной торговли), и комплексные, более крупные по территории. Однако далеко не все СЭЗ России выдержали испытание временем, да и государственная политика по отношению к ним отличалась непоследовательностью. Примерами наиболее успешно действующих крупных комплексных зон могут служить СЭЗ «Находка» в Приморском крае и СЭЗ «Янтарь» в Калининградской области.

 

3.Свободные экономические зоны в России.

 

Свободные экономические  зоны рассматриваются в мире как  активное средство государственной  политики. В истории постсоветской  России первые такие зоны возникли ещё в 1990 г., и в дальнейшем на протяжении 15 лет процесс их создания и функционирования происходил бессистемно. Это было связано  как с отсутствием законодательной  базы, так и с постоянной борьбой  регионов и федерального центра за максимальные льготы для свободных  зон и право контроля над ними.

Однако сейчас ситуация изменилась кардинальным образом, начался принципиально  новый этап проекта по развитию свободных (особых) экономических зон на территории России. Начало нового этапа связано  с принятием ФЗ от 22 июля 2005 г. №116-ФЗ "Об особых экономических зонах в РФ". Этим законом заложены единая правовая основания создания и функционирования особых экономических зон на территории России.

Причины создания СЭЗ в  России:

  • привлечение инвестиций как иностранных, так и российских компаний;
  • стимулирование развития регионов;
  • развитие высокотехнологических отраслей промышленности и сферы услуг;
  • создание высококвалифицированных рабочих мест.

Федеральный закон "Об особых экономических зонах в РФ" предусматривает  создание создание особых экономических зон двух типов: промышленно-производственных и технико-внедренческих. На территории особой экономической зоны допускается ведение только тех видов деятельности, которые предусмотрены данным законом, а также постановлением Правительства РФ.

В законе №116-ФЗ сформулированы основные принципы налогообложения  ОЭЗ, к основным из которых относятся предоставление налоговых льгот.

Участникам зон экспортного  производства предоставляются существенные льготы по федеральным налогам, которые могут быть дополнены субъектами Федерации за счет местных налогов:

  • освобождение от налога на прибыль на срок 5 лет со дня регистрации;
  • уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму прибыли, направленной на инвестиции, по истечении 5 лет;
  • снижение на 50% налога на добавленную стоимость на товары собственного производства, реализуемые на территории РФ (тоже на срок 5 лет со дня регистрации);
  • освобождение от НДС услуг по транспортировке товаров.

Информация о работе Виды и преимущества свободных экономических зон