Взаимосвязь бухгалтерского баланса с другими формами отчетности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 19:04, курсовая работа

Описание работы

Как известно, информация о финансовом положении формируется главным образом в виде бухгалтерского баланса, информация о финансовых результатах деятельности организации - в виде отчёта о прибылях и убытках, а информация об изменениях в финансовом положении организации - отчёта о движении денежных средств. Элементами формируемой в бухгалтерском учёте информации о финансовом положении организации, которые отражаются в бухгалтерском балансе, являются активы, обязательства и капитал.
Бухгалтерский баланс следует признать главной и наиболее универсальной формой отчётности, поскольку наглядность и уровень обобщения учётных данных находятся в ней на качественно более высоком уровне.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
1. Понятие, функции и виды бухгалтерского баланса…………………………4
2. Строение бухгалтерского баланса…………………………………………….12
3. Содержание статей актива и пассива бухгалтерского баланса……………….14
4. Взаимосвязь бухгалтерского баланса с другими формами отчетности………21
Заключение………………………………………………………………………...25
Список литературы………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

бухалтерский баланс.doc

— 240.00 Кб (Скачать файл)


                                                        СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………….3

1. Понятие,  функции  и  виды  бухгалтерского  баланса…………………………4 

2. Строение  бухгалтерского  баланса…………………………………………….12

3. Содержание статей  актива и пассива бухгалтерского баланса……………….14

4. Взаимосвязь бухгалтерского  баланса с другими формами  отчетности………21

Заключение………………………………………………………………………...25

Список литературы………………………………………………………………..28

Приложения………………………………………………………………………..29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Одним из важнейших  условий функционирования экономики, её элементов в виде хозяйствующих субъектов, инфраструктуры и органов исполнительной власти является наличие определенной информации, удовлетворяющей ряду требований, позволяющей принимать обоснованные решения.

Исторически и теоретически доказано, что такую  информацию может давать только бухгалтерский учёт в виде бухгалтерской отчётности (или по западной терминологии - финансовая отчётность).

Повышению роли бухгалтерской отчётности, как зеркала инвестиционной привлекательности конкретного предприятия, способствует проводимая работа по обновлению российской базы нормативного регулирования бухгалтерского учёта, предполагающая доведение вышеуказанных положений  по формирования индивидуальной годовой бухгалтерской отчётности, до требований Международных стандартов финансовой отчётности (МСФО).

Для удовлетворения общих потребностей заинтересованных пользователей в бухгалтерском учёте формируется информация о финансовом положении хозяйствующего субъекта, финансовых результатах его деятельности, изменениях в его финансовом положении или движении денежных средств.

Как известно, информация о финансовом положении  формируется главным образом в виде бухгалтерского баланса, информация о финансовых результатах деятельности организации - в виде отчёта о прибылях и убытках, а информация об изменениях в финансовом положении организации - отчёта о движении денежных средств. Элементами формируемой в бухгалтерском учёте информации о финансовом положении организации, которые отражаются в бухгалтерском балансе, являются активы, обязательства и капитал.

Бухгалтерский баланс следует признать главной  и наиболее универсальной формой отчётности, поскольку наглядность и уровень обобщения учётных данных находятся в ней на качественно более высоком уровне.

В связи с  вышесказанным тема работы приобретает особую актуальность и значимость.

1. Понятие,  функции  и  виды  бухгалтерского  баланса

 

Бухгалтерский баланс это система показателей  сгруппированных в сводную ведомость в виде двусторонней таблицы, отображающих наличие хозяйственных средств и источников их формирования в денежной оценке на определенную дату. Также в бухгалтерском учете слово «баланс» имеет двойное значение:

1. Равенство  итогов, когда равны итоги записей по дебету и кредиту счетов, итоги записей по аналитическим счетам и соответствующему синтетическому счету, итоги актива и пассива бухгалтерского баланса.

2. Наиболее  важная форма бухгалтерской отчетности, показывающая состояния средств предприятия в денежной оценке на определенную дату.

 Представление в форме №1 имущества, как в реальном воплощении, так и в виде источника его формирования определяет внешний вид баланса, который в соответствии с этим подразделяется на две части. В первой называемой активом, хозяйственные средства предприятия классифицируются по их составу. Во второй пассиве, по источникам их формирования. Разумеется, итоги обоих частей равны между собой, так как в обоих отражаются одни и те же средства, по-разному классифицированные и сгруппированные1.

 Пользователями  финансовой отчетности вообще  и бухгалтерского баланса являются инвесторы, кредитные учреждения и кредиторы, поставщики и заказчики, органы законодательной и исполнительной власти. Каждого из этих пользователей, вне зависимости от того, носит ли его интерес прямой или косвенный характер, интересует информация об имуществе предприятия, составе и структуре этого имущества. Необходимо отметить, что чаще всего пользователя интересует не структура актива и пассива, а сведения, получаемые путем анализа этой структуры, разного рода способами для нахождения ответов на очень широкий круг вопросов.

 Разумеется, каждая категория пользователей  предъявляет свои требования к составу информации, содержащейся в форме №1. Так, например, поставщики и кредитные учреждения в основном интересуются платежеспособностью предприятия (текущей или перспективной), потенциальных инвесторов интересует деловая активность предприятия и, в особенности, показатели эффективности его деятельности (прибыльность), внутренних пользователей, кроме вышеперечисленных, регулярно занимает проблема оценки финансового состояния, то есть способности предприятия формировать свои запасы и затраты (финансовая устойчивость), скорости оборота оборотных средств предприятия.

 Способы расчета показателей, необходимых для оценки деятельности предприятия и его перспектив могут быть самыми разными, но они всегда базируются на сравнении и сопоставлении показателей баланса, динамике их абсолютных значений и удельных весов, то есть на данных о величине и структуре распределения ресурсов предприятия в разрезе разделов, групп или отдельных статей. Отличие бухгалтерского баланса от других форм отчетности состоит, прежде всего, в его универсальности. Информация, в нем содержащаяся, применяется во всем диапазоне исследований положения предприятия, всеми категориями пользователей. Однако и сам по себе баланс способен предоставить сведения для глубокого и разностороннего рассмотрения деятельности предприятия. Это разнообразие в освещении сильных и слабых сторон объекта исследования, его потенциал и возможных опасностей на пути развития. Наиболее характерная черта, разительно отличающая эту форму отчетности от остальных. Именно благодаря ей, заключения, полученные на основе исследования показателей баланса, пользуются обычно высоким уровнем доверия. Объясняется этот факт тем, что требования к динамике тех или иных характеристик деятельности предприятия часто находятся в противоречии друг с другом2.  Известно, что баланс, как и любая другая форма бухгалтерской отчетности основан на принципе соответствия вложенной и востребованной информации. Суть этого принципа заключается в двух утверждениях: во-первых; в форму отчетности данные должны включаться в той форме и в таком объеме, в какой они необходимы и не приносят ничего кроме пользы, во-вторых; пользователь информации должен быть уверен в том, что объем и форма представленных данных не введут его в заблуждение. Другими словами, бухгалтерская отчетность и баланс, как ее типовая форма, не должны способствовать ошибочной интерпретации данных.

 В настоящее  время существует две противоположные  точки зрения на дальнейшую  эволюцию бухгалтерского баланса.  Первая, состоит в утверждении, что баланс должен стать как можно более аналитичным, удобным для очень глубокого анализа квалифицированным бухгалтером; вторая, признаёт полезной оптимизацию баланса для неспециалистов. Настоящий вид формы №1 вполне удовлетворяет профессиональным бухгалтерским требованиям, причем позволяет регулировать исследования хозяйственной деятельности предприятия и его положения в зависимости от цели, которую оно преследует, ограничений временного и информационного характера. При желании можно провести на основе баланса экспресс-анализ, регулировать исследования количеством данных, не содержащихся в балансе. С другой стороны, алгоритмы проведения балансового анализа обычно достаточно просты, что делает современный баланс доступным для лиц, не имеющих бухгалтерского образования, поскольку, для получения основных ориентиров в оценке финансового состояния не требуется досконального знания логических и информационных взаимосвязей между статьями.

 Современный  бухгалтерский баланс имеет и  другие преимущества. В условиях нашей страны результат деятельности часто зависит от случайных неэкономических факторов, поэтому основой принятия управленческих решений по самым разным аспектам, является бухгалтерский баланс. Вполне вероятно, что подобная ситуация будет наблюдаться еще долгое время, даже в случае, если представленная в отчетности информация о прибыли будет содержать «данные о случайном и закономерном, о постоянном и временном»3.

 Широкий  диапазон исследования, удобство  и простота этих исследований. Возможность регулировать глубину работ и возможность замены алгоритма оценки какой-либо характеристики финансово-хозяйственной деятельности, замены одних показателей, необходимых для оценки, другими, делают бухгалтерский баланс формой отчетности универсальной. Главной и незаменимой. Все эти свойства баланса делают его важнейшим источником информации для всех категорий пользователей, вне зависимости от того, являются ли они внутренним или внешним, с прямым или косвенным интересом, роль баланса огромна везде. С помощью этой формы отчетности строится финансовое планирование, на ее основе оцениваются коммерческие риски, определяются способности руководителей предприятия сохранять и приумножать имущество этого предприятия, координировать деятельность хозяйств. Функции, которые выполняет бухгалтерский баланс организации очень разнообразны. Что же касается свойств баланса, то они обусловили отношение к нему пользователей, такие отношения, которыми сегодня не может располагать ни одна другая форма отчетности. Все это дает право на фразу, которая очень точно характеризует взаимоотношения баланса и пользователей: «баланс есть зерно предприятия».

В зависимости  от возникающих в хозяйственной  жизни целей можно выделить различные классификации бухгалтерских балансов, основными из которых являются:

  1) по функциональной  роли на различных этапах жизненного  цикла организации (срокам составления).

- Вступительные  (организационные) балансы составляют  в момент организации предприятий (регистрация устава). Со вступительного баланса начинается ведение бухгалтерского учета данного хозяйствующего субъекта. Различают вступительные балансы вновь создаваемых предприятий и хозяйственных единиц, образованных на условиях правопреемственности ранее действовавших. В первом случае во вступительном балансе отражается уставный капитал, зарегистрированный в уставе предприятия, и реально внесенное имущество и имущественные обязательства учредителей по взносам в уставный капитал. Во втором случае вступительный баланс может соответствовать заключительному ликвидационному балансу предприятия, правопреемником которого выступает создаваемое предприятие, правда, с уточнением оценки отдельных статей ликвидационного баланса. И наконец, когда вступительный баланс составляется для предприятия, приобретенного на аукционе по цене, превышающей (занижающей) чистую стоимость идентифицированных материальных и неосязаемых активов, необходимо ввести во вступительный баланс показатель положительной или отрицательной репутации фирмы4.

- Текущие  (операционные) балансы. В отличие  от вступительных балансов, которые составляются только один раз, текущие балансы разрабатываются в соответствии с принципом учетного периода периодически в течение всего времени функционирования предприятия и подразделяются на начальные (входящие), промежуточные и заключительные (исходящие). Начальные и заключительные балансы разрабатываются в начале и конце финансового года.

Промежуточные балансы составляются за периоды, находящиеся между началом и концом отчетного периода. В России промежуточные балансы заполняются нарастающим итогом за первый квартал, за полугодие и девять месяцев. При этом каждый промежуточный баланс должен рассматриваться с двух точек зрения: как начинательный и как заключительный баланс.

Промежуточные балансы отличаются от заключительных, с одной стороны, набором прилагаемых отчетных форм, раскрывающих отдельные балансовые статьи; с другой - источниками составления баланса (промежуточные балансы строятся по данным текущего учета, а заключительные балансы, кроме того, подтверждаются данными полной инвентаризации всех статей баланса и его трансформацией. Показатели заключительных балансов наиболее адекватно отражают объекты бухгалтерского наблюдения.

Промежуточные балансы могут быть начинательными, заключительными и ликвидационными.

- Санируемые  балансы. Потребность в такой  разновидности балансов возникает только в исключительных случаях, когда предприятие находится на пороге банкротства и необходимо определиться: принять решение о ликвидации путем объявления о банкротстве или убедить кредиторов в целесообразности отсрочки платежей. Для составления санируемого баланса привлекаются независимые аудиторы, которые еще до окончания финансового года должны выдать заключение о реальном состоянии дел на предприятии, величине понесенного убытка, путях и реальности его покрытия в будущем, возможных сроках реализации мероприятий, направленных на оздоровление финансового состояния предприятия.

- Ликвидационные  балансы составляются при ликвидации  предприятия и разрабатываются неоднократно: на начало периода ликвидации (вступительный ликвидационный баланс); в ходе периода ликвидации предприятия (промежуточные ликвидационные балансы; их количество зависит от длительности ликвидационного процесса, информационных потребностей владельцев и кредиторов); на конец периода ликвидации (заключительный ликвидационный баланс). В соответствии с принципом непрерывности при ликвидации вступают в силу особые правила бухгалтерского учета: ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности»; ПБУ 8/01 "Условные факты хозяйственной деятельности".

Информация о работе Взаимосвязь бухгалтерского баланса с другими формами отчетности