Взаимосвязь бухгалтерского баланса с другими формами отчетности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 19:04, курсовая работа

Описание работы

Как известно, информация о финансовом положении формируется главным образом в виде бухгалтерского баланса, информация о финансовых результатах деятельности организации - в виде отчёта о прибылях и убытках, а информация об изменениях в финансовом положении организации - отчёта о движении денежных средств. Элементами формируемой в бухгалтерском учёте информации о финансовом положении организации, которые отражаются в бухгалтерском балансе, являются активы, обязательства и капитал.
Бухгалтерский баланс следует признать главной и наиболее универсальной формой отчётности, поскольку наглядность и уровень обобщения учётных данных находятся в ней на качественно более высоком уровне.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
1. Понятие, функции и виды бухгалтерского баланса…………………………4
2. Строение бухгалтерского баланса…………………………………………….12
3. Содержание статей актива и пассива бухгалтерского баланса……………….14
4. Взаимосвязь бухгалтерского баланса с другими формами отчетности………21
Заключение………………………………………………………………………...25
Список литературы………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

бухалтерский баланс.doc

— 240.00 Кб (Скачать файл)

Статьи баланса  отражаются в двух разрезах – на начало и конец отчётного периода.

Один раз  в год в обязательном порядке  перед составлением годового баланса все данные бухгалтерских регистров проверяются на соответствие результатам инвентаризации. Только после этого составляется годовой бухгалтерский баланс по утверждённой форме.

В соответствии с Концепцией развития бухгалтерского учёта и отчётности в РФ8 предусмотрен обязательный перевод на МСФО консолидированной бухгалтерской отчётности хозяйствующих субъектов, включая общественно значимые, ценные бумаги которых обращаются на фондовых рынках других стран и которые составляют такую отчётность по международно признанным стандартам, а также расширение сферы контроля на качество бухгалтерской отчётности.

МСФО являются динамичной системой, развитие которой  будет продолжаться ещё не один год, и надо учитывать этот факт при организации перехода на МСФО и подготовке бухгалтерской отчётности с максимальным приближением к международным стандартам.

Состав финансовой отчётности по МСФО и российскому  законодательству приведен в Приложении 2.

МСФО 1 «Представление финансовой отчётности» не содержит обязательного формата баланса, но обязывает компании включать ряд обязательных статей (линейные статьи) в бухгалтерский баланс9:

• основные средства;

• нематериальные активы;

• финансовые активы;

• инвестиции, учтённые по методу участия;

• запасы;

• торговая и  иная дебиторская задолженность;

• денежные средства и их эквиваленты;

• торговая и  иная кредиторская задолженность;

• налоговые обязательства и требования;

• резервы;

• долгосрочные процентные обязательства;

• доля меньшинства;

• выпущенный капитал и резервы.

Приведенный перечень не является исчерпывающим, при  наличии определённых операций можно включать и другие статьи. При необходимости (в соответствии с требованиями других стандартов) либо в самом балансе, либо в примечаниях к нему должны раскрываться подклассы каждой из перечисленных статей, классифицированных в соответствии с операциями компании.

Выбор способа  группировки статей баланса определяется самой компанией. Каждая компания должна определить целесообразность разделения активов и обязательств по временному признаку в самом балансе или в пояснениях к нему. Это необходимо фиксировать в учётной политике. Несмотря на отсутствие в МСФО 1 прямого указания на разделение в балансе активов и обязательств на краткосрочные и долгосрочные, практически все компании придерживаются подобной структуры информации10.

Дополнительная  классификация применяется, когда  компания:

1) считает  целесообразным представить чистые активы, постоянно циркулирующие в качестве оборотного капитала, обособленно от тех, которые используются в долгосрочных операциях;

2) выделяет  активы, которые предполагает реализовать  в текущем операционном цикле, и обязательства, подлежащие погашению в том же периоде.

МСФО 1 «Представление финансовой отчётности» предписывает представлять информацию либо в бухгалтерском балансе, либо в примечаниях к финансовой отчётности в виде подклассов каждой из линейных статей баланса, сгруппированных в соответствии с операциями компании (по характеру; по суммам дебиторской и кредиторской задолженности материнской компании; родственных дочерних, ассоциированных компаний и других связанных сторон). Уровень детализации такой информации зависит от требований других стандартов, а также от объёмов, характера, функций этих величин. Например, основные средства следует классифицировать в соответствии с МСФО 16 «Основные средства», запасы – в соответствии с МСФО 2 «Запасы» и т. д.

Примерный вариант бухгалтерского баланса, составленного в соответствии с МСФО11, приведен в Приложении 3.

На предприятиях России пассивы  располагаются по понижающимся срокам погашения обязательств: капитал и резервы, долгосрочные обязательства, краткосрочные обязательства. Однако, в любом случае, соблюдается главное бухгалтерское уравнение:

Актив = Пассив или Актив = Обязательства + Капитал  и резервы.

Согласно МСФО организация должна раскрывать либо в составе бухгалтерского баланса, либо в пояснениях к нему расшифровку акционерного капитала по видам прав участия акционеров (п.76 МСФО 1).

Кроме того, согласно МСФО 1, в финансовой отчетности следует  раскрывать виды информации, не указанные в РСБУ, а именно: существующие права, преференции и ограничения в отношении каждого типа акций; описание экономической сущности и назначения каждого вида созданного резерва в составе капитала организации. 

Принципы  бухгалтерского учета по МСФО служат основой для составления бухгалтерской и финансовой отчётности, принципы российских правил бухгалтерского учёта (РСБУ) в значительной степени отличаются в их практическом применении.

Однако, несмотря на то, что при разработке Положений  по бухгалтерскому учёту (ПБУ) декларировалось, что они будут полностью соответствовать требованиям МСФО, на сегодняшний день еще имеется ряд существенных различий.

Основные  различия в содержании финансовой отчетности и учёте отдельных операций подробно рассмотрены  в Приложении 4.

Трансформация финансовой отчётности в соответствии с МСФО - это только первый шаг на пути перехода российских предприятий на международные стандарты финансовой отчётности.

Финансовая отчётность в России, тем не менее, регулируемая государственными нормативными актами, видоизменяясь, постепенно приближается к международным стандартам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      4. Взаимосвязь бухгалтерского баланса  с другими формами отчетности

 

Все формы бухгалтерской отчетности взаимосвязаны между собой. Заполняя баланс, следует проверить показатели в других формах отчетности на соответствие их данным бухгалтерского баланса, так как бухгалтерская отчетность представляет собой комплекс взаимосвязанных показателей финансово-хозяйственной деятельности за отчетный период.

Показатели отчетности объединяются в соответствующие формы, каждая из которых имеет самостоятельное значение и, в тоже время, связана (или как говорят на бухгалтерском языке – взаимоувязана) с другими формами отчетности.

Взаимосвязь отчетных форм имеет логический и информационный характер. Логическая взаимосвязь обусловлена методологически системой учета, системой бухгалтерских записей, основанной на принципе двойственности (принцип двойной записи). Суть ее состоит во взаимодополнении и взаимной корреспонденции отчетных форм, их разделов и статей.

Некоторые наиболее важные балансовые статьи расшифровываются в сопутствующих формах отчетности: в отчете об изменении капитала (форма N 3), отчета о движении денежных средств (форма N 4), в Приложении к бухгалтерскому балансу (форма N 5). Расшифровку других показателей можно найти в аналитическом учете.

Информационные связи представлены соотношениями между отдельными показателями отчетных форм, их разделов и статей. В бухгалтерском балансе статьи актива и пассива – взаимосвязаны, что обусловлено содержанием баланса; который (как отчетная форма) представляет собой характеристику финансово-хозяйственных средств организации по составу и размещению с одной стороны и по источникам формирования с другой.

Рассмотрим общие внутренние присущие балансу, взаимосвязи.

1. Сумма итогов всех разделов актива баланса равна сумме итогов разделов пассива баланса:

актив (I + II)=пассив (III + IV +V)(1)

Количественно это соотношение  выражает основную идею баланса: одна и та же сумма средств предприятия  представлена в двух разрезах –  по составу и размещению и по источникам образования.

2. Сумма собственных средств превышает величину внеоборотных активов:

актив I ‹ пассив III(2)

Это соотношение характеризует  в целом использование собственных  средств организации: часть их покрывает  внеоборотные активы, оставшаяся часть  идет на покрытие оборотных активов. Общая сумма оборотных средств (вложений в запасы, затраты, денежные средства и расчеты) превышает величину заемных средств:

актив (II) › пассив (IV + V)(3)

Соотношение (3) корреспондирует с  отношением (2) и обусловлено это  тем, что при нормальной функционирование организации значительная часть оборотных средств приобретается за счет собственных ресурсов.

Кроме общих взаимоотношений на уровне разделов баланса существуют взаимосвязи между отдельными его статьями.

При рассмотрении взаимосвязей по статьям баланса следует учитывать, что в связи с реформированием бухгалтерской отчетности в сторону приближения ее к МСФО (Международным стандартам финансовой отчетности) состав статей баланса постоянно меняется. Изменения идут, с одной стороны, в связи с агрегированием ряда статей, существенным уменьшением количества показателей в балансе, с другой, с введением в баланс новых видов активов и обязательств. Это обусловлено дальнейшим развитием рыночной экономики.

 Как известно, ряд причин приводят к необходимости использования в аналитических исследованиях имущественного комплекса организации и источников его формирования более широкого круга показателей из других форм бухгалтерской отчётности.

Рассмотрим  на примере лишь одной хозяйственной  операции по реализации товара (не учитывая налоги по этой операции), взаимосвязь  формы № 1 «Баланс организации» с формой № 2 «Отчёт о прибылях и убытках» (рис. 1). Формирование в рамках бухгалтерского учёта реализации товара приводит к формированию выручки, т. е. признанию дохода (экономической выгоды) и образованию дебиторской задолженности покупателя. Следовательно, произойдёт оборот по кредиту, который будет отражён в отчёте о прибылях и убытках. Одновременно произойдёт рост активов (валюты баланса) на ту же сумму. Одновременно отражается расход, обусловленный выбытием из активов стоимости товара. Сумма расхода (уменьшение экономической выгоды) фиксируется как дебетовый оборот в отчёте о прибылях и убытках с одновременным уменьшением валюты баланса на сумму себестоимости выбывшего актива.





 








 

 

Рис. 1. Схема  взаимосвязи бухгалтерского баланса  и отчёта о


о прибылях и убытках


 

Общий финансовый результат будет сформирован  как разница между доходом и расходом в отчёте о прибылях и убытках. При условии, что цена реализации товара выше его себестоимости (превышение дохода над расходами), организация получает прибыль, на сумму которой увеличится валюта баланса (пассив), поскольку прибыль отражается как кредитовое сальдо. Осуществляя хозяйственную деятельность и регистрируя связанные с этим различные операции в бухгалтерском учёте, организация по завершении отчётного периода должна иметь в итоге наращение собственного капитала в виде прибыли при условии, что совокупная величина полученных за этот период доходов превышает понесённые совокупные расходы. Следовательно, положительная динамика величины собственного капитала по данным баланса свидетельствует об эффективном бизнесе.

Таким образом, бухгалтерский баланс позволяет  не только установить объём, динамику, структуру и направления вложений капитала, но оценить эффективность его использования за анализируемый период, установить его достаточность для текущей и предстоящей хозяйственной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Бухгалтерский баланс является одним из способов обобщения, с одной стороны, состава и размещения хозяйственных средств, а с другой - источников их образования в стоимостном выражении, а так же определения важнейших показателей, отражающих результат хозяйственной деятельности предприятия, его финансового положения и расчетных взаимоотношений с партнерами на начало и конец года.

Источником информации здесь служат данные годового отчета (Форма №1 «Баланс предприятия»).

При этом в начале года эти данные позволяют судить о стартовых возможностях предприятия на предстоящий период, а в конце года - о полученных при осуществлении хозяйственных процессов результатах, которые, в свою очередь, служат основой для прогнозирования характера и особенностей их развития в последующем периоде. Поэтому бухгалтерский баланс служит одним из важнейших источников экономической информации используемых при принятии управленческих решений.

По своей  сущности бухгалтерский баланс - это  источник информации об имущественном состоянии организации и его структуре. 

На основе данных баланса определяют конечный финансовый результат работы предприятия  в виде наращения собственного капитала за отчётный период, и который отражается в виде чистой прибыли (убытка) в пассиве баланса.

Информация о работе Взаимосвязь бухгалтерского баланса с другими формами отчетности