Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 14:54, реферат
Закономерность – устойчивые связи между производством и территорией.Виды закономерностей:
1. Рациональное территориальное разделение труда, то есть предприятие размещено по объективным причинам (ориентация на природно-сырьевую базу, на исторически сложившийся трудовой навык населения).
Из семи угольных бассейнов России, входящих в десятку крупнейших мировых, Тунгусский, Ленский, Канско-Ачинский и Кузнецкий — самые большие в мире. Около половины общих запасов углей находится в Восточной Сибири, огромны ресурсы Дальнего Востока (Южно-Якутский бассейн), в европейской части страны выделяются Печорский бассейн и Восточное крыло Донбасса).
Второе место после топливно-
К рудам черных металлов относятся железные, марганцевые и хромовые. Россия по разведанным запасам железных руд занимает первое место в мире. Основные активные запасы и прогнозные ресурсы сосредоточены в Центрально-Черноземном, Уральском и Западно-Сибирском районах. К числу остродефицитных в России относятся марганцевые и хромовые руды.
По объему разведанных запасов цветных и редких металлов Россия занимает видное место в мировом минерально-сырьевом потенциале. Наша страна выделяется по запасам меди (Восточная Сибирь и Урал), свинца и цинка (Восточная и Западная Сибирь, Дальний Восток, Урал), никеля (Норильский район в Красноярском крае и Мурманская область). Россия обладает крупными запасами титановых руд (европейские районы), олова (Дальний Восток), вольфрама и молибдена (Северный Кавказ, Восточная Сибирь, Дальний Восток), есть запасы алюминиевого сырья (бокситы и нефелины).
Важное значение для экономики страны имеют запасы благородных металлов и алмазов. Россия обладает крупными запасами золота, серебра, платиноидов и алмазов. Большая часть месторождений находится в районах Восточной Сибири и Дальнего Востока.
Среди неметаллических полезных ископаемых наибольшее значение имеют апатитовые и фосфоритовые руды, калийные соли, являющиеся сырьем для производства минеральных удобрений. Основные запасы этой группы сырья расположены в европейской части страны (Мурманская область, Пермский край). Кроме этого, Россия хорошо обеспечена запасами плавикового шпата, пьезооптического и кварцевого песка, облицовочного камня, мела и доломита.
Водные ресурсы — это
К поверхностным водным ресурсам России относят возобновляемые водные ресурсы (речной сток), суммарный объем которых оценивается в 4270 км3, озера (532 км3), ледники (110 км3), водохранилища (892 км3). Ежегодно возобновляемый речной сток (1/10 водных ресурсов мира) концентрируется в бассейнах крупнейших рек: Лены, Енисея, Оби, Амура, Волги.
Естественные ресурсы
Водные ресурсы распределены по территории России неравномерно. Около 90% годового речного стока страны приходится на бассейны Северного Ледовитого и Тихого океанов и лишь менее 8% — на бассейны Каспийского и Азовского морей. При этом в Каспийско-Азовском регионе проживает более 80% населения России и сосредоточена основная часть хозяйственной инфраструктуры.
Россия располагает крупными гидроэнергетическими
ресурсами. Потенциальные запасы гидроэнергии
в нашей стране оцениваются в
340 млн. кВт среднегодовой мощности. Гидроэнергетические
ресурсы, технически пригодные для использования,
позволяют ежегодно вырабатывать более
1600 млрд кВт/ч электроэнергии, а экономически
эффективная их часть оценивается в 850
млрд. кВт/ч. На Сибирь и Дальний Восток
приходится свыше 80% гидроэнергетических
ресурсов.
Земельные ресурсы — земли, систематически используемые или пригодные к использованию в хозяйственных целях и отличающиеся по природно-историческим признакам.
Россия обладает самым большим в мире фондом земель, значительная часть которого находится в состоянии, близком к естественному. Ее земельный фонд составляет 1709 млн. га. На душу населения приходится 11,5 га, что почти в 4 раза превосходит общемировой показатель (3 га). Однако вне пространства с экстремальными условиями расположено менее трети территории России, где проживает 95% населения и сосредоточено 93% хозяйственной инфраструктуры, в том числе все сельскохозяйственные угодья, не считая оленьих пастбищ.
Распределение земель между пользователями
(по категории земель) отличается преобладанием
земель лесного фонда (64%) и земель
сельскохозяйственного
Однако состояние земель, находящихся
в сфере хозяйственной
Сельскохозяйственные угодья составляют 13% величины земельного фонда страны, в том числе пашня — 7,5%. Россия отличается высокой обеспеченностью пашней на душу населения — 0,85 га (на Земле в среднем — 0,14 га). Более 4/5 пашни России сосредоточено в Центральной России, Поволжье, на Северном Кавказе, Урале и в Западной Сибири.
Биологические ресурсы — биологические объекты, включаемые в хозяйственную деятельность человека в качестве предмета труда и средства производства.
Среди биологических ресурсов по видам хозяйственного использования различают лесные, пастбищные, охотничьи, рыбные ресурсы и др.
Особо важное место среди биологических ресурсов принадлежит лесным ресурсам, в составе которых обычно учитываются запасы древесины в лесах, а также их “недревесные полезности”. Древесина является универсальным сырьем, из которого производится более 20 тыс. видов продукции.
Россия является крупнейшей лесной державой, на долю которой приходится 1/5 мировых запасов древесины. Общая площадь, покрытая лесом, в целом по России достаточна стабильна и составляет 774 млн. га, т. е. 45% территории страны. Общий запас лесонасаждений исчисляется в 81 млрд. м3. В структуре лесообразующих пород преобладают хвойные породы (почти 80%), а в возрастной структуре лесов — спелые и перестойные лесонасаждения, расположенные в основном в азиатской части.
По имеющимся оценкам, лишь 55% всей
площади лесов представляют производственный
интерес, т. е. рентабельны в промышленной
эксплуатации. Однако преобладающая
часть этого массива, расположенная
на Европейском Севере и вдоль
Транссибирской магистрали, значительно
истощена в результате интенсивного
лесопользования в течение
Животные ресурсы РФ разнообразны. Однако из-за северного положения фауна России по числу видов относительно небогата. Наша страна выделяется в мире по запасам охотничьих животных и промысловых рыб. Среди 20 видов пушных зверей, являющихся постоянными объектами охоты, по своему экономическому значению первое место занимает соболь, обитающий только на территории России, в тундровой зоне основным пушным видом является песец, промышляют также ондатру, белку, лесную куницу, выдру, бобра.
Среди рыбных ресурсов России выделяются ценные породы пресноводных водоемов (стерлядь, осетр, форель, сиг) и разнообразная ихтиофауна морей Дальнего Востока (лососевые, сельдь, сайра, морской окунь). Важный объект промысла — камчатский краб. За последние годы эти ресурсы могли бы обеспечить ежегодный российский вылов на уровне 9- 10 млн. т.
Таким образом, размещение природных
ресурсов в России характеризуется
диспропорцией в их распределении
между западными и восточными
районами. Так, на восточные районы
страны приходится до 90% потенциальных
и 75% разведанных запасов
Европейская часть страны в целом менее обеспечена ресурсами, особенно энергетическими, а на юге — лесными и водными. Но здесь расположены основные запасы железных, бокситоносных руд, размещаются большинство месторождений фосфатного и калийного сырья, основные площади пахотных земель.
В целом по России природно-ресурсный
потенциал состоит почти
Регион |
Топливные ресурсы |
Минеральные сырьевые ресурсы |
Лесные ресурсы |
Земельные ресурсы |
Гидроэнергетические ресурсы |
Европейский Север |
3 |
3 |
11 |
3 |
4 |
Центральная Россия |
– |
70 |
5 |
21 |
1 |
Юг России |
– |
– |
1 |
12 |
5 |
Урал-Поволжье |
1 |
6 |
6 |
35 |
6 |
Западная Сибирь |
17 |
2 |
13 |
16 |
8 |
Восточная Сибирь |
49 |
14 |
36 |
10 |
35 |
Дальний Восток |
30 |
5 |
28 |
3 |
41 |
По плотности ресурсов на единицу территории выделяются районы европейской части страны, по доле ресурсов на душу населения — восточные районы и Европейский Север, т. е. слабозаселенные районы большой площади.
Каждый район страны обладает многими видами природных ресурсов, но в разных соотношениях, что создает основу для комплексного развития хозяйства региона и усиления связей с другими регионами по взаимообеспечению недостающими видами ресурсов.
Для выявления и соизмерения ресурсных возможностей районов необходимо определить суммарную величину запасов ресурсов региона. Территориальное сочетание природных ресурсов (ТСПР) — источники ресурсов различного вида, расположенных на определенной территории и объединяемых фактическим или перспективным совместным использованием в рамках данного региона. Распределение ТСПР России по территории страны неравномерно: около 1/3 всех ТСПР расположены в европейской части России, остальные — в азиатской. По степени влияния ТСПР на уровень промышленного развития районов выделяют:
В целом, потенциальные запасы, разнообразие
природных ресурсов в России и
характер их размещения обеспечивают
нашей стране возможность широкого
развития всех без исключения отраслей
экономики и комплексное
(12)
Определение макрорегиона
и экономического района, их главные признаки
и районообразующие факторы
Макрорегионы - это крупные экономические
зоны страны с характерными природными
и экономическими условиями развития
производительных сил, зависящими от сочетания
и концентрации природных ресурсов, исторических
факторов хозяйственного становления
и регионального распределения населения.
В настоящее время для макроэкономических
исследований выделяются два макрорегиона
- Западная и Восточная зоны страны. Природные
и демографические ресурсы их развития
столь различны, что подходы к формированию
этих зон принципиально не совпадают.(64)1
На территории Западной зоны страны сконцентрировано
более 78% населения России, здесь производится
73% товарной продукции промышленности,
76% продукции сельского хозяйства. Вместе
с тем производственный комплекс зоны
испытывает острый недостаток сырьевых
ресурсов, в первую очередь топливно-энергетических.
Основные природные ресурсы сосредоточены
в Восточной зоне страны. Восток страны
играет ведущую роль в обеспечении страны
сырьем, топливом и конструкционными материалами.
Здесь добывается более 79% угля, 69 нефти
с газовым конденсатом, 92 газа, 62% продукции
цветной металлургии и т.д. Подавляющая
часть сырьевых ресурсов потребляется
в Западной зоне страны и экспортируется.
Границы макрорайонов принимаются несколько
условно, поскольку в пределах каждого
из них имеются районы, природно-климатические
и хозяйственные характеристики которых
значительно отклоняются от закономерностей,
присущих макрорегиону в целом. Так, арктические
районы как Европейской, так и Восточной
зон резко выделяются по природно-климатическим
и ресурсным предпосылкам, по достигнутым
уровням социально-экономического развития
и степени освоенности. Однако выделение
арктических районов в самостоятельную
макроединицу, как это предлагает ряд
экономгеографов, вряд ли актуально, так
как организационные формы жизнеобеспечения
и управления этими территориями жестко
связаны со сложившейся структурой административного
деления страны.
В то же время Поволжье и Урал, ранее включавшиеся
в состав Восточной зоны страны, переведены
в состав Западной зоны в силу большей
схожести по уровням развития и обеспеченности
ресурсами.
Понятие “экономический район” является
основным элементом территориальной структуры
народнохозяйственного комплекса страны.
Он выделяется специализацией в территориальном
разделении труда, имеет присущую только
ему структуру хозяйства, получившую развитие
на основе специфического для данной территории
сочетания природных ресурсов и социально-экономических
предпосылок. Обязательный признак экономического
района - относительно законченная система
воспроизводственного процесса.
Можно дать и другое определение этого
понятия: экономический район - это территориальная
часть хозяйства страны, характеризующаяся
конкретным экономико-географическим
положением, ее территориально-хозяйственным
единством, своеобразием природных и экономических
условий и исторически сложившейся производственной
специализацией, основанной на территориальном
общественном разделении труда.(65-66)
В экономической литературе имеется множество
определений экономического района. Практически
каждый известный специалист в области
региональной экономики или экономической
географии добавляет в это понятие свою
специфику. Однако, отличаясь друг от друга
теми или иными оттенками, в основном терминологического
и понятийного характера, практически
все определения включают в себя такие
базовые элементы, как хозяйственная специализация,
специфика территориального сочетания
природных ресурсов и социально-экономических
предпосылок развития.
Принципиальным моментом определения
экономического района является комплексный
подход к учету всех факторов и предпосылок,
способствующих выделению его в равноправную
территориальную единицу предплановых
и прогнозных исследований.
Наряду с экономическим районированием
территория страны может делиться на условные
территориальные образования по одному
или группе факторов, влияющих на региональное
разделение труда. В частности, это можно
отнести к энергоэкономическому и демографическому
районированию и т.п. В основу энергоэкономического
районирования заложено деление страны
по степени обеспеченности территории
собственными энергоресурсами, по экономике
их использования, по дефицитности или
избыточности их и т.п. Однако эта принципиально
важная экономическая категория входит
составной частью в экономическое районирование,
как и все другие частные территориальные
деления по отдельным факторам и условиям
развития.
Выделение экономического района в системе
народного хозяйства страны осуществляется
на основе формирующегося районного хозяйственного
комплекса в рамках принятого на конкретном
этапе развития экономики административного
деления. Знак равенства между понятиями
“экономический район” и “районный хозяйственный
комплекс” ставить нельзя.
Районный хозяйственный комплекс - система
хозяйства и социальных процессов, объективно
формирующихся в пределах определенной
территории. Экономический район - понятие
более широкое, так как он может включать
в свой состав хозяйственные комплексы
ряда территорий, характеризующихся или
однотипными направлениями развития и
специализации, или подчиненных друг другу
в решении конкретных социально-экономических
задач развития территории нескольких
административных образований.(66-67)
Экономический район выделяется на базе
группировки хозяйственных комплексов
ряда административных образований в
целях обеспечения управления экономическими
процессами, создания банка данных унифицированной
информации, проведения предплановых
и прогнозных исследований на основе единой
методологии.
Первое практическое отражение экономического
районирования нашло в плане ГОЭЛРО (1920).
В нем было выделено 8 крупных районов.
В 1921 г. Госплан России разработал проект
разделения страны уже на 21 экономический
район.
В основу районирования был положен экономический
принцип. В виде района выделялась своеобразная,
по возможности экономически оформленная
территория страны, которая, благодаря
комбинациям природных особенностей,
национальных навыков населения с его
подготовкой для дальнейшей производственной
деятельности, представляла бы одно из
звеньев общей цепи народного хозяйства.
Таким образом, основные контуры районов
определяются природными условиями, степенью
вовлеченности их в использование, специализацией
в системе разделения труда, трудовыми
ресурсами (их плотностью, квалификацией,
национальным составом, концентрацией
в городах и на селе), транспортной освоенностью,
степенью развития социальной и производственной
инфраструктуры.
Сетка экономических районов в СССР неоднократно
пересматривалась, изменялось их количество
и уточнялся состав крупных районов.
Первый пятилетний план (1929-1932) был составлен
по 24 районам, второй - по 32 районам и зоне
Севера, третий (1938-1942) - по 9 районам и 10
союзным республикам. В 1963 г. утверждена
сетка экономических районов СССР (уточненная
в 1966 г.), включающая 18 крупных экономрайонов,
в том числе 10 крупных районов РСФСР - Северо-Западный,
Центральный, Волго-Вятский, Центрально-Черноземный,
Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский,
Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский
и Дальневосточный. В настоящее время
в силу возросших различий в развитии
производительных сил из Северо-Западного
района выделена значительная территория,
образовавшая Северный экономический
район.(67)
Рыночные отношения не вносят коренных
изменений в формирование материальной
основы территориальных комплексов и
территориальное разделение общественного
труда (лишь модифицируют его). Поэтому
сохраняют свое значение известные в плановой
экономике районообразующие принципы
экономического районирования. Важнейший
из них - обеспечение рациональной территориальной
специализации, концентрации и комплексности
хозяйства, включая самодостаточность
финансово-бюджетных ресурсов. Наряду
с этим усиливается роль социального,
экологического и организационного факторов.
Нельзя недооценивать (как и переоценивать)
значение такого принципа районообразования
в рыночной экономике, широко используемого
на Западе, как учет диверсификации хозяйства.
Однако по своей значимости он уступает
влиянию традиционной территориальной
комплексности.
Вместе с тем можно утверждать, что существующая
сетка экономических районов не полностью
пригодна в новых условиях и требует определенной
корректировки в соответствии с государственными
задачами и научными принципами районирования.
К ее основным недостаткам относятся:
практически универсальное использование
для решения разнохарактерных и разноэтапных
задач (текущих и стратегических); разномасштабность
отдельных районов, сильно различающихся
экономическим потенциалом (по населению
Центральный район в 5 раз превосходит
Северный, при этом его территория примерно
в 3 раза меньше); недостаточно полное и
последовательное отражение принципа
территориальной специализации; чрезмерная
дифференциация принципа территориальной
специализации; чрезмерная дифференциация
в пределах многих районов оценок на ресурсы
многоцелевого назначения (например, оценки
топлива внутри энергоизбыточной Восточной
Сибири различаются более чем вдвое).
Анализ показывает, что резко различаются
по специализации и направленности дальнейшего
развития области, края, республики, объединяемые
Поволжским, Западно-Сибирским, Восточно-Сибирским,
Дальневосточным районами; другие районы
(Центральный и Уральский) сосредоточивают
очень большой экономический потенциал,
а Центрально-Черноземный, Волго-Вятский
районы нуждаются в отдельных исправлениях
границ.
Территориально-организационная структура
привязана к укреплению государственного
строя, обеспечивая надлежащую управляемость
общественного развития.
Реализации указанной задачи будет способствовать,
в частности, упорядочение, а затем оптимизация
территориальных границ социально-экономической
деятельности не только региональных
и местных, но и федеральных органов власти
в результате преобразования административного
деления.(68-69)
Немаловажное значение приобретает создание
условий для удобства управления - планирования
(прогнозирования), оперативного регулирования,
координации, учета и контроля в различных
государственных и иных сферах. Для этого
необходимы организационные формы в виде
административно-экономических районов
рациональной величины с адекватными
руководящими органами.
Особая проблема административного районирования
- национально-территориальная структура.
Несмотря на внешне многонациональный
состав населения России, преувеличивать
значение этого обстоятельства нельзя,
хотя бы потому, что коренное население
(русские) насчитывает у нас 4/5 всех жителей
- больше, чем в США, Канаде, любой республике
СНГ (кроме Армении). Национальные образования
составляют лишь треть всех территориальных
единиц страны. По международным стандартам
Россию относят не к многонациональному,
а мононациональному типу государств,
хотя и с весьма пестрой этнической структурой.
По целому ряду причин заложенный 75 лет
назад национальный принцип административно-
Действительно, нет оснований для его
сохранения, если учесть, что в РФ провозглашены
в качестве основ конституционного строя
права и свободы и повсеместно распространены
национально-культурные автономии, что
законом закреплено равенство всех субъектов
Федерации при нерушимости территориальной
целостности государства. Правовое государство
не может признавать особых прав одного
региона (а, следовательно, народа) по сравнению
с другими, а мировая практика показывает,
что федеративные государства с ненациональным
территориальным делением являются наиболее
устойчивыми. Нигде, кроме России, нет
многочисленных государственно-национальных
образований, к тому же наделенных, вопреки
Конституции, дополнительными правами
- не только экономическими, но и политическими
(двусторонние договоры с федеральным
центром).
В последние годы прослеживается реализация
идеи усиления межрегиональной интеграции
смежных областей, краев, республик. Практика
показывает, что самостоятельно, без участия
федерального центра, регионам не под
силу создать объединяющие территориально-организационные
структуры.(69)
Попытки стихийной организационно-хозяйственной
консолидации областей проявлялись и
раньше. Так, в свое время о создании экономического
союза в границах бывшего Приокского совнархоза
договорились 6 областей - Брянская, Калужская,
Липецкая, Орловская, Рязанская и Тульская.
В какой-то мере эта идея реализуется сейчас
в образовании 8 межрегиональных ассоциаций
экономического взаимодействия - “Центральная
Россия”, “Черноземье”, “Большая Волга”,
“Сибирское соглашение”, а также созданные
на Северо-Западе, в республиках, краях
и областях Северного Кавказа, в Уральском
регионе и на Дальнем Востоке.
Деятельность ассоциаций поддерживается
федеральной властью. Постановлением
Правительства РФ от 16.09.93 г. № 918 определены
их основные задачи и делегированы некоторые
права федеральных органов (формировать
территориальный фонд товарных и сырьевых
ресурсов, выдавать разрешение на бартерные
сделки, определять размеры и порядок
взимания платы за пользование природных
ресурсов и ряд других). Следует, однако,
отметить, что указанные ассоциации являются,
по сути дела, общественными объединениями
и не оказывают серьезного влияния на
активизацию процессов межрегиональной
интеграции. Стихийно создающиеся и не
увязанные между собой общеэкономическими
целями, они пока не могут рассматриваться
как основа нового районирования.
Ряд ученых и специалистов предполагают
ликвидировать недостатки сложившейся
территориально-организационной структуры
посредством предоставления всем субъектам
Федерации равных не только экономических,
но и политических прав или перехода к
однозначному территориальному делению
на сложившейся областной основе. Помимо
того что рекомендуемая схема кардинально
не решает вопрос (сохраняются перекос
в экономическом потенциале регионов,
недостатки их специализации и комплексности
и т.п.), ее реализация сейчас вообще невозможна,
ибо регионы уже получили законодательный
статус, обладают определенными правами,
которые нельзя отобрать, не нарушая Конституцию.
Вышесказанное не означает прекращения
работ по совершенствованию сетки экономического
районирования в целях повышения эффективности
региональной политики управления государством.
В настоящее время существует ряд проектов
регионального деления страны. (Существенный
вклад в разработку нового районирования
вносят д-ра экон. наук А.А. Адамеску, Э.Б.
Алаев, В.В. Кистанов и др.) Первый проект
основан на базе действующей сетки экономического
районирования: 1) Центр; 2) Север; 3) Северо-Запад;
4) Волго-Вятка; 5) Центральное Черноземье;
6) Северный Кавказ; 7) Поволжье; 8) Урал;
9) Западная Сибирь; 10) Восточная Сибирь;
11) Дальний Восток.(70-71)
Второй проект делает упор на разукрупненную
сетку: 1) российский Центр (Московский
регион); 2) европейский Север; 3) Северо-Запад;
4) Запад; 5) Волго-Ока; 6) Волго-Вятка; 7) Центральное
Черноземье; 8) Северный Кавказ; 9) Средняя
Волга; 10) Нижняя Волга; 11) Средний Урал;
12) Южный Урал; 13) Западная Сибирь; 14) Южная
Сибирь; 15) Восточная Сибирь; 16) Забайкалье;
17) Дальний Восток; 18) Северо-Восток.
Третий проект составлен с учетом укрупненной
сетки: 1) российский Центр (Центральная
Россия); 2) Северо-Запад; 3) Центральное
Черноземье; 4) Северный Кавказ; 5) Поволжье;
6) Урал; 7) Сибирь; 8) Дальний Восток.
Для третьего проекта (8-членная сетка)
в сравнении с действующим и особенно
разукрупненным районированием характерно
относительное выравнивание экономических
характеристик макрорегионов. Сохраняя
преимущества высокой концентрации ресурсов
в каждом макрорегионе, она имеет сравнительно
небольшие колебания экономического и
структурно-организационного потенциала:
населения - в 2,7 раза, количества входящих
областных единиц - в 1,7; тогда как колебания
указанных показателей для действующей
сетки (11 районов) составляют соответственно
4,9 и 2,6, а для разукрупненной сетки (18 районов)
- 10,6 и 5 раз.
На стабилизацию социально-политической
обстановки в регионах оказывает влияние
“степень присутствия” национального
фактора. В этом отношении 8-членная и действующая
сетки дают определенные преимущества:
максимальный удельный вес населения
национальных образований составляет
у них 35-36%, в то время как у 18-членной сетки
- 53% (хотя фактическая численность титульных
этносов значительно ниже).
Восьмичленная сетка в значительной степени
совпадает с действующей схемой межрегиональных
ассоциаций, хотя цели и задачи этих образований
имеют значительные различия.
Ввиду большого сходства специализации
входящих регионов (областей, краев, республик),
их тесных связей и благоприятных условий
хозяйственной интеграции в каждом из
8 макрорегионов четко прослеживается
выраженная общность решаемых специфических
межрегиональных проблем. При активной
поддержке федерального центра это будет
способствовать успешной реализации главных
общенациональных задач - выходу из кризиса,
стабилизации и оживлению экономики.(71)
Таким образом, с точки зрения целей реформирования
территориального деления страны предпочтительным
можно считать проект укрупненной (8-членной)
сетки административно-экономических
образований. Ввиду огромных размеров
отдельных районов (Сибирь и Дальний Восток)
может встать вопрос об их разукрупнении
и доведении общего числа макрорегионов
до десяти.
Информация о работе Закономерности размещения производительных сил