Закономерности размещения производительных сил

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 14:54, реферат

Описание работы

Закономерность – устойчивые связи между производством и территорией.Виды закономерностей:
1. Рациональное территориальное разделение труда, то есть предприятие размещено по объективным причинам (ориентация на природно-сырьевую базу, на исторически сложившийся трудовой навык населения).

Файлы: 1 файл

ответы на вопросы.docx

— 94.51 Кб (Скачать файл)

Из семи угольных бассейнов России, входящих в десятку крупнейших мировых, Тунгусский, Ленский, Канско-Ачинский и Кузнецкий — самые большие в мире. Около половины общих запасов углей находится в Восточной Сибири, огромны ресурсы Дальнего Востока (Южно-Якутский бассейн), в европейской части страны выделяются Печорский бассейн и Восточное крыло Донбасса).

Второе место после топливно-энергетических ресурсов в материальном секторе  занимают металлорудные полезные ископаемые.

К рудам черных металлов относятся  железные, марганцевые и хромовые. Россия по разведанным запасам железных руд занимает первое место в мире. Основные активные запасы и прогнозные ресурсы сосредоточены в Центрально-Черноземном, Уральском и Западно-Сибирском районах. К числу остродефицитных в России относятся марганцевые и хромовые руды.

По объему разведанных запасов  цветных и редких металлов Россия занимает видное место в мировом  минерально-сырьевом потенциале. Наша страна выделяется по запасам меди (Восточная Сибирь и Урал), свинца и цинка (Восточная и Западная Сибирь, Дальний Восток, Урал), никеля (Норильский район в Красноярском крае и Мурманская область). Россия обладает крупными запасами титановых  руд (европейские районы), олова (Дальний  Восток), вольфрама и молибдена (Северный Кавказ, Восточная Сибирь, Дальний  Восток), есть запасы алюминиевого сырья (бокситы и нефелины).

Важное значение для экономики страны имеют запасы благородных металлов и алмазов. Россия обладает крупными запасами золота, серебра, платиноидов и алмазов. Большая часть месторождений находится в районах Восточной Сибири и Дальнего Востока.

Среди неметаллических полезных ископаемых наибольшее значение имеют апатитовые и фосфоритовые руды, калийные соли, являющиеся сырьем для производства минеральных удобрений. Основные запасы этой группы сырья расположены в  европейской части страны (Мурманская область, Пермский край). Кроме этого, Россия хорошо обеспечена запасами плавикового  шпата, пьезооптического и кварцевого песка, облицовочного камня, мела и  доломита.

Водные ресурсы — это пригодные  для использования поверхностные  и подземные воды какой-либо территории.

К поверхностным водным ресурсам России относят возобновляемые водные ресурсы (речной сток), суммарный объем которых  оценивается в 4270 км3, озера (532 км3), ледники (110 км3), водохранилища (892 км3). Ежегодно возобновляемый речной сток (1/10 водных ресурсов мира) концентрируется в  бассейнах крупнейших рек: Лены, Енисея, Оби, Амура, Волги.

Естественные ресурсы подземных  вод составляют примерно 790 км3/год  и более трети их сосредоточены  в крупнейших артезианских бассейнах  европейской части страны — Московском, Северо-Западном, Старо-Хоперском и др.

Водные ресурсы распределены по территории России неравномерно. Около 90% годового речного стока страны приходится на бассейны Северного Ледовитого и Тихого океанов и лишь менее 8% — на бассейны Каспийского и  Азовского морей. При этом в Каспийско-Азовском регионе проживает более 80% населения России и сосредоточена основная часть хозяйственной инфраструктуры.

Россия располагает крупными гидроэнергетическими ресурсами. Потенциальные запасы гидроэнергии в нашей стране оцениваются в  
340 млн. кВт среднегодовой мощности. Гидроэнергетические ресурсы, технически пригодные для использования, позволяют ежегодно вырабатывать более 1600 млрд кВт/ч электроэнергии, а экономически эффективная их часть оценивается в 850 млрд. кВт/ч. На Сибирь и Дальний Восток приходится свыше 80% гидроэнергетических ресурсов.

Земельные ресурсы — земли, систематически используемые или пригодные к  использованию в хозяйственных  целях и отличающиеся по природно-историческим признакам.

Россия обладает самым большим  в мире фондом земель, значительная часть которого находится в состоянии, близком к естественному. Ее земельный фонд составляет 1709 млн. га. На душу населения приходится 11,5 га, что почти в 4 раза превосходит общемировой показатель (3 га). Однако вне пространства с экстремальными условиями расположено менее трети территории России, где проживает 95% населения и сосредоточено 93% хозяйственной инфраструктуры, в том числе все сельскохозяйственные угодья, не считая оленьих пастбищ.

Распределение земель между пользователями (по категории земель) отличается преобладанием  земель лесного фонда (64%) и земель сельскохозяйственного назначения (24%). Остальная часть — это  земли госзапаса (6,5%), промышленности, транспорта, военных и других несельскохозяйственных объектов (более 1%), природно-заповедного фонда (2%) и населенных пунктов (1,1%).

Однако состояние земель, находящихся  в сфере хозяйственной деятельности, оценивается как неудовлетворительное — усугубляются процессы деградации земель, которые имеют выраженную региональную специфику: от деградации оленьих пастбищ на севере, дегумификации, истощения и эрозии почв в Центральной России до опустынивания на юге. Продолжается ухудшение гидрологического режима водосборных бассейнов, снижается способность природных комплексов к саморегуляции.

Сельскохозяйственные угодья составляют 13% величины земельного фонда страны, в том числе пашня — 7,5%. Россия отличается высокой обеспеченностью  пашней на душу населения — 0,85 га (на Земле в среднем — 0,14 га). Более 4/5 пашни России сосредоточено в  Центральной России, Поволжье, на Северном Кавказе, Урале и в Западной Сибири.

Биологические ресурсы — биологические  объекты, включаемые в хозяйственную  деятельность человека в качестве предмета труда и средства производства.

Среди биологических ресурсов по видам  хозяйственного использования различают  лесные, пастбищные, охотничьи, рыбные ресурсы и др.

Особо важное место среди биологических  ресурсов принадлежит лесным ресурсам, в составе которых обычно учитываются  запасы древесины в лесах, а также  их “недревесные полезности”. Древесина является универсальным сырьем, из которого производится более 20 тыс. видов продукции.

Россия является крупнейшей лесной державой, на долю которой приходится 1/5 мировых запасов древесины. Общая  площадь, покрытая лесом, в целом  по России достаточна стабильна и составляет 774 млн. га, т. е. 45% территории страны. Общий запас лесонасаждений исчисляется в 81 млрд. м3. В структуре лесообразующих пород преобладают хвойные породы (почти 80%), а в возрастной структуре лесов — спелые и перестойные лесонасаждения, расположенные в основном в азиатской части.

По имеющимся оценкам, лишь 55% всей площади лесов представляют производственный интерес, т. е. рентабельны в промышленной эксплуатации. Однако преобладающая  часть этого массива, расположенная  на Европейском Севере и вдоль  Транссибирской магистрали, значительно  истощена в результате интенсивного лесопользования в течение последнего столетия.

Животные ресурсы РФ разнообразны. Однако из-за северного положения  фауна России по числу видов относительно небогата. Наша страна выделяется в  мире по запасам охотничьих животных и промысловых рыб. Среди 20 видов  пушных зверей, являющихся постоянными  объектами охоты, по своему экономическому значению первое место занимает соболь, обитающий только на территории России, в тундровой зоне основным пушным видом является песец, промышляют также  ондатру, белку, лесную куницу, выдру, бобра.

Среди рыбных ресурсов России выделяются ценные породы пресноводных водоемов (стерлядь, осетр, форель, сиг) и разнообразная  ихтиофауна морей Дальнего Востока (лососевые, сельдь, сайра, морской окунь). Важный объект промысла — камчатский краб. За последние годы эти ресурсы  могли бы обеспечить ежегодный российский вылов на уровне 9- 10 млн. т.

Таким образом, размещение природных  ресурсов в России характеризуется  диспропорцией в их распределении  между западными и восточными районами. Так, на восточные районы страны приходится до 90% потенциальных  и 75% разведанных запасов энергоресурсов — торфяных, углеводородных, гидроэнергетических, более 80% поверхностного стока, 70% древесины.

Европейская часть страны в целом  менее обеспечена ресурсами, особенно энергетическими, а на юге — лесными  и водными. Но здесь расположены  основные запасы железных, бокситоносных руд, размещаются большинство месторождений фосфатного и калийного сырья, основные площади пахотных земель.

В целом по России природно-ресурсный  потенциал состоит почти поровну  из ресурсов промышленного и сельскохозяйственного  использования. Промышленные ресурсы  значительно преобладают лишь в  районах Сибири и Дальнего Востока, где основу потенциала составляют топливно-энергетические ресурсы. Во всех остальных районах  в структуре потенциала выделяются сельскохозяйственные ресурсы. Только в Урало-Поволжье те и другие ресурсы представлены равномерно.

Размещение природно-ресурсного потенциала России* (в %)

Регион

Топливные ресурсы

Минеральные сырьевые ресурсы

Лесные ресурсы

Земельные ресурсы

Гидроэнергетические ресурсы

Европейский Север

3

3

11

3

4

Центральная Россия

70

5

21

1

Юг России

1

12

5

Урал-Поволжье

1

6

6

35

6

Западная Сибирь

17

2

13

16

8

Восточная Сибирь

49

14

36

10

35

Дальний Восток

30

5

28

3

41


По плотности ресурсов на единицу  территории выделяются районы европейской  части страны, по доле ресурсов на душу населения — восточные районы и Европейский Север, т. е. слабозаселенные  районы большой площади.

Каждый район страны обладает многими  видами природных ресурсов, но в  разных соотношениях, что создает  основу для комплексного развития хозяйства  региона и усиления связей с другими  регионами по взаимообеспечению недостающими видами ресурсов.

Для выявления и соизмерения  ресурсных возможностей районов  необходимо определить суммарную величину запасов ресурсов региона. Территориальное  сочетание природных ресурсов (ТСПР) — источники ресурсов различного вида, расположенных на определенной территории и объединяемых фактическим  или перспективным совместным использованием в рамках данного региона. Распределение ТСПР России по территории страны неравномерно: около 1/3 всех ТСПР расположены в европейской части России, остальные — в азиатской. По степени влияния ТСПР на уровень промышленного развития районов выделяют:

  • районы, обладающие территориальными сочетаниями ресурсов при высоком и среднем уровне индустриального развития — Европейский Север, Центральное Черноземье, Северный Кавказ, Урал, нефтегазодобывающие районы и юг Сибири;
  • районы, обладающие территориальными сочетаниями ресурсов, характеризующиеся низким уровнем индустриального развития — большая часть Сибири и Дальнего Востока;
  • районы, имеющие лишь отдельные виды ресурсов при высоком и среднем уровне индустриального развития — Центр, Северо-Запад, Поволжье.

В целом, потенциальные запасы, разнообразие природных ресурсов в России и  характер их размещения обеспечивают нашей стране возможность широкого развития всех без исключения отраслей экономики и комплексное развитие хозяйства каждого экономического района.

 

(12) 

Определение макрорегиона и экономического района, их главные признаки и районообразующие факторы 
 
Макрорегионы - это крупные экономические зоны страны с характерными природными и экономическими условиями развития производительных сил, зависящими от сочетания и концентрации природных ресурсов, исторических факторов хозяйственного становления и регионального распределения населения. 
 
В настоящее время для макроэкономических исследований выделяются два макрорегиона - Западная и Восточная зоны страны. Природные и демографические ресурсы их развития столь различны, что подходы к формированию этих зон принципиально не совпадают.(64)1 
 
На территории Западной зоны страны сконцентрировано более 78% населения России, здесь производится 73% товарной продукции промышленности, 76% продукции сельского хозяйства. Вместе с тем производственный комплекс зоны испытывает острый недостаток сырьевых ресурсов, в первую очередь топливно-энергетических. 
 
Основные природные ресурсы сосредоточены в Восточной зоне страны. Восток страны играет ведущую роль в обеспечении страны сырьем, топливом и конструкционными материалами. Здесь добывается более 79% угля, 69 нефти с газовым конденсатом, 92 газа, 62% продукции цветной металлургии и т.д. Подавляющая часть сырьевых ресурсов потребляется в Западной зоне страны и экспортируется. 
 
Границы макрорайонов принимаются несколько условно, поскольку в пределах каждого из них имеются районы, природно-климатические и хозяйственные характеристики которых значительно отклоняются от закономерностей, присущих макрорегиону в целом. Так, арктические районы как Европейской, так и Восточной зон резко выделяются по природно-климатическим и ресурсным предпосылкам, по достигнутым уровням социально-экономического развития и степени освоенности. Однако выделение арктических районов в самостоятельную макроединицу, как это предлагает ряд экономгеографов, вряд ли актуально, так как организационные формы жизнеобеспечения и управления этими территориями жестко связаны со сложившейся структурой административного деления страны. 
 
В то же время Поволжье и Урал, ранее включавшиеся в состав Восточной зоны страны, переведены в состав Западной зоны в силу большей схожести по уровням развития и обеспеченности ресурсами. 
 
Понятие “экономический район” является основным элементом территориальной структуры народнохозяйственного комплекса страны. Он выделяется специализацией в территориальном разделении труда, имеет присущую только ему структуру хозяйства, получившую развитие на основе специфического для данной территории сочетания природных ресурсов и социально-экономических предпосылок. Обязательный признак экономического района - относительно законченная система воспроизводственного процесса. 
 
Можно дать и другое определение этого понятия: экономический район - это территориальная часть хозяйства страны, характеризующаяся конкретным экономико-географическим положением, ее территориально-хозяйственным единством, своеобразием природных и экономических условий и исторически сложившейся производственной специализацией, основанной на территориальном общественном разделении труда.(65-66) 
 
В экономической литературе имеется множество определений экономического района. Практически каждый известный специалист в области региональной экономики или экономической географии добавляет в это понятие свою специфику. Однако, отличаясь друг от друга теми или иными оттенками, в основном терминологического и понятийного характера, практически все определения включают в себя такие базовые элементы, как хозяйственная специализация, специфика территориального сочетания природных ресурсов и социально-экономических предпосылок развития. 
 
Принципиальным моментом определения экономического района является комплексный подход к учету всех факторов и предпосылок, способствующих выделению его в равноправную территориальную единицу предплановых и прогнозных исследований. 
 
Наряду с экономическим районированием территория страны может делиться на условные территориальные образования по одному или группе факторов, влияющих на региональное разделение труда. В частности, это можно отнести к энергоэкономическому и демографическому районированию и т.п. В основу энергоэкономического районирования заложено деление страны по степени обеспеченности территории собственными энергоресурсами, по экономике их использования, по дефицитности или избыточности их и т.п. Однако эта принципиально важная экономическая категория входит составной частью в экономическое районирование, как и все другие частные территориальные деления по отдельным факторам и условиям развития. 
 
Выделение экономического района в системе народного хозяйства страны осуществляется на основе формирующегося районного хозяйственного комплекса в рамках принятого на конкретном этапе развития экономики административного деления. Знак равенства между понятиями “экономический район” и “районный хозяйственный комплекс” ставить нельзя. 
 
Районный хозяйственный комплекс - система хозяйства и социальных процессов, объективно формирующихся в пределах определенной территории. Экономический район - понятие более широкое, так как он может включать в свой состав хозяйственные комплексы ряда территорий, характеризующихся или однотипными направлениями развития и специализации, или подчиненных друг другу в решении конкретных социально-экономических задач развития территории нескольких административных образований.(66-67) 
 
Экономический район выделяется на базе группировки хозяйственных комплексов ряда административных образований в целях обеспечения управления экономическими процессами, создания банка данных унифицированной информации, проведения предплановых и прогнозных исследований на основе единой методологии. 
 
Первое практическое отражение экономического районирования нашло в плане ГОЭЛРО (1920). В нем было выделено 8 крупных районов. В 1921 г. Госплан России разработал проект разделения страны уже на 21 экономический район. 
 
В основу районирования был положен экономический принцип. В виде района выделялась своеобразная, по возможности экономически оформленная территория страны, которая, благодаря комбинациям природных особенностей, национальных навыков населения с его подготовкой для дальнейшей производственной деятельности, представляла бы одно из звеньев общей цепи народного хозяйства. 
 
Таким образом, основные контуры районов определяются природными условиями, степенью вовлеченности их в использование, специализацией в системе разделения труда, трудовыми ресурсами (их плотностью, квалификацией, национальным составом, концентрацией в городах и на селе), транспортной освоенностью, степенью развития социальной и производственной инфраструктуры. 
 
Сетка экономических районов в СССР неоднократно пересматривалась, изменялось их количество и уточнялся состав крупных районов. 
 
Первый пятилетний план (1929-1932) был составлен по 24 районам, второй - по 32 районам и зоне Севера, третий (1938-1942) - по 9 районам и 10 союзным республикам. В 1963 г. утверждена сетка экономических районов СССР (уточненная в 1966 г.), включающая 18 крупных экономрайонов, в том числе 10 крупных районов РСФСР - Северо-Западный, Центральный, Волго-Вятский, Центрально-Черноземный, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский и Дальневосточный. В настоящее время в силу возросших различий в развитии производительных сил из Северо-Западного района выделена значительная территория, образовавшая Северный экономический район.(67) 
 
Рыночные отношения не вносят коренных изменений в формирование материальной основы территориальных комплексов и территориальное разделение общественного труда (лишь модифицируют его). Поэтому сохраняют свое значение известные в плановой экономике районообразующие принципы экономического районирования. Важнейший из них - обеспечение рациональной территориальной специализации, концентрации и комплексности хозяйства, включая самодостаточность финансово-бюджетных ресурсов. Наряду с этим усиливается роль социального, экологического и организационного факторов. Нельзя недооценивать (как и переоценивать) значение такого принципа районообразования в рыночной экономике, широко используемого на Западе, как учет диверсификации хозяйства. Однако по своей значимости он уступает влиянию традиционной территориальной комплексности. 
 
Вместе с тем можно утверждать, что существующая сетка экономических районов не полностью пригодна в новых условиях и требует определенной корректировки в соответствии с государственными задачами и научными принципами районирования. К ее основным недостаткам относятся: практически универсальное использование для решения разнохарактерных и разноэтапных задач (текущих и стратегических); разномасштабность отдельных районов, сильно различающихся экономическим потенциалом (по населению Центральный район в 5 раз превосходит Северный, при этом его территория примерно в 3 раза меньше); недостаточно полное и последовательное отражение принципа территориальной специализации; чрезмерная дифференциация принципа территориальной специализации; чрезмерная дифференциация в пределах многих районов оценок на ресурсы многоцелевого назначения (например, оценки топлива внутри энергоизбыточной Восточной Сибири различаются более чем вдвое). 
 
Анализ показывает, что резко различаются по специализации и направленности дальнейшего развития области, края, республики, объединяемые Поволжским, Западно-Сибирским, Восточно-Сибирским, Дальневосточным районами; другие районы (Центральный и Уральский) сосредоточивают очень большой экономический потенциал, а Центрально-Черноземный, Волго-Вятский районы нуждаются в отдельных исправлениях границ. 
 
Территориально-организационная структура привязана к укреплению государственного строя, обеспечивая надлежащую управляемость общественного развития. 
 
Реализации указанной задачи будет способствовать, в частности, упорядочение, а затем оптимизация территориальных границ социально-экономической деятельности не только региональных и местных, но и федеральных органов власти в результате преобразования административного деления.(68-69) 
 
Немаловажное значение приобретает создание условий для удобства управления - планирования (прогнозирования), оперативного регулирования, координации, учета и контроля в различных государственных и иных сферах. Для этого необходимы организационные формы в виде административно-экономических районов рациональной величины с адекватными руководящими органами. 
 
Особая проблема административного районирования - национально-территориальная структура. Несмотря на внешне многонациональный состав населения России, преувеличивать значение этого обстоятельства нельзя, хотя бы потому, что коренное население (русские) насчитывает у нас 4/5 всех жителей - больше, чем в США, Канаде, любой республике СНГ (кроме Армении). Национальные образования составляют лишь треть всех территориальных единиц страны. По международным стандартам Россию относят не к многонациональному, а мононациональному типу государств, хотя и с весьма пестрой этнической структурой. По целому ряду причин заложенный 75 лет назад национальный принцип административно-территориального деления изжил себя и действует только в силу исторических традиций. 
 
Действительно, нет оснований для его сохранения, если учесть, что в РФ провозглашены в качестве основ конституционного строя права и свободы и повсеместно распространены национально-культурные автономии, что законом закреплено равенство всех субъектов Федерации при нерушимости территориальной целостности государства. Правовое государство не может признавать особых прав одного региона (а, следовательно, народа) по сравнению с другими, а мировая практика показывает, что федеративные государства с ненациональным территориальным делением являются наиболее устойчивыми. Нигде, кроме России, нет многочисленных государственно-национальных образований, к тому же наделенных, вопреки Конституции, дополнительными правами - не только экономическими, но и политическими (двусторонние договоры с федеральным центром). 
 
В последние годы прослеживается реализация идеи усиления межрегиональной интеграции смежных областей, краев, республик. Практика показывает, что самостоятельно, без участия федерального центра, регионам не под силу создать объединяющие территориально-организационные структуры.(69) 
 
Попытки стихийной организационно-хозяйственной консолидации областей проявлялись и раньше. Так, в свое время о создании экономического союза в границах бывшего Приокского совнархоза договорились 6 областей - Брянская, Калужская, Липецкая, Орловская, Рязанская и Тульская. В какой-то мере эта идея реализуется сейчас в образовании 8 межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия - “Центральная Россия”, “Черноземье”, “Большая Волга”, “Сибирское соглашение”, а также созданные на Северо-Западе, в республиках, краях и областях Северного Кавказа, в Уральском регионе и на Дальнем Востоке. 
 
Деятельность ассоциаций поддерживается федеральной властью. Постановлением Правительства РФ от 16.09.93 г. № 918 определены их основные задачи и делегированы некоторые права федеральных органов (формировать территориальный фонд товарных и сырьевых ресурсов, выдавать разрешение на бартерные сделки, определять размеры и порядок взимания платы за пользование природных ресурсов и ряд других). Следует, однако, отметить, что указанные ассоциации являются, по сути дела, общественными объединениями и не оказывают серьезного влияния на активизацию процессов межрегиональной интеграции. Стихийно создающиеся и не увязанные между собой общеэкономическими целями, они пока не могут рассматриваться как основа нового районирования. 
 
Ряд ученых и специалистов предполагают ликвидировать недостатки сложившейся территориально-организационной структуры посредством предоставления всем субъектам Федерации равных не только экономических, но и политических прав или перехода к однозначному территориальному делению на сложившейся областной основе. Помимо того что рекомендуемая схема кардинально не решает вопрос (сохраняются перекос в экономическом потенциале регионов, недостатки их специализации и комплексности и т.п.), ее реализация сейчас вообще невозможна, ибо регионы уже получили законодательный статус, обладают определенными правами, которые нельзя отобрать, не нарушая Конституцию. 
 
Вышесказанное не означает прекращения работ по совершенствованию сетки экономического районирования в целях повышения эффективности региональной политики управления государством. 
 
В настоящее время существует ряд проектов регионального деления страны. (Существенный вклад в разработку нового районирования вносят д-ра экон. наук А.А. Адамеску, Э.Б. Алаев, В.В. Кистанов и др.) Первый проект основан на базе действующей сетки экономического районирования: 1) Центр; 2) Север; 3) Северо-Запад; 4) Волго-Вятка; 5) Центральное Черноземье; 6) Северный Кавказ; 7) Поволжье; 8) Урал; 9) Западная Сибирь; 10) Восточная Сибирь; 11) Дальний Восток.(70-71) 
 
Второй проект делает упор на разукрупненную сетку: 1) российский Центр (Московский регион); 2) европейский Север; 3) Северо-Запад; 4) Запад; 5) Волго-Ока; 6) Волго-Вятка; 7) Центральное Черноземье; 8) Северный Кавказ; 9) Средняя Волга; 10) Нижняя Волга; 11) Средний Урал; 12) Южный Урал; 13) Западная Сибирь; 14) Южная Сибирь; 15) Восточная Сибирь; 16) Забайкалье; 17) Дальний Восток; 18) Северо-Восток. 
 
Третий проект составлен с учетом укрупненной сетки: 1) российский Центр (Центральная Россия); 2) Северо-Запад; 3) Центральное Черноземье; 4) Северный Кавказ; 5) Поволжье; 6) Урал; 7) Сибирь; 8) Дальний Восток. 
 
Для третьего проекта (8-членная сетка) в сравнении с действующим и особенно разукрупненным районированием характерно относительное выравнивание экономических характеристик макрорегионов. Сохраняя преимущества высокой концентрации ресурсов в каждом макрорегионе, она имеет сравнительно небольшие колебания экономического и структурно-организационного потенциала: населения - в 2,7 раза, количества входящих областных единиц - в 1,7; тогда как колебания указанных показателей для действующей сетки (11 районов) составляют соответственно 4,9 и 2,6, а для разукрупненной сетки (18 районов) - 10,6 и 5 раз. 
 
На стабилизацию социально-политической обстановки в регионах оказывает влияние “степень присутствия” национального фактора. В этом отношении 8-членная и действующая сетки дают определенные преимущества: максимальный удельный вес населения национальных образований составляет у них 35-36%, в то время как у 18-членной сетки - 53% (хотя фактическая численность титульных этносов значительно ниже). 
 
Восьмичленная сетка в значительной степени совпадает с действующей схемой межрегиональных ассоциаций, хотя цели и задачи этих образований имеют значительные различия. 
 
Ввиду большого сходства специализации входящих регионов (областей, краев, республик), их тесных связей и благоприятных условий хозяйственной интеграции в каждом из 8 макрорегионов четко прослеживается выраженная общность решаемых специфических межрегиональных проблем. При активной поддержке федерального центра это будет способствовать успешной реализации главных общенациональных задач - выходу из кризиса, стабилизации и оживлению экономики.(71) 
 
Таким образом, с точки зрения целей реформирования территориального деления страны предпочтительным можно считать проект укрупненной (8-членной) сетки административно-экономических образований. Ввиду огромных размеров отдельных районов (Сибирь и Дальний Восток) может встать вопрос об их разукрупнении и доведении общего числа макрорегионов до десяти.

Информация о работе Закономерности размещения производительных сил