Закономерности размещения производительных сил

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 14:54, реферат

Описание работы

Закономерность – устойчивые связи между производством и территорией.Виды закономерностей:
1. Рациональное территориальное разделение труда, то есть предприятие размещено по объективным причинам (ориентация на природно-сырьевую базу, на исторически сложившийся трудовой навык населения).

Файлы: 1 файл

ответы на вопросы.docx

— 94.51 Кб (Скачать файл)

(1)Закономерности  размещения производительных сил.  

 

Закономерность – устойчивые связи между производством и территорией.Виды закономерностей:

1. Рациональное территориальное разделение труда, то есть предприятие размещено по объективным причинам (ориентация на природно-сырьевую базу, на исторически сложившийся трудовой навык населения).

2. Комплексное развитие хоз-ва регионов – создание хозяйственного комплекса, который состоит из трех групп отраслей:

· Отрасли рыночной специализации;

· Отрасли вспомогательные, но обслуживающие первую группу;

· Дополнительные отрасли социального характера, обслуживающие население.

3. Рациональное наиболее эффективное размещение производительных сил – это выбор оптимального варианта размещения производительных сил.

4. Выравнивание уровней социально-экономического развития территории (государственная поддержка депрессивных территорий, создание предприятий смешанного типа, льготное налогообложение на период строительства, снижении транспортных тарифов для отельных районов России, дополнительные меры по размещению производительных сил по федеральным целевым программам). Например, закон о снижении транспортных тарифов для территории Дальнего Востока при транспортировке сырья на 50%, при условии, что предприятия находятся на расстоянии свыше 1000км от потребителя.

Закономерности всегда объективны. Длительность их зависит от социально-экономического уклада страны.

Современное состояние  научных исследований позволяет  сформулировать общие закономерности размещения и территориального развития общественного производства.

1. Неразрывная связь между размещением производительных сил и развитием экономических районов.

2. Развитие экономических районов, обеспечивающее рациональное использование производственных фондов, природных и трудовых ресурсов в целях повышения производительности общественного труда.

3. Научно обоснованная специализация экономических районов на основе общественного разделения труда.

4. Комплексное и пропорциональное развитие хозяйства в экономических районах в сочетании с их рациональной специализацией.

5. Рациональная специализация межрайонных экономических связей.

Наиболее общей закономерностью  развития эк-ких районов является неразрывная связь этого развития с территориальным размещением и уровнем пр-ва и потребления материальных благ. Ни одна отрасль пром-ти и с/хозяйства, ни одно предприятие не может развиваться с достаточной эк-кой эффективностью, не размещаясь в таком районе или пункте страны, где имеются для них наиболее благоприятные условия.

 

(3)

(Население России (численность, структура, размещение). Современные проблемы межнациональных отношений.

Общая численность населения составляет 142 млн человек. Россия занимает 8-е место в мире после Китая, Индии, США, Индонезии и Бразилии. Углубление демографического кризиса в России на рубеже третьего тысячелетия обусловлено резким спадом эк-ки, снижением уровня благосостояния значительной части населения, отсутствием достаточных гарантий, безработицей, войной в Чечне. Резкое снижение рождаемости можно объяснить низким уровнем жизни населения, отсутствием у родителей эк-кой заинтересованности в детях, и т.д.

Население России размещено не равномерно. Такое размещение определяется следующими факторами: размещением пром-ного пр-ва и крупных городов, природными условиями и историческими особенностями заселения отдельных регионов. Средняя плотность населения – 8,3 человека на 1 кв м. При заселении было сформировано 2 зоны: основная зона и зона слабого расселения. Основная занимает 34% территории страны здесь проживают 93% населения. Она охватывает все территорию РФ за исключением Севера и районов Юго-Востока. К северу от главной зоны расположенаслабо заселенная зона, которая характеризуется невысоким уровнем хоз-ного освоения территории и очаговым типом расселения. Районы Сибири и Дальнего Востока занимают 75% площади страны, характеризуются слабой заселенностью. Для освоения этих районов необходимо привлечение дополнительной рабочей силы.

Россия  многонациональная страна русские составляют 83% населения. Помимо русских проживают татары, украинцы, чуваши, башкиры, белорусы, чеченцы, немцы и др.

Основными религиями являются православие и ислам.

Главная задача национальной политики гос-ва – недопущение межнациональных конфликтов, выравнивание уровня жизни в различных регионах и создание необходимых условий для всестороннего развития национальной эк-ки и культуры всех народов России.

Превышение смертности над рождаемостью связано с ухудшением социально-эк-ских условий в связи с рыночными преобразованиями, продолжением старения населения, иммиграционными процессами, возросшей потерей населения трудоспособного возраста. На снижение показателя общей численности населения также оказывает влияние и неблагополучное экологическое состояние окружающей среды во многих регионах страны. Миграционный прирост из стран ближнего и дальнего зарубежья не перекрывает показателей естественной убыли. К тому же наметилась тенденция сокращения миграционного потока. Высокая плотность населения отмечается на Северном Кавказе и в Центрально-Черноземном районе.

Городское и сельское население: 70 и 30%. Рост удельного веса городского населения прекратился.

Структура населения:

1. Половая: 53% - женщины; 47% - мужчины.

2.         Возрастная: - до трудоспособного возраста (дети и подростки); - население трудоспособного возраста; - население старше трудоспособного возраста.

3.         Национальная: более 130 национальностей. На территории РФ выделяют 4 основных языковых семьи (индоевропейская, северокавказская, уральско-юкагирская, алтайская).

4.         Религиозная: 56% - православие (конфессиональная).

5.         Профессиональная.

6.         Средняя продолжительность жизни населения: женщины – 73 года (Арх – 71); мужчины – 60 лет (Арх – 56 лет).

 

(5)

 Северо-Западный  федеральный округ (СЗФО) расположен  на севере и северо-западе европейской  части России и включает в  свой состав 11 субъектов Российской  Федерации: республики Карелию и Коми, Архангельскую, Вологодскую, Мурманскую, Ленинградскую, Новгородскую, Псковскую, Калининградскую области, Ненецкий автономный округ, город Санкт-Петербург. Центром округа является город федерального значения Санкт-Петербург.     

СЗФО  занимает выгодное геополитическое  положение — граничит с Финляндией, Норвегией, Польшей, Эстонией, Латвией, Литвой, Беларусью, имеет выход в  Балтийское, Белое, Баренцево, Карское  моря. 
     Площадь округа составляет 1677,9 тыс. кв. километров — 10,5% территории России. В СЗФО проживают 14484,5 тыс. человек, из которых городское население — 11844,6 тыс. человек (81,8%). Регион имеет самый высокий показатель урбанизации среди федеральных округов: более 80 % жителей — городские, при этом значительная часть сконцентрирована в крупнейшей в стране Санкт-Петербургской агломерации. Средняя плотность населения в округе — 8,6 человека на 1 кв. километр. Национальный состав неоднороден: большая часть населения — русские, среди других наций преобладают коми, карелы, саами, ненцы. 
     Значительные размеры территории округа определяют разнообразие его природных условий. Преобладает равнинный и слабохолмистый рельеф, переходящий к востоку в горную полосу Северного, Приполярного и Полярного Урала. На севере округа в пределах Кольского полуострова расположены низкогорные массивы Хибинских и Ловозерских тундр. Территория округа находится в зонах смешанных лесов, тайги, лесотундры, а также тундры (в районах, примыкающих к побережью Северного Ледовитого океана, и на арктических островах). Значительны водные ресурсы округа, на долю которых приходится почти половина ресурсов европейской части страны. Крупнейшие реки — Северная Двина с притоками Вычегдой и Сухоной, а также Печора. Исключительно много озёр, особенно в северо-западной части округа. Здесь находятся крупнейшие озёра Европы — Ладожское и Онежское. 
     В округе сосредоточено около 50% лесных ресурсов европейской части России, причём хвойные породы занимают большую часть лесопокрытой площади, главным образом в Архангельской области, республиках Коми и Карелия. Специализация хозяйства округа территориально резко дифференцирована. Так, север и северо-восток СЗФО в настоящее время сохраняет роль крупного индустриального региона, специализирующегося на добыче и переработке разнообразных природных ресурсов. Он выделяется производством фосфатного сырья, целлюлозы, бумаги, картона, древесноволокнистых плит, вывозом древесины, добычей железной руды, нефти, угля, рыбы, выпуском чугуна, стали, азотных и фосфатных удобрений. Всё большее значение в новых геополитических условиях приобретает морской транспорт района и главный незамерзающий порт Мурманск. 
     В то же время юго-запад округа выступает как крупный индустриальный район, специализирующийся на производстве наукоёмкой продукции в первую очередь сложного и точного машиностроения, выпуске продукции химической и лесной промышленности, товаров народного потребления. Наличие развитого портового хозяйства определяет экспортно-импортные функции района на Балтийском море. Регион занимает второе место среди федеральных округов (после Центрального) по объёму привлечённых иностранных инвестиций, четвёртое — по поступлениям налогов и сборов в федеральный бюджет, пятое — по объёмам ВРП и промышленного производства. Денежные доходы населения округа находятся на среднероссийском уровне. 
     Город Санкт-Петербург занимает ведущее место в экономике округа, обеспечивая 39% его ВРП, 31% промышленного производства, 49% поступлений налогов и сборов в федеральный бюджет. Четыре самых развитых субъекта СЗФО (Санкт-Петербург, Мурманская и Вологодская области и Республика Коми) концентрируют 79% ВРП округа, 67% промышленного производства, 75% поступлений налогов в федеральный бюджет. 
     Ведущее место в хозяйственном комплексе округа принадлежит промышленности, в которой занято свыше 23% от общей численности занятых в экономике и около 37% работающих в основных отраслях материального производства. Заметную роль в структуре занятости играют также торговля и общественное питание, строительство и транспорт.  
     В структуре промышленного производства, с одной стороны, значительное место занимают сырьевые отрасли: топливная (более 9% всей промышленной продукции), чёрная металлургия (почти 13%), лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная (свыше 11%). С другой стороны, мощное развитие в крупных промышленных центрах получили различные отрасли машиностроения и металлообработки (более 15%), а также пищевой (около 17%) промышленности.  
     Важнейшим экономическим, научным и культурным центром округа и страны в целом является город Санкт-Петербург с населением около 4,7 млн человек. Город специализируется на продукции энергетического машиностроения, тракторостроения, судостроения, точного приборостроения, радиоэлектронной, химической и нефтехимической, лёгкой и пищевой промышленности. Значительную роль в экономике Санкт-Петербурга играет транспортный комплекс, и прежде всего — морской порт, обслуживающий перевозки экспортных грузов и импортируемых товаров. Постоянно возрастает значение города как одного из крупнейших общеевропейских культурных центров и места концентрации внутреннего и международного туризма. 
     Северо-Западный округ является крупной минерально-сырьевой базой РФ. Выделяются запасы руд чёрных и цветных металлов — железные руды Кольского полуострова и Карелии, составляющие около 5% общероссийских запасов, медно-никелевые руды Кольского полуострова, бокситы, титаносодержащее сырьё. Федеральное значение имеют Хибинские нефелин-апатитовые месторождения. 
     Топливно-энергетический комплекс округа опирается в значительной степени на собственные топливно-энергетические ресурсы (ТЭР) — нефть, газ, уголь, сланцы, торф и гидроэнергетический потенциал. По уровню обеспеченности ими округ занимает одно из ведущих мест в европейской зоне России, хотя является дефицитным по нефти и особенно по газу. Характерной особенностью энергетического сектора региона является неравномерное размещение центров добычи и потребления ТЭР. Основная часть добычи нефти, газа и угля сконцентрирована на востоке округа, а потребление — в западной части, что обусловливает развитие в регионе энерготранспортных систем. 
     По объёмам добычи нефти Северо-Западный округ занимает третье место, уступая лишь Приволжскому и Уральскому округам. На территории СЗФО действуют 2 нефтеперерабатывающих завода — Ухтинский и Киришский. По объёму добычи угля округ занимает первое место в европейской зоне страны. Добыча угля ведётся в Печорском угольном бассейне, где расположены крупнейшие месторождения — Интинское, Воргашорское и Воркутинское. В СЗФО формируются 2 нефтегазодобывающих района: Юго-Восточный — на базе месторождений Республики Коми и Северный — на базе залежей Архангельской области, Ненецкого автономного округа и шельфа Печорского моря. В ближайшее пятилетие Республика Коми будет оставаться основным нефтегазодобывающим районом, однако в дальнейшем большая часть нефти и газа будет добываться на севере региона.  
     Многоотраслевая специализация района предопределяет широкое развитие межрайонных и межгосударственных экономических связей. СЗФО — крупнейший в европейской части страны поставщик своей продукции основных отраслей рыночной специализации, импортёр оборудования для добывающих отраслей промышленности и лесохимического комплекса.

(6)

. Региональная  экономическая политика РФ  
Региональная экономическая политика (РЭП) – это часть государственной политики, которая включает в себя ее региональные аспекты. Она направлена на использование благоприятных факторов и по мере возможности – нейтрализацию неблагоприятных (инфляция, безработица и т.д.). Так же направлена на достижение целей социально-экономического развития. РЭП также является ядром системы гос. регулирования регионального экономического развития. РЭП имеет 2 уровня: федеральный и субфедеральный. На федеральном уровне РЭП занимается проблемами национальной экономики, отношениями между центром и субъектами федерации. При этом центр может вмешиваться в решение каких-либо проблем и задач регионов, только если они имеют федеральную значимость (Например: какие-либо чрезвычайные ситуации, освоение месторождения стратегического сырья и т. д.). На субфедеральном уровне РЭП занимается внутренними делами регионов: обеспечением населения продовольствием, энергией, регулированием отношений субъекта федерации с муниципальным образованием. Муниципальные власти являются субъектами региональной политики, и в их компетенции находятся широкий круг вопросов, касающихся жизнедеятельности и хозяйства муниципальных образований. Различия между региональными политиками разных уровней заключаются не только в масштабах полномочий и решаемых задач, но и в средствах их реализации: нормативно-правовой базе, источниках финансирования и т. д. Также существуют межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия. Они занимаются координацией социально-экономического развития групп сопредельных регионов, а также их взаимодействием с федеральным центром. Таким образом РЭП является результатом взаимодействия всех уровней власти, представляющих интересы населения. 

(8)

В июле 2005 года был принят Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», целью которого является создание благоприятных условий  для развития экономического и научного потенциала страны посредством создания особых экономических зон.

Мировая практика подтвердила  эффективность особых экономических  зон. Особые экономические зоны (в  дальнейшем – ОЭЗ) широко используются во многих странах в целях диверсификации экономики и регионального развития.

В настоящее время в  мире насчитывается несколько тысяч  ОЭЗ, которые подразделяются на зоны: – свободной торговли; – технико-внедренческие; – промышленно-производственные; –  сервисные.

Хороший пример показывает Китай, где на территории особых экономических  зон действует около 45 тысяч предприятий, или 18% от их общего количества в стране, а объем иностранных инвестиций в ОЭЗ составил 31 млрд долларов.

С принятием Закона «Об  особых экономических зонах в  Российской Федерации» созданные ранее  свободные (особые) экономические зоны упраздняются, за исключением Калининградской  и Магаданской ОЭЗ, деятельность которых регламентируется отдельными федеральными законами. Поскольку механизм функционирования ранее созданных  экономических зон не был оформлен законодательно, то гарантии прав предпринимателей там не обеспечивались, и этот недостаток не могли компенсировать никакие  льготы.

Новым законом первоначально  были определены два вида особых экономических  зон: – промышленно-производственные, площадью не более 20 кв. км для производства промышленной продукции высокой  степени обработки и ее реализации;–  технико-внедренческие, площадью не более 2 кв. км для создания, доведения до промышленного применения и реализации научно-технической продукции.

Основные требования к особым экономическим зонам

Срок существования – 20 лет, и он не подлежит продлению.

На территории ОЭЗ не допускается  добыча и переработка полезных ископаемых, размещение объектов жилищного фонда, производство и переработка подакцизных  товаров (за исключением легковых автомобилей  и мотоциклов).

Особые экономические  зоны создаются только на земельных  участках, находящихся в государственной  и муниципальной собственности. При этом они не могут быть расположены  на территории нескольких муниципальных  образований.

Территория ОЭЗ не должна включать в себя полностью территорию административно-территориального образования.

Предприятия – резиденты  ОЭЗ не могут иметь филиалы  и представительства вне территории особой экономической зоны.

Резиденты промышленно-производственных зон обязаны осуществить капитальные  вложения в размере не менее 10 млн евро, при этом сумма обязательных инвестиций в течение первого года должна составлять не менее 1 млн евро.

Для резидентов технико-внедренческих  зон обязательная сумма инвестирования не установлена.

Создание инженерной и  транспортной инфраструктуры на территории особой экономической зоны осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации  и бюджета муниципального образования.

Льготы для резидентов особых экономических зон

К общим льготам относятся:–  режим свободной таможенной зоны на всей территории особой экономической  зоны; – гарантии инвесторам от неблагоприятного изменения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах; – освобождение от уплаты налога на имущество в течение 5 лет с  момента постановки имущества на учет;– освобождение от уплаты земельного налога сроком на 5 лет с момента  возникновения права собственности  на предоставленный земельный участок.

Информация о работе Закономерности размещения производительных сил