Значение формирования цен на ресурсы для предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2015 в 13:02, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является выявление основных теоретических аспектов ценообразования на рынках факторов производства и формирование цены на современном этапе развития.
Для достижения поставленной цели следует выполнить следующие задачи:
- раскрыть теоретические основы ценообразования на рынках факторов производства;
- изучить цели и функции ценообразования на рынках факторов производства;
-рассмотреть особенности ценообразования на рынках факторов производства в России и их влияние на развитие реального сектора экономики;

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы ценообразования на рынках факторов производства
Рынки факторов производства. Спрос на факторы производства.
Механизм ценообразования на рынках факторов производства.
Влияние цен на ресурсы на результаты хозяйственной деятельности предприятий.
2. Особенности ценообразования на рынках факторов производства в России и их влияние на развитие реального сектора экономики.
2.1. Ценообразование на рынке земли
2.2. Ценообразование на рынке труда
2.3. Формирование цены капитала в современной экономике Российской Федерации
3. Перспективы развития рынков факторов производства в России.

Файлы: 1 файл

МИКРОЭКОНОМИКА.doc

— 200.50 Кб (Скачать файл)

Рынки ресурсов и рынки готовых товаров имеют много общих черт с точки зрения принципов их самоорганизации и установления равновесия. Однако некоторые отличия все же имеются, и они накладывают определенную специфику на механизм их функционирования.

Расходы, которые несут фирмы при приобретении ресурсов, выступают в общем виде как доходы их владельцев (зарплата, рента, прибыль, процент). Значит, на рынке ресурсов фирмы выступают покупателями, а домашние хозяйства - продавцами. Если цены на готовую продукцию регулируют ее поступление покупателям, то цены на ресурсы способствуют распределению последних между отраслями и фирмами.

Чтобы получить максимум прибыли, фирмы должны производить наиболее выгодную продукцию при наиболее эффективном сочетании ресурсов. В конечном итоге именно цены на ресурсы определяют то количество земли, труда, капитала, предпринимательских способностей, которые будут использованы в производственном процессе. Различная "ценность" ресурсов прямо влияет на распределение национального дохода между социальными группами, обладающими разными ресурсами.

Итак, мы выяснили, что такое производство, факторы производства и их рынки.

 

1.2 Спрос на факторы производства

 

Спрос на факторы производства отличается от потребительского спроса двумя важными пунктами:

1) спрос на факторы является  производным спросом;

2) спрос на различные факторы  является взаимозависимым. 3

Действительно, спрос на отдельный ресурс зависит, прежде всего, от спроса на тот товар/услугу, который производят с помощью этого ресурса. Чем выше спрос на бензин, тем выше будет спрос на нефть, на буровые установки, на труд нефтеразведчиков, нефтедобытчиков и т.д. Таким образом, производный характер спроса на факторы производства означает, что устойчивость спроса на любой фактор будет определяться двумя обстоятельствами:

1) производительностью фактора  при создании товара. Ресурс, который является высокопродуктивным при производстве товара, высоко оценивается предпринимателями, и будет пользоваться большим спросом;

2) рыночной ценой товара, произведенного  с помощью данного фактора  производства. Фактор может быть  феноменально производительным, но  в производстве очень дорогих товаров. Их никто не захочет и не сможет купить. На этот фактор производства не будет никакого спроса.

Графически предельная доходность ресурса - это кривая спроса, с которой сталкивается фирма на рынке готовой продукции (кривая спроса на ее продукцию). Она показывает доход фирмы от реализации дополнительного количества готовой продукции. Эта кривая, как известно, имеет отрицательный наклон «рис.1.», так как отражает убывающую доходность ресурса: чем больше единиц ресурса использует фирма, тем ниже предельная производительность каждой из них. При несовершенной конкуренции (монополия, олигополия, монополистическая конкуренция) дополнительная выручка (MR) оказывается меньше рыночной цены единицы продукта (Pх), и потому в этих условиях доход от реализации предельного продукта меньше его стоимости MPR* < MP´MR. Дополнительный доход от реализации дополнительного продукта будет меньше его стоимости, следовательно, линия MPR* пройдет ниже линии MPR «рис.2.»

       

Исходным для спроса на факторы производства является спрос на конечный продукт предприятия, т.е. спрос зависит от объемов производства и цен на факторы производства. Равновесие на рынке факторов производства предполагает получение равного дохода на прирост любого из них.  
     Общие принципы формирования кривой спроса на любой фактор производства сводятся к следующему:

- исходным в спросе является спрос на выпускаемый товар;

- равенство предельного дохода и предельных издержек, определённых для этого предприятия

- структура спроса на факторы  достигается при условии, когда  доллар, потраченный на приобретение какого-либо фактора, дает наибольший предельный продукт. 6

Спрос на ресурс прямо пропорционален производительности самого ресурса (т.е. количеству готовой продукции, полученной с помощью единицы ресурса). Так, спрос на плодородные участки земли выше, чем на суглинки, солончаки и пр. Однако производительность ресурса не является величиной постоянной. В краткосрочном периоде, т.е. когда как минимум один из используемых факторов производства является постоянным и не меняет своей величины, переменный фактор может наращивать свою производительность лишь до определенною момента. К примеру, внесение удобрений в земельный участок вначале приведет к резкому приросту урожайности, затем к меньшему приросту, а впоследствии может привести к перенасыщению почвы и возделываемых культур нитратами, сульфатами и т.д., и даже к гибели урожая. Данный феномен носит достаточно общий характер и известен как закон убывающей производительности и убывающей отдачи. 4

Эластичность спроса  на  ресурс  -  это  отношение  процентного  изменения потребления производственного ресурса  к  процентному  изменению  его  цены. Эластичность спроса по каждому из факторов производства может меняться в зависимости от уровня доходов фирмы и спроса на выпускаемую ей продукцию, возможностей взаимозамещения применяемых в производстве ресурсов и факторов. Спрос более эластичен на те факторы,  которые  при  прочих  равных  условиях имеют  более  низкую  цену. Это  позволяет  осуществлять взаимозамещение, вытеснять  дорогостоящие  факторы  производства. Высокие   рыночные   цены вызывают снижение  спроса  и  переключение  его  на  альтернативные  факторы производства, имеющие относительно низкие цены.

Факторами устойчивого спроса на ресурсы являются:

1)эффективность (производительность) производственного ресурса при  создании товара  (например,  чем  более  производительную   технику   используют   на предприятии, тем меньше нужно станков для производства запланированного количества продукции);

2)  рыночная  стоимость  (или  цена)  товара,  произведенного   при   помощи производственного ресурса; если растёт стоимость  какого-нибудь  товара,  то становиться выгодным увеличивать объём его производства,  поэтому  спрос  на ресурсы также возрастет.

На конкурентных рынках цены факторов производства формируются под влиянием как спроса, так и предложения. Предложение факторов производства - это то их количество, которое может быть представлено на рынках по существующим на данный момент ценам. На рынках факторов производства спрос порождает предложение так же, как и на рынках обычных потребительских благ. Однако рынки факторов производства имеют существенные особенности.

Здесь предложение во многом зависит от специфики каждого конкретного фактора производства как экономического блага для осуществления производственной деятельности с целью получения дохода. В целом же особенности предложения обусловлены редкостью, ограниченностью экономических ресурсов и прежде всего таких, как земля, труд, природные ископаемые ресурсы сырья и продукты их переработки.

Ограниченность, редкость первичных экономических ресурсов и производных от них факторов производства относительна. Они редки и ограничены по сравнению с потребностью производства в них для выпуска, необходимых в каждый данный момент конечных благ. Если бы ресурсы не были ограничены, они были бы бесплатными, как воздух, а разнообразные потребности людей были бы раз и навсегда полностью удовлетворены. Отпала бы потребность в рынках каких-либо товаров, не нужна была бы экономика, и никто бы не задумывался о её надобности. Однако люди неустанно и заинтересованно отслеживают показатели количества пригодных к использованию земель и цены этого использования; количества трудовых ресурсов, уровня их занятости и оплаты труда; количества добываемого сырья и цен в этой области.

На основании вышесказанного спрос на ресурс прямо пропорционален производительности самого ресурса, а предложение - это то количество ресурсов, которое может быть представлено на рынках по существующим на данный момент ценам. На рынках факторов производства спрос порождает предложение так же, как и на рынках обычных потребительских благ, но с некоторыми особенностями.

 

1.3. Механизм ценообразования на рынках факторов производства

 

Цена представляет собой денежное выражение стоимости товара, т.е. общественно необходимые затраты труда на его производство с учётом спроса и предложения. Цена- это сумма денег, за которую покупатель будет готов купить товар, а производитель продать. Цена- это форма выражения ценности благ, проявляющаяся в процессе обмена. 8

Методология механизма ценообразования (от греч. methodos - метод и logos - учение) - это совокупность общих научно обоснованных теоретических и практических принципов, методов и правил формирования системы цен в долгосрочном планировании хозяйствования: от постановки задач до управления ценообразованием. Методологии присущи такие признаки как: единство для всех уровней установления цен; разработка на долгосрочную перспективу; независимость от того, кто и на какой срок устанавливает цены. Основной задачей методологии механизма ценообразования, как правило, является обеспечение конкурентоспособности товара. Конкурентоспособность товара — это способность товара отвечать требованиям конкурентного рынка, запросам покупателей в сравнении с другими аналогичными товарами, представленными на рынке. Конкурентоспособность определяется, с одной стороны, качеством товара, его техническим уровнем, потребительскими свойствами и, с другой стороны, ценами на этот товар.

Методология механизма ценообразования включает в себя следующее:

1) Политика цен - общие цели, которые продавец собирается достичь с помощью реализации товара по установленным ценам.

2)Стратегия ценообразования – это согласованный общий план действий из совокупности наиболее важных решений, благодаря которым политика цен реализуется на практике.

На основе стратегии разрабатывается тактика ценообразования – это система конкретных практических мер и комплекс действий, обеспечивающих реализацию выбранной стратегии по управлению ценами на товары, исходя из сложившейся на определенный момент рыночной ситуации и включающих в себя реализацию целей продавца на каждом рынке и по каждому товару на заданный отрезок времени.

Также с целью реализации выбранной стратегии ценообразования определяется методика формирования цен – это совокупность конкретных способов, рекомендаций, средств и инструментария в рамках действующей методологии механизма ценообразования. Методика – это составной элемент методологии, который объединяет целый ряд методов формирования цен: рыночный, затратный, административный, параметрический. Каждая методика имеет свои особенности в зависимости от уровня управления, видов цен и товара. Метод (от греч. methodos) совокупность приемов или способов познания и освоения действительности, направленных на выполнение определенной цели.

На основе разработки и применения соответствующих методов реализуются адекватные рыночным отношениям единые принципы ценообразования, то есть постоянно действующие основные положения, характерные для всей системы цен и лежащие в ее основе.

Среди важнейших принципов ценообразования выделяют следующие:

1) Принцип обоснованности, который состоит в необходимости анализа и учета в ценообразовании рыночных факторов и объективных экономических законов развития рыночной экономики (закон стоимости, закон спроса и предложения).

2) Принцип единства обеспечивает единую методику расчета цен для определенного вида товара соответствующую условиям реализации.

3) Принцип целенаправленности состоит в четком определении приоритетных экономических и социальных задач и проблем, которые должны решаться с помощью цен.

4) Принцип контроля имеет целью проверку правильности применения установленных законодательством общих для всех продавцов правил ценообразования и реализуется, в частности, при государственном регулировании цен.

5) Принцип непрерывности процесса ценообразования проявляется в постоянной необходимости формирования цены на товар в кругообороте экономических процессов, например, протекающих по схеме «товар-деньги-товар».

Таким образом, стратегия и тактика ценообразования предполагают практические действия для реализации задач. Методология, методика, методы и принципы систематизируют научно- теоретическое обоснование этих действий. Совместно они образуют согласованную систему механизма ценообразования.  «Приложение 1»

Существуют два механизм ценообразования: затратный и рыночный.

1)Затратный механизм ценообразования

Затратный механизм ценообразования представляет собой, с одной стороны, связь между ценой и ценообразующими факторами, и, с другой стороны, способ формирования цены, технологию процесса ее зарождения и функционирования, изменение во времени. Согласно этому методу величина цены товара ставится в непосредственную зависимость от издержек производства и обращения, представляющих затраты, расходы в денежной форме на производство и реализацию единицы продукции.

Принципы и методы формирования цен при затратном механизме ценообразования должны определяться на предприятии, т.е. в сфере производства, и, как правило, до начала выпуска продукции. Это приводит к тому, что за базу цен принимаются затраты на производство. При таком подходе к построению цен рынок оказывает очень слабое воздействие на их уровень и динамику, практически не учитываются потребительские свойства товара, которые необходимы покупателю. Однако из этого не следует, что цена товара равна сумме издержек на производство и продажу единицы продукции. Механизм затратного ценообразования строится таким образом, чтобы производитель и продавец товара должны, продавая товар по определенной цене, получать возможность не только возмещать издержки, но и получать прибыль.

Информация о работе Значение формирования цен на ресурсы для предприятия