Значение формирования цен на ресурсы для предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2015 в 13:02, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является выявление основных теоретических аспектов ценообразования на рынках факторов производства и формирование цены на современном этапе развития.
Для достижения поставленной цели следует выполнить следующие задачи:
- раскрыть теоретические основы ценообразования на рынках факторов производства;
- изучить цели и функции ценообразования на рынках факторов производства;
-рассмотреть особенности ценообразования на рынках факторов производства в России и их влияние на развитие реального сектора экономики;

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы ценообразования на рынках факторов производства
Рынки факторов производства. Спрос на факторы производства.
Механизм ценообразования на рынках факторов производства.
Влияние цен на ресурсы на результаты хозяйственной деятельности предприятий.
2. Особенности ценообразования на рынках факторов производства в России и их влияние на развитие реального сектора экономики.
2.1. Ценообразование на рынке земли
2.2. Ценообразование на рынке труда
2.3. Формирование цены капитала в современной экономике Российской Федерации
3. Перспективы развития рынков факторов производства в России.

Файлы: 1 файл

МИКРОЭКОНОМИКА.doc

— 200.50 Кб (Скачать файл)

Формула цены, определяемой на основе затратного подхода, имеет следующий наиболее общий вид:

 

                                                     Ц=С+П,                                  (1)

 

Ц - цена единицы товара;

С - издержки производства и обращения единицы товара, (себестоимость);

П - прибыль , получаемая производителями, т.е. продавцами, за счет производства и продажи единицы товара.

Характеризуя затратный подход ценообразования, необходимо иметь в виду на основании каких издержек определяется цена. Чаще всего используются средние издержки в расчете на единицу продукции из всего количества производимых товаров. Однако могут быть использованы и предельные издержки, под которыми понимается прирост общих издержек, обусловленный увеличением производства и продажи товара на одну единицу.

Широко используется определение издержек на основе калькуляции, т.е. бухгалтерского расчета затрат по их отдельным элементам. Необходимо иметь в виду, что на величину издержек влияет фактор времени, где могут совершенствоваться технологии, которые ведут к снижению затрат, а также иметь место инфляционные процессы, приводящие к увеличению издержек.

Вторая особенность затратного механизма ценообразования - это толкование прибыли и правомерности ее получения теми или иными агентами, участниками процесса производства и обращения.

Прибыль - это дополнительная (сверх себестоимости) плата, которую вынужден вносить покупатель товара, при приобретении единицы продукции. Это своеобразный налог на покупателя, но не со стороны государства, а со стороны производителя и продавца. Прибыль позволит стимулировать производителя, а также вкладывать средства в развитие производства и торговли.

Относительная величина прибыли обычно рассматривается как отношение прибыли к себестоимости продукции (издержкам) или к цене, известна под названием рентабельность. Этот показатель и в настоящее время имеет широкое хождение в российской экономической практике.

В случае, когда он рассматривается как нормативная величина, такой показатель именуют нормой прибыли.

Таким образом, предприятия, фирмы, определив совокупные издержки производства и обращения и на их основе удельные издержки в расчете на единицу товара (средние или предельные), устанавливают себестоимость, суммируя которую с прибылью от реализации единицы продукции, рассчитывают цену.

Так как цена была установлена в процессе производства, естественно, что на нее ориентируется производитель, и нет гарантий в том, что она устроит покупателя. При назначении цен государством на товары и услуги, исходя из затратного механизма, приведенная выше формула цены несколько изменяется и имеет следующий вид:

 

                                      Ц=С+П+?Ц,                                                 (2)

 

?Ц - это цена надбавки или скидки.

При этом себестоимость единицы товара, исчисляют не в масштабе одного предприятия, а в масштабах целой отрасли, т.е. это средние издержки на производство и обращение единицы товара по обширной группе предприятий, производящих и реализующих этот товар. Величина прибыли устанавливается на нормативной основе при относительно умеренной норме прибыли, на уровне примерно - 20 - 30 процентов.

Надбавки и скидки с цены рассчитываются по затратному механизму, в зависимости от вида товаров и услуг.

Если государство не заинтересовано в расширении продажи и потреблении товаров, а сами товары не являются социально значимыми, т.е. предметами первой необходимости (например, предметы роскоши, или удовлетворяют вредные потребности: алкогольные напитки, табачные изделия), то на них вводится государственная ценовая надбавка в виде акцизного сбора или других видов налогов в пользу государственного бюджета.

Если же затратная цена на товары первой необходимости для ряда потребителей становится недоступной, то государство использует скидки с цены посредством денежных дотаций из государственного или местного бюджетов.

В определенной мере затратный механизм используется и сейчас, в рыночной экономике. Он воздействует, прежде всего, на цену предложения. Продавцы на рынке продают свои товары не ниже величины совокупных издержек производства и обращения, плюс прибыль, так как им необходимо расширять свое производство и стимулировать выпуск товаров. Однако они

вынуждены одновременно реагировать на спрос, а не только на свои затраты, т.е. рынок заставляет производителя вносить коррективы, ориентируясь на ценовую реакцию покупателя. Таким образом, чтобы прийти к успеху, необходимо перейти к рыночному подходу в ценообразовании.

2)Рыночный механизм ценообразования

Сущность рыночного ценообразования состоит в том, что реальный процесс формирования цен происходит не в сфере производства, а на рынке, под воздействием спроса и предложения. Цена товара и его полезность проходят проверку рынком и окончательно формируются на рынке.

Поэтому наши представления о стоимости товара (его формировании) и цене как экономических категориях рынка радикальным образом изменяются. Поскольку только на рынке происходит общественное признание продуктов как товаров, постольку и стоимость их получает общественное признание через механизм цен только на рынке.

Это принципиальное теоретическое положение до последнего времени почти полностью игнорировалось в нашей экономической науке и практике ценообразования. Однако и сейчас нередко практика ценообразования такова, когда затраты на производство товаров считают общественно необходимыми задолго до того, как эти товары появятся на рынке. Кроме того, при рыночном ценообразовании первоначальные цены на товары устанавливаются их собственниками, субъектами хозяйствования. Только в этом случае преодолевается отчуждение товаропроизводителей от результатов их труда.

Государственные органы в зависимости от сложившейся хозяйственной ситуации регулируют цены только на ограниченный круг товаров и услуг. В отношении подавляющего большинства товаров, производимых субъектами хозяйствования, государство определяет также общие правила и принципы ценообразования, иногда устанавливает предельные уровни рентабельности или цен и таким путем осуществляет свои управляющие функции.

Таким образом, предприятия или фирмы реализуют свои товары и услуги, как правило, по ценам и тарифам, установленным или самостоятельно, или на договорной основе, и только в отдельных случаях, предусмотренных законодательными актами, по государственным ценам.

В период переходной экономики, рыночный механизм ценообразования должен не противостоять, а гибко сочетаться с механизмом государственного регулирования цен на отдельные группы товаров. Такое сочетание позволяет государству с помощью цен определять и реализовывать цели и приоритеты экономического и социального развития и формировать соответствующие пропорции.

Механизм ценообразования в условиях рыночных отношений проявляется через цены, их динамику, которая формируется совершенно по-другому, иногда непредсказуемо, а это нельзя игнорировать при установлении цены.

Итак, мы выяснили, что такое цены и методологию механизма их образования. Существуют два механизм ценообразования: затратный и рыночный.

 

 

 

Глава 2. ОСОБЕННОСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА РЫНКАХ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА в России

 

2.1. Ценообразование на  рынке земли

 

Термин «земля» охватывает все полезности, которые даны природой в определённом объеме и над предложением которых человек не властен, будь то сама земля, водные ресурсы или полезные ископаемые. 6 лекция 13

Земля как фактор производства имеет троякое значение:

1) В широком смысле она означает  все использованные в производственном  процессе естественные ресурсы (земельные, водные и др.)

2)  В ряде отраслей (сельском  хозяйстве, добывающей, рыбной промышленности) земля является объектом хозяйствования

3)    В пределах всей экономики земля может выступать как объект собственности, в этом случае её собственник непосредственного участия в процессе производства может не принимать, а участвовать опосредованно, представлением своей земли. 9

Рынок земли - это общественно-экономическая форма движения (перераспределения) объектов земли между собственниками.

Спрос на рынке земли представляет собой совокупную потребность в объектах земли.

Земля как фактор производства имеет товарный характер, она продаётся и покупается, и её цена на рынке зависит от спроса на неё. Но до появления на рынке средств производства она имеет исходную «стартовую» экономическую оценку в виде земельного кадастра – свода данных о земле. 10 стр. 237-238

Предложение - совокупность объектов земли, которые предлагаются на рынке по определенным ценам. Предложение земли является абсолютно неэластичным, поскольку количество земли объективно ограничено.

Кривая спроса на землю (D)  и предложения (S) (рис.3)

 

 

 

 


     цена земли                                    S



 

 

              

                                                                D


 

                                                                                      кол-во земли

                                  рис.3

 

    Плата за пользование  землей называется земельной рентой.

    Существует несколько  видов ренты :

  1. Абсолютная рента – рента, получаемая со всех участков земли, независимо от ее местоположения и плодородия, по причине монопольного владения землей.
  2. Дифференциальная рента - получается с лучших и средних по плодородию и местоположению земель.
  3. Дифференциальная рента  - получается от дополнительного вложения в землю труда и капитала.

Арендная плата включает плату за пользование землей (ренту), а также процент на вложенный в землю капитал.

Величина ренты измеряется  превышением рыночной цены продажи производимых сельскохозяйственных культур на худших и относительно лучших земельных участках , а также превышением рыночной рыночной цены продажи производимых сельскохозяйственных культур над уровнем средних затрат, присущих данной оценочной группе почв. 10 стр. 243

Цена земли рассчитывается  как отношение ренты (R)к норме банковского процента (S), выраженное в процентах:

 

                                              Z =(R / S) 100%.

 

Стоимость сельскохозяйственных земель обычно выражается в виде текущей денежной арендной платы, помноженной на определённое количество раз, иначе в виде «покупки на ряд лет» этой ренты. Кроме того, система оценки земли включает в себя несколько элементов:

- информация кадастровых регистров  о правовом режиме и качественных  характеристиках земельных участков;

- привлекаемая из иных источников информация о сделках с земельными участками и информация о рынке земли и иной недвижимости;

- кадастровая оценка стоимости  земли по оценочным зонам и  земельным участкам:

- кадастровые карты и регистры  стоимости земли.

Система оценки земли предполагает также организацию деятельности в области кадастровой оценки и переоценки земли.

В условиях реформируемой экономики России оценка земель относительна, так как наличие теневого рынка, отсутствие достоверных данных о сделках с земельными участками, о результатах хозяйственной деятельности предприятий, использующих землю, неадекватность затрат и эффектов и при улучшении земель не позволяют механически переносить принятые в международной практике принципы и методы оценки земли. 10 стр. 239

Земля используется как в сельскохозяйственных, так и в несельскохозяйственных целях, что обусловливает существование двух видов спроса на землю: Dнсх - сельскохозяйственный спрос, Dсх - несельскохозяйственный спрос. Совокупный спрос на землю DL будет представлять собой сумму двух указанных видов спроса:

 

DL = Dнсх + Dсх.

 

Кривые сельскохозяйственного и несельскохозяйственного спроса на землю имеют отрицательный наклон вследствие действия закона убывающей продуктивности земли, но различную эластичность: кривая несельскохозяйственного спроса Dнсх будет более эластичной, поскольку даже незначительное снижение цены вызовет заметный рост объема спроса на землю (для строительства и т.д.). Кривая сельскохозяйственного спроса неэластична: люди не могут жить без пищи, поэтому объем спроса на основные продукты питания мало изменяется даже в результате значительного изменения цен. Это значит, что в результате увеличения предложения продовольствия вероятнее всего снижение цен на него и, наоборот, даже незначительное сокращение объемов предложения может вызвать рост цен на продовольствие.

Немаловажный фактор, оказывающий влияние на сельскохозяйственный спрос на землю, - постепенное сокращение расходов на продовольствие в бюджете потребителя. По мере повышения доходов люди все большую их часть расходуют на непродовольственные блага (жилье, автомобили, путешествия и т.д.). Это означает, что доля сельского хозяйства в национальном доходе сокращается. Несельскохозяйственный же спрос на землю имеет устойчивую тенденцию к росту.

Информация о работе Значение формирования цен на ресурсы для предприятия