Значение формирования цен на ресурсы для предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2015 в 13:02, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является выявление основных теоретических аспектов ценообразования на рынках факторов производства и формирование цены на современном этапе развития.
Для достижения поставленной цели следует выполнить следующие задачи:
- раскрыть теоретические основы ценообразования на рынках факторов производства;
- изучить цели и функции ценообразования на рынках факторов производства;
-рассмотреть особенности ценообразования на рынках факторов производства в России и их влияние на развитие реального сектора экономики;

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы ценообразования на рынках факторов производства
Рынки факторов производства. Спрос на факторы производства.
Механизм ценообразования на рынках факторов производства.
Влияние цен на ресурсы на результаты хозяйственной деятельности предприятий.
2. Особенности ценообразования на рынках факторов производства в России и их влияние на развитие реального сектора экономики.
2.1. Ценообразование на рынке земли
2.2. Ценообразование на рынке труда
2.3. Формирование цены капитала в современной экономике Российской Федерации
3. Перспективы развития рынков факторов производства в России.

Файлы: 1 файл

МИКРОЭКОНОМИКА.doc

— 200.50 Кб (Скачать файл)

2) Ценообразование на рынке труда в условиях несовершенной конкуренции:

Несовершенная конкуренция может проявляться в разных формах. Рассмотрим некоторые типичные случаи.

Монополия на рынке товаров и услуг. Предположим, что фирма-монополист на рынке готовой продукции закупает ресурсы на конкурентных рынках. Тогда на рынке готовой продукции фирма является ценодателем, а на рынке ресурсов — ценополучателем. Монополистическая цена на готовую продукцию в таком случае будет выше предельного дохода от дополнительной единицы изделия. Следовательно, на рынке ресурсов стоимость предельного продукта от использования дополнительной единицы ресурса будет выше создаваемого в данном случае предельного дохода.

Монопсония на рынке труда. Если на рынке существует лишь один покупатель, такая ситуация называется монополией покупателя или монопсонией. Достаточно часто существует монопсония на рынках факторов производства, в частности на рынке труда. Монопсония, как и монополия производителя, может существовать как в общенациональном, так и в местном, региональном масштабе. Последнее встречается особенно часто. Так, нередки города, вся жизнь которых основывается на работе одного предприятия (например, шахты, химического, машиностроительного или текстильного комбината). Такое предприятие является на местном рынке практически единственным работодателем, и его закрытие грозит существованию всего города.

В отличие от совершенно конкурентной фирмы монопсонисту противостоит восходящая кривая предложения труда, т.е. кривая совокупного рыночного предложения. В этом случае, чтобы нанять дополнительного работника, фирма будет вынуждена повысить заработную плату. Это повышение с необходимостью коснется не только этого предельного работника, но и всех нанятых ранее. В результате предельные издержки от найма дополнительного работника будут выше, чем новый, повышенный уровень заработной платы.

Поскольку монопсонист никогда не принимает какую-либо цену как данность, ему не противостоит кривая спроса на труд (аналогично тому как монополисту-производителю не противостоит кривая предложения продукции). Монопсонист является ценодателем и должен одновременно выбрать некоторую комбинацию из цены труда и количества нанимаемых работников. Основным критерием поведения монопсониста является максимизация прибыли, следовательно, он будет нанимать работников до тех пор, пока не установится равенство его предельных издержек и предельных доходов от дополнительного работника.

Таким образом, мы выяснили, что такое трудовые ресурсы, рынок труда, спрос и предложение на этом рынке, узнали, что ценой труда является заработная плата, и рассмотрели особенности ценообразования при совершенной и несовершенной конкуренции.

 

2.3. Формирование цены капитала в современной экономике

Российской Федерации

 

«Капитал»- так называют материальные и финансовые ресурсы в системе факторов производства. Определяя капитал как фактор производства, экономисты отождествляют капитал со средствами производства. Подобный подход заимствован у классиков классической политической экономии. Так, А. Смит рассматривал капитал как накопленный труд, а Д. Риккардо считал, капитал - это средства производства. Капитал состоит прежде всего из благ длительного пользования, созданных для производства других товаров. Кучуков стр. 128

Принято различать основной капитал (материализованный в зданиях, сооружениях, станках, оборудовании), функционирующий в процессе производства несколько лет, и оборотный (включающий сырьё, материалы, топливо, удобрения и т.д.), который расходуется полностью за один производственный цикл, перенося свою стоимость на производимый продукт.

Экономическая теория различает:

-физический (технический) капитал - совокупность материальных средств, которые используются в различных фазах производства и увеличивают производительность человеческого труда (станки, здания, компьютеры и т.п.);

-финансовый (денежный) капитал - совокупность денежных средств и денежное выражение стоимости ценных бумаг;

-юридический капитал - совокупность прав распоряжения некоторыми ценностями, причем эти права дают их обладателям доход без вложения соответствующего труда;

-человеческий капитал - это те вложения, которые увеличивают физическую или умственную способность человека. 13

В связи с неоднозначностью трактовки категории «капитал» существует проблема определения понятия «рынок капитала». В зависимости от того, что выступает объектом взаимоотношения продавцов и покупателей на рынке, выделяют несколько вариантов трактовки этого понятия. 10 стр. 167

1) Под капиталом на рынке факторов производства понимается физический капитал: станки, машины, здания, сооружения, запасы материалов и т.п. в их стоимостном измерении. Поэтому в данном понимании рынок капиталов образует рынок факторов производства (рис.6).

рис. 6

Основными субъектами рынка капиталов являются бизнесмены.

Спрос на капитал на рынке факторов – это спрос фирм на физический капитал, позволяющий фирмам реализовывать свои инвестиционные проекты, а по форме предъявления – это спрос на инвестиционные фонды, обеспечивающие вложения необходимых финансовых средств в инвестиционные проекты фирмы. Спрос на капитал только выражается в виде спроса на финансовые средства для приобретения необходимых производственных фондов.

Для капитала, как фактора производства, доходом является процент.

В связи с тем, что физический капитал может приобретаться в собственность фирм или предоставляться им во временное пользование, следует различать плату за поток услуги капитала (цена использования) и цену капитальных активов (цена купли-продажи).

Рынок капитала и капитальных активов – это составная часть рынка факторов производства. К капитальным активам относятся все разновидности зданий и сооружений, техники и машин производственного назначения, оборудования и инструментов; сырье и материалы; энергия и идеи; программное обеспечение для ЭВМ и разнообразная информация экономического содержания.

Цена капитала и капитальных активов - это тот доход, который они способны принести в результате использования. производственного применения. Обобщающим выражением дохода на капитал и капитальные активы выступает годовая процентная ставка, т.е. величина дохода, исчисляемая за определенный период времени (чаще – год) в процентном отношении к величине применяемого капитала. Размер получаемого дохода выступает, по существу, ценой капитала и капитальных активов.

Процент, как доход на капитальные активы будет тем выше, чем выше производительность реальных экономических благ, представленных капитальными активами, как факторами производства.

Исчисление дохода, или определение расчетной величины чистой производительности капитала, называется дисконтированием.

Дисконтирование осуществляется по формуле :

 

                                          D = Dt / ( 1 + r )t, где

 

      D – текущая дисконтированная стоимость актива;

      Dt  - ежегодный будущий доход от актива, инвестированного на период, равный t лет;

       r – норма банковского процента;

       t – количество лет.

Промышленные и другие капиталовложения будут иметь экономический  смысл, если доход от них выше, чем процент по банковским вкладам.

2) Под капиталом на рынке финансов  понимается денежный капитал. Поэтому  рынок капиталов выступает одной  из составляющих частей рынка  ссудных капиталов (рис. 7)

рис. 7

 

 

Рынок ссудных капиталов - специфическая сфера товарных отношений, в которых объектом сделки является предоставляемый в ссуду денежный капитал и формируется спрос и предложение на него. Денежный рынок связан с краткосрочными банковскими операциями сроком до одного года. Рынок капиталов формирует среднесрочные и долгосрочные операции банков. Он, в свою очередь, делится на ипотечный рынок (операции с закладными листами) и финансовый рынок (операции с ценными бумагами).

Субъектами финансового рынка являются не только банки и их клиенты (как на ипотечном рынке), но и фондовая биржа, а объектом операций выступают не только ценные бумаги частных предпринимателей, но и бумаги государственных институтов.

С ростом сети банковских учреждений и сберегательных касс все больше превращаются в ссудные капиталы и такие денежные средства, которые при отсутствии кредитных учреждений оставались бы празднолежащим сокровищем. Аккумуляция этих средств в кредитной системе увеличивает накопление ссудных капиталов, что способствует понижению нормы процента.

На высшей стадии промышленного подъема спрос на ссудный капитал, а вместе с тем и норма процента сильно возрастают. И хотя в этот период банкирский кредит расширяется вместе с расширением производства, то есть ростом действительного капитала, увеличение кредита значительно превосходит рост производства. Это объясняется тем, что кредит широко используется не только для расширенного воспроизводства, но и для спекуляции на товарном и фондовом рынках. 
Во время кризиса ярко обнаруживается противоположность движения ссудного и действительного капитала. Предложение товаров превышает спрос на них, реализация прерывается, производство сокращается, наблюдаются избыток действительного капитала и резкое падение нормы прибыли. Напротив, спрос на ссудный капитал значительно превышает его предложение, в результате чего ощущается острый недостаток ссудного капитала и происходит резкое повышение нормы процента.  
Чрезвычайный спрос на ссудный капитал во время кризисов носит специфический характер и не отражает спроса на действительный капитал. Основными причинами этого являются:

1) погоня за деньгами как платежным  средством, необходимым для расплаты  по выданным ранее долговым  обязательствам и предотвращения банкротства;

2) погоня за деньгами как сокровищем.

Кредит представляет собой форму движения ссудного капитала. Это заем в денежной или товарной форме на условиях возвратности и платности. Кредит был известен как в натуральной, так и в денежной форме за несколько тысячелетий до н.э. Обе формы развивались параллельно, постепенно расходясь по масштабам и значению. В практике утвердились две основные формы кредита: коммерческий и банковский, которые различаются по составу участников, объектам кредитования, величине процента и сфере использования. 6 12

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

Функционирование предприятий и домашних хозяйств основывается на использовании факторов производства и получении от их использования соответствующих доходов. Под факторами производства понимаются особо важные элементы или объекты, которые оказывают решающее воздействие на возможность и результативность хозяйственной деятельности:

Рыночная цена факторов производства, как и благ, образуется в результате взаимодействия спроса и предложения. При этом объем каждого привлекаемого в производство ресурса зависит от уровня цен не только на каждый из них, но и на все остальные сопряженные с ними ресурсы и факторы.

Цена представляет собой денежное выражение стоимости товара, т.е. общественно необходимые затраты труда на его производство с учётом спроса и предложения. Цена- это сумма денег, за которую покупатель будет готов купить товар, а производитель продать. Цена- это форма выражения ценности благ, проявляющаяся в процессе обмена. 8

Методология механизма ценообразования (от греч. methodos - метод и logos - учение)- это совокупность общих научно обоснованных теоретических и практических принципов, методов и правил формирования системы цен в долгосрочном планировании хозяйствования: от постановки задач до управления ценообразованием. Методологии присущи такие признаки как: единство для всех уровней установления цен; разработка на долгосрочную перспективу; независимость от того, кто и на какой срок устанавливает цены. Основной задачей методологии механизма ценообразования, как правило, является обеспечение конкурентоспособности товара. Конкурентоспособность товара — это способность товара отвечать требованиям конкурентного рынка, запросам покупателей в сравнении с другими аналогичными товарами, представленными на рынке. Конкурентоспособность определяется, с одной стороны, качеством товара, его техническим уровнем, потребительскими свойствами и, с другой стороны, ценами на этот товар.

 

 

 

 


Информация о работе Значение формирования цен на ресурсы для предприятия