Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 20:52, курсовая работа
Рыночная экономика динамична, отечественным организациям приходится работать в быстро меняющейся внешней среде, часто в условиях неопределенности. Расширяются масштабы рынка, меняются потребности, растут объемы покупательского спроса, усиливается конкуренция. В то же время финансовые и материальные ресурсы все более ограничены. Это ставит перед предприятиями проблемы эффективности управления деятельностью, требует решения стратегических, тактических и текущих задач, обеспечивающих стабильность и экономический рост
Введение 3
1. Понятие бюджета. Цели бюджетирования. 4
2. Понятие и функции «гибкого» бюджета 8
3. Гибкие аналитические бюджеты 10
4. Контроль затрат по центрам ответственности 12
Заключение 17
Список использованных источников 18
Расчетная часть 20
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИБОРОСТРОЕНИЯ И ИНФОРМАТИКИ
Экономический факультет
Кафедра “Бухгалтерский учет, финансы и аудит”
по дисциплине: “Управленческий бухгалтерский учет ”
на тему: “Значение «гибкого» бюджета для контроля и анализа деятельности центров ответственности ”
Введение
Рыночная экономика динамична, отечественным организациям приходится работать в быстро меняющейся внешней среде, часто в условиях неопределенности. Расширяются масштабы рынка, меняются потребности, растут объемы покупательского спроса, усиливается конкуренция. В то же время финансовые и материальные ресурсы все более ограничены. Это ставит перед предприятиями проблемы эффективности управления деятельностью, требует решения стратегических, тактических и текущих задач, обеспечивающих стабильность и экономический рост. Выполнение таких задач возможно с помощью надежного информационного обеспечение функций планирования, контроля и принятия управленческих решений. Создание методологических основ информационного обеспечения, эффективного управления является предметом управленческого учета. В данной курсовой работе рассматривается один из методических приемов управленческого учета - система «гибкого» бюджетирования, предусматривающая функции финансового планирования и контроля и связанные с этим аспекты ответственности руководителей организации.
В обстановке рыночной неопределенности необходимо прогнозировать будущее, предвидеть возможные изменения условий деятельности с помощью опережающего планирования и контроля, т.е. с помощью системы бюджетирования.
1. Понятие бюджета. Цели бюджетирования.
Под бюджетированием в управленческом учете понимают процесс планирования. Планирование - одна из функций управления, процесс определения действий, которые должны быть выполнены в будущем.
При рассмотрении планирования деятельности предприятия речь ведут о краткосрочном (или сметном) бюджетировании.
Бюджет (или смета) - это финансовый документ, созданный до выполнения предполагаемых действий. Это прогноз будущих финансовых операций.
Бюджет - количественный план в денежном выражении, подготовленный и принятый до определенного периода времени, обычно показывающий планируемую величину дохода, которая должна быть достигнута, и (или) расходы, которые должны быть понесены в течение этого периода, и капитал, который необходимо привлечь для достижения данной цели.
Составление бюджетов преследует следующие цели:
- разработка концепции ведения бизнеса;
- планирование финансово-хозяйственной деятельности предприятия на определенный период;
- оптимизация затрат и прибыли предприятия;
- координация-согласование деятельности различных подразделений предприятия;
- коммуникация-доведение планов до сведения руководителей разных уровней;
- мотивация руководителей на местах на достижение целей организации;
- контроль и оценка эффективности работы руководителей на местах путем сравнения фактических затрат с нормативом;
- выявление потребностей в денежных ресурсах и оптимизация финансовых потоков.
Существуют следующие этапы разработки бюджетов;
* сообщение основных направлений развития предприятия лицам, ответственным за разработку бюджетов;
* разработка первого варианта бюджетов;
* координация и анализ первого варианта бюджетов, внесение коррективов;
* утверждение бюджетов руководством предприятия;
* последующий анализ и корректировка бюджетов в соответствии с изменившимися условиями.
Бюджеты в широком смысле подразделяются на два основных вида: текущие (операционные) бюджеты, отражающие текущую (производственную) деятельность предприятия, и финансовый бюджет, представляющий собой прогноз финансовой отчетности.
В зависимости от поставленных задач различают также бюджеты:
а) генеральные и частные;
б) гибкие и статические.
Бюджет, охватывающий общую деятельность предприятия - генеральный (общий) бюджет. Цель генерального бюджета - суммировать сметы и планы различных подразделений предприятия (частные бюджеты).
Генеральный бюджет состоит из двух частей - операционного и финансового бюджетов.
В зависимости от целей
сравнения и анализа
Статический бюджет - бюджет организации, рассчитанный на конкретный уровень деловой активности. Доходы и расходы планируются исходя из одного уровня реализации. Все бюджеты, входящие в генеральный бюджет статические. При сравнении статического бюджета с фактически достигнутыми результатами не учитывается реальный уровень деятельности организации, т.е. все фактические результаты сравниваются с прогнозируемыми вне зависимости от достигнутого объема реализации.
Гибкий бюджет - бюджет, который составляется не для конкретного уровня деловой активности, а для определенного его диапазона, т.е. предусматривается несколько альтернативных вариантов объема реализации. Для каждого возможного уровня реализации здесь определена соответствующая сумма затрат. Гибкий бюджет учитывает изменение затрат в зависимости от изменения уровня реализации, он представляет собой динамическую базу для сравнения достигнутых результатов с запланированными показателями.
Бюджет, охватывающий общую деятельность предприятия, называется генеральным бюджетом. Цель генерального бюджета – объединить и суммировать суммы и планы различных подразделений предприятия, называемые частными бюджетами.
В результате составления генерального бюджета создаются:
- прогнозируемый баланс;
- план прибылей и убытков;
- план движения денежных средств.
Генеральный бюджет любой организации состоит из двух частей:
1. Операционный бюджет – часть генерального бюджета, включающая план прибылей и убытков, который реализуется через вспомогательные (частные) сметы, отражающие статьи доходов и расходов организации.
2. Финансовый бюджет
– часть генерального бюджета,
включающая бюджеты
В отличие от финансовой отчетности (баланса, формы №2 и др.), форма бюджета не стандартизирована. Его структура зависит от объекта планирования, размера организации и степени квалификации разработчиков. Информация, содержащаяся в бюджете должна быть предельно точной – определенной и значащей для ее пользователя.
Этот документ может:
1. содержать лишь данные:
- о доходах;
- о расходах;
- о доходах и расходах, которые могут быть не всегда сбалансированы;
2. разрабатываться в
любых единицах измерения как
стоимостных, так и
3. составляться как для организации в целом, так и для ее подразделений – центров ответственности, что позволяет скоординировать ее действия.
Бюджеты разрабатываются
управленческой бухгалтерией
Бюджет может разрабатываться
на годовой основе (с разбивкой
по месяцам) и на основе
Несмотря на единую
структуру, состав элементов
Генеральный бюджет торговой организации состоит из двух частей:
- операционного бюджета;
- финансового бюджета.
Рисунок 1 – генеральный бюджет торговой организации
Как видно из рисунка 1, что операционный и финансовый бюджеты состоят из ряда частных бюджетов, которые связаны между собой, взаимозависимы и взаимообусловлены.
2. Понятие и функции «гибкого» бюджета
В условиях применения генерального (основного, мастер-бюджета) все затраты рассчитываются для жестко запланированного уровня деловой активности предприятия, которая определяется объемом выпускаемой продукции или уровнем загрузки производственных мощностей.
Однако постоянная динамика и неопределенность ситуации на рынке вызывает необходимость рассмотрения нескольких возможных вариантов формирования спроса на продукцию, и, следовательно, планируемого объема выпускаемой продукции. Это требует составления нескольких бюджетов, которые называются гибкими (flexible budget).
Кроме того, на практике весьма редки случаи совпадения фактической активности предприятия с планируемой. В связи с этим невозможен контроль затрат конкретного сегмента предприятия путем сравнения фактических результатов с запланированными показателями. Посредством аналитических процедур формируется информация для оценки деятельности подразделений и менеджеров, совершенствования норм и нормативов, обоснования решений по корректировке текущего бюджета и формирования бюджета на следующий период.
Таким образом, гибкие бюджеты находят применение при необходимости:
- обеспечения прогнозных данных применительно к разным уровням деловой активности предприятия в диапазоне релевантности (в границах обычного уровня деятельности);
- обеспечения сопоставимости информации при сравнении фактических затрат с планируемыми затратами и дальнейшего анализа полученных в результате сравнения отклонений;
- более объективной оценки деятельности подразделений и менеджеров центров ответственности по контролю за исполнением бюджета.
Выполнение этих задач обеспечивают гибкие плановые и аналитические бюджеты.
Метод гибких бюджетов получил широкое распространение на промышленных предприятиях экономически развитых стран, прежде всего в США. С помощью этого метода составляются отдельные бюджеты для разных уровней загрузки оборудования и занятости рабочих мест.
Гибкий бюджет может формироваться как переменный бюджет (variable budget). Гибкий переменный бюджет предполагает деление затрат на переменные и постоянные; первые корректируются в зависимости от объема производства, вторые остаются неизменными. В связи с этим при подготовке отчетов о выполнении бюджета центра затрат необходимо классифицировать затраты на переменные и постоянные. Если фактический уровень деятельности предприятия превышает плановый, то переменные затраты этого центра будут большими, чем бюджетные просто из-за изменения уровня деятельности.
Существуют два метода составления гибких бюджетов: бюджет с интервалами и графический метод.
Бюджет с интервалами по своей сути является совокупностью нескольких бюджетов, исчисленных для разных уровней загрузки производственных мощностей, равной, например, 60, 70, 80, 110, 120%.
Если уровень загрузки находится в интервале между значениями, для которых составлены бюджеты, то берут бюджет по наиболее близкому к фактической величине уровню загрузки мощности и определенным образом корректируют.
Однако метод бюджетов с интервалом является достаточно трудоемким. Например, если такой бюджет состоит из нескольких отдельных бюджетов подразделений, а они, в свою очередь, включают более 10 статей косвенных расходов и по каждой статье для каждого подразделения и для каждой степени загрузки мощности требуется определить величину, то потребуется выполнить несколько тысяч отдельных расчетов.
В связи с этим на крупных промышленных предприятиях предпочтительнее применять графический метод составления гибких бюджетов. На графике гибкого бюджета затрат по горизонтали откладываются значения уровня деловой активности фирмы, а по вертикали — величина затрат. С его помощью легко контролировать выполнение бюджета, поскольку для любого фактического уровня деловой активности по графику можно найти соответствующую плановую величину бюджета.