Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 09:39, курсовая работа
Алкоголь – необычный товар. Он играет различные роли в социальных и культурных устоях общества. Мэри Дуглас, выдающийся английский социолог весьма точно определила употребление алкоголя как «общественный акт, исполняемый в определенном социальном контексте». Употребление алкоголя во многом не есть действие, отражающее индивидуальный выбор.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Эволюция развития акциза на алкогольную продукцию…………...5
1.1 Развитие налоговой политики в Российской империи……………………5
1.2 Монополизация алкогольной продукции………………………………….7
1.3 Развитие акцизных марок в Российской Федерации……………………...8
Глава 2. Механизм взимания акцизов на алкогольную продукцию…………11
2.1 Акцизы на алкогольную продукцию: понятие, плательщики, объект налогообложения и льготы……………………………………………………..11
2.2 Налоговая база и ставки акциза на алкогольную продукцию…………..14
2.3 Порядок исчисления и уплаты акциза……………………………………..16
Глава 3. Расчет акциза на алкогольную продукцию и пути его усовершенствование…………………………………………………………….1
3.1 Порядок расчета акциза на алкогольную продукцию……………………18
3.2 Налоговые вычеты и порядок их применения…………………………….20
3.3 Перспективы развития налогообложения в виде акцизов на алкогольную продукцию в 2011-2013 гг………………………………………………………23
Заключение………………………………………………………………………26
Список используемой литературы……………………………………………..28
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Эволюция развития акциза на алкогольную продукцию…………...5
1.1 Развитие налоговой политики в Российской империи……………………5
1.2 Монополизация алкогольной продукции………………………………….7
1.3 Развитие акцизных марок в Российской Федерации……………………...8
Глава 2. Механизм взимания акцизов на алкогольную продукцию…………11
2.1 Акцизы на алкогольную продукцию: понятие,
плательщики, объект налогообложения
и льготы……………………………………………………..
2.2 Налоговая база и ставки акциза на алкогольную продукцию…………..14
2.3 Порядок исчисления и уплаты акциза……………………………………..16
Глава 3. Расчет акциза
на алкогольную продукцию и пути его усовершенствование………………………………
3.1 Порядок расчета акциза на алкогольную продукцию……………………18
3.2 Налоговые вычеты и порядок их применения…………………………….20
3.3 Перспективы развития налогообложения в виде акцизов на алкогольную продукцию в 2011-2013 гг………………………………………………………23
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………..
Приложения……………………………………………………
2
Введение
Экономическая сущность каждого конкретного акциза зависит от объекта обложения. Уникальным объектом исследования в этом плане выступает алкоголь.
Алкоголь – необычный товар. Он играет различные роли в социальных и культурных устоях общества. Мэри Дуглас, выдающийся английский социолог весьма точно определила употребление алкоголя как «общественный акт, исполняемый в определенном социальном контексте». Употребление алкоголя во многом не есть действие, отражающее индивидуальный выбор. Социологи утверждают, что традиции употребление алкоголя выявляют культурные и общественные ценности в том или ином регионе. Неслучайно, практически во все культурах, потребление алкогольных напитков в одиночестве считается нездоровым симптомом.
Акцизам – разновидности
косвенных налоговых платежей –
законодатель уделяет в последнее
время пристальное внимание. Перспективность
существования акцизов
Принятие Налогового
кодекса Российской Федерации заложило
фундаментальную основу правового
регулирования налоговых
3
налогообложения акцизами – налогоплательщики, объект налогообложения,
налоговая база, налоговый период,
налоговая ставка, порядок исчисления,
порядок и сроки уплаты налога.
В соответствии с положениями
Налогового кодекса принят также
ряд подзаконных нормативно-
Вместе с тем, анализ
действующего законодательства о налогах
и сборах и правоприменительной
практики позволяет выявлять негативные
тенденции процесса нормативного регулирования
налоговых отношений и
Актуальность данной курсовой работы обуславливается тем, что среди акцизов, акцизы на алкогольную продукцию, как одна из статей налоговых доходов, занимают второе место в формировании консолидированных бюджетов субъектов РФ, уступая лишь акцизам на нефтепродукты. Для любого предприятия, которое производит или продает алкогольную продукцию, главенствующим налогом, без сомнения, является не налог на прибыль и даже не НДС, а акциз.
Предмет исследования: действующий механизм исчисления и уплаты акцизов.
Экономическая сущность каждого конкретного акциза зависит от объекта обложения. Уникальным объектом исследования в этом плане выступает алкоголь.
Цель работы: исследовать действующий механизм исчисления акцизов и определить перспективы его развития в современной налоговой системе Российской Федерации.
Методы исследования: анализ литературы по теме исследования, диалектический, статистический, исторический, формально-логический, сравнительно-правовой, системно-структурный.
4
Глава 1 Эволюция и развития акциза на алкогольную продукцию
Достоверно известно, что в 17 веке во всех городах и во многих слободах и селениях Московского государства существовали казенные питейные дома и начали появляться «кабаки» – строго определенные места, где разрешалось покупать и распивать алкогольные напитки (в те времена нельзя было употреблять алкоголь дома). Надзор за торговлей в кабаках осуществлялся сначала царскими наместниками, а затем перешел в ведение приказов, управлявших областями и упоминаемых с 1512 года.
В это время форма получения дохода от алкоголя состояла в том, что казна (государство) производила спирт и водку на собственных казенных заводах – винокурнях – и продавала его через «выборных» (выбираемых местным населением чиновников). Обычно это были выборные земские старосты под контролем воевод. Указом от 30 января 1699 года торгово-промышленному населению городов и крестьянам государевых волостей было предоставлено право, «буде они похотят», управляться своими выборными бурмистрами. В частности, они должны были вместо воевод и приказных людей собирать государственные налоги, что явилось крупным шагом в области развития местного самоуправления.
Управление «на вере» не всегда обеспечивало казне желаемый доход. Когда нужны были дополнительные деньги, приходилось отдавать алкогольную продажу в откупное содержание: частному лицу за определенную плату предоставлялось монопольное право производить и продавать алкоголь в данной местности. Кабаки отдавались на откуп отдельно каждый, на срок от одного до пяти лет, а иногда и без указания срока, пока не появлялся новый откупщик, предлагавший более выгодные для казны условия.
С 1767 года откупная система продажи алкоголя начинает преобладать над системой продажи на вере, а с 1795 года последняя полностью исчезает.
5
При этом расширялись и обращали на себя внимание правительства злоупотребления откупщиков, приводившие к развитию пьянства и неуплате доходов от алкоголя.
В результате взамен откупов
в губерниях с большими недоимками
по алкогольным сборам была сначала
введена система «акцизно-
С 1863 года во всех губерниях был установлен акциз со спирта, вина и других крепких напитков и патентный сбор со всех заводов и питейных заведений. Акциз вводился: на спирт и вино, произведенные из зерна, картофеля и других продуктов; на водки, изготавливаемые из российских виноградных вин, винограда, фруктов, сахарных и свекловичных остатков; на портер, пиво, полпиво всех сортов; на мед, брагу и сусло, изготавливаемые в заводских условиях.
Освобождались от платежа акцизов спиртные напитки, вывозимые за границу; спирт, используемый на фабриках по производству осветительной жидкости; все напитки и изделия, изготовленные из спирта и вина, оплаченных акцизом; уксус и медовый квас.
При введении акцизной системы,
число питейных заведений не было
ограничено, и торговля алкоголем
вскоре приняла нежелательное
6
масел), как известно, крайне вредных для здоровья. Поэтому встал на очередь вопрос об упорядочении торговли алкоголем.
1.2. Монополизация алкогольной продукции
Мысль о замене акцизной системы казенной винной монополией возникла в Министерстве финансов еще в 1860-х годах. Однако осуществление этого проекта выпало на долю министра финансов Сергея Витте.
В 1894 году было утверждено общее положение о казенной продаже алкоголя. Монополия касалась собственно продажи «питей». Винокурение и другое производство напитков были предоставлены частникам, а сама казна приобретала спирт от них по ценам, определяемым Министром финансов в зависимости от местных условий винокуренного производства.
Казенная продажа алкоголя, введенная в 1895 году в виде эксперимента в нескольких губерниях, была постепенно распространена к началу 20 века на всю европейскую часть России и Западную Сибирь, а в 1904 году была введена и в Восточной Сибири, при этом акцизы на спирт и хлебное вино (водку) были фактически отменены.
В марте 1921 году был осуществлен переход к новой экономической
политике (НЭП) (замена продразверстки продовольственным налогом, развитие товарообменных отношений, частной торговли, денационализация мелких предприятий). В стране возник частный капитал, и налоги на него должны были явиться дополнительным источником доходов бюджета.
В 1921 году вводятся акцизы на табачные изделия, курительную бумагу; в 1922 году – на нефтепродукты, пиво, мед, квас, соль, сахар, чай, кофе; в 1923 году – на текстильные изделия.
С 1922 году было восстановлено взимание акцизов на спирт и алкогольную продукцию.
7
Ставки акцизов
Одновременно с
Бандероли представляли собой узкие бумажные полоски различных цветов с соответствующими надписями, с изображением на концах знаков государственного герба и изготавливались фабрикой государственных знаков (Гознак).
Во времена НЭПа при введении бандерольной системы планировали постепенно восстановить дореволюционный порядок уплаты акциза по подакцизным товарам, подлежащим маркированию, по которому марка служила не только знаком легального происхождения товара, но и свидетельством уплаты акциза.
В годы НЭПа акцизы на алкогольные напитки обеспечивали до 14% всех доходов государства.
В конце 1920-х годов с прекращением НЭПа акцизные марки вышли из обращения. Все разнообразные налоговые платежи были сведены к двум
основным: налогу с оборота и отчислениям от прибылей для государственных предприятий и налогу с оборота и подоходному налогу – для кооперативных.
1.3 Развитие акцизных марок в Российской Федерации
В Российской Федерации (РФ) акцизные марки были введены в обращение постановлением Правительства РФ от 14 апреля 1994 года «О введении на территории РФ марок акцизного сбора». Обязательной
8
маркировке подлежали пищевой спирт, винно-водочные изделия, табак и табачные изделия, ввозимые на территорию России. Реализация подлежащих маркировке товаров без наличия на них марок акцизного сбора на территории России запрещена с 1 января 1995 года.
3 августа 1996 года правительство
РФ приняло постановление «О
введении специальной маркировк
Обязательной маркировке специальной маркой с 1 января 1997 года подлежали: спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки (бренди), кальвадос, вино виноградное, вино плодово-ягодное и иная пищевая продукция с содержанием спирта этилового, произведенного из пищевого сырья, более 1,5% объема единицы алкогольной продукции.
В декабре 1997 года вышло постановление правительства РФ «О специальной маркировке крепких алкогольных напитков, производимых на территории РФ», которым с 1 апреля 1998 года запрещалось производство, а с 1 июня 1998 года реализация и продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 28% объема единицы алкогольной продукции без специальной марки с указанием пределов емкости тары, используемой для розлива.
Постановлением правительства РФ от 18 июня 1999 года «О
маркировке специальными марками табака и табачных изделий, производимых на территории РФ» с 1 августа 1999 года вводилась обязательная маркировка табака и табачных изделий, производимых на территории РФ, специальной маркой, подтверждающей легальность их производства.