Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 11:59, курсовая работа
Становление современной российской налоговой системы, создание нормативно-правовой основы ее функционирования, а также процесс активного законотворчества в сфере налогообложения, развивающийся в Российской Федерации в течение последних нескольких лет, вызывают необходимость комплексного научного анализа причин, сущности и последствий отдельных аспектов происходящих явлений.
Введение …………………………………………………………………………..3
1. Развитие косвенного налогообложения………………………………………6
1.1 Теоретические основы косвенного налогообложения……………….…….6
1.2 История возникновения акциза………………………………….………….10
1.3 Общая характеристика платежей косвенного налогообложения, роль
акцизов в системе косвенного налогообложения …………………….……….14
2. Основные положения законодательства об акцизах………………………..18
2.1 Экономическая сущность и значение акциза в налоговой системе…...…18
2.2 Элементы налогообложения акцизами………………………………..……22
2.3 Акцизы на подакцизные товары (кроме природного газа), акцизы на
природный газ………………………………………………………..…………..26
3. Анализ поступлений акцизов в доходную часть бюджета России……...…33
3.1 Анализ поступлений акцизов в доходную часть бюджета России…….…33
3.2 Анализ поступлений акцизов в доходную часть бюджета
Курской области…………………………………………………………………40
3.3 Роль акцизов в Федеральном бюджете и в бюджете Курской области.…43
Заключение……………………………………………………………………….47
Список использованных источников……………………………………..……49
Приложения
Содержание
Введение …………………………………………………………………………..
1. Развитие косвенного
1.1 Теоретические основы
1.2 История возникновения акциза……
1.3 Общая характеристика платежей косвенного налогообложения, роль
акцизов в системе косвенного налогообложения …………………….……….14
2. Основные положения
2.1 Экономическая сущность и значение акциза в налоговой системе…...…18
2.2 Элементы налогообложения акцизами………………………………..……22
2.3 Акцизы на подакцизные товары (кроме природного газа), акцизы на
природный газ………………………………………………………..…………
3. Анализ поступлений акцизов
в доходную часть бюджета Росси
3.1 Анализ поступлений акцизов в доходную часть бюджета России…….…33
3.2 Анализ поступлений акцизов в доходную часть бюджета
Курской области……………………………………………………………
3.3 Роль акцизов в Федеральном бюджете и в бюджете Курской области.…43
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников……………………………………..……49
Приложения
Введение
Становление современной российской налоговой системы, создание нормативно-правовой основы ее функционирования, а также процесс активного законотворчества в сфере налогообложения, развивающийся в Российской Федерации в течение последних нескольких лет, вызывают необходимость комплексного научного анализа причин, сущности и последствий отдельных аспектов происходящих явлений.
Система косвенных налогов, являясь составной частью налоговой системы, обеспечивает поступление значительной части финансовых ресурсов государства.
Акцизам - разновидности косвенных налоговых платежей — законодатель уделяет в последнее время пристальное внимание. Перспективность существования акцизов демонстрирует многовековая история развития; косвенного обложения. Кроме того, для государства привлекательна возможность увеличения бюджетных поступлений за счет повышения собираемости налогов с высокорентабельных производств. Применительно к акцизам сегодня как нельзя более справедливо утверждение о том, что косвенные налоги давно уже зачастую вовсе не законы об обложении в чистом виде, а законы о регулировании производства и потребления; и социально-политические задачи, ставящиеся перед косвенными налогами, нередко определяют собой строй этих налогов.
Изыскание и правовое установление наиболее оптимальных способов налоговых изъятий в виде акцизов, требует исследования сущности этих налоговых платежей, обусловленной единством экономической и правовой • природы косвенных налогов.
Актуальность темы исследования обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, касающихся нормативно-правового регулирования акцизного налогообложения в Российской Федерации.
Общепринято, что обложение акцизами имеет регулирующую функцию и призвано сдерживать потребление социально вредных товаров. В настоящее время в Российской Федерации акцизами облагаются товары с особенно высокой рентабельностью. При этом акцизы - это вид косвенных налогов на товары преимущественно массового потребления. В настоящее время акцизы применяются во всех индустриально развитых странах. Они установлены на ограниченный перечень товаров и, как отмечается многими специалистами, играют двоякую роль: во-первых, это один из важных источников дохода бюджета; во-вторых, это средство ограничения потребления подакцизных товаров (т. е. выступает в роли своеобразного налога на пороки - алкоголь, табак и т.д.).
Степень разработанности темы и круг источников. К анализу отдельных правовых аспектов финансово-правового и административно-правового регулирования акцизного налогообложения обращались А.В. Брызгалин, Д.В. Винницкий, О.Н. Горбунова, Е.Ю. Грачева, С.В. Запольский, М.В. Карасева, А.Н. Козырин, Ю.А. Крохиной, С.Г. Пепеляев, Е.В. С.Д. Цыпкин и др. Однако и в научных и в учебных работах по налоговому и финансовому праву попутно с рассмотрением общих проблем правового регулирования налогообложения Российской Федерации, лишь кратко освещаются основные нормативно-правовые акты регулирующие акцизы, однако детальных специальных исследований общественных отношений, складывающихся в сфере акцизного налогообложения операций с алкогольной продукцией, не проводилось.
В современной литературе вопросы акцизного налогообложения операций с отдельными видами продукцией рассматриваются только с практической точки зрения их уплаты организациями и индивидуальными предпринимателями и только в работах экономистов.
В частности, автор многое почерпнул для темы исследования в работах в области налогообложения таких российских экономистов, как Т.А. Гусева, А.С. Ежов, М.В. Истратова, М.П. Караян, В.Г. Пансков, М.А. Пархачева, А.В. Перов, М.Д. Попков, Д.Г. Черник, С.Д. Шаталов, Т.Ф. Юткина, и др.
Кроме того, в своем исследовании мы опирались на Конституцию Российской Федерации, акты российского законодательства о налогах и сборах и гражданского законодательства, судебную и правоприменительную практику.
Объектом исследования являются особенности отношений, складывающиеся в процессе нормативно-правового регулирования акцизного налогообложения в Российской Федерации
Предмет исследования - нормы права, посредством которых осуществляется нормативно-правовая регламентация акцизного налогообложения в Российской Федерации.
Целью данной работы является анализ сложившейся ситуации в области акцизного налогообложения в Российской Федерации.
Реализуют соответствующую цель следующие задачи:
- обозначить основные положения законодательства об акцизах их место в косвенном налогообложении
- исследовать круг субъектов
и объектов акцизного
- рассмотреть основные элементы налогообложения акцизами;
- рассмотреть рол акцизов в современной налоговой системе;
- проанализировать фискальную значимость акцизов в доходной части Федерального бюджета и бюджета Курской области.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные и частнонаучные методы исследования, в том числе: конкретно - исторический, формально - логический, сравнительно - правовой, системно - структурный, метод технико–юридического анализа и другие методы, широко применяемые в юридической науке. Их применение позволило исследовать рассматриваемые объекты во взаимосвязи, целостности, всесторонне и объективно.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав разбитых на параграфы, заключения, списка используемой литературы.
1. Развитие косвенного
1.1 Теоретические основы
Вся совокупность законодательно установленных налогов, сборов, пошлин и других платежей подразделяется (классифицируется) на группы по определенным критериям, признакам, особым свойствам.
Первая классификация налогов была построена на основе критерия перелагаемости налогов, который первоначально еще в XVII в. был привязан к доходам землевладельца (поземельный налог – это прямой налог, остальные – косвенные). Впоследствии А.Смит, исходя из факторов производства (земля, труд, капитал), дополнил доход землевладельца доходами с капитала и труда и соответственно двумя прямыми налогами – на предпринимательскую прибыль владельца капитала и на заработную плату наемного работника. Косвенные же налоги, считал А.Смит, - это те налоги, которые связаны с расходами и перелагаются таким образом на потребителя [10, с.189].
Классификация налогов на прямые и косвенные, исходя из подоходно-расходного критерия, не утратила своего значения и используется для оценки степени переложения налогового бремени на потребителя товаров и услуг.
Законом «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» введена трехуровневая система налогообложения предприятий, организаций и физических лиц.
- Первый уровень – федеральные налоги России. Они действуют на территории всей страны и регулируются общероссийским законодательством, формируют основу доходной части федерального бюджета и, поскольку это наиболее доходные источники, за счет них поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.
Как и в других странах, наиболее доходные источники сосредоточиваются в федеральном бюджете. К числу федеральных налогов относятся:
- Налог на добавленную
- Налог на прибыль организаций;
- Акцизы;
- НДФЛ;
- НДПИ;
- Водный налог;
- Государственная пошлина;
- Сборы за пользование
объектами водных биологических ресурсов.
Перечисленные восемь налогов создают основу финансовой базы государства.
- Второй уровень – налоги
республик в составе
Наибольшие доходы региональным бюджетам приносит налог на имущество юридических лиц. В основном это соответствует мировой практике, с той разницей, что в большинстве стран не делается различия между налогом на имущество юридических лиц и налогом на имущество физических лиц. Чаще всего это один налог, хотя в некоторых странах имеется и такая практика, как в России.
- Третий уровень – местные налоги, т.е. налоги городов, районов, поселков и т.д. В понятие «район» с позиций налогообложения не входит район внутри города. Представительные органы (городские Думы) городов Москвы и Санкт-Петербурга имеют полномочия на установление как региональных, так и местных налогов.
Бюджетное устройство Российской Федерации, как и многих европейских стран, предусматривает, что региональные и местные налоги служат лишь добавкой в доходной части соответствующих бюджетов. Главная часть при их формировании – это отчисления от федеральных налогов.
Поскольку налоги являются регулирующими доходами бюджета, из того, что тот или иной налог относится, например, к федеральным, вовсе не следует, что весь сбор от него поступает в федеральный бюджет. Он распределяется между уровнями бюджета.
Налоговая политика страны обеспечивает взаимодействие бюджетов всех уровней и единство бюджетной системы Российской Федерации.
Косвенные налоги - это налоги на товары и услуги: налог на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара, тариф или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги. Владелец товара или услуг при их реализации получает налоговые суммы, которые перечисляет государству. В данном случае связь между плательщиком и государством опосредована через объект обложения [17, с.109].
Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя.
Косвенные налоги | ||
Акцизы |
Фискальные монопольные налоги |
Таможенные пошлины |
|
|
|
Информация о работе Акцизы как старейшая форма косвенного налогообложения