Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 11:59, курсовая работа
Становление современной российской налоговой системы, создание нормативно-правовой основы ее функционирования, а также процесс активного законотворчества в сфере налогообложения, развивающийся в Российской Федерации в течение последних нескольких лет, вызывают необходимость комплексного научного анализа причин, сущности и последствий отдельных аспектов происходящих явлений.
Введение …………………………………………………………………………..3
1. Развитие косвенного налогообложения………………………………………6
1.1 Теоретические основы косвенного налогообложения……………….…….6
1.2 История возникновения акциза………………………………….………….10
1.3 Общая характеристика платежей косвенного налогообложения, роль
акцизов в системе косвенного налогообложения …………………….……….14
2. Основные положения законодательства об акцизах………………………..18
2.1 Экономическая сущность и значение акциза в налоговой системе…...…18
2.2 Элементы налогообложения акцизами………………………………..……22
2.3 Акцизы на подакцизные товары (кроме природного газа), акцизы на
природный газ………………………………………………………..…………..26
3. Анализ поступлений акцизов в доходную часть бюджета России……...…33
3.1 Анализ поступлений акцизов в доходную часть бюджета России…….…33
3.2 Анализ поступлений акцизов в доходную часть бюджета
Курской области…………………………………………………………………40
3.3 Роль акцизов в Федеральном бюджете и в бюджете Курской области.…43
Заключение……………………………………………………………………….47
Список использованных источников……………………………………..……49
Приложения
3. Анализ поступлений акцизов
в доходную часть бюджета
3.1 Анализ поступлений акцизов в доходную часть бюджета России
Согласно пункту 3 статьи 182 НК РФ к производству приравниваются любые виды смешения товаров в местах их хранения и реализации (за исключением организаций общественного питания), в результате которых получается подакцизный товар. Так, например, если организация или индивидуальный предприниматель в результате смешения различных марок бензина или применения различного рода высокооктановых добавок и низкосортных бензинов вырабатывает и реализует автомобильный бензин, отвечающий требованиям ГОСТ Р 51313-99 «Бензины автомобильные. Общие технические требования», такая операция считается производством бензина. Следовательно, его производитель является плательщиком акцизов.
Федеральный закон от 16.05.2009 № 75-ФЗ на ближайшие три года (2010-2012) проиндексировал налоговые ставки акцизов на спирт, алкогольную продукцию, вина, пиво, сигареты, папиросы и автомобили.
Размер индексации в отношении разных подакцизных товаров неодинаков. Ставки акциза на алкоголь и автомобили увеличены на уровень инфляции, запланированной в трехлетнем бюджете. Акцизы на сигареты и папиросы увеличиваются примерно на 20%.
Налоговая база определяется по каждому виду подакцизных товаров. Налоговая база при реализации (передаче) как произведенных налогоплательщиком, так и конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров, на которые установлены твердые (специфические) ставки акциза, определяется как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении.
При реализации подакцизных товаров (как собственного производства, так и конфискованных или бесхозяйных), на которые установлены адвалорные (в процентах от стоимости) ставки акцизов, налоговая база определяется как стоимость подакцизных товаров.
Структура доходов консолидированного бюджета Российской Федерации характеризуется высокой долей косвенных налогов - за последние семь лет она не опускалась ниже 34 %, а доля акцизов в общей сумме налоговых доходов была выше 11 % .
Стабильность доходов обуславливается высокой собираемостью акцизов, а также введением их на товары, широко используемые либо во внешнеторговом, либо в потребительском обороте внутри страны. Собираемость - как отношение суммы фактически поступивших в консолидированный бюджет акцизов к сумме начисленных - за последние семь лет не опускается ниже 74 %.
По данным МНС России около четверти всех поступлений акцизов в консолидированный бюджет РФ составляют акцизы на алкогольную продукцию (табл.1). Основная их часть приходится на группу «спирт питьевой, водка и ликероводочные изделия», доля которых вместе со спиртом этиловым из пищевого сырья в общих налоговых поступлениях в консолидированный бюджет за последние 7 лет составляла не менее 1,8 % [35].
Таблица 2 Поступления акцизов в федеральный бюджет
млн.руб.
Наименование налогов и платежей |
2008 год |
2009 год |
1 |
2 |
3 |
% к общему объему бюджета |
1,80% |
1,86% |
Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации |
119 538,9 |
137 977,4 |
в том числе: |
||
Акцизы на спирт этиловый из всех видов сырья (в том числе этиловый спирт-сырец из всех видов сырья), производимый на территории Российской Федерации |
6 850,4 |
7 726,2 |
Акцизы на спирт этиловый (в том числе этиловый спирт-сырец) из пищевого сырья, производимый на территории Российской Федерации |
6 216,6 |
6 841,8 |
1 |
2 |
3 |
Акцизы на спирт этиловый (в том числе этиловый спирт-сырец) из всех видов сырья, за исключением пищевого, производимый на территории Российской Федерации |
633,8 |
884,4 |
Акцизы на спиртосодержащую продукцию, производимую на территории Российской Федерации |
1 161,4 |
1 184,2 |
Акцизы на табачную продукцию, производимую на территории Российской Федерации |
58 709,1 |
70 275,0 |
Акцизы на бензин, производимый на территории Российской Федерации |
38 380,9 |
42 733,9 |
Акцизы на автомобильный бензин, производимый на территории Российской Федерации |
38 380,9 |
42 464,4 |
Акцизы на прямогонный бензин, производимый на территории Российской Федерации |
0,0 |
269,5 |
Акцизы на автомобили легковые и мотоциклы, производимые на территории Российской Федерации |
1 319,0 |
1 617,8 |
Акцизы на дизельное топливо, производимое на территории Российской Федерации |
12 234,2 |
13 480,5 |
Акцизы на моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации |
883,9 |
959,8 |
Акцизы по подакцизным товарам (продукции), ввозимым на территорию Российской Федерации |
28 564,9 |
32 789,3 |
По оперативным данным Федеральной налоговой службы, в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2009г. поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России, (без учета единого социального налога) на сумму 6288,3 млрд. рублей, что на 20,9% меньше, чем за 2008 год [36]. Из них 327,4 млрд.рублей приходится на акцизы по подакциозным товарам, производимым на территории Российской Федерации, что составило 9,96% от общего объема собранных налогов, сборов и иных обязательных платежей. В декабре 2009г. поступления в консолидированный бюджет составили 635,9 млрд. рублей и увеличились по сравнению с предыдущим месяцем на 33,4% (табл.3).
Таблица 3 - Поступление налогов, сборов и иных обязательных
платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации по
видам налогов, млрд. рублей
2009г. |
В % к 2008г. | |||||
консолидированный бюджет |
в том числе |
консолидированный бюджет |
в том числе | |||
федеральный бюджет |
консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации |
федеральный бюджет |
консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации | |||
Всего |
6288,3 |
2502,6 |
3785,7 |
79,1 |
70,1 |
86,5 |
из них: налог на прибыль организаций |
1264,4 |
195,4 |
1069,0 |
50,3 |
25,7 |
1061,0 |
налог на доходы физических лиц |
1665,0 |
- |
1665,0 |
100,0 |
- |
100,0 |
налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации |
1176,6 |
1176,6 |
- |
117,9 |
117,9 |
- |
акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации |
327,4 |
81,7 |
245,7 |
104,0 |
65,2 |
129,7 |
налоги на имущество |
569,7 |
- |
569,7 |
115,5 |
- |
115,5 |
налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
1080,9 |
1006,3 |
74,7 |
62,0 |
61,5 |
71,1 |
из них налог на добычу полезных ископаемых |
1053,8 |
981,5 |
72,3 |
61,7 |
61,2 |
70,0 |
поступления в счет погашения задолженности по перерасчетам по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам |
2,3 |
0,9 |
1,5 |
62,0 |
98,5 |
51,1 |
Основную часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в 2009г. обеспечили поступления налога на доходы физических лиц - 26,5%, налога на прибыль организаций - 20,1%, налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации - 18,7%, налога на добычу полезных ископаемых - 16,8% (Рис.1). На акцизы же приходится 5,2% от общего объема [35].
Рисунок 1. Структура поступивших налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации по видам в 2009 году, в % к итогу.
В 2009г. в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, на сумму 327,4 млрд.рублей, что на 4,0% больше по сравнению с 2008 годом. Основную часть поступлений (85,4%) обеспечили акцизы на автомобильный бензин, алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25% (за исключением вин), табачную продукцию, дизельное топливо. При этом доля поступлений по акцизам на табачную продукцию и автомобильный бензин увеличилась по сравнению с 2008г. соответственно на 3,6 и 0,5 процентного пункта, на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25% (за исключением вин) и акцизам на дизельное топливо - снизилась соответственно на 2,8 и 0,6 процентного пункта. В декабре 2009г. поступило акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, на сумму 29,9 млрд.рублей, что на 8,0% больше по сравнению с предыдущим месяцем (табл.4).
Таблица 4. Поступление акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации
2008г. |
Справочно 2009г. | |||||||
консолидированный бюджет |
в том числе |
консолидированный бюджет |
в том числе | |||||
млрд. рублей |
в % к итогу |
федеральный бюджет |
консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации |
млрд. рублей |
в % к итогу |
федеральный бюджет |
консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации | |
Всего |
327,4 |
100 |
81,7 |
245,7 |
314,7 |
100 |
125,2 |
189,4 |
из них на: спирт этиловый из всех видов сырья (в том числе этиловый спирт-сырец из всех видов сырья) |
4,4 |
1,3 |
2,2 |
2,1 |
6,0 |
1,9 |
3,0 |
2,9 |
табачную продукцию |
78,3 |
23,9 |
78,3 |
- |
63,8 |
20,3 |
63,8 |
- |
автомобильный бензин |
109,8 |
33,5 |
- |
109,8 |
103,9 |
33,0 |
41,6 |
62,4 |
легковые автомобили и мотоциклы |
2,1 |
0,6 |
2,1 |
- |
3,3 |
1,0 |
3,3 |
- |
дизельное топливо |
32,3 |
9,9 |
- |
32,3 |
32,9 |
10,5 |
13,2 |
19,7 |
моторное масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей |
1,3 |
0,4 |
- |
1,3 |
1,5 |
0,5 |
0,6 |
0,9 |
вина |
4,6 |
1,4 |
- |
4,6 |
4,7 |
1,5 |
- |
4,7 |
пиво |
30,3 |
9,2 |
- |
30,3 |
29,0 |
9,2 |
- |
29,0 |
алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25% (за исключением вин) |
59,0 |
18,0 |
- |
59,0 |
65,4 |
20,8 |
- |
65,4 |
алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9% до 25% включительно (за исключением вин) |
1,2 |
0,4 |
- |
1,2 |
1,3 |
0,4 |
- |
1,3 |
алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта до 9% включительно (за исключением вин) |
3,0 |
0,9 |
- |
3,0 |
3,2 |
1,0 |
- |
3,2 |
Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что доля акцизов в консолидированном бюджете в челом и по всем видам отдельно за последние 2 года увеличилась.
Таким образом, мы видим, что акцизы всегда имели львиную долю в совокупных налоговых поступлениях. Акцизы являются не только важнейшей строкой доходов федерального бюджета, но это и эффективный способ воздействия на цену определенных видов товаров. Изменяя акцизы государство может воздействовать на уровень потребления социально вредных товаров или ограничить импорт определенного товара. Так, особое место в системе косвенного налогообложения занимают акцизы, взимаемые на таможне (особый порядок обложения ввозимых товаров, услуг в страны дальнего и ближнего зарубежья).
Рисунок 2 - Структура поступлений администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет по видам налогов в январе 2008 (в %)
О резервах по сбору акцизов можно судить на примере алкогольной продукции. Регулирование и контроль за производством и оборотом алкогольной продукции осуществляют 15 государственных структур. По данным МНС ежегодный объем производства в этой сфере оценивается в 250 млн долл., а по данным МЭРТ - около 300 млн долл. При этом объем легального производства составляет 120-130 млн долл. Соответственно потери бюджетов всех уровней оцениваются на уровне 1,3 млрд долл. (2007 г.). Кроме того, уплата акцизов производится по факту отгрузки продукции (с отсрочкой до 45 дней), а не по фактическому поступлению средств на счета предприятий. Несвоевременное поступление средств за отгруженную алкогольную продукцию приводит к образованию недоимки, погасить которую не всегда возможно, т.к. источником погашения может служить только прибыль. В отпускной цене предприятия на водку акцизы составляют 55%, НДС - свыше 17%, а прибыль - только 15-17%.
Основательность государственной политики в акцизном налогообложении характеризуется другим примером. В ходе составления проекта бюджета-2010 при росте цен на 19% ставка акцизов на алкогольную продукцию была увеличена на 40% (до этого ставка акциза не индексировалась 3 года). Столь резкое увеличение привело к снижению объемов легального производства на 9%, не был достигнут намечавшийся фискальный эффект. Поступление акцизов в бюджеты всех уровней возросло только на 7 млрд руб., а доходы теневого сектора экономики в этой сфере - на 18 млрд руб.
3.2 Анализ поступлений акцизов в доходную часть бюджета
Курской области
Общие поступления в бюджет Курской области за 2009 г.
составили 8 439 473 тыс. руб. что больше 2007
г. - на 923 714 тыс. руб. или в 1,1 раза. Основным
источником поступлений являются налоговые
доходы, доля которых в общей сумме поступлений
в федеральный бюджет за 2009 г. составила
- 7.991 239,1 тыс. руб. или 94,7% от общей суммы
поступлений, что больше 2007 г., на 918 124,6
тыс. руб. или в 1,13 раза удельный вес -ведущих
видов налогов, зачисляемых в федеральный
бюджет в общей сумме поступлений за период
2007-2009 гг. отражен в таблице 5.
Информация о работе Акцизы как старейшая форма косвенного налогообложения