Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 11:49, курсовая работа
Основной причиной широкого распространения акцизов является ощутимая фискальная выгода его применения. Поступления от акцизов составляют значительную долю в структуре доходов консолидированного бюджета Российской Федерации. При правильной организации налогового администрирования акцизы являются источником высоких и стабильных поступлений в бюджетную систему страны.
Обложение акцизами оказывает заметное влияние на социально-экономические процессы в обществе, что и определяет научную и практическую значимость исследования вопросов, связанных с формированием как перечня подакцизных товаров, так и механизма налогообложения акцизами.
Введение 3
Глава 1 Сущность акцизов в налоговой системе РФ и
механизм их исчисления 6
1.1 Правовая природа, сущность и эволюция акцизного
налогообложения 6
1.2 Механизм исчисления и уплаты акцизов на алкогольную
и спиртосодержащую продукцию 11
Глава 2 Оценка роли и места акцизов на алкогольную и
спиртосодержащую продукцию в налоговой системе РФ 23
2.1 Фискальная значимость акцизов 23
2.2 Оценка поступлений акцизов на алкогольную и
спиртосодержащую продукцию в бюджетную систему РФ 26
2.3 Проблемы и направления совершенствования
акцизного налогообложения алкогольной и спиртосодержащей
продукции 31
Заключение 32
Библиографический список 34
|
2012г. |
В % к | ||||
консолиди- |
в том числе |
консолиди- |
в том числе | |||
феде-ральный бюджет |
консолиди-рованные бюджеты субъектов Российской Федерации |
феде- |
консолиди-рованные бюджеты субъектов Российской Федерации | |||
Всего |
10958,2 |
5165,1 |
5793,1 |
112,7 |
115,3 |
110,6 |
из них: |
2355,4 |
375,8 |
1979,6 |
103,7 |
109,7 |
102,7 |
налог на доходы физических лиц |
2260,3 |
- |
2260,3 |
113,3 |
- |
113,3 |
налог на добавленную стоимость |
1988,8 |
1988,8 |
- |
107,8 |
107,8 |
- |
из него налог на добавленную |
1886,1 |
1886,1 |
- |
107,6 |
107,6 |
- |
акцизы по подакцизным
товарам |
783,6 |
341,9 |
441,8 |
129,8 |
147,5 |
118,7 |
налоги на имущество |
785,3 |
- |
785,3 |
115,8 |
- |
115,8 |
налоги, сборы и регулярные
платежи |
2484,5 |
2442,8 |
41,7 |
119,2 |
119,3 |
109,5 |
из них налог на добычу |
2459,4 |
2420,5 |
38,9 |
120,4 |
120,6 |
111,2 |
1) По данным ФНС России |
По данным таблицы 1 акцизы в 2012 составили 7,1 % поступлений консолидированного бюджета РФ, 6,6% поступлений федерального бюджета и 7,6% поступлений консолидированных бюджетов субъектов РФ. При этом прослеживается положительная динамика увеличения поступлений акцизов в бюджетную систему РФ. Так в 2012 г. общая сумма поступивших акцизов увеличилась на 29,8% по сравнению с 2011 г.
Акцизные сборы от российских производителей алкоголя в 2012 году, по информации ФНС России, составили рекордные 242,5 млрд руб., повысившись на 27% по сравнению с 2011 г. Самый существенный рост - 45% - обеспечил крепкий алкоголь. При этом на 5% упали доходы бюджета от винных акцизов.
Рекордную сумму акцизного налога с производителей алкоголя государству удалось собрать в основном за счет увеличения ставки для всех категорий спиртного. Размер акциза для крепких напитков в 2012 г. повысился почти на 30% (с 231 руб. за литр спирта в 2011 г. до 300 руб. с 1 июля 201 2г.), для игристых вин - на 22% (с 18 до 22 руб.), для натуральных вин - на 20% (с 5 до 6 руб.).
В результате в 2012 году размер акцизных начислений на производителей спиртного составил 242,5 млрд руб. против 190,7 млрд руб. годом ранее.
По оперативным данным Федеральной налоговой службы, в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе 2013г. поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России, на сумму 780,1 млрд. рублей, что на 18,6% больше, чем в январе 2012 года. Основную часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в январе 2013г. обеспечили поступления налога на добычу полезных ископаемых - 26,5%; налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, - 22,1%; налога на доходы физических лиц - 16,2%; налога на прибыль организаций - 14,2%. Акцизы в общей сумме поступлений составляют 12,6%.
В таблице 2 проведен анализ поступлений акцизов по подакцизным товарам за январь 2013 г.
Удельный вес акцизов на алкогольную продукцию составляет по итогам января 2013 г. 20,4% доходов консолидированного бюджета.
В таблице 3 приведены данные о структуре задолженности по налоговым платежам и сборам в консолидированный бюджет Российской Федерации) на 1 февраля 2013 года
Таблица 2 Поступление акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации
Январь |
Справочно | |||||||
консолидированный бюджет |
в том числе |
консолидированный бюджет |
в том числе | |||||
млрд. рублей |
в % к итогу |
феде- |
консолиди- |
млрд. рублей |
в % к итогу |
феде- |
консолиди- | |
Всего |
98,7 |
100 |
57,1 |
41,6 |
69,4 |
100 |
36,1 |
33,4 |
из них на: |
36,1 |
36,6 |
36,1 |
- |
23,0 |
33,1 |
23,0 |
- |
автомобильный бензин |
19,0 |
19,3 |
5,3 |
13,7 |
15,4 |
22,1 |
3,5 |
11,8 |
легковые автомобили |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
- |
0,9 |
1,3 |
0,9 |
- |
дизельное топливо |
12,2 |
12,4 |
3,4 |
8,8 |
7,7 |
11,1 |
1,8 |
5,9 |
моторное масло для
дизельных |
0,2 |
0,2 |
0,0 |
0,1 |
0,2 |
0,3 |
0,0 |
0,1 |
пиво |
9,8 |
10,1 |
- |
9,8 |
8,9 |
12,8 |
- |
8,9 |
алкогольную продукцию |
20,1 |
20,4 |
11,1 |
9,0 |
12,1 |
17,5 |
6,5 |
5,6 |
Таблица 3 Структура задолженности по налоговым платежам и сборам в консолидированнный бюджет Российской Федерации1) на 1 февраля 2013 года
Задолженность |
Из нее | |||||
млрд. |
в % к |
недоимка |
урегулированная | |||
млрд. |
в % к |
млрд. |
в % к | |||
Всего |
746,5 |
100 |
369,3 |
100 |
360,8 |
100 |
акцизы по подакцизным
товарам |
46,9 |
6,3 |
15,6 |
4,2 |
31,3 |
8,7 |
из них на: |
0,6 |
0,1 |
0,4 |
0,1 |
0,2 |
0,1 |
автомобильный бензин |
0,2 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,2 |
0,1 |
легковые автомобили и мотоциклы |
0,6 |
0,1 |
0,0 |
0,0 |
0,6 |
0,2 |
дизельное топливо |
0,1 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,1 |
0,0 |
пиво |
0,5 |
0,1 |
0,4 |
0,1 |
0,1 |
0,0 |
алкогольную продукцию |
44,7 |
6,0 |
14,7 |
4,0 |
30,0 |
8,3 |
остальные федеральные налоги и сборы |
47,6 |
6,4 |
25,2 |
6,8 |
21,9 |
6,1 |
При достаточно высокой доле акцизов в доходах бюджета задолженность по акцизам на алкогольную продукцию составила на 1 января 2013 г. 6,4% общей задолженности или 44,7 млрд. руб.
2.3 Проблемы и направления совершенствования акцизного налогообложения алкогольной и спиртосодержащей продукции
Решениями, принятыми в 2011 году, предусматривается индексация ставок акцизов на 2012 - 2014 годы, а также ряд изменений, направленных на уточнение действующего порядка налогообложения акцизами с целью повышения его эффективности.
В связи
с ростом среднего уровня цен на
потребительские товары и с учетом
уровня инфляции в указанном периоде
предусматривается ежегодная
В отношении
алкогольной продукции
Установление
ставок акциза в 2015 году предполагается
предусмотреть в следующих
на
алкогольную продукцию с
на
алкогольную продукцию с
на пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли этилового спирта свыше 0,5 процента и до 8,6 процента включительно, напитки, изготавливаемые на основе пива, - 22 рубля за 1 литр;
на сигареты и папиросы - 960 рублей за 1000 штук + 9 процентов расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 1250 рублей за 1000 штук.
Заключение
Рассмотрение теоретических аспектов акцизного налогообложения алкогольной и спиртосодержащей продукции, практическое применение положений главы 22 «Акцизы» НК РФ с учетом последних изменений и анализ фактических поступлений акцизов показало следующее.
Акцизы выступают одними из немногих рычагов воздействия государства на экономические процессы, имеющие место в обществе. Фактически, акцизное налогообложение носит регрессивный характер, когда налогообложение равным образом ложится как на обеспеченные, так и на бедные слои населения. Изначально задуманные как социально направленные налоги акцизы и по сей день выполняют асоциальные функции, еще больше увеличивая разрыв между беднейшими и состоятельными слоями общества. Как и любой косвенный налог, акцизы перекладываются на беднейшую часть населения. Однако вместе с тем следует отметить и положительные тенденции, определившиеся посредством анализа динамики доходов федерального и регионального бюджетов в период 2003-2010 гг. Так, их доля в общем объеме доходов вышеуказанных бюджетов за рассматриваемый период времени сократилась с 9,5% до 3,6% и с 10,5% до 7,3% соответственно. А это значит, что с каждым годом удельный вес косвенного налогообложения в составе бюджетов всех уровней уменьшается за счет относительного увеличения веса прямых налогов, учитывающих личные доходы и имущественное положение налогоплательщика.
Кроме того, внесенные за последнее время изменения в систему налогообложения алкогольной продукции, при которой уплата производителями алкогольной продукции акциза по операциям ее реализации теперь осуществляется в размере 100% соответствующих налоговых ставок, установленных пунктом 1 статьи 193 НК РФ, позволяют повысить эффективность функционирования системы налогового администрирования за счет упрощения порядка обложения акцизами этих товаров вследствие:
- сокращения количества
налогоплательщиков в
- упрощения осуществления государственного контроля за ограниченным кругом налогоплательщиков;
- решения проблемы
выпадающих доходов бюджета в
части акцизов по алкогольной
продукции, потерянной в
- упрощения действующего
порядка исчисления и уплаты
акциза на алкогольную
- сохранения государственного контроля и т. д.
Однако, законодательная база в сфере акцизов еще недостаточно проработана. В частности это относится к большому объему документов, которые недостаточно систематизированы и трудны для восприятия. Совершенствование налогообложения в сфере акцизов на алкогольную и спиртосодержащую продукцию является одним из важнейших условий улучшения экономической ситуации, пополнения федерального и региональных бюджетов. Таким образом, вносимые в законодательном порядке изменения в систему обложения акцизами алкогольной продукции, являются очередным шагом на пути построения «прозрачной» и справедливой системы налогообложения в Российской Федерации.