Анализ и оптимизация налоговой базы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 09:47, контрольная работа

Описание работы

Вопросы оптимального налогообложения приводят к теоретическим и прикладным исследованиям, относящимся к таким классическим направлениям, как минимизация потерь эффективности, выбор системы налоговых ставок по конкретным товарным группам, предпочтительное (с точки зрения разных политических течений) распределение дохода при минимизации потерь благосостояния, и к более современным альтернативным интерпретациям понятия оптимального налога, связанным с анализом позиций различных агентов политического процесса, с учетом их эгоистичного поведения.

Содержание работы

Введение
1.Теория оптимального налогообложения
2.Оптимальное налогообложение
3.Учетная политика организаций для целей оптимизации налогов
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

СБЭ.docx

— 44.44 Кб (Скачать файл)

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине

«Анализ и оптимизация  налогооблагаемой базы»

Вариант № 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение

1.Теория оптимального  налогообложения

2.Оптимальное налогообложение

3.Учетная политика организаций  для целей оптимизации налогов

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

С переходом к рыночным отношениям изменились подходы к  постановке бухгалтерского учета в  организациях. От жесткой регламентации  учетного процесса со стороны государства  в прошлом в настоящее время  перешли к разумному сочетанию  государственного регулирования и  самостоятельности организаций  в постановке бухгалтерского учета. Сущность новых подходов к постановке бухгалтерского учета заключается  в основном в том, что на основе установленных государством общих  правил бухгалтерского учета организации  самостоятельно разрабатывают учетную  политику для решения поставленных перед учетом задач.

Учетная политика является одним из основных документов, который  устанавливает правила ведения  бухгалтерского учета в организации. Разрабатывает учетную политику бухгалтер, а утверждает руководитель организации своим приказом или  распоряжением. В учетной политике принято отражать только те вопросы, решение которых в соответствие с действующим законодательством  многовариантно. Например, у организации  есть основные средства (далее ОС), то необходимо определить на основе какого метода вы будете начислять на них  амортизацию. Торговые организации  и организации общественного  питания должны указать в учетной  политике, как они будут отражать товары в учете - по покупным или  по продажным ценам. Предприятиям, которые  поставляют свою продукцию (выполняют  работы, оказывают услуги) без предоплаты, следует решить, будут ли они создавать  резерв по сомнительным долгам. В тоже время нет никакой необходимости  указывать, что учет ведется в  соответствии с Федеральным законом  от 21 ноября 1996 г. №129-ФЗ «О бухгалтерском  учете». Ведь требования этого закона обязательны для всех организаций.

Следует отметить, что значение учетной политики недооценивается  многими организациями, в которых  к разработке учетной политики относятся  формально, не изучают последствия  применения тех или иных ее элементов.

Между тем, выбранная организацией учетная политика оказывает существенное влияние на величину показателей  себестоимости продукции, прибыли, налогов на прибыль, добавленную  стоимость и имущество, показателей  финансового состояния организации. Следовательно, учетная политика организации  является важным средством формирования величины основных показателей деятельности организации, налогового планирования, ценовой политики. Без ознакомления с учетной политикой нельзя осуществлять сравнительный анализ показателей  деятельности организации за различные  периоды и тем более сравнительный  анализ различных организаций. Исходя из вышесказанного, я считаю тему данной курсовой работы важной и актуальной для настоящего момента.

Предприятия часто подвергаются проверкам вышестоящих организаций, налоговых органов, аудиторских  фирм. При этом можно сказать, что  одним из основных документов, подвергающихся первоочередной проверке, является принятая учетная политика предприятия. Поэтому  в первой части курсовой работы раскрывается:

понятие и сущность учетной  политики

порядок оформления учетной  политики предприятия

Учетная политика предприятия  как совокупность правил реализации метода бухгалтерского учета должна обеспечивать максимальный эффект от ведения учета, т.е. благодаря ей должно достигаться своевременное  формирование финансовой и управленческой информации, ее достоверность, объективность, доступность и полезность для управленческих решений и широкого круга пользователей. Т.к. эффективность решения управленческих проблем предприятия зависит от решения указанной функции бухгалтерского учета, то целью второго раздела данной работы является: показать основные аспекты учетной политики: методологический, организационный и технический.

Поскольку с 1 января 2002 года вступил в действие Налоговый  Кодекс РФ и теперь бухгалтера должны формировать учетную политику и  для целей налогообложения, то в  методологических аспектах учетной  политики рассматривается как учетная  политика для целей бухгалтерского учета, так и учетная политика для целей налогообложения.

На больших предприятиях выделяют специальный отдел, который  занимается учетной политикой для  целей налогообложения, но в небольших  организациях такой возможности  нет, поэтому, чтобы облегчить работу бухгалтера, здесь рассмотрены возможности  совмещения учетной политики для  целей налогообложения и целей  бухгалтерского учета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теория оптимального  налогообложения: сущность, функции,  понятия

Следует упомянуть конфликт двух основных подходов к налогообложению  в контексте оппозиции «экономической эффективности» и «социальной справедливости»: попытка оптимизации по одному из этих критериев, как правило, приводит к ситуациям, нежелательным с  точки зрения второго критерия. Поэтому  возникает проблема поиска определенного  компромисса между этими двумя  базовыми критериями. Различные взгляды  на эту проблему весьма широко представлены во многих работах по теории общественного  сектора. При этом важно иметь  в виду, что подобные рассуждения  относятся к сфере нормативного анализа, поэтому основные выводы, предлагаемые в таких работах, в существенной степени определяются базовой системой ценностей, которая лежит в основе теоретических построений такого рода.

Подавляющая часть современных  западных авторов, говоря о справедливости, имеют в виду при этом идеалы гуманистического, либерального и прогрессивного общества, ориентированного на основные принципы современной западной демократии, которые  предполагают, в частности, разделение властей, децентрализацию принятия решений, наличие экономической  системы, основанное на частной собственности  и экономике рынков. Эти идеалы разделяются доминирующей традицией  экономической мысли со второй половины XIX века и до наших дней. Все это  имеет в виду в качестве основной цели общества – развитие человеческой личности. Подобная ориентация во многом определяет общие принципы налоговой  системы, призванной «обслуживать»  общество, соответствующее такому идеалу.

В рамках современной теории общественного сектора установленные  государством требования по регулярным выплатам экономических агентов  в государственные фонды рассматриваются  как совокупность инструментов государства (в широком контексте, включающим и муниципальную власть), позволяющих  ему конкретизировать общее бюджетное  решение о совокупном объеме государственных  доходов, обеспечивающих необходимые  расходы общественного сектора. В конечном счете, источник поступлений  в указанные общественные фонды  – доходы юридических и физических лиц. Как уже упоминалось выше, в рамках теоретического анализа  все эти выплаты удобно именовать  единым термином налоги, хотя в конкретных законах, определяющих эти выплаты, они именуются по-разному.

В данной теории понятие  «общественный сектор» включает в себя не только организации, принадлежащие  государству (и муниципалитетам) на правах собственности, но и такие  важные его формы, как система  доходов и расходов государственного бюджета и подчиненных государству  внебюджетных фондов. В частности, для  выполнения основных функций общественного  сектора весьма существенную роль играет именно система доходов, среди которых  важнейшая роль принадлежит доходам  налогового типа.

Налоговая структура определяется композицией налоговых источников (в частности, относительной важностью  отдельных источников в общей  совокупности налоговых доходов) и  свойств выбранных налогов (определение  базы, допустимых изъятий из нее  и т.п.). Оба эти аспекта активно  обсуждаются в экономической  литературе. Правильный выбор налоговых  инструментов определяет успех налоговой  политики государства, обеспечивая  оптимальное функционирование экономики.

При рассмотрении системы  налогов, прежде всего, необходимо обратить внимание на цели налогообложения, ориентация на которые и определяет инструментальный характер конкретных налогов как  средств достижения этих целей. При  теоретическом анализе в рамках классической теории общественного сектора выделяют две основные группы целей, которые можно охарактеризовать такими терминами как «экономическая эффективность» и «социальная справедливость».

Классический подход ориентирован на концепцию «доброжелательного диктатора», которая предполагает, что государственные  органы власти ориентированы на поиск  наилучших вариантов политики (в  том числе налоговой), исходя из интересов  совокупного населения страны (региона, муниципального образования). В то же время более детальный институциональный  анализ функционирования налоговой  системы выявляет наличие особых типов целей, относящихся к сфере, так называемых, «специальных интересов». Наряду с целями общего характера  могут рассматриваться и весьма частные группы целей, связанные  с выполнением конкретных частных  функций общественного сектора. В связи с этим одним из важнейших  оснований классификации налоговых  инструментов являются цели, на которые  они ориентированы. Важнейшее деление  этой классификации различает целевые  и нецелевые налоги. В большинстве  современных стран основную роль играют налоги нецелевые, соответствующие  налоговые доходы поступают в  бюджет национального регионального  или муниципального уровня. При этом доходная часть бюджета выступает  как единый фонд средств, обеспечивающих реализацию его расходных статей. Типичными примерами подобных налогов  в России являются налог на добавленную  стоимость, налог на прибыль предприятий, импортные пошлины.

В то же время нередко  вводятся специализированные налоги для  финансирования конкретных программ общественного  сектора. Как правило, доходы от таких  налогов зачисляются в соответствующие  специализированные внебюджетные фонды, предназначенные для целей социального  страхования, развития инфраструктуры соответствующего уровня и т.п. Такие  налоги называют маркированными. Типичным примером подобных налогов является налог на транспортные средства, доходы от которого идут в дорожный фонд. Аналогичную  роль играют платежи граждан и  юридических лиц в пенсионный фонд. В налоговой системе России важнейшим нецелевым источником налоговых доходов является НДС, важнейшим маркированным источником являются отчисления в фонды социального  страхования.

При переходе к рассмотрению конкретных налогов важно, прежде всего, определить объекты налогообложения, к которым относятся: имущество; купленные и проданные товары и услуги; использованные ресурсы  и т.п. При этом налогообложение  ориентируется на конкретные показатели, описывающие эти объекты в  натуральной или стоимостной  форме. Это дает основания для  еще одного важнейшего подхода к  классификации налогов. В частности, важнейшую роль при этом играет различение прямых и косвенных налогов.

Прямые налоги накладывают  обязательства непосредственно  на текущие доходы или на имущество  физических и юридических лиц. Косвенные  налоги накладывают обязательства  на ресурсы, деятельность и продукцию  этой деятельности (товары и услуги).

В то же время анализ объектов налогообложения дает основания  и для другой важной классификации  налогов, основанной на типе показателей, описывающих объекты. Налог, исчисляемый  на основании оценки объекта в  натуральных единицах, называется специфическим. Довольно типичным примером подобного  налога является налог на автомобили, ориентированный на мощность двигателя, измеряемую в лошадиных силах. Еще  один довольно типичный пример – акциз  на спиртные напитки, исчисляемый исходя из содержания в них чистого алкоголя. При определении подобных налоговых обязательств некоторая ставка (в национальной денежной единице или на базе одной из мировых валют) умножается на оценку объекта налогообложения в натуральных единицах.

Вместе с тем большинство  налогов ориентированы на оценку объекта налогообложения в стоимостной  форме. Соответственно, объем налоговых  обязательств в этом случае определяется умножением величины налоговой ставки, описываемой безразмерным долевым  показателем (в процентах) на полученную стоимостную оценку объекта налогообложения (имущества, товаров и т.п.). Такой  налог называется стоимостным.

Объекты налогообложения  можно также разбить на две  большие группы с учетом категории  времени. 1) Налоги на богатство (фонды), накопленные физическим или юридическим лицом, объем которого оценивается на некоторый конкретный момент времени (как правило, на начало финансового года). Фондовый характер данного типа объектов предполагает оценку объекта как суммарного итога деятельности за все предшествующие периоды. 2) Налоги на трансакции или потоки, порожденные текущим производством, которые в качестве объекта налогообложения рассматривают результат, относимый к некоторому фиксированному периоду времени (как правило, к финансовому году). К первому типу относится группа налогов на собственность, в частности, широко распространенные налоги на землю или в целом на недвижимость. Также к этому типу принадлежат такие распространенные налоги, как налог на наследство и налог на дарение.

Второе основание для  классификации: «налоги на источники» и «налоги на виды использования». Каждая конкретная семья или фирма  платит налоги либо со стороны источников дохода, либо со стороны его использования. Поскольку счет доходов и расходов сбалансирован – сумма по видам  использования равна сумме по источникам, то общий налог со стороны  использования эквивалентен общему налогу по источникам. Так, налог на весь доход семьи эквивалентен налогу на сумму ее потребления и сбережений

При анализе налоговых  систем возникают вопросы их оценки с позиций различных слоев  населения, при этом важнейшей характеристикой, выделяющей те или иные слои, являются доходы физических лиц (или семей). Здесь  мы лишь остановимся на классификации  налогов, связанной с характером изменения доли налогового платежа  в доходе. Если данный показатель, называемый средней нормой налогообложения, (рассчитываемый для исследуемого конкретного налога или некоторой группы налогов), растет быстрее, чем доход, то налог называется прогрессивным. Если средняя норма  налогообложения для данного  налога растет медленнее дохода, то налог называется регрессивным. Особый пограничный случай налога, для которого средняя норма неизменна, называется пропорциональным налогом. Подобное деление  по трем основным типам может быть применено и ко всей совокупности налоговых платежей индивида или  семьи, выявляя общий характер налоговой  системы. Итоговая характеристика налоговой  системы должна строиться на основе анализа реального налогового бремени, которое несут индивиды.

Информация о работе Анализ и оптимизация налоговой базы