Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 10:42, курсовая работа
Целью данной работы является углубление научных знаний о правовой природе и юридическом механизме: налогообложения акцизами, определение места и роли акцизов в налоговой системе РФ, исчисления и взимания акцизов в России, совершенствования акцизного производства в России. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- обозначить нормативно-правовую базу налогообложения акцизами;
- раскрыть, прежде всего, само понятие акцизов;
- выявить характер реального плательщика акцизов
Плательщиками акциза признаются:
- организации;
- индивидуальные предприниматели;
- лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.
Обязанность уплачивать акциз возникает у организаций и иных лиц в том случае, если они совершают операции, подлежащие обложению акцизом.
В перечень подакцизных товаров входят товары, цена на которые никак не обусловлена ни эффективностью производства, ни их потребительскими свойствами, а связана только с особыми условиями производства и продажи этих товаров.
Согласно НК РФ подакцизными товарами признаются17:
- спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного;
- спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9%;
- алкогольная продукция (питьевой спирт, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5 %, за исключением виноматериалов);
- пиво;
- табачная продукция;
- автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя выше 150 л.с.;
- дизельное топливо;
- автомобильный бензин;
- моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных двигателей;
- прямогонный бензин.
Федеральным законом от 24.07.2002 № 110-ФЗ ювелирные изделия были исключены из состава подакцизных товаров.
Таблица 1 Объект налогообложение и налоговая база по акцизам
Объект налогообложения |
Налоговая база | |
Реализация на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров, в том числе реализация предметов залога и передача подакцизных товаров по соглашению. |
Ставка в
% – стоимость реализованных Ставка в
руб.- объем реализованных | |
Передача конфискованных
бесхозяйных подакцизных товаро |
Ставка в % –
стоимость реализованных Ставка в
руб.- объем реализованных | |
Передача произведенных
подакцизных товаров для |
Ставка в % - стоимость переданных подакцизных товаров, исходя из средних цен реализации, а при их отсутствии, исходя из рыночных цен. Ставка в
руб. – объем переданных подакцизных
товаров в натуральном выражени | |
Передача произведенных
подакцизных товаров для |
Ставка в % - стоимость переданных подакцизных товаров, исходя из средних цен реализации, а при их отсутствии, исходя из рыночных цен. Ставка в
руб. – объем переданных подакцизных
товаров в натуральном выражени | |
Передача произведенных на территории РФ подакцизных товаров в уставный капитал организации. |
Ставка в % - стоимость переданных подакцизных товаров, исходя из средних цен реализации, а при их отсутствии, исходя из рыночных цен. Ставка в
руб. – объем переданных подакцизных
товаров в натуральном выражени | |
Ввоз подакцизных товаров на территорию РФ. |
Ставка в % - сумма таможенной стоимости ввозимых товаров и таможенной пошлины. Ставка в руб. – объем ввозимых товаров в натуральном выражении. |
К операциям, освобождаемым от акциза, относятся18:
- передача подакцизных товаров одним структурным подразделением организации, не являющимся самостоятельным налогоплательщиком, другому для производства других подакцизных товаров;
- реализация организациями денатурированного этилового спирта из всех видов сырья и денатурированной спиртосодержащей продукции в порядке, установленном Федеральным законом от 22.11.1995 №171-ФЗ;
- реализация подакцизных товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, за пределы территории РФ;
- реализация нефтепродуктов налогоплательщиком;
- первичная реализация конфискованных и (или) бесхозных подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства19.
Налоговым периодом признается календарный месяц20.
Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены специфические налоговые ставки, исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы.
А1= Онатур * Сспец , (1)
где А1 -сумма акциза;
Онатур - объект обложения в натуральном выражении;
Сспец - ставка акциза (руб.).
При использовании для производства ПАТ приобретенного подакцизного сырья:
А2 = А1 - З, (2)
где А2 - сумма акциза по ПАТ, на производство которого использовано приобретенное подакцизное сырье;
З - сумма акциза, уплаченная при приобретении использованного (списанного на себестоимость производства ПАТ) сырья подлежащая зачету.
Сумма акциза по
подакцизным товарам, в отношении
которых установлены адвалорные
ставки, исчисляется как соответствующа
А3 = (Остоим * Садвал)/100%, (3)
где А3 - сумма акциза;
Остоим - объект обложения в стоимостном выражении;
Садвал - ставка акциза (%)
При использовании для производства ПАТ приобретенного подакцизного сырья:
А4=А3 - З, (4)
где А4 - сумма акциза по ПАТ, на производство которого использовано приобретенное подакцизное сырье.
Сумма акциза по
подакцизным товарам, в отношении
которых установлены
А5=А1 + А3=Онатур * Сспец + (Остоим + Садвал)/100%, (5)
где А5 - сумма акциза;
При использовании для производства ПАТ приобретенного подакцизного сырья:
А6=А5 - З, (6)
где А5 - сумма акциза по ПАТ, на производство которого использовано приобретенное подакцизное сырье21.
Сумма акциза по
подакцизным товарам
Таблица 2. Виды подакцизных товаров и сроки их уплаты
Налоговая база |
Срок уплаты |
Прямогонный бензин, денатурированный спирт. |
Не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за отчетным. |
Все остальные виды подакцизных товаров. |
Не позднее 25-го числа месяца следующего за истекшим налоговым периодом. |
Глава 2. Анализ изменений акцизного налогообложения и их влияние на субъекты экономической деятельности
2.1. Особенности взимания акцизов по отдельным видам товаров
Ювелирные изделия. Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 110-ФЗ ювелирные изделия с 1 января 2003 года исключены из перечня товаров, подлежащих налогообложению акцизами.
В соответствии со статьей 17 действующего до 10 марта 2002 года Федерального закона от 25 сентября 1998 г. № 158-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности » производство ювелирных изделий, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни, относились к лицензируемым видам деятельности, и осуществлялось только на основании лицензий (специальных разрешений). Лицензии, согласно указанному закону, могли быть выданы только или юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 18 июня 1999г. № 643 «О порядке опробования и клеймения изделий из драгоценных металлов», все изготовляемые на территории РФ ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов должны соответствовать пробам, определенным настоящим постановлением и быть заклеймены государственным пробирным клеймом. Опробование и клеймение осуществляется Российской государственной пробирной палатой при Министерстве финансов РФ.
В связи с этим до 1 января 2001 г. акцизами облагались только ювелирные изделия, прошедшие клеймение в инспекции пробирной палаты.
После вступления в силу Федерального закона от 29 мая 2001 г. № 57-ФЗ определение ювелирных изделий, подлежащих налогообложению акцизами, включает в себя и изделия, изготовленные из недрагоценных металлов со вставками из драгоценных металлов и (или) камней. В тоже время отдельные производители ошибочно относили эти изделия к не подлежащим налогообложению акцизами изделиям народных художественных промыслов или ювелирной галантереи.
Алкогольная продукция.
Спиртоводочная промышленность в советский период формировала значительную часть доходов бюджета страны. В 1984 г. налог с оборота этой продукции составлял более 10% доходов бюджета СССР. Осуществление политических и экономических преобразований, либерализация этого сектора экономики в начале девяностых годов XX в. Привели к значительному снижению производимой легальной продукции. В результате удельный вес налогов, поступающих от этой отрасли промышленности, в доходах консолидированного бюджета РФ упал до 1-2%. Это притом, что, производственные мощности и объемы потребления алкогольных напитков возросли.
С 2001 г. до 2006 г. в части уплаты акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей спирта этилового свыше 9% (за исключением вин) действовал режим налогового склада22. Он предполагал, что вся продукция до момента ее реализации находится под контролем налоговых органов и подлежит маркировки региональными специальными марками. Было установлено, что при реализации производителем алкогольной продукции со своего акцизного склада напрямую населению на территории субъекта РФ 100%ставки акциза уплачивалось в бюджет региона, в котором находился производитель.
Данная система была призвана исполнять не только фискальные и распределительные функции, но и служить для надзора за оборотом. Однако при анализе правильности уплаты акцизов на алкогольную продукцию было установлено, что введенная система не устранила нарушения, допускаемые налогоплательщиками, при уплате акцизов. Региональные бюджеты ежегодно теряли значительные суммы не поступивших в их бюджеты налогов.
В целях сокращения случаев уклонения от уплаты акцизов по алкогольной продукции и, соответственно, потерь доходов бюджета от поступлений этого налога был принят Федеральный закон от 21.07.2005 г. № 107-ФЗ, упразднивший с 2006 г. режим акцизного налогового склада в отношении алкогольной продукции. Это позволило значительно сократить количество налогоплательщиков и повысить эффективность контроля.
В целях минимизации потерь бюджетов субъектов РФ с 2006 г. (по настоящее время) установлен следующий порядок распределения акцизов на алкогольную продукцию между субъектами РФ: 20% акцизной ставки уплачивается заводом-производителем в бюджет региона по месту его нахождения, а оставшиеся 80% распределяются между регионами по нормативам, исходя из доли субъекта Российской Федерации в общей сумме акцизов, поступивших в 2004 г. при реализации производителями (за исключением реализации на акцизные склады) и при реализации с акцизных складов.
Виды подакцизной алкогольной продукции23:
- Спирт этиловый из всех видов сырья;
- Алкогольная продукция и спиртосодержащая продукция;
- Вина натуральные, натуральные напитки с содержанием этилового спирта не более 6 % объема готовой продукции, изготовленные из виноматериалов, произведенных без добавления этилового спирта;
- Вина шампанские, игристые газированные, шипучие.
Правительство с каждым годом повышает ставку примерно на 10%, но потребление алкогольной продукции с каждым годом растет, например, в 2000 г. потребление на душу население было 5,38 литров, а в 2012 г. - 10 литров, т. е почти в 2 раза.
Акцизы на нефтепродукты.
Порядок исчисления и уплаты в бюджет акцизов на нефтепродукты имеет существенную специфику. Введение этой модели с 1 января 2003 г. было связано с усилиями правительства перенести основную часть бремени уплаты налога (акцизов на нефтепродукты) с производителей подакцизных товаров на те организации, которые реализуют их конечным потребителям.
Для этого в Налоговом кодексе РФ выделено две категории организаций (и индивидуальных предпринимателей) - имеющие свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, и не имеющие такового24.
Наличие у организаций
- налогоплательщика
Свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, выдается на следующие виды деятельности:
- производство нефтепродуктов;
- оптовая реализация нефтепродуктов;
- оптово-розничная реализация нефтепродуктов;
- розничная реализация нефтепродуктов.
В перечень подакцизных нефтепродуктов (ст. 181 НК РФ) входят автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, прямогонный бензин. Обратим внимание, что по прямогонному бензину установлена налоговая ставка 0 руб. за т. Это сделано для того, чтобы его производители, приобретая, таким образом, статус налогоплательщика, получили право вычитать «исходящий» акциз по товарам, отгруженным лицам, имеющим соответствующее свидетельство.