Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 10:42, курсовая работа
Целью данной работы является углубление научных знаний о правовой природе и юридическом механизме: налогообложения акцизами, определение места и роли акцизов в налоговой системе РФ, исчисления и взимания акцизов в России, совершенствования акцизного производства в России. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- обозначить нормативно-правовую базу налогообложения акцизами;
- раскрыть, прежде всего, само понятие акцизов;
- выявить характер реального плательщика акцизов
Таблица 8. Ставки акцизов на отдельные группы подакцизных товаров в государствах - членах Таможенного союза
* В целях
сопоставления значений ставок
акцизов на товары по трем
государствам - членам Таможенного
союза произведен пересчет в
евро по следующему курсу
** С содержанием
объемной доли спирта
*** Класс 3 с октановым числом от "91" до "95".
В Республике Казахстан отдельные положения Налогового кодекса РФ, устанавливающие ставки акцизов, были приостановлены до 1 января 2012 г., при этом в указанный период ставки акцизов на спирт и спиртосодержащую продукцию, производимые в Республике Казахстан и импортируемые из государств - членов ТС, ниже ставок акцизов, установленных на аналогичные товары, импортируемые из государств, не являющихся членами ТС.
Правительство Республики Беларусь приняло проект, в случае принятия которого действующие с января 2011 г. ставки акцизов на пиво, водку и сигареты вырастут в 4 - 5 раз. Ставки акцизов традиционно каждый год индексируются в соответствии с уровнем инфляции.
Национальные перечни подакцизных товаров государств - членов ТС практически идентичны.
Различия
в ставках акцизов на
Наиболее высокие ставки акцизов на подакцизные товары отмечаются в Республике Беларусь (спирт этиловый, бензин автомобильный, дизельное топливо) и Российской Федерации, где самые высокие ставки установлены на пиво и сигареты. В Республике Казахстан наблюдаются максимально высокие ставки акцизов на вина и легковые автомобили (0,17 евро за литр, 7,33 евро за 1 л. с.), на остальные товарные позиции в Республике Казахстан минимальные ставки акцизов.
Более подробно можно проанализировать ставки акцизов на популярный вид подакцизной продукции: сигареты с фильтром.
В таблице 9 приведены ставки акцизов в евро на сигареты с фильтром по странам ТС за период с 2009 по 2013 гг.
Таблица 9. Ставки акцизов на сигареты с фильтром (2009 - 2013 гг.)
* В целях сопоставления значений ставок акцизов на товары по трем государствам - членам Таможенного союза произведен пересчет в евро по следующему курсу национальных валют (по состоянию на 02.11.2011): Республика Беларусь: 11 649,18 белорусских руб/евро; Республика Казахстан: 204,4 тенге/1 евро; Российская Федерация: 42,25 руб/1 евро.
** Прогнозные значения.
*** Сигареты с фильтром, розничная цена на которые не установлена.
На рисунке 1 представлена динамика ставок акцизов на сигареты с фильтром по странам ТС за период с 2009 по 2013 гг29.
Сигареты с фильтром были выбраны в качестве одного из анализируемых товаров потому, что борьба с табакокурением является сложной и многоплановой проблемой, включающей социальные, психологические, экономические, юридические и другие аспекты. Ее стратегическая задача - это изменение отношения населения к курению, осознание опасности этой привычки для здоровья и жизни человека, предупреждение начала курения среди новых поколений. С этой целью в странах ТС рассматриваются законопроекты по ограничению мест для курения, запрету рекламы сигарет, запрету спонсорской деятельности для табачных производителей.
Рисунок 1 – Динамика ставок акцизов на сигареты с фильтром по странам ТС за период с 2009 по 2013 гг
3.2. Совершенствование налогового законодательства
Координация акцизной политики в СНГ осуществляется главным образом в рамках деятельности Евразийского экономического сообщества (далее - ЕврАзЭС), участниками которого в настоящее время являются Россия, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан. В государствах - участниках ЕврАзЭС ставки акцизов устанавливаются в процентах к стоимости товара и в абсолютной сумме на единицу измерения в натуральном выражении и ежегодно утверждаются правительствами. Подакцизными товарами являются этиловый спирт, алкогольная, спиртосодержащая и табачная продукция, топливо минеральное, продукты перегонки нефти, автомобили легковые. По мере развития производства, изменений спроса населения и потребностей бюджета список подакцизных товаров периодически пересматривался. Так, подакцизными товарами в странах - членах ЕврАзЭС когда-то являлись: огнестрельное и газовое оружие, ювелирные изделия, натуральные меха, изделия из хрусталя, ковры и т.д30.
Впервые
в рамках ЕврАзЭС Базовый
В утвержденном Решением Совета глав правительств от 06.10.2000 № 106 Плане практических действий по гармонизации налогового законодательства государств - участников Таможенного союза на 2000 - 2002 годы принят п. 6 о проведении согласованной акцизной политики, выработке предложений по унификации методики исчисления акциза, выравниваю ставок акциза на импортируемую и производимую продукцию, а также унификации базового перечня подакцизных товаров. Очередным этапом работы по согласованию акцизной политики стало принятие Решения Межгоссовета ЕврАзЭС от 14.09.2001 № 28 об утверждении Базового перечня и минимальных ставок на подакцизные товары, производимые и ввозимые на территорию государств - членов ЕврАзЭС, определении нижней границы акцизных ставок, максимальный уровень ставок не ограничен.
В связи с переходом государств - членов ЕврАзЭС во взаимной торговле на принцип взимания косвенных налогов по "стране назначения" проблема гармонизации акцизной политики приобрела определенное своеобразие.
Правительства
сторон корректируют ежегодно
устанавливаемые ставки
Процесс
гармонизации требует наличия
четко сформулированных
Одним из основных моментов процесса гармонизации акцизной политики является принятое решение о проведении классификации подакцизных товаров по кодам и единицам измерения в соответствии с Соглашением об общей Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности ЕврАзЭС. Использование принятых стандартов облегчает аналитическую работу и позволяет принимать эффективные решения.
С началом функционирования с 1 января 2012 г. Единого экономического пространства основными целями согласованной акцизной политики становятся меры, направленные на31:
- гармонизацию
ставок акцизов (в целях
- приведение классификации подакцизных товаров по кодам и единицам измерения в соответствии с ТН ВЭД ТС;
- гармонизацию
администрирования уплаты
- совершенствование информационного обмена;
- формирование
базы данных по акцизным
- переход в
перспективе на единые
Однако гармонизация (сближение, унификация) акцизной политики в рамках ЕЭП должна быть, но не вредить отраслям. Взять, например, производство алкогольной продукции - в этой отрасли надо проводить национальную акцизную политику, которая будет иметь тенденцию сближения с акцизными политиками других стран ЕЭП, но не вызовет изменения структуры потребления в пользу крепкого алкоголя.
Здесь опять
же можно затронуть вопрос
лицензирования алкогольной
Важным становится исключение недобросовестной межстрановой налоговой конкуренции, обеспечение равных налоговых обязательств хозяйствующих субъектов государств - членов ЕЭП.
Таким образом,
возникает необходимость
Заключение
Фактически, акцизное налогообложение носит регрессивный характер, когда налогообложение равным образом ложится как на обеспеченные, так и на бедные слои населения. Изначально задуманные как социально направленные налоги, акцизы на данный момент выполняют асоциальные функции, еще больше увеличивая разрыв между беднейшими и состоятельными слоями общества. Как и любой косвенный налог, акцизы перекладываются на беднейшую часть населения и то, что более 20% налоговых поступлений в бюджет составляют акцизы – тревожный знак. Именно косвенные налоги оказывают значительный сдерживающий эффект на экономику, что еще более опасно в условиях затянувшегося кризиса.
Это еще раз подчеркивает, что государство не умеет собирать прямые налоги.
В настоящий момент акцизы выполняют в большей своей части фискальную функцию, что выражается в стремлении властей при введении тех или иных акцизов не столько к регулированию производства и потребления тех или иных товаров, сколько к пополнению бюджета (ярким примером может служить постановление Конституционного Суда «По делу о проверке конституционности части первой статьи 2 федерального закона от 7 марта 1996 года «О внесении изменений в закон РФ «Об акцизах»). Фискальная направленность акцизов на бензин не вызывает сомнений, и это при том, что повышение цен на бензин - один из факторов, влияющих на повышение издержек практически любого производства, следовательно, повышения общественно необходимых затрат на производство той или иной продукции, что приводит к снижению конкурентоспособности экономики в целом. Тем не менее, регулирующее воздействие акцизов все же проявляется, и наиболее оно благотворно в сфере оборота алкогольной продукции. Таким образом, государство не только пополняет казну, не только уменьшает уровень потребления алкоголя, но и способствует реализации только качественной продукции.
Спорными остаются величины ставок акцизов, а также способы индексирования величины специфических ставок. Применение адвалорных ставок приводит к серьезным трудностям при оценке объекта налогообложения.
Специфические же ставки недостаточно оперативно корректируются в связи с инфляционными процессами.
Законодательная
база в сфере акцизов еще
Акцизы выступают одними из немногих рычагов воздействия государства на экономические процессы, имеющие место в обществе. Совершенствование налогообложения в сфере акцизов является одним из важнейших условий улучшения экономической ситуации, пополнения федерального и региональных бюджетов.
Библиографический список