Анализ изменений акцизного налогообложения и их влияние на субъекты экономической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 10:42, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является углубление научных знаний о правовой природе и юридическом механизме: налогообложения акцизами, определение места и роли акцизов в налоговой системе РФ, исчисления и взимания акцизов в России, совершенствования акцизного производства в России. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- обозначить нормативно-правовую базу налогообложения акцизами;
- раскрыть, прежде всего, само понятие акцизов;
- выявить характер реального плательщика акцизов

Файлы: 1 файл

акцизы.doc

— 556.50 Кб (Скачать файл)

На операции с нефтепродуктами распространяется порядок применения налоговых вычетов  при использовании подакцизных продукции при производстве другой подакцизной продукции.

Налоговые вычеты по подакцизным нефтепродуктам предоставляются  налогоплательщикам на основании документов, подтверждающих фактическую передачу нефтепродуктов в производства. Такими документами могут быть накладная на внутреннее перемещение, накладная на отпуск материалов на сторону, акт приема-передачи между структурными подразделениями налогоплательщика, акт списания в производство и другие документы.

Уплата суммы  налога производится по месту нахождения налогоплательщика, а при наличии обособленных подразделений - также по месту нахождения каждого обособленного подразделения, исходя из доли налога, которая приходится на эти обособленные подразделения. Доля налога, приходящаяся на обособленное подразделение, определяется как величина удельного веса объема реализации нефтепродуктов в натуральном выражении данного подразделения в общем объеме реализации нефтепродуктов в целом по налогоплательщику.

По решению  руководителя налогового органа у налогоплательщика, осуществляющего производство и реализацию подакцизных нефтепродуктов, может быть создан постоянно действующий налоговый пост. Под налоговым постом (ст. 1971 НК РФ) понимается комплекс мер налогового контроля, осуществляемых налоговым органом в целях проверки правильности исчисления и уплаты налогов и сборов, т.е. для установления полноценного контроля над производством и реализацией нефтепродуктов. Порядок функционирования постоянно действующих налоговых постов определяется ФНС РФ25.

налоговый товар алкогольный

2.2 Анализ расчета суммы акциза по видам подакцизных товаров на примере алкогольной продукции и нефтепродуктов

 

Анализ суммы  акциза по алкогольной продукции

ОАО «ЛВЗ» в  отчетном периоде реализовало гипермаркету 3 тыс. бутылок водки (емкость бутылки 0,5 л.) крепостью 40%. В отчетном периоде ОАО «ЛВЗ» приобрел у завода по производству спирта 900 литров спирта (содержанием этилового спирта 96%). В отчетном периоде приобретенный спирт полностью оплачен и израсходован в производство.

Рассчитаем сумму акциза по алкогольной продукции с учетом увеличения ставок в 2012 г. по сравнению с 2011 г26.

 

Таблица 3 Анализ суммы акциза

Год

Ставка, (руб.)

Объем реализованной  продукции

Емкость бутылки, (литр.)

Крепость водки, (%)

Сумма акциза, (руб.)

Этиловый спирт

Алкогольная продукция

2011

27,70

210

3 000

0,5

40

126 000

2012

30,50

231

3 000

0,5

40

138 000


 

Таблица 4 Анализ суммы акциза с учетом вычета

Год

Исчисленная сумма  акциза, (руб.)

Налоговый вычет, (руб.)

Сумма акциза в  бюджет, (руб.)

2011

126 000

23 933

102 067

2012

138 000

26 352

111 648

Отклонение, (руб.)

12 000

2 581

9 581


 

С увеличением  ставки в 2012 г. на 21 руб. государственный бюджет получил на 9 581 руб. больше (111 648 – 102 067), по сравнению с 2011 г. Это привело к росту розничных цен почти на 12%. Потребители, в свою очередь, обремененные финансовым кризисом, повернулись в сторону более дешевой нелегальной продукции, которую далеко не всегда отличает высокое качество.

Анализ суммы  акциза по нефтепродуктам.

Предприятие –  производитель (нефтеперерабатывающий  завод - НЗП) реализует 100 тыс. тонн бензина  организации «Роснефть», имеющей свидетельство, и 200 тыс. тонн – организации «Сибнефть», у которой такого свидетельства нет. В обоих случаях реализуется бензин с октановым числом выше 80 (ставка акциза – 3 629 руб. за 1 тонну). Предположим, что оптовая цена этой партии бензина без акциза составляет 7 800 руб. за тонну.

Определим сумму  акциза, которую должно будет уплатить в бюджет предприятие – производитель (НЗП).

При реализации потребителю «Роснефть» бензин отпускается  по цене, не учитывающей акциз, поэтому  сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет, равна нулю.

При реализации потребителю «Сибнефть» бензин отпускается  по цене, включающей акциз.

Таблица 5. Анализ суммы затрат покупателя

Покупатель

Октановое число 

Ставка, (руб.)

Оптовая цена, (руб.)

Объем реализации, (тыс. тонн)

Сумма затрат, (млн. руб.)

«Роснефть»

80

3 629

7 800

100

7,8

«Сибнефть»

80

3 629

11 429

200

22,858


 

Предприятие –  производитель должно заплатить  в бюджет 725,8 млн. руб. (200 тыс. тонн * 3 629 руб.).

Если покупатель «Роснефть» будет перепродавать  приобретенный бензин, то реализация бензина организации (индивидуальному предпринимателю), обладающей свидетельством, также будет осуществлена без уплаты акциза. Если же покупателем будет лицо, не имеющему свидетельства (допустим, бензин будет продаваться в розницу), то «Роснефть» будет обязан уплатить в бюджет сумму акциза, рассчитанную по установленным ставкам (3 629 руб. за тонну), получив эту сумму с покупателя.

Данный пример представляет собой некий аналог зачета по НДС, только применяемый в обратном направлении. Если при расчетах по НДС к зачету выставляется «входящий» НДС, то при акцизах на нефтепродукты – «исходящий» акциз.

Как уже выяснилось у косвенных налогов много  общего, но есть и различия. Проведем сравнительный анализ НДС и акциза, для этого решим задачу.

3.03.2012 г. табачная фабрика закупила у ОАО «Эрик-с» 50 кг. табака по цене 130 руб. за1 кг. (без учета НДС) для изготовления сигарет. На следующий день задолженность перед ОАО «Эрик-с» была погашена. 20.03.2012 г. фабрика реализовала 800 пачек сигарет с фильтром по цене 25 руб. за пачку. Необходимо отразить операции на счетах бухгалтерского учета, определить сумму акциза и НДС подлежащую уплате в бюджет.

Таблица6. Анализ суммы НДС и акциза подлежащей уплате в бюджет

 

Налоговая ставка (руб.)

Налоговая ставка (%)

НБ (по ставке в  руб.)

НБ (по ставке в %)

Сумма налога исчисленная

Сумма налога в  бюджет

Акциз

145

6

1600

20 000

3 520

3 520

НДС

-

18

-

23 520

4 234

3 064


 

В соответствии со ст. 193 НК РФ налоговая ставка по сигаретам  с фильтром установлена комбинированная, т.е. 145 руб. за 1000 шт. + 6% от розничной цены реализации, но не менее 172 руб. за 1000 шт., следовательно, налоговая база рассчитывается по каждому виду ставки. Так как табак, используемый в качестве сырья для производства табачной продукции, не облагается акцизом, следовательно, вычет равен 0.

Сумма НДС в  бюджет определяется, как разница  между начисленной суммой и суммой подлежащей вычету. В соответствии с п.2 ст.171 главы 21 части 2 НК РФ табачная фабрик имеет право уменьшить  исчисленную сумму налога на налоговый вычет в размере 1 170руб. (50*30*18%).

Таблица 7. Журнал хозяйственных операций

№п/п

Дата

Содержание  операции

Дт

Кт

Сумма

1

3.03.12г.

Покупка сырья  у ОАО «Эрик-с»

10

60

6 500

   

Начислен НДС

19

60

1 170

2

4.03.12г.

Оплачено ОАО «Эрик-с» за сырье

60

51

7 670

   

Сумма НДС, предъявленная  к вычету

68

19

1 170

3

20.03.12г.

Реализована продукция 

62

90/1

27 754

   

Начислен НДС

90/3

68

4 234

   

Начислен акциз

90/4

68

3 520


 

Цена реализации складывается, исходя из выручки, суммы акциза и НДС. Начисляется НДС по расчетной ставке 18/118. Акцизы начисляются ранее, чем НДС, т.е. подакцизные товары, облагаются налогом дважды, причем НДС начисляется как на себестоимость товаров, так и на акцизы.

Таким образом  можно отметить, что если ставки НДС по сравнению с другими странами незначительно отличаются, где-то ниже, где-то чуть выше, то ставки на акциз, в России, а особенно на нефть, самые высокие, хотя наша страна является одним из основных поставщиков нефтепродуктов за рубеж, отсюда вызван профицит Федерального Бюджета.

Для того чтобы  урегулировать налогообложение  в нашей стране, следует для  начала снизить цены на нефть, внутри страны, а также следует предоставлять  льготы и поощрять предприятия малого бизнеса.

 

 

Глава 3. Совершенствование акцизного налогообложения

 

3.1. Динамика  изменения акцизного налогообложения

 

Выявлено, что с каждым годом ставки акциза повышаются примерно на 10%, заметнее это повышение проявляется в отношении алкогольной продукции, но потребление алкогольной продукции с каждым годом растет, например, в 2000 г. потребление на душу население было 5,38 литров, а в 2012 г. - 10 литров, т. е почти в 2 раза. Это привело к росту розничных цен почти на 12%. Потребители, в свою очередь, обремененные финансовым кризисом, повернулись в сторону более дешевой нелегальной продукции, которую далеко не всегда отличает высокое качество.27

В течение 2011 - 2012гг. акциз на нефтепродукты оставался неизменным, тем самым государство облегчило налоговую нагрузку на производителей и покупателей, приобретающим нефтепродукты для дальнейшей перепродажи. Цена на бензин повышалась незначительно, это связано с переиндексацией уровня цен по отношению к росту инфляции, что является нормальной тенденцией для интенсивного экономического развития страны. Но уже в 2012 г. произошло повышение ставок примерно на 12%. Таким образом, увеличились цены на бензин.

Одновременно  с повышением акцизов государству  можно порекомендовать установить минимальную розничную цену и  серьезно ужесточить административную ответственность для производителей и продавцов нелегальной продукции. А так создается впечатление, что идет борьба не с теневым рынком, а с легальным. Особенно остро это чувствуют небольшие региональные производители. Употреблять алкогольную и табачную продукцию меньше не станут - это ясно всем, так как у потребителей дешевой водки нет, а это рост потребления суррогата и как следствие очередная волна отравлений, последствия которых скажутся на легальном рынке. В целом это еще в большей степени усугубит положение на рынке, а высокая минимальная цена ограничит возможности попадания нелегальной продукции в розницу.

Акциз служит важным источником доходов государственного бюджета современных стран. В  настоящее время в консолидированном  бюджете Российской Федерации он устойчиво занимает четвертое место после НДС, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых, в Республике Беларусь акцизы обеспечивают 10 - 13% доходов бюджета, в Республике Казахстан - 3 - 5% доходов бюджета. Акцизы также выполняют социальную функцию, вызванную необходимостью сокращения потребления социально вредных товаров (алкогольных и табачных изделий). В таблице 8 приведены ставки акцизов на отдельные группы подакцизных товаров в государствах - членах Таможенного союза28.

Приведенные восемь основных групп по ТН ВЭД ТС подакцизных товаров охватывают 60 - 80% национальных перечней подакцизных товаров государств - членов ТС.

 Можно наблюдать  расхождения в ставках акцизов,  в особенности на такие товары, как сигареты с фильтром, сигареты без фильтра, бензин автомобильный, дизельное топливо (величина отклонений минимального значения от максимального составляет более 100%).

 Ставки акцизов  в государствах - членах ТС ежегодно  утверждаются правительствами сторон. При этом в Российской Федерации принят переходный период с 1 января 2010 г. по 31 декабря 2013 г. с ежегодным увеличением ставок акцизов на товары в основном на 20 - 30%, а по отдельным товарным позициям (например, сигареты без фильтра) - почти в два раза.

Информация о работе Анализ изменений акцизного налогообложения и их влияние на субъекты экономической деятельности