Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 03:10, дипломная работа
Понятие "налоговая система" следует отнести к дискуссионным вопросам. С одной стороны, термин "налоговая система" является очень распространенным и постоянно используется в нормативных актах, судебных решениях, научных исследованиях и в СМИ. И в то же время авторы мало где раскрывают, что они понимают под налоговой системой. Путем анализа содержания, можно сделать вывод о том, что разные авторы различный смысл вкладывают в термин "налоговая система" или применяют этот термин для обозначения различных общественных отношений.
Введение
Налоговая система РФ
Сущность налоговой системы. Принципы ее построения
Исторический опыт развития налогообложения юридических лиц в России
Налоговая нагрузка: содержание, классификация, подходы к методике определения
Зарубежный опыт развития юридических лиц
Характеристика ООО «КОМОС-Авто» как объекта исследования
Общая характеристика прдприятия и направлений его деятельности
Структура управления предприятием и функции его подразделений
Анализ трудовых ресурсов ООО «Автоцентр-КОМОС»
Анализ основных экономических показателей деятельности ООО «Автоцентр-КОМОС»
Анализ влияния налоговых платежей на результаты деятельности хозяйствующего субъекта и их оптимизация
Общая характеристика, расчет и анализ уплаты налогов хозяйствующего субъекта в динамике и за отчетный год
Анализ влияния налоговых платежей на результаты деятельности предприятия в отчетный период
Предложения по совершенствованию работы служб, занимающихся планированием, учетом и оптимизацией налоговых платежей
Заключение
Список литературы
Все юридические и физические лица, являющиеся участниками процесса производства ВВП, в соответствии со ст. 57 Конституции РФ определены в качестве плательщиков налогов и сборов.
В понятии «налог»
За весь период существования налогов было очень много различных теорий налогообложения, какие-то из них совпадали по своей сути, а какие то прямо противопоставлялись друг другу.
По мере развития и совершенствования теорий налогообложения происходила эволюция взглядов на понимание термина «налог». Через его определение осознается и оценивается отношение общества к налогообложению. Поэтому ученые и общественные деятели постоянно предпринимали попытки дать определение налога не только с экономических позиций, но и с юридической точки зрения.
Эволюция существовавших теорий налогообложения представлена в таблице 2.
Таблица 2 - Эволюция теорий налогообложения
Года |
Теория |
Представители |
Суть/трактовка |
ср.века |
Обмена |
Адам Смит, П.Леруа-Болье, Р.Стурм, Бастэбль, Пьер-Прудон |
Через налог граждане покупают у государства услуги по охране от нападения извне, поддержания порядка и пр. |
XVII-XVIII |
Атомистическая, включает в себя: «теорию общественного договора» и «теорию публичного договора» |
Себастьян Ле Претр де Вобан, Шарль Луи де Мнтескье |
Налог есть результат договора между гражданами и государством, согласно которому поддатный вносит плату государству за охрану его личной и имущественной безопасности, защиту и иные услуги |
XVIII-XIX |
Налог как страховая премия |
Адольф Тьер, Джон Рамсей Мак-Куллох, (последователи – Э де Жирардьен и др.) |
Налог – это страховой платеж, который уплачивается подданными государству на случай поступления какого-либо риска: войны, пожара и пр.
Уплачивать налог каждый должен пропорционально своему доходу или имуществу, т.к. издержки охраны и защиты должны распределяться по сумме охраняемой собственности |
1-я пол. XIX |
Налог как теория наслаждения |
Жан Симонд де Сисмонди |
При помощи налогов каждый плательщик получает не что иное, как наслаждение: от общественного порядка, правосудия, обеспечения личности и собственности и т.д. Т.е., граждане должны смотреть на налоги, как на вознаграждение за оказываемую правительством защиту их личности и собственности |
XIX |
Жертвы |
Н.Канар, Джон Стюарт Миль |
Налог носит принудительный характер. Налог не зло, а жертва, обусловленная необходимостью |
XIX- нач. XX |
Коллективных (общественных) потребностей |
Л.Штейн, А.Шефле, Франческо Саверио Нити, Э.Сакс, А.Вагнер |
Налог – эквивалент за оказываемые государством коллективные услуги.
Блага, которые доставляются государством, не могут быть подведены под понятие меновых благ и не могут оплачиваться меновой ценностью. Но поскольку блага, доставляемые государством, д.б. оплачены, то для этой оплаты пойдет другое мерило соразмерности: это налог. |
Таким образом, представления о налогах изменялись на протяжении веков. Разнообразие налоговых теорий не сложно объяснить с исторической точки зрения, для каждой эпохи, для каждой экономической системы была справедлива существовавшая в то время теория, но в результате определенных экономических или политических событий, она становилась несостоятельной, и ее сменяла другая.
Кроме того, у каждого ученого существовал свой взгляд на ту или иную ситуацию.
С помощью налоговой системы государство реализует свои функции по управлению (регулированию, распределению и перераспределению) финансовыми потоками в государстве и в более широком смысле экономикой страны вообще.
Задачи налоговой системы - обеспечение государства финансовыми ресурсами с помощью перераспределения национального дохода; противодействие спаду производства, создание благоприятных условий для развития предпринимательства; реализация социальных программ.
Формируя налоговую систему нужно исходить из ряда принципов. Под принципами налогообложения подразумеваются базовые идеи и положения, применяемые в налоговой сфере.
С 1 января 1999г. была введена в действие часть первая НК РФ, где и были изложены принципы налогообложения в РФ.
В современных условиях могут быть сформулированы следующие принципы построения налоговой системы:
10. Принцип оптимальности - цель взимания налога должна достигаться наилучшим образом с точки зрения выбора источника и объекта налогообложения.
В рационально построенной
Наличие собственной, независимой от других государств налоговой системы является одним из признаков суверенного государства.
Быстрый рост государственных расходов и переход Российской империи от натурального крепостного хозяйства к денежному во второй половине XIX в. способствовали широкому развитию налогообложения юридических лиц.
В 1898г. введено Положение о Государственном промысловом налоге, предполагавшее уплату основного и дополнительного налогов.
Объект налога - прибыль промышленных и торговых предприятий, а также банков и страховых компаний.
После его уплаты юридическим лицам, осуществлявшим предпринимательскую деятельность, выдавались промысловые свидетельства (патенты). Промысловый налог обеспечивал значительные поступления в бюджет. К уплате промыслового налога обязывались торговые и промышленные предприятия.
Сбор налогов возлагался на Департамент податей и сборов при Министерстве финансов.
В 1986г. обострилась проблема учета реальных доходов и сбора налогов в следствии принятия Закона СССР "Об индивидуальной трудовой деятельности".
Теперь доходы граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, подлежали налогообложению. Ставка подоходного налога в зависимости от размера дохода составляла от 12 до 65%. Плательщики налога обязывались вести учет получаемых от занятия кустарно-ремесленным промыслом и другой индивидуальной трудовой деятельностью доходов и расходов и представлять в финансовый отдел исполнительного комитета по месту своего постоянного жительства декларацию о получаемых доходах.
В 1993г. Указом Президента Российской Федерации N 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней" были дополнительно введены специальный налог с предприятий для финансовой поддержки важнейших отраслей народного хозяйства и обеспечения устойчивой работы предприятий этих отраслей и транспортный налог с предприятий. Фактически этот налог являл собой пример чрезвычайного налогообложения.
В 1992 - 1993 годах большинство российских предприятий не стремились уклоняться от уплаты налогов. Нередко руководство предприятий не предпринимало даже совершенно законные меры с целью снижения объёма выплачиваемых налогов. Со второй половины 1993 года, потеряв надежду на снижение налогового бремени, предприятия начали поиск способов уклонения от уплаты налогов.
1 января 1994 года были повышены ставки налогов. Это стало одним из последних аргументов для предприятий в пользу массового отказа от налоговой законопослушности. Использовались следующие методы ухода от налогов:
Последствия массового уклонения от уплаты налогов юридическими лицами в 1990-е годы были двоякими (таблица 3).
Таблица 3 – Последствия уклонения юридических лиц от уплаты налогов.
Плюсы |
Минусы |
|
|
В 1990-е годы власти использовали один путь решения проблем налогообложения — ужесточение налоговых законов и усиление давления налоговых органов на фирмы. И каждый раз фирмы находили новые способы противодействия этой политике. Это говорит о том, что уровень налогообложения в 1990-е годы был завышенным и неприемлемым для фирм.
Таким образом, до 1999г., до ввода части первой НК РФ, в системе налогов2 отмечены следующие недостатки:
В 2000-е годы президентом России В. В. Путиным были подписаны ряд законов, которыми были внесены поправки в налоговое законодательство юридических лиц:
В настоящее время в России продолжается реформирование экономики и финансовой сферы. Составной частью этого процесса является построение новой системы налогообложения.