Анализ налоговой нагрузки и пути совершенствования налогообложения ООО «Агентство Проспект»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Августа 2013 в 06:19, курсовая работа

Описание работы

Цель, поставленная при написании курсовой работы – изучение достоинств и недостатков имущественного налогообложения.
Объектом исследования является предприятие ООО «Агентство Проспект».
Для достижения вышеуказанной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- рассмотреть недостатки информационного обмена в области исполнения налоговой обязанности по имущественному налогообложению;
- рассмотреть достоинства и недостатки введения налога на недвижимость в Российской Федерации.
- рассмотреть особенности деятельности ООО «Агентство Проспект»;
- провести анализ налогового поля предприятия;
- провести анализ системы налогообложения предприятия;
- провести оценку налогового бремени экономического субъекта;
- предложить пути совершенствования налогообложения предприятия.

Содержание работы

Введение 3
1 Имущественное налогообложение в России 5
1.1 Содержание имущественного налогообложения……………………………...5
1.2 Характеристика системы имущественного налогообложения……………….7
1.3 Недостатки информационного обмена в области исполнения налоговой обязанности по имущественному налогообложению 9
1.4 Достоинства и недостатки введения налога на недвижимость в Российской Федерации 19
2 Особенности налогообложения ООО «Агентство Проспект» 31
2.1 Особенности деятельности ООО «Агентство Проспект» 31
2.2 Анализ налогового поля предприятия 35
2.3 Анализ системы налогообложения предприятия 38
3 Анализ налоговой нагрузки и пути совершенствования налогообложения ООО «Агентство Проспект» 42
3.1 Оценка налогового бремени экономического субъекта 42
3.2 Пути совершенствования налогообложения предприятия 44
Заключение 48
Список использованной литературы 50

Файлы: 1 файл

К6.docx

— 124.62 Кб (Скачать файл)

Законодатель в ст. 38 НК РФ не дает легального определения объекта налогообложения и ограничивается приведением открытого перечня отдельных видов объектов.

Каждый налог имеет  самостоятельный объект налогообложения, который определяется в соответствии с частью второй НК РФ. Следует обратить внимание, что объект налогообложения относится к тем элементам, которые определяются на федеральном уровне НК РФ независимо от вида налогов, включая региональные и местные налоги.

Категория объекта налогообложения  в законодательстве и специальной  литературе не отличается единством  толкования, тогда как данный признак  считается основным для возникновения  обязанности уплаты налога. Так, п. 1 ст. 38 НК РФ устанавливает, что объектом налогообложения является реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

Существует определение, что объектом налогообложения являются «...те юридические факты, которые обусловливают обязанность субъекта заплатить налог...». В более широком определении содержания объекта налогообложения выделены два его основных признака, в соответствии с которыми объект налогообложения может представлять собой категорию, имеющую стоимостную, количественную или физическую характеристику, а также условие, порождающее обязанность уплаты налога. Такое понимание относится к исследуемой категории как товар, так и операции по его перемещению.

Согласно ст. 17 НК РФ для налога, помимо объекта налогообложения, должны быть определены налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. Если законодательством не установлен или не определен хотя бы один из элементов юридического состава, нельзя считать его установленным, соответственно, не возникнет обязанности по его уплате [10, с. 20].

Исполнение налоговой  обязанности может быть как добровольным (если к налогоплательщику не применяются  меры государственного принуждения и он самостоятельно уплачивает налог в полном объеме и в установленный срок), так и принудительным (например, при возникновении недоимок и неисполнении требования об уплате налога налоговая обязанность исполняется специализированными органами в зависимости от субъекта налогообложения).

Добровольное исполнение налоговой обязанности начинается с исчисления налога. Налогоплательщик, исполняя налоговую обязанность, самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено законом (ст. 52 НК РФ). В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога.

Налоговая база - это элемент  налогообложения, который позволяет  преобразовать объект налогообложения  в количественную форму, для того чтобы к ней можно было применить  налоговую ставку при исчислении налога. Иными словами, налоговая  база - это облагаемый объект, выраженный в тех или иных единицах. Согласно ст. 53 НК РФ налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения.

Между субъектом (налогоплательщиком) и объектом обязательно должна быть непосредственная связь. С этой непосредственной связью налоговое законодательство связывает возникновение налоговой  обязанности. Например, налогоплательщиками  транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством  Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ [8, с. 44].

При исчислении имущественных  налогов возникают вопросы информационного  обмена данными о регистрации  того или иного имущества. Так, сумма транспортного налога начисляется на основании сведений, которые представляются органами, осуществляющими госрегистрацию транспортных средств, а значит, данные органы обязаны сообщать сведения о расположенных на подведомственной им территории транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах, и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 1 марта представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года (ст. 85 НК РФ).

Сведения предоставляются  в порядке информационного обмена между данными органами исполнительной власти. Однако сегодня следует отметить, что обмен информацией далек  от совершенства. Базы данных содержат информацию, недостоверность которой  впоследствии приводит к судебным разбирательствам, дополнительным расходам и т.д.

В большинстве случаев  вина в неправильном исчислении налоговыми органами, например, транспортного  налога лежит на самих налогоплательщиках. Так, в случае продажи транспортного  средства необходимо добросовестно  относиться к тому, чтобы снять  данную машину с учета. То же можно  сказать и о неправомерных  завладениях автомобилем других лиц или об утрате данного движимого  имущества. В случае угона (кражи) транспортного  средства налогоплательщику необходимо представить в налоговый орган  документ, подтверждающий данный факт. Однако, учитывая, что данные будут  передаваться из органов, осуществляющих госрегистрацию транспортных средств, то и в эти органы тоже необходимо сообщать указанную информацию.

Возникает множество разночтений  по вопросам обязанности регистрировать транспортные средства. Например, согласно ранее действовавшим Правилам регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России, утв. Приказом МВД России от 27 января 2003 г. № 59 «О порядке регистрации транспортных средств», было установлено, что транспортные средства регистрируются только за собственниками транспортных средств, указанными в паспорте транспортного средства, в справке-счете, договоре или ином документе, удостоверяющем право собственности на транспортное средство. В действующем на данный момент Постановлении Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» говорится о собственниках транспортных средств и о владельцах, которые от имени собственников владеют, пользуются или распоряжаются на законных основаниях транспортными средствами.

Однако, например, остается неясным, как осуществлять учет транспортного  средства, если заключен договор купли-продажи  с рассрочкой платежа, ведь передача права собственности осуществляется по итогам выплаты всей суммы платежа. Собственник остается тем же, а  пользуется транспортным средством  другое лицо.

Пример. Гражданка Е.А. Веденьева зарегистрировала автомобиль 9 ноября 2006 г., а заключила договор купли-продажи с М.А. Пушкиной 17 июня 2007 г. с рассрочкой платежа до 17 ноября 2007 г.. ФНС России, соответственно, исчислила налог с собственника, т.е. с лица, зарегистрированного в органах, осуществляющих госрегистрацию, объяснив это тем, что информация о снятии с учета из ГИБДД по автомобилю не поступала, следовательно, данное транспортное средство с налогового учета не снято.

Проблемы информационного  обмена наблюдаются и при исчислении налога на имущество организаций  и налога на имущество физических лиц в отношении недвижимости.

Органы, осуществляющие государственный  технический учет, обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговые  органы по месту своего нахождения сведения об инвентаризационной стоимости  недвижимого имущества и иные сведения, необходимые для исчисления налогов, по состоянию на 1 января текущего года (п. 9.1 ст. 85 НК РФ) [8, с. 44].

Важным данное положение  является для налога на недвижимость. Как известно, введение данного налога планируется уже давно. Однако до сих пор не определена методика расчета  и оценки стоимости того или иного  недвижимого имущества. В рамках Плана реализации мероприятий, обеспечивающих введение на территории Российской Федерации местного налога на недвижимость, уже формируется нормативная правовая база, необходимая для проведения кадастровой оценки объектов недвижимости. В Кемеровской, Тверской, Калужской областях и в Республике Татарстан протестированы Методические рекомендации по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости нежилого фонда для целей налогообложения, утв. Приказом Минэкономразвития России. Налоговая база на данный момент рассчитывается по инвентаризационной стоимости, которая имеется в информационных и архивных базах организаций, осуществляющих технический учет и техническую инвентаризацию. Однако эти сведения зачастую не соответствуют действительности и не отражают состояние того объекта недвижимости, который существует по факту. Многие собственники недвижимости не оформляют вновь построенные строения, например 70 - 80-х гг. Так, указанные лица платят налог на старый дом, а не на коттедж, который никак не оформлен и не поставлен на технический учет.

В советское время на основе Технической инструкции от 31 октября 1951 г. «О порядке и методах производства текущей регистрации инвентаризационных изменений в домовом фонде городов, рабочих, дачных и курортных поселков РСФСР» основными источниками текущей регистрации инвентаризационных изменений в домовом фонде служили данные сплошного обхода и обследования домовладений органами БТИ, проводилась сплошная инвентаризация, данными которой органы, осуществляющие учет объектов недвижимости, отчасти пользуются до сих пор.

В настоящее время плановая инвентаризация на практике не проводится. Связано это с большой затратностью данной процедуры, поэтому фактическая информация новая, а по документам все еще числятся старые данные.

Планируется введение кадастровой  оценки. Для этого была проведена  массовая оцифровка инвентарных  дел для передачи в органы кадастрового учета, которые, по сути, должны были произвести данную кадастровую оценку. Получается, что и здесь реформа оказалась несовершенной.

На данный момент нет единой информационной базы учета собственников  недвижимости. Органы БТИ занимались регистрацией собственников объектов недвижимости до создания органов учреждения юстиции в субъекте Российской Федерации. После создания указанных органов  базу собственников стали вести  именно органы юстиции в Едином государственном  реестре прав. Однако так как согласно ст. 85 НК РФ данные передают и органы кадастрового учета, и органы БТИ, то наблюдается несовпадение предоставленной информации. Зачастую налог приходит на старого владельца, т.е. наблюдается похожая ситуация, что и с транспортным налогом.

В соответствии с изменениями  в оформлении строений и сооружений было введено понятие «технический план». С 1 апреля 2012 г. технический план объекта недвижимости включает описание объекта на контуре земельного участка.

Согласно ст. 41 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства, необходимые для постановки на учет такого объекта недвижимости, либо сведения о части или частях такого объекта недвижимости, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о таком объекте недвижимости, которому присвоен кадастровый номер. По сути, он представляет собой отображение объекта в координатах. Технический паспорт на данный момент является приложением к техническому плану, потому что на основе него делается последний. Однако в техническом плане никаким образом не отображаются иные постройки, например сарай, гараж, забор и т.д. Получается, что гражданин не должен платить налог на данные постройки [8, с. 45].

Технический паспорт теперь не имеет такой силы, как имел ранее. При этом именно он является документальной основой для ведения  Единого государственного реестра  объектов капитального строительства. Технический паспорт представляет собой документ, содержащий основные технические характеристики, т.е. год постройки, строительный объем, внутренняя отделка здания, материалы конструкций, таких как фундамент, стены, перекрытия и т.д.

Результат инвентаризации - база для принятия управленческих решений, однако теперь большая часть полномочий, в том числе и утверждение  технических планов, относится к  полномочиям органов, осуществляющих кадастровый учет. Для получения  свидетельства о регистрации  права на недвижимость необходимо обращаться в органы юстиции, для получения  кадастрового плана - в Кадастровую  палату, а чтобы сделать технический  план - в БТИ или к кадастровым  инженерам, при этом утверждает его  Кадастровая палата. Установленный  порядок в большинстве случаев  не устраивает граждан, в связи с  этим они зачастую не оформляют необходимые  документы на тот или иной объект недвижимости, а значит, налоговая  база не всегда отображает действительность. Наблюдается прямая зависимость  функционирования органов, осуществляющих инвентаризацию и кадастровый учет, и деятельности по информационному  обмену указанных органов с ФНС  России.

Отложение введения налога на недвижимость напрямую связано с  проблемой информационного обмена, так как до сих пор не определена методика оценки объектов недвижимости. Показательным здесь является пример Белоруссии, в которой налог на недвижимость введен давно. Налоговая  база на недвижимость определяется организациями  исходя из наличия на 1 января календарного года зданий и сооружений по остаточной стоимости и стоимости зданий и сооружений сверхнормативного  незавершенного строительства; физическим лицам - исходя из оценки принадлежащих  им зданий и сооружений, порядок  которой утверждается Президентом  Республики Беларусь.

По нашему мнению, необходимо вернуть полномочия БТИ по техническим паспортам, нежели по техническим планам, а также определить коэффициент по каждому зданию. Например, налог на недвижимость должен зависеть от года постройки, материала стен. Если это рыночная оценка, то необходимо ввести рыночный коэффициент [8, с. 45].

Следует также упомянуть  о взаимодействии налоговых органов  с органами местного самоуправления при исполнении обязанности по уплате земельного налога. Органы местного самоуправления обязаны ежегодно до 1 февраля сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных  участках, признаваемых объектом налогообложения  в соответствии с НК РФ. Однако отметим, что данная информационная база является слабой. В некоторых муниципальных образованиях в связи с недостаточной компьютеризацией сведения могут быть представлены только на бумажных носителях.

Информация о работе Анализ налоговой нагрузки и пути совершенствования налогообложения ООО «Агентство Проспект»