Анализ налоговой политики рф и ее влияния на экономику. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2012 год и на план

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 01:24, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования – налоговая политика.
Предмет исследования – направления налоговой политики, способствующие региональному экономическому развитию.
Цель исследования – раскрыть особенности влияния реализации налоговой политики на региональную экономику.
Задачи исследования: раскрыть сущность налогов и их функции; рассмотреть теории влияния налогов на рыночную экономику; проанализировать налоговую нагрузку в экономике; изучить основные направления налоговой политик на 2013 и плановый период 2014 и 2015 годов.

Содержание работы

Введение 4
1 Налоги в экономической системе государства 6
1.1 Сущность и функции налогов 6
1.2 Характеристика налоговой политики 13
1.3 Теории влияния налогов на рыночную экономику 16
2 Анализ налоговой политики рф и ее влияния на экономику. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов 25
2.1 Направления налоговой политики на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов 25
2.2 Меры в области налоговой политики, планируемые к реализации в 2013 году и плановом периоде 2014 и 2015 годов 26
3 Характеристика УФНС России по ЕАО 35
Заключение 39
Библиографический список 41

Файлы: 1 файл

налоговая политика как инструмент регулирования регионального развития.docx

— 130.63 Кб (Скачать файл)

РЕФЕРАТ

 

 

Курсовая  работа содержит 44 с., 2 рисунка, 39 источников

 

 

НАЛОГИ; НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА; ТЕОРИИ ВЛИЯНИЯ НАЛОГОВ НА РЫНОЧНУЮ ЭКОНОМИКУ; НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА; НАПРАВЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ

 

 

Любые просчеты и недоработки  при принятии налоговых изменений  приводят не только к падению уровня доходов государства, но и болезненно отражаются на благосостоянии всех граждан. Поэтому политика в области налогообложения базовых отраслей, в которых наблюдается наибольший рост цен, должна отличаться продуманностью и глубоким пониманием последствий проводимых преобразований, что и отражает актуальность темы.

Объект исследования –  налоговая политика.

Предмет исследования –  направления налоговой политики, способствующие региональному экономическому развитию.

Цель исследования – раскрыть особенности влияния реализации налоговой политики на региональную экономику.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение 4

1 Налоги в  экономической системе государства 6

1.1 Сущность  и функции налогов 6

1.2 Характеристика  налоговой политики 13

1.3 Теории  влияния налогов на рыночную  экономику 16

2 Анализ налоговой  политики рф и ее влияния  на экономику. Основные направления  налоговой политики Российской  Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов 25

2.1 Направления  налоговой политики на 2013 год  и плановый период 2014 и 2015 годов 25

2.2 Меры в  области налоговой политики, планируемые  к реализации в 2013 году и  плановом периоде 2014 и 2015 годов 26

3 Характеристика  УФНС России по ЕАО 35

Заключение 39

Библиографический список 41

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

В процессе рыночных реформ в России государство смогло решить множество проблем – осуществить либерализацию цен, перейти к более открытой экономике, выйти на стабильный уровень роста ВВП, способствовать развитию негосударственной банковской сферы, реформировать систему налогообложения, создать условия для возникновения финансового и фондового рынки.

Налоговая система России постоянно находилась в состоянии  трансформации. Менялись ставки налогов, условия их взимания, объекты налогообложения, что затрагивало практически все субъекты экономики. Происходившая перестройка налоговой системы влияла не только на экономические условия производства товаров и услуг, но и на доходы граждан, поэтому вопросы налоговой политики всегда остаются актуальными.

Однако очень часто  налоговая макроэкономическая политика государства имела ярко выраженную фискальную направленность, что усиливало  негативные социальные процессы в обществе.

Реформы, производимые в  налоговой сфере, не всегда приводят к ожидаемым макроэкономическим результатам из – за отсутствия четкого представления о последствиях принятия тех или иных налоговых решений. Поэтому механизм регулирования социально – экономических показателей с помощью мер налоговой политики в условиях усиления значения немонетарных факторов нуждается в дополнительном исследовании и теоретическом обосновании.

Любые просчеты и недоработки  при принятии налоговых изменений  приводят не только к падению уровня доходов государства, но и болезненно отражаются на благосостоянии всех граждан. Поэтому политика в области налогообложения базовых отраслей, в которых наблюдается наибольший рост цен, должна отличаться продуманностью и глубоким пониманием последствий проводимых преобразований, что и отражает актуальность темы.

Объект исследования –  налоговая политика.

Предмет исследования –  направления налоговой политики, способствующие региональному экономическому развитию.

Цель исследования – раскрыть особенности влияния реализации налоговой политики на региональную экономику.

Задачи исследования: раскрыть сущность налогов и их функции; рассмотреть теории влияния налогов на рыночную экономику; проанализировать налоговую нагрузку в экономике; изучить основные направления налоговой политик на 2013 и плановый период 2014 и 2015 годов.

 

 

1 НАЛОГИ В  ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВА

1.1 Сущность и функции  налогов

Налог – элемент общественного  бытия. Первые упоминания о налоге можно  найти в философских трактатах  античных мыслителей. С философской  позиции налог представляется общественно  необходимым явлением, то есть общественным благом. С его помощью, посредством  обобщения части индивидуальных богатств, достигается социальное равновесие меду общественными, корпоративными и личными экономическими интересами, и на этой основе обеспечивается общественный прогресс.

По своей сущности налог  представляет собой экономико – правовую категорию. С одной стороны, он есть часть созданного, выраженного в денежной форме, принадлежащего собственнику, которая уплачивается им государством и перераспределяется в общественных интересах, что определяет имущественную и фискально – социальную природу налога. С другой стороны, через категорию налога формируются особые бюджетно – финансовые, публично – правовые отношения между федерацией, ее субъектами и налогоплательщиками. В этом смысле налог является инструментом экономического и межбюджетного регулирования.

Законодательное определение  налога (сбора, пошлин) впервые в  РФ было дано в ст. 2. ФЗ «Об основах налоговой системы Российской Федерации» от 27 декабря 1991 года: «Под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами».

По мнению законодателей, налог представляет собой обязательный платеж, взимаемый государством с юридических и физических лиц. Однако это определение не раскрывает существенных правовых признаков налога и не содержит юридических критериев для отличия налогового платежа от неналогового.

Восполняя явные проблемы и неточности законодательства и  теории, пытался решить проблему определения налога Конституционный суд РФ, который в своем постановлении от 11.11.1997 №16 - П указал, что налоговый платеж – это основанная на законе денежная форма отчуждения собственности с целью обеспечения расходов публичной власти, осуществляемого, в том числе на началах обязательности, безвозвратности, индивидуальной безвозмездности, и обеспечения мерами государственного принуждения.

Таким образом, суд подчеркнул ряд существенных юридических признаков налога, необходимых для понимания его сущности.

Справедливо отмечается авторским  коллективом Брызгалина А.В., что представляется очевидным, что решающее значение дефиниция налога приобретает именно в праве, поскольку, во - первых, точное уяснение содержания категории «налог» способствует правильному и единообразному применению норм законодательства, ограничивающих право частной собственности плательщика; во - вторых, понятие налога должно быть одной из отправных точек при подготовке законов, регулирующих порядок установления и взимания налоговых платежей; в - третьих, четкое понимание термина «налог» позволяет определить объем полномочий и компетенцию налоговых органов.

По нашему мнению, определение, отражающим самую глубинную сущность экономической категории «налог», является определение, данное в ст. 8 НК РФ, где под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с физических и юридических, с целью финансирования государства и муниципальных образований.

Налогу с позиции всеобщности  свойственны отличительные черты, создающие индивидуальную специфику общественного предназначения. В соответствии с этими признаками и формируется конкретная налоговая система, применительно к условиям базиса надстройки подбираются виды налогов и определяются условия их практического действия.

Основными признаками налога, существующего на поверхности экономической действительности, уже как форма выражения сущности экономической категории, являются следующие: налог – обязательный денежный платеж, устанавливаемый исходя из экономических реалий, но строго императивно; в налоге выражен повсеместный охват дохода, групп граждан, видов деятельности, типов предприятий, отраслей, а также территорий; налог, используемый для пополнения доходов бюджета, не должен препятствовать развитию производства на новой структурно – технической основе.

В налоге должны соизмерятся  на практике его фискальные и регулирующие «способности».

Последнее свойство налога наиболее значимо, так как оно  обеспечивает наибольшую рациональность налогового механизма.

Использование налога на практике подчиняется четким принципам. Их можно  разделить на фундаментальные и прикладные или организационно – экономические. Фундаментальные принципы присущи налогу как объективной экономической категории вне зависимости от конкретного пространства и времени.

Фундаментальные принципы существования  налога (научно осознанного в процессе налогообложения) были разработаны Адамом Смитом: «Подданные государства должны участвовать в покрытии расходов правительства, каждый по возможности, сообразно своей относительной платежеспособности, то есть соразмерно доходам, которыми он пользуется под охраной правительства». Это – принцип равенства налогообложения. «Налог, который обязан уплатить каждый, должен быть точно определен, а не произволен. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому». Это – принцип определенности. «Каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для плательщика». Это – принцип удобства. «Каждый налог должен быть так устроен, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что поступает в кассы государства». Это – принцип дешевизны.

В условиях тоталитарного  государства налог утрачивает эти  принципы. Налогообложение приобретает  одностороннюю фискальную направленность.

Налог становится простой  формой субъективистского управления перераспределением созданной стоимости. Такое использование налога преследует единственную цель: за счет максимальной централизации валового национального продукта в руках государства обеспечить экономические устои тоталитарного государства.

Отсюда следует, что вопросы  сущности налога как экономической  категории не только важны с научной точки зрения, они необходимы и для практики. Поэтому в случае принятия законов о налоговой системе или налогообложения без учета требований экономических законов в реальной жизни происходит утрата налогом своей объективности, то есть его отрыв от экономического базиса. И это непосредственно влияет на экономические интересы граждан, снижая, а зачастую и препятствуя их удовлетворению.

Классификация налогов по территориальному признаку согласно Налоговому кодексу.

Виды налогов: к федеральным налогам и сборам относятся: налог на добавленную стоимость (НДС); акцизы; налог на доходы физических лиц; единый социальный налог; налог на прибыль организаций; налог на добычу полезных ископаемых; водный налог; сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; государственная пошлина.

Этот вид налогов устанавливается  федеральным законодательством  и является обязательным для уплаты на всей территории государства.

К региональным налогам относятся: налог на имущество организаций; налог на игорный бизнес; транспортный налог.

Региональные налоги устанавливает  помимо федерального, еще и региональное законодательство, то есть законодательство каждого конкретного субъекта федерации. Такие налоги обязательны для уплаты только на территории соответствующего региона. При этом налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов определяет региональное законодательство. Например, в г. Москве установлены следующие виды налогов: земельный (в отношении земель сельскохозяйственного назначения, земель, занятых автостоянками, гаражами, жилыми помещениями и прочих земель), налог на имущество организаций, единый налог на вмененный доход для предпринимательской деятельности по распространению наружной рекламы с использованием рекламных конструкций, транспортный налог и др.)

К местным налогам относятся: земельный налог; налог на имущество физических лиц.

Порядок и сроки уплаты таких налогов определяются правовыми  актами органов муниципальных образований, то есть органов местного самоуправления о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

Налоги по способу взимания бывают прямыми и косвенными.

Прямые налоги взимаются  государством непосредственно с  доходов и имущества налогоплательщиков. Объектом налога выступает доход (зарплата, прибыль, процент и т.п.) и стоимость  имущества налогоплательщиков.

Косвенные налоги устанавливаются  в виде надбавок к цене товаров  или тарифов на услуги (акцизы, НДС, таможенные пошлины, налог с продаж). Эти налоги начисляются предприятию  для того, чтобы оно удерживало их с других налогоплательщиков.

В зависимости от характера ставок различают регрессивные, пропорциональные и прогрессивные налоги.

Прогрессивный налог – это налог, который возрастает быстрее, чем  прирастает доход.

Информация о работе Анализ налоговой политики рф и ее влияния на экономику. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2012 год и на план