Анализ ресурсного налогообложения ЗАО НПФ «БЗК»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 21:57, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы заключается в том, что платежи за пользование природными ресурсами составляют довольно многочисленную группу налогов, сборов и иных обязательных платежей. Особенности расчета ресурсных платежей связаны, в первую очередь, с содержанием и назначением конкретного вида природных ресурсов, а также с механизмом предоставления их в пользование и составом информационных ресурсов.

Содержание работы

Введение………………………………………………………..…………….….3
1. Теоретические основы исследования проблемы обеспечения экономической безопасности Российской Федерации на основе совершенствования ресурсного налогообложения.
1.1.Значение природно-ресурсного потенциала страны для экономической безопасности……………………………………………………………….....….4
1.2.Экономическое содержание налогов на природные ресурсы………....….8
2. Ресурсное налогообложение Российской Федерации как фактор экономической безопасности.
2.1. Виды налогов на природные ресурсы…………………….…………..….12
2.2.Роль ресурсного налогообложения в налоговой системе России…..….21
3. Пути и направления совершенствования ресурсного налогообложения в России………………………………………………………………………..…...27
4. Анализ ресурсного налогообложения ЗАО НПФ «БЗК»…………………..33
Заключение ……………………………….………………………………….….39
Список используемой литературы………………………………………..…....43

Файлы: 1 файл

налоги.doc

— 201.00 Кб (Скачать файл)

Прежде  всего, потому, что ренту должен платить  тот, у кого она возникает, а не граждане России, оплачивающие, в конечном счете, товары и услуги, в цену которых включена рента и другие налоги за пользование природными ресурсами.

Итак, платежи  за пользование природными ресурсами  – являются важнейшим компонентом экономического механизма природопользования. Действующим законодательством сформирована правовая основа для установления платы за пользование недрами, лесами, водой, землей и другими видами природных ресурсов на основе рентного подхода или фиксированных платежей.

Термин  «платежи за природные ресурсы» не совсем точно отражает экономическое  содержание этих платежей, так как  в соответствии с действующим законодательством это более общее понятие, включающее как налоговые платежи и сборы, так и неналоговые доходы бюджета. К первым в редакции налогового кодекса относятся: налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ); водный налог; сбор за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов; земельный налог.

Для устранения так называемых скрытых коллизий, т.е. столкновения норм-дефиниций, норм-определений, порождаемых известной "многослойностью" правового регулирования природоресурсных платежей, следует исходить из того, что многие из них представляют публично-правовые платежи, включенные в систему налогов и сборов Российской Федерации, а следовательно, они регулируются нормами Налогового Законодательства, установившими в п. 1 ст. 11 Налогового Кодекса РФ (НК РФ) порядок использования в целях налогового регулирования понятийного аппарата других "неналоговых" отраслей Российского законодательства.

Некоторое время широко обсуждалась концепция  бесплатности природных благ. Ее авторы утверждали, что, поскольку природные блага не являются объектами купли-продажи, то методологически неверно их как-то оценивать: введение оценки природных ресурсов в хозяйственную практику будет тормозить разработку полезных ископаемых, расширение сельскохозяйственного производства и т.д.

Таким образом, система налогов (налоговых платежей) за природные ресурсы представляет собой совокупность форм фискальной оценки государством природного рентного дохода, приходящегося на фактор производства «государственное регулирование экономики». При этом под налоговыми платежами понимаются любые платежи налогового типа — собственно налоги, сборы, пошлины и другие платежи в бюджетную систему, связанные с процессом природопользования и регулируемые налоговым и иным связанным с ним законодательством.

Система налоговых платежей за природные  ресурсы, с одной стороны, выступает  важным источником формирования доходной базы государственного бюджета и экономической безопасности страны, с другой стороны, является финансовым инструментом государственного регулирования природопользования. Стимулирующие возможности данного типа налогов должны быть заложены в самом порядке их начисления на единицу или массу примененных в производстве природных ресурсов по установленному нормативу эффективности их использования.

При рассмотрении экономического содержания системы  налоговых платежей за природные  ресурсы можно выделить три основных наиболее характерных для нее отличительных признака, которые позволяют выделить ее в особую группу налоговых отношений:

- налоговые  платежи за природные ресурсы  составляют централизованную часть чистого продукта общества, поступающую в бюджет в порядке их начисления к объему примененных хозяйствующим субъектом ресурсов (в стоимостной или натуральной оценке) по заранее установленному нормативу, выражающему минимальный уровень эффективности природного фактора производства;

- основная часть налоговых платежей за  природные ресурсы должны носить  рентный характер и является формой фискально-рентной оценки государством доли своего участия в созданном рентном доходе;

- налоговые  платежи за природные ресурсы представляют собой инструмент регулирующей политики государства, направленной на повышение заинтересованности хозяйствующих субъектов в рациональном природопользовании.

2. Ресурсное налогообложение  Российской Федерации как фактор экономической безопасности.

2.1. Виды налогов на природные  ресурсы и их элементы. 

Принцип платности природопользования заключается  в обязанности субъекта специального природопользования оплатить пользование  соответствующим видом природного ресурса. Общее природопользование, связанное с реализацией естественного права каждого на благоприятную окружающую среду, является для его субъектов безвозмездным. Платность природопользования включает плату за природные ресурсы, за загрязнение окружающей природной среды и за другие виды воздействия на природу. Важным является то, что законодатель прямо в законе определяет целевой характер платежей.

Введение  платежей за использование природных  ресурсов - прямое следствие преобразований природоресурсных отношений, проводимых на базе рыночных реформ. Установление такой платы стало возможным  после отмены исключительной государственной  монополии на землю и другие природные  ресурсы, превращения земель и других ресурсов в объект купли-продажи  и гражданско-правовых сделок. При  установлении платности за пользование  природными ресурсами ставились  следующие задачи:

1. Повышение  заинтересованности производителя  в эффективном использовании природных ресурсов и земель.

2. Повышение  заинтересованности в сохранении  и воспроизводстве материальных  ресурсов.

3. Получение  дополнительных средств на восстановление  и воспроизводство природных ресурсов.

Экономическая оценка природных ресурсов - это  денежное выражение их общественной полезности, народнохозяйственной значимости в виде экономического эффекта, получаемого от их эксплуатации. Отсутствие экономической (денежной) оценки природных ресурсов стало одной из причин экстенсивного характера природопользования, отрицательно сказывающегося как на эффективности производства, так и на состоянии природных богатств. Устранение бесплатного использования природных ресурсов позволит в полной мере и правильно оценить с экономической точки зрения деятельность предприятий.

В настоящее  время существуют следующие виды налогов и платежей за пользование  природными ресурсами:

· платежи  за пользование водными объектами;

· платежи  за право пользования объектами  животного мира;

· налог  на добычу полезных ископаемых;

· земельный  налог.

Все вышеперечисленные  виды налогов и платежей относятся  к Федеральным налогам за исключением земельного налога - это местный налог.

Несмотря  на то, что терминологический аппарат  указанного законодательного акта не различал понятий налога, сбора и пошлины, объединяя данные виды платежей собирательным понятием налога, факт включения законодателем вышеперечисленных природоресурсных платежей в систему налогов и сборов Российской Федерации сложно отрицать.

Предусмотрен  также специальный налоговый  режим - система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции, в соответствии с которым инвестор уплачивает только часть налогов и сборов.

Перечисленные налоги и сборы регламентируются НК РФ в отличие от ряда других платежей за природные ресурсы, регулируемых законодательными актами, направленными на регламентацию природных ресурсов.

Иными словами, природные ресурсы подлежат вовлечению в хозяйственный оборот на платной основе. По мнению некоторых российских экономистов, доходная часть государственного бюджета должна формироваться преимущественно или почти полностью за счет платежей за природные ресурсы. В условиях спада производства и недостаточности бюджетных средств в такой богатой ресурсами стране, как Россия, именно платежи за природопользование должны выполнять фискальную функцию налоговой системы.

Налог на добычу полезных ископаемых - это платеж в пользу государства, за который плательщик не получает какого-либо эквивалента в прямом виде. Но в случае использования недр такой эквивалент присутствует, причем в весомой материальной форме - в виде добываемого сырья, включая углеводородное, или топлива. Здесь уместно говорить не о налоговых отношениях, а о хозяйственной сделке между собственником недр - государством и их разработчиком - хозяйствующим субъектом (горнодобывающим предприятием).

Плательщиками налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) являются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр.

Объектом  налогообложения (ст. 336 НК) являются:

  • Полезные ископаемые, добытые из недр на территории России на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с Российским законодательством;
  • Полезные ископаемые, извлеченные из отходов добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию;
  • Полезные ископаемые, добытые из недр за пределами территории российской федерации, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией РФ, а также на арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора территориях.

Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно как  стоимость добытых полезных ископаемых, за исключением нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, попутного газа и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья.

В последние  годы возникла необходимость построения оптимального механизма взыскания  этого налога.

Таким образом, при взимании налога на добычу полезных ископаемых государство должно стремиться к тому, чтобы налоговая система  отвечала вышеприведенным требованиям  посредством, в частности, установления дифференцированных ставок по налогу на добычу полезных ископаемых.

Налог на добычу полезных ископаемых считается  в настоящее время базовым  для Российской экономики, так как  вносит основной вклад в формирование доходов государственного бюджета и активного сальдо торгового баланса страны. В связи с этим чрезвычайно важное значение имеет построение эффективной налоговой системы для данного сектора экономики.

Использование земли в Российской Федерации  является платным. Формами платы  за землю выступают:

- земельный  налог;

- арендная  плата;

- нормативная  цена земли.

Собственники  земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным  земельным налогом.

За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.

Земельный налог включен законодательством  в состав платы за землю и взимается  с собственников земельных участков наряду с арендной платой за землю  и нормативной ценой земли.

Налоговый кодекс Российской Федерации определяет земельный налог, как налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Земельный налог - изъятие части предполагаемого среднего дохода, получаемого в конкретных экономических условиях от использования, облагаемого налогом имущества.

Важнейшим правовым последствием данного вывода является распространение законодательства о налогах и сборах на отношения, возникающие по поводу уплаты данных платежей. Налоговые органы вправе применять к плательщикам порядок принудительного взыскания, осуществлять меры налогового контроля, привлекать к ответственности согласно НК РФ.

При этом представляется немаловажным отметить, что часть природоресурсных платежей, хотя изначально и предполагалось включить в систему налогов и сборов, в последующих редакциях были вычеркнуты из перечня налоговых платежей, например лесной налог, экологический налог, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

Водный налог — налог, уплачиваемый организациями и физическими  лицами, осуществляющими специальное  и (или) особое водопользование.

Водный налог относится  к федеральным налогам.

Объектами налогообложения  водным налогом, признаются следующие виды пользования водными объектами:

  • Забор воды из водных объектов;
  • Использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;
  • Использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;
  • Использование водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях.

Не признаются объектами  налогообложения:

  • Забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также термальных вод;
  • Забор воды из водных объектов для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;
  • Забор воды из водных объектов для санитарных, экологических и судоходных попусков;
  • Забор морскими судами, судами внутреннего и смешанного (река — море) плавания воды из водных объектов для обеспечения работы технологического оборудования;
  • Забор воды из водных объектов и использование акватории водных объектов для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;
  • Использование акватории водных объектов для плавания на судах, в том числе на маломерных плавательных средствах, а также для разовых посадок (взлетов) воздушных судов;
  • Использование акватории водных объектов для размещения и стоянки плавательных средств, размещения коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для осуществления деятельности, связанной с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей среды от вредного воздействия вод, а также осуществление такой деятельности на водных объектах;
  • Использование акватории водных объектов для проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ;
  • Использование акватории водных объектов для размещения и строительства гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного и канализационного назначения;
  • Использование акватории водных объектов для организованного отдыха организациями, предназначенными исключительно для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей;
  • Использование водных объектов для проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений;
  • Особое пользование водными объектами для обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства;
  • Забор воды из водных объектов для орошения земель сельскохозяйственного назначения, полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан;
  • Забор из подземных водных объектов шахтно-рудничных и коллекторно-дренажных вод;
  • Использование акватории водных объектов для рыболовства и охоты.

Информация о работе Анализ ресурсного налогообложения ЗАО НПФ «БЗК»