Анализ ресурсного налогообложения ЗАО НПФ «БЗК»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 21:57, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы заключается в том, что платежи за пользование природными ресурсами составляют довольно многочисленную группу налогов, сборов и иных обязательных платежей. Особенности расчета ресурсных платежей связаны, в первую очередь, с содержанием и назначением конкретного вида природных ресурсов, а также с механизмом предоставления их в пользование и составом информационных ресурсов.

Содержание работы

Введение………………………………………………………..…………….….3
1. Теоретические основы исследования проблемы обеспечения экономической безопасности Российской Федерации на основе совершенствования ресурсного налогообложения.
1.1.Значение природно-ресурсного потенциала страны для экономической безопасности……………………………………………………………….....….4
1.2.Экономическое содержание налогов на природные ресурсы………....….8
2. Ресурсное налогообложение Российской Федерации как фактор экономической безопасности.
2.1. Виды налогов на природные ресурсы…………………….…………..….12
2.2.Роль ресурсного налогообложения в налоговой системе России…..….21
3. Пути и направления совершенствования ресурсного налогообложения в России………………………………………………………………………..…...27
4. Анализ ресурсного налогообложения ЗАО НПФ «БЗК»…………………..33
Заключение ……………………………….………………………………….….39
Список используемой литературы………………………………………..…....43

Файлы: 1 файл

налоги.doc

— 201.00 Кб (Скачать файл)

В настоящее  время заметно активизировалась деятельность законодательных и исполнительных органов власти, а также непосредственных природопользователей по совершенствованию экономических отношений в сфере природопользования посредством предложений по корректировке сложившейся системы налогов и сборов.

Необходимость данных действий обусловлена, в частности, следующими причинами:

- увеличение  экономической ценности ресурсов, что дает основания для существенного  изменения уровня платности за  их эксплуатацию;

- ограниченность (невозобновляемость либо уязвимость) многих видов природных ресурсов, что должно стимулировать их рациональное использование с целью обеспечения экологической и экономической безопасности страны;

- создание равных  условий  хозяйствования  в сфере экономики природопользования, чего можно добиться только учетом при налогообложении разных эколого-географических и экономико-геологических факторов, влияющих на финансовые результаты деятельности хозяйствующих субъектов.

В ряде зарубежных стран доходы от эксплуатации природных  ресурсов, как правило, изымаются через систему налогов, ориентированных на изъятие ренты у пользователя природных ресурсов. В государствах, богатых естественными ресурсами, применяются роялти, специальные налоги на прибыль добывающих компаний, дифференцированный земельный налог, налоги на право доступа к природным ресурсам, налоги на разведку месторождений. Кроме того, во многих случаях доходы от эксплуатации природных ресурсов перераспределяются на основе соглашений о разделе продукции (СРП). Часть из этих налогов, как известно, применяется и в России.

Однако, этого явно недостаточно. И для более эффективного использования имеющихся в России природных богатств необходимы более существенные изменения в действующей системе платежей.

В целях  упрощения налоговой системы, сокращения общего числа налогов и обязательных платежей, снижения налоговой нагрузки, а также соблюдения баланса интересов государства и налогоплательщиков законодательными и исполнительными органами власти ведется работа по совершенствованию налогового законодательства Российской Федерации, главным образом посредством доработки налогового кодекса Российской Федерации.

Реформирование  системы платежей за пользование  недрами должно быть связано с усилением рентной составляющей, поскольку действующая систем налогообложения не стимулирует  недропользователей к воспроизводству минерально-сырьевой базы, разработке высокозатратных и выработанных месторождений, что создает определенные препятствия для роста инвестиций в добывающую отрасль. Следовательно, в настоящее время важно осуществить ряд мероприятий, направленных на внесение соответствующих изменений и дополнений в действующее законодательство.

Ввести  налог на дополнительный доход от добычи углеводородов, имеющий выраженный рентный характер и впрямую зависящий  от экономических условий деятельности добывающих организаций и доходности добычи.

Одновременно  с введением налога на дополнительный доход от добычи углеводородов требуется внести изменения в ст. 342 НК РФ, касающиеся дифференциации налоговых ставок налога на добычу полезных ископаемых по "двустороннему" принципу: для труднодоступных и с высокой степенью выработанности месторождений - в сторону уменьшения; для легкоосваиваемых месторождений - в сторону увеличения. Так, с 2007 г. Введена специфическая налоговая ставка НДПИ в размере 419 руб. за 1 тонну добытой нефти. При этом указанная налоговая ставка применяется с коэффициентом КЦ, характеризующим динамику мировых цен на нефть.   

 В целях повышения эффективности   налога на добычу полезных  ископаемых, взимаемого при добыче  нефти, с учетом роста себестоимости  добываемой нефти предлагается  с 2009 г. Повысить необлагаемый  минимум, учитываемый при расчете  коэффициента КЦ согласно п. 3 ст. 342 налогового кодекса РФ, с  9 до 15 долл. США.

Необходимо  отметить, что особенность данного  подхода заключается в том, что  при определении размера ставок указанных налоговых платежей:

-во-первых, учитывается реальный уровень  ресурсных платежей, который не может быть ниже затрат на воспроизводство природных ресурсов. Основой при расчетах является категория дифференциальной ренты, представляющая собой дополнительный доход, полученный в средних и лучших природно-экономических условиях по сравнению с худшими условиями;

-во-вторых, при расчете оптимального размера налоговых ставок используются экономические оценки природных ресурсов, что потребует совершенствования учета и ведения кадастров природных ресурсов.

При этом важно установить сложную методику расчета ставок нового налога с использованием системы коэффициентов, учитывающих  горно-геологические особенности  месторождений и конкретные условия  месторождений: коэффициент выработанности запасов; характер геологического строения; районирование в зависимости от природно-геграфических условий; качество сырья (легкая, средняя и тяжелая нефть); продуктивность скважины. Соответствующая оценка на основе рентных подходов позволит получить существенную выгоду и сможет оказать регулирующее влияние на отношения в сфере недропользования.

Учитывая  отсутствие в базовом законодательстве о недрах концептуальных положений, определяющих критерии, характеризующие горно-геологические характеристики месторождений полезных ископаемых, дебетность месторождения, качество полезного ископаемого, норму рентабельности и другие технические и экономические характеристики месторождений, целесообразно дополнить закон о недрах соответствующими положениями, а также разработать нормативы отдельно для каждого месторождения. Введение указанного механизма позволит создать условия для значительного снижения налога на добавленную стоимость.

Следует упорядочить статус всех установленных  платежей за пользование недрами путем внесения соответствующих изменений в ст. 13 НК РФ. Это связано с тем, что данная статья до сих пор содержит перечень некоторых отмененных федеральных налогов (акцизы на отдельные виды минерального сырья, налоги на воспроизводство минерально-сырьевой базы, за пользование недрами).

Указанные мероприятия позволят взимать платежи  за пользование недрами с учетом основных принципов налогового законодательства, прежде всего принципа равенства налогоплательщиков, закрепленного в п. 1 ст. 3 НК РФ.

Формирование системы платного землепользования также должно быть связано с одновременным внесением соответствующих изменений, что позволит:

- определять  ставки земельных платежей на  основе показателей кадастровой оценки земли;

- отказаться  от льгот по земельным платежам  в соответствии с принципом всеобщей платности землепользования;

- включить  в земельное законодательство  некоторые новые виды неналоговых платежей за землю (единовременные платежи за изменение целевого использования земель, за использование земельной информации и т.д.).

Представляется, что на современном этапе становления  российской налоговой системы концептуальные основы налоговой политики в сфере  землепользования должны включать в  себя следующие положения:

-о признании  уникального характера земли  как источника дохода;

-о соблюдении  целевого использования земельного  участка и установленных экологических стандартов и параметров плодородия земель;

-об использовании  налогообложения рентной стоимости  земельных ресурсов в качестве  наиболее эффективного и справедливого  метода формирования доходной части бюджетов всех уровней.

Для повышения  эффективности налогообложения  добычи углеводородного сырья принято решение о создании системы налогообложения, основанной на дифференцированной специфической налоговой ставке. При определении размера такой ставки будут учитываться выработанность месторождения, особые условия разработки новых месторождений, а также вязкость добываемых видов нефти. Вводится специфическая налоговая ставка НДПИ в размере 419 руб. за тонну добытой нефти, которая будет действовать предположительно до 2017 г.

В среднесрочной  перспективе планируется реализовать  комплекс мер по совершенствованию  налога на добычу полезных ископаемых в части полезных ископаемых, не относящихся к углеводородному сырью, -. Перейти к максимально широкому использованию специфических налоговых ставок (в первую очередь в отношении каменного угля, торфа, солей, общераспространенных полезных ископаемых, минеральных вод и т.д.).

Кроме того, необходимо учесть, что развитие системы  природоресурсных платежей в большинстве государств (США, страны ЕС) происходит за счет придания различного вида платежам статуса налогов и сборов, а их использование в качестве инструмента экологического регулирования весьма незначительно и ограничивается в ряде стран муниципальным уровнем.

Несмотря  на отсутствие логичной, четко выстроенной  модели взаимодействия России и ЕС, наша страна в рамках единого европейского процесса реформирования экологического законодательства и в условиях партнерства с США должна сосредоточить свои усилия на решении проблемы максимально полного извлечения и направления в бюджет рентных доходов, связанных с эксплуатацией природных ресурсов. При этом необходимо уделять внимание проблемам обеспечения конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и принимать меры по сохранению существующего экологического равновесия.

Использование в Российской Федерации опыта  развитых зарубежных стран должно осуществляться на основе избирательного подхода и  особенностей экономического развития страны.

Таким образом, осмысление новой концепции развития системы платежей за пользование природными ресурсами и выработка соответствующей системы приоритетов является необходимым условием для дальнейшего вовлечения природных ресурсов в хозяйственную деятельность, упорядочения правового регулирования финансово-экономических отношений в области природопользования и достижения экологически сбалансированного развития отечественной экономики. 

4.Анализ ресурсного налогообложения ЗАО НПФ «БЗК».

Генеральный директор: Гизатуллин Ирек Сибагатович.

Адрес: 453701, Россия, Республика Башкортостан, г. Учалы,                   

ул. Строительная, д.6

ЗАО НПФ «Башкирская  золотодобывающая компания» начала свою деятельность в 1995г. Муртыктинской  золоторудной зоне. Данная зона контролируется Тунгатаровским разломом северо-восточного простирания и прослеживается почти на 40 км вдоль него от д. Сулейманово (проявления золота Косой Пласт и Карасульские) на северо-востоке до д. Ильчино на юго-западе (проявление Интер). На всем своем протяжении золоторудная зона практически параллельна железной дороге Миасс – Учалы, удаляясь от нее не более чем на 1,5-3,0 км. Наиболее детально изучена юго-западная часть зоны (протяженность около 6 км), где находится собственно месторождение Муртыкты и проявление Интер.

Общество является юридическим  лицом. Имеет в собственности  обособленное имущество, учитываемое  на его самостоятельном балансе. ЗАО НПФ «БЗК» имеет право  в установленном порядке открывать  банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами. Общество имеет круглую печать, а также штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему и другие средства визуальной идентификации.

Доя повышения эффективности  работы предприятия, выявления роли налога на прибыль в экономике предприятия, проведем анализ налогообложения исследуемого предприятия, а именно структурный анализ налогов за использование природных ресурсов.

Динамика налога на прибыль  по ЗАО НПФ «БЗК» за 2010-2012гг.

Вид налога

2010

2011

2012

Темпы роста по сравнению с 2010г.

2011

2012

1

2

3

4

5=3/2*100%

6=4/2*100%

Налог на прибыль, тыс.руб.

38700,7

36093,4

56416,2

93,3

145,8


Данные показывают, что  динамика суммы начисленного налога на прибыль на исследуемом предприятии  на доходы от добывающей деятельности, неравномерна.

Главными показателями налогообложения являются налогооблагаемая база и составляющие ее элементы. Каждый вид налога имеет свою налогооблагаемую базу, которой присущи определенные особенности. Неравномерность начисляемого налога на прибыль в государственный бюджет за анализируемый период могла быть связана с изменениями налоговой базы, в основу которой положены основные факторы:

  • Изменение величины полученного дохода от добывающей деятельности за анализируемый период 2010-2012 гг.;
  • Изменение величины расходов;
  • Изменение суммы НДС, начисляемый на доходы от реализации продукции коммерческим банкам;
  • Ставка налога.

Анализ расчетов с  госбюджетом проводится за период с 2010 по 1-й квартал 2013 года. При этом за период с 2010 по 2011 гг. в качестве ресурсных налогов ЗАО НПФ «БЗК» платило налог на добычу полезных ископаемых.

Вид налога

2010

2011

2012

Темпы роста по сравнению с 2010 г.

2011

2012

1

2

3

4

5=3/2*100%

6=4/2*100%

Налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы по ставке 7,8%, тыс.руб.

19201,8

20851,6

26465,6

108,6

137,8

Налог за пользование недрами по средней ставке 3%, тыс.руб.

7630,0

8196,9

10455,3

107,4

137,0

Информация о работе Анализ ресурсного налогообложения ЗАО НПФ «БЗК»