Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 21:57, курсовая работа
Актуальность темы заключается в том, что платежи за пользование природными ресурсами составляют довольно многочисленную группу налогов, сборов и иных обязательных платежей. Особенности расчета ресурсных платежей связаны, в первую очередь, с содержанием и назначением конкретного вида природных ресурсов, а также с механизмом предоставления их в пользование и составом информационных ресурсов.
Введение………………………………………………………..…………….….3
1. Теоретические основы исследования проблемы обеспечения экономической безопасности Российской Федерации на основе совершенствования ресурсного налогообложения.
1.1.Значение природно-ресурсного потенциала страны для экономической безопасности……………………………………………………………….....….4
1.2.Экономическое содержание налогов на природные ресурсы………....….8
2. Ресурсное налогообложение Российской Федерации как фактор экономической безопасности.
2.1. Виды налогов на природные ресурсы…………………….…………..….12
2.2.Роль ресурсного налогообложения в налоговой системе России…..….21
3. Пути и направления совершенствования ресурсного налогообложения в России………………………………………………………………………..…...27
4. Анализ ресурсного налогообложения ЗАО НПФ «БЗК»…………………..33
Заключение ……………………………….………………………………….….39
Список используемой литературы………………………………………..…....43
В настоящее время заметно активизировалась деятельность законодательных и исполнительных органов власти, а также непосредственных природопользователей по совершенствованию экономических отношений в сфере природопользования посредством предложений по корректировке сложившейся системы налогов и сборов.
Необходимость данных действий обусловлена, в частности, следующими причинами:
- увеличение экономической ценности
- ограниченность (невозобновляемость либо
- создание равных условий хозяйствования в сфере экономики природопользования, чего можно добиться только учетом при налогообложении разных эколого-географических и экономико-геологических факторов, влияющих на финансовые результаты деятельности хозяйствующих субъектов.
В ряде зарубежных стран доходы от эксплуатации природных ресурсов, как правило, изымаются через систему налогов, ориентированных на изъятие ренты у пользователя природных ресурсов. В государствах, богатых естественными ресурсами, применяются роялти, специальные налоги на прибыль добывающих компаний, дифференцированный земельный налог, налоги на право доступа к природным ресурсам, налоги на разведку месторождений. Кроме того, во многих случаях доходы от эксплуатации природных ресурсов перераспределяются на основе соглашений о разделе продукции (СРП). Часть из этих налогов, как известно, применяется и в России.
Однако, этого явно недостаточно. И для более эффективного использования имеющихся в России природных богатств необходимы более существенные изменения в действующей системе платежей.
В целях упрощения налоговой системы, сокращения общего числа налогов и обязательных платежей, снижения налоговой нагрузки, а также соблюдения баланса интересов государства и налогоплательщиков законодательными и исполнительными органами власти ведется работа по совершенствованию налогового законодательства Российской Федерации, главным образом посредством доработки налогового кодекса Российской Федерации.
Реформирование системы платежей
за пользование недрами должно быть связано с усилением рентной
Ввести налог на дополнительный доход от добычи углеводородов, имеющий выраженный рентный характер и впрямую зависящий от экономических условий деятельности добывающих организаций и доходности добычи.
Одновременно с введением налога на дополнительный доход от добычи углеводородов требуется внести изменения в ст. 342 НК РФ, касающиеся дифференциации налоговых ставок налога на добычу полезных ископаемых по "двустороннему" принципу: для труднодоступных и с высокой степенью выработанности месторождений - в сторону уменьшения; для легкоосваиваемых месторождений - в сторону увеличения. Так, с 2007 г. Введена специфическая налоговая ставка НДПИ в размере 419 руб. за 1 тонну добытой нефти. При этом указанная налоговая ставка применяется с коэффициентом КЦ, характеризующим динамику мировых цен на нефть.
В целях повышения
Необходимо отметить, что особенность данного подхода заключается в том, что при определении размера ставок указанных налоговых платежей:
-во-первых, учитывается реальный уровень ресурсных платежей, который не может быть ниже затрат на воспроизводство природных ресурсов. Основой при расчетах является категория дифференциальной ренты, представляющая собой дополнительный доход, полученный в средних и лучших природно-экономических условиях по сравнению с худшими условиями;
-во-вторых, при расчете оптимального размера налоговых ставок используются экономические оценки природных ресурсов, что потребует совершенствования учета и ведения кадастров природных ресурсов.
При этом важно установить сложную методику расчета ставок
нового налога с использованием системы коэффициентов,
учитывающих горно-геологические
Учитывая отсутствие в базовом законодательстве о недрах концептуальных положений, определяющих критерии, характеризующие горно-геологические характеристики месторождений полезных ископаемых, дебетность месторождения, качество полезного ископаемого, норму рентабельности и другие технические и экономические характеристики месторождений, целесообразно дополнить закон о недрах соответствующими положениями, а также разработать нормативы отдельно для каждого месторождения. Введение указанного механизма позволит создать условия для значительного снижения налога на добавленную стоимость.
Следует упорядочить статус всех установленных платежей за пользование недрами путем внесения соответствующих изменений в ст. 13 НК РФ. Это связано с тем, что данная статья до сих пор содержит перечень некоторых отмененных федеральных налогов (акцизы на отдельные виды минерального сырья, налоги на воспроизводство минерально-сырьевой базы, за пользование недрами).
Указанные мероприятия позволят взимать платежи за пользование недрами с учетом основных принципов налогового законодательства, прежде всего принципа равенства налогоплательщиков, закрепленного в п. 1 ст. 3 НК РФ.
Формирование системы платного землепользования также должно быть связано с одновременным внесением соответствующих изменений, что позволит:
- определять ставки земельных платежей на основе показателей кадастровой оценки земли;
- отказаться от льгот по земельным
- включить в земельное законодательство
некоторые новые виды
Представляется, что на современном этапе становления
российской налоговой системы
-о признании уникального характера земли как источника дохода;
-о соблюдении целевого использования
-об использовании налогообложения рентной
Для повышения эффективности налогообложения добычи углеводородного сырья принято решение о создании системы налогообложения, основанной на дифференцированной специфической налоговой ставке. При определении размера такой ставки будут учитываться выработанность месторождения, особые условия разработки новых месторождений, а также вязкость добываемых видов нефти. Вводится специфическая налоговая ставка НДПИ в размере 419 руб. за тонну добытой нефти, которая будет действовать предположительно до 2017 г.
В среднесрочной перспективе планируется
Кроме того, необходимо учесть, что развитие системы природоресурсных платежей в большинстве государств (США, страны ЕС) происходит за счет придания различного вида платежам статуса налогов и сборов, а их использование в качестве инструмента экологического регулирования весьма незначительно и ограничивается в ряде стран муниципальным уровнем.
Несмотря на отсутствие логичной, четко выстроенной модели взаимодействия России и ЕС, наша страна в рамках единого европейского процесса реформирования экологического законодательства и в условиях партнерства с США должна сосредоточить свои усилия на решении проблемы максимально полного извлечения и направления в бюджет рентных доходов, связанных с эксплуатацией природных ресурсов. При этом необходимо уделять внимание проблемам обеспечения конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и принимать меры по сохранению существующего экологического равновесия.
Использование в Российской Федерации опыта развитых зарубежных стран должно осуществляться на основе избирательного подхода и особенностей экономического развития страны.
Таким образом, осмысление новой концепции развития системы платежей за пользование природными ресурсами и выработка соответствующей системы приоритетов является необходимым условием для дальнейшего вовлечения природных ресурсов в хозяйственную деятельность, упорядочения правового регулирования финансово-экономических отношений в области природопользования и достижения экологически сбалансированного развития отечественной экономики.
4.Анализ ресурсного налогообложения ЗАО НПФ «БЗК».
Генеральный директор: Гизатуллин Ирек Сибагатович.
Адрес: 453701, Россия, Республика Башкортостан, г. Учалы,
ул. Строительная, д.6
ЗАО НПФ «Башкирская золотодобывающая компания» начала свою деятельность в 1995г. Муртыктинской золоторудной зоне. Данная зона контролируется Тунгатаровским разломом северо-восточного простирания и прослеживается почти на 40 км вдоль него от д. Сулейманово (проявления золота Косой Пласт и Карасульские) на северо-востоке до д. Ильчино на юго-западе (проявление Интер). На всем своем протяжении золоторудная зона практически параллельна железной дороге Миасс – Учалы, удаляясь от нее не более чем на 1,5-3,0 км. Наиболее детально изучена юго-западная часть зоны (протяженность около 6 км), где находится собственно месторождение Муртыкты и проявление Интер.
Общество является юридическим
лицом. Имеет в собственности
обособленное имущество, учитываемое
на его самостоятельном балансе.
ЗАО НПФ «БЗК» имеет право
в установленном порядке
Доя повышения эффективности работы предприятия, выявления роли налога на прибыль в экономике предприятия, проведем анализ налогообложения исследуемого предприятия, а именно структурный анализ налогов за использование природных ресурсов.
Динамика налога на прибыль по ЗАО НПФ «БЗК» за 2010-2012гг.
Вид налога |
2010 |
2011 |
2012 |
Темпы роста по сравнению с 2010г. | |
2011 |
2012 | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5=3/2*100% |
6=4/2*100% |
Налог на прибыль, тыс.руб. |
38700,7 |
36093,4 |
56416,2 |
93,3 |
145,8 |
Данные показывают, что динамика суммы начисленного налога на прибыль на исследуемом предприятии на доходы от добывающей деятельности, неравномерна.
Главными показателями налогообложения являются налогооблагаемая база и составляющие ее элементы. Каждый вид налога имеет свою налогооблагаемую базу, которой присущи определенные особенности. Неравномерность начисляемого налога на прибыль в государственный бюджет за анализируемый период могла быть связана с изменениями налоговой базы, в основу которой положены основные факторы:
Анализ расчетов с госбюджетом проводится за период с 2010 по 1-й квартал 2013 года. При этом за период с 2010 по 2011 гг. в качестве ресурсных налогов ЗАО НПФ «БЗК» платило налог на добычу полезных ископаемых.
Вид налога |
2010 |
2011 |
2012 |
Темпы роста по сравнению с 2010 г. | |
2011 |
2012 | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5=3/2*100% |
6=4/2*100% |
Налог на воспроизводство минерально- |
19201,8 |
20851,6 |
26465,6 |
108,6 |
137,8 |
Налог за пользование недрами по средней ставке 3%, тыс.руб. |
7630,0 |
8196,9 |
10455,3 |
107,4 |
137,0 |
Информация о работе Анализ ресурсного налогообложения ЗАО НПФ «БЗК»