Анализ ресурсного налогообложения ЗАО НПФ «БЗК»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 21:57, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы заключается в том, что платежи за пользование природными ресурсами составляют довольно многочисленную группу налогов, сборов и иных обязательных платежей. Особенности расчета ресурсных платежей связаны, в первую очередь, с содержанием и назначением конкретного вида природных ресурсов, а также с механизмом предоставления их в пользование и составом информационных ресурсов.

Содержание работы

Введение………………………………………………………..…………….….3
1. Теоретические основы исследования проблемы обеспечения экономической безопасности Российской Федерации на основе совершенствования ресурсного налогообложения.
1.1.Значение природно-ресурсного потенциала страны для экономической безопасности……………………………………………………………….....….4
1.2.Экономическое содержание налогов на природные ресурсы………....….8
2. Ресурсное налогообложение Российской Федерации как фактор экономической безопасности.
2.1. Виды налогов на природные ресурсы…………………….…………..….12
2.2.Роль ресурсного налогообложения в налоговой системе России…..….21
3. Пути и направления совершенствования ресурсного налогообложения в России………………………………………………………………………..…...27
4. Анализ ресурсного налогообложения ЗАО НПФ «БЗК»…………………..33
Заключение ……………………………….………………………………….….39
Список используемой литературы………………………………………..…....43

Файлы: 1 файл

налоги.doc

— 201.00 Кб (Скачать файл)

Динамика как суммы  начисленного налога на воспроизводство  минерально-сырьевой базы, так и  суммы налога за пользование недрами на исследуемом предприятии за период 2010-2012гг. равномерна.

Налогооблагаемой базой  по отчислениям на воспроизводство  минерально-сырьевой базы является стоимость  первого товарного продукта, полученного  и реализованного из фактически добытых  полезных ископаемых без налога на добавленную стоимость и расходов на оплату услуг по доставке их до покупателя.

Фактором, влияющим на величину налогов на добычу полезных ископаемых, является налог на добавленную стоимость.

Показатели

2010

2011

2012

Темпы роста по сравнению с 2010г.

2011

2012

1

2

3

4

5=3/2*100%

6=4/2*100%

1.Налог на добавленную стоимость, тыс.руб.

9106,6

7446,7

12101,0

81,7

132,9

2.Налог на воспроизводство минерально-сырьевой  базы по ставке 7,8%, тыс.руб.

19201,8

20851,6

26465,6

108,6

137,8

3.Налог за пользование недрами по средней ставке 3%, тыс.руб.

7630,0

8196,9

10455,3

107,4

137,0


Приведенные данные в  таблице показывают, что сумма  НДС, уменьшающая налогооблагаемую базу при исчислении налогов на воспроизводство  минерально-сырьевой базы и за пользование  недрами, имела наибольшее значение в 2012 году – 12101,0 тыс.руб. Но значение налогов на воспроизводство минерально-сырьевой базы и за пользование недрами в этом году тоже имеют максимальные значения, по сравнению с другими годами, в то время, как, они должны уменьшаться. В то же время, в 2011 году сумма НДС снизилась по сравнению с 2010 годом на 1659,9 тыс.руб. (7446,7-9106,6), но и суммы налогов на воспроизводство минерально-сырьевой базы и за пользование недрами при этом увеличилась. Так налог за пользование недрами увеличился на 566,9 тыс.руб. (8196,9-7630,0). Т.е. изменение НДС не оказывает определяющего влияния на изменение величины налогов на воспроизводство минерально-сырьевой базы и за пользование недрами.

Для определения доли влияния: суммы начисленного годового налога на воспроизводство минерально-сырьевой базы, стоимости первого товарного продукта, НДС и суммы затрат по реализации на изменение величины ресурсных налогов проведем анализ методом цепных подстановок.

Рассмотри данные за 2011 и 2012 года, когда произошло изменение  суммы налогов на воспроизводство  минерально-сырьевой базы и за пользование недрами при росте НДС и расходов реализации продукции.

Показа-тели

2011

2012

Абсол.измен.

(+,-)

подстановки

Влияние факторов (+,-)

Пер-вая

Вто-рая

Тре-тья

Четвер-тая

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1.Величина стоимости первого  товарного продукта, тыс.руб.

280680

360610

+79930

280680

360610

360610

360610

+23979

2.Сумма расходов на реализацию  продукции, тыс.руб.

5904,2

9206,4

+3302

5904,2

5904,2

9206,4

9206,4

-258,0

3.Сумма НДС на доходы от  реализации продукции комм.банкам, тыс.руб.

7446,7

12101

+4654

7446,7

7446,7

7446,7

12101

-363,0

4.Налогообла-гаемая база, тыс.руб.

267329

339302

+71973

267329

347260

343957

339302

+71973

5.Налог на добычу полезных ископаемых по ставке 7,8%, тыс.руб.

20851

26465

+5614

20851

27086

26828

26465

+5614


Приведенные данные в таблице показывают, что на изменение величины налогов на добычу полезных ископаемых повлияли следующие факторы:

- увеличение дохода  на 79930 тыс.руб. (360610-280680) привело к  повышению суммы налогов на добычу полезных ископаемых- на 6235 тыс.руб. (27086-20851);

- увеличение суммы  расходов на реализации на 3302,2 тыс.руб. (9206-5904), уменьшающих налогооблагаемую  базу налога на добычу полезных ископаемых привело к незначительному снижению суммы этого налога- на 258 тыс.руб. (26828-27086).

- увеличение НДС на 4654,3 тыс.руб. (12101-7446) также незначительно снизило сумму ресурсных налогов: на добычу полезных ископаемых- на 363 тыс.руб. (26465-26828).

Анализ расчета с  бюджетом ЗАО НПФ «БЗК» по налогам на добычу полезных ископаемых показал, что предприятие как золотодобывающее для добычи полезных ископаемых вносило в бюджет ресурсные налоги. Основным фактором, за счет которого произошло увеличение налогов на добычу полезных ископаемых, за анализируемый период является - увеличение доходов от деятельности золотодобычи и реализации продукции ЗАО НПФ «БЗК». Налоги на добычу полезных ископаемых в отчетных периодах перечислялись своевременно, поэтому задолженности перед государственным бюджетом по ресурсным налогам предприятие не имеет, что характеризует его деятельность как положительную.

Заключение. 

Целью данной работы явилось изучение налогов  на природные ресурсы, исходя из этого, можно сделать следующие выводы и предложения:

Система налогов (налоговых платежей) за природные  ресурсы представляет собой совокупность форм фискальной оценки государством природного рентного дохода, приходящегося на фактор производства «государственное регулирование экономики». При этом под налоговыми платежами мы понимаем любые платежи налогового типа — собственно налоги, сборы, пошлины и другие платежи в бюджетную систему, связанные с процессом природопользования и регулируемые налоговым и иным связанным с ним законодательством.

Система налоговых платежей за природные  ресурсы, с одной стороны, выступает  важным источником формирования доходной базы государственного бюджета и экономической безопасности страны, с другой стороны, является финансовым инструментом государственного регулирования природопользования.

В настоящее  время система налогов и сборов, установленная налоговым кодексом российской федерации включает в себя следующие виды природоресурсных платежей:

- налог на добычу  полезных ископаемых (федеральный  налог),

- плата за пользование  водными объектами (федеральный  налог, с 01.01.2005 г. плата заменена водным налогом),

- земельный налог (местный налог). Федеральными сборами являются сбор за пользование объектами животного мира и сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов.

Характеризуя  законодательные изменения в  установлении системы налогов и  сборов, можно выявить следующие  тенденции в процессе проведения налоговой реформы, отмены старых и установлении новых публично-правовых платежей:

1) некоторые  природоресурсные платежи из  статуса сбора (платы) переведены в статус налога, например земельный налог, водный налог;

2) часть  природоресурсных платежей, хотя  и были запланированы на определенном  этапе развития налогового законодательства  в качестве налоговых платежей, до сих пор остаются за пределами правового регулирования налогового законодательства, например плата за негативное воздействие на окружающую среду, платежи за пользование лесным фондом;

3) некоторые  природоресурсные платежи были  отменены либо объединены в единый налоговый платеж, например налог на добычу полезных ископаемых, заменивший собой отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

На данный момент налоги на природные ресурсы  являются источником дохода бюджетов различных уровней. Поступающие платежи (налоги) распределяются между федеральным бюджетом и бюджетом конкретного субъекта федерации в пропорциях, установленных природно-ресурсными законами. Однако прямые поступления в федеральный бюджет от платежей за пользование природными ресурсами незначительны и составляют не более 5% (без учета акцизов) от всех поступающих налоговых доходов, что в весьма ограниченной мере обеспечивает компенсирующее воспроизводство природных ресурсов. В России экономически значимая часть природных ресурсов пока остается в собственности государства, поэтому для решения вопроса об обеспечении условий получения существенного рентного дохода от эксплуатации ресурсов необходимо серьезное изменение законодательства, регулирующего платность природопользования.

В настоящее  время в Российской Федерации  практически не решена одна из основных проблем в сфере природопользования - получение государством рентных доходов. Система рентных платежей в настоящий момент носит разрозненный и не систематизированный характер, что наносит существенный ущерб государству и снижает определенность и эффективность всей системы публично - правовых платежей.

Осмысление  новой концепции развития системы  платежей за пользование природными ресурсами и выработка соответствующей системы приоритетов является необходимым условием для дальнейшего вовлечения природных ресурсов в хозяйственную деятельность, упорядочения правового регулирования финансово-экономических отношений в области природопользования и достижения экологически сбалансированного развития отечественной экономики.

Дальнейшее  совершенствование налогов на ресурсы может происходить  по следующим направлениям:

  • Достигнуть терминологической ясности и непротиворечивости налогового кодекса РФ;
  • Ввести технологический регламент;
  • Разработать и принять федеральный закон «о нефти и газе;
  • Повысить необлагаемую минимальную цену на нефть;
  • Рассмотреть в среднесрочной перспективе возможность отказа корректировки НДПИ с учетом мировых цен на нефть;
  • Изменить структуру декларации по НДПИ, для обоснования применения ставки НДПИ без увеличения на КЦ;
  • Зачислять НДПИ в виде сырой нефти в доходы региональных бюджетов по нормативу 20%;
  • Уточнить критерии признания физических лиц и организаций взаимозависимыми лицами для целей налогообложения, а также методы определения рыночных цен и тарифов, в целях повышения налогового контроля за использованием механизмов трансфертного ценообразования;
  • Создать биржу по торговле нефтепродуктами;
  • Ужесточить санкции за нарушения антимонопольного законодательства в целях избежания злоупотреблений нефтяными компаниями доминирующим положением на рынке нефти и нефтепродуктов;
  • Установить дифференциацию ставок НДПИ для малых и средних нефтяных компаний.

Для стимулирования природоохранной деятельности планируется  предусмотреть возможность установления налоговым и бюджетным законодательством:

- временных налоговых льгот, залоговой стоимости на некоторые виды отходов потребления, экологических депозитов,

- экологических фондов (для  ликвидации накопленного экологического  ущерба прошлых лет, государственных  кредитов и государственных заказов  на выполнение работ, направленных на охрану окружающей среды, и др.)

Соглашения  в налоговой сфере должны предусматривать, в числе прочего, меры, позволяющие  ограничить доступ к предоставляемым  ими льготам для лиц, не являющихся реальными налоговыми резидентами  стран - сторон соглашений.

Все вышеназванные  меры направлены на достижение целей  налоговой реформы, которые в обобщенном виде могут быть сформулированы как создание конкурентоспособной налоговой системы. 

 

Список используемой литературы

1. Налоговый кодекс Российской Федерации.

2. Земельный кодекс Российской Федерации.

3. Водный кодекс Российской  Федерации.

4. Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-фз "об охране окружающей среды" (с изменениями от 18 декабря 2006 г., 5 февраля, 26 июня 2007 г.)

Информация о работе Анализ ресурсного налогообложения ЗАО НПФ «БЗК»